Главам муниципальных образований
Оренбургской области,
организациям, оказывающим
регулируемые услуги в сферах
водоснабжения и водоотведения
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов по вопросам установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 и последующие годы направляет следующую информацию.
В настоящее время тарифное регулирование на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии со следующими основными документами:
- Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон);
- постановлением Правительства РФ 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
- приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания);
- приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э "Об утверждении регламента установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Регламент установления тарифов).
Повторно информируем, что при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод доходности инвестированного капитала;
в) метод индексации;
г) метод сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения был осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование.
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:
а) базовый уровень операционных расходов;
б) индекс эффективности операционных расходов;
в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);
г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии),
Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Обращаем Ваше внимание, что базовый уровень операционных расходов - это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, соответственно, при утверждении тарифов на 2020 - 2022 года или 2020 - 2024 года, базовый уровень операционных расходов должен быть установлен только на 2020 год.
Величина нормативного уровня прибыли может быть определена органом регулирования тарифов по годам в течение долгосрочного периода регулирования на разном уровне в соответствии с мероприятиями, предусмотренными инвестиционной программой. Минимальная величина нормативного уровня прибыли Методическими указаниями не определена.
Величина нормативной прибыли при расчете необходимой валовой выручки с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) не может превышать 7 процентов от суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 15 Методических указаний.
Методическими указаниями определено, что индекс эффективности операционных расходов устанавливается органом регулирования тарифов для каждой регулируемой организации с целью обеспечения поэтапного достижения эффективного уровня операционных расходов организации в размере от 1 до 5 процентов в год. На первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год. Ввиду отсутствия продолжительной практики установления органами местного самоуправления тарифов на долгосрочный период считаем целесообразным на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определить в размере 1% в год, на последующий долгосрочный период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования.
Основные принципы и основы расчетов необходимой валовой выручки и тарифов методом индексации определены в разделе IX Основ ценообразования и разделе VII Методических указаний.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка долгосрочных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, при этом регулируемые организации ежегодно направляют свои предложения по корректировке с приложением необходимых обосновывающих материалов, а орган регулирования тарифов ежегодно открывает и рассматривает дела в соответствии с требованиями, установленными Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и процедурами рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов на второй долгосрочный период регулирования.
Обращаем Ваше внимание, что организациям, которым ранее были установлены долгосрочные тарифы на период 2017 - 2019 гг., подавшим предложения об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, тарифы на новый период устанавливаются на срок не менее чем 5 лет, то есть на период 2020 - 2024 гг. При этом в соответствии с Методическими указаниями расчет на первый год долгосрочного периода, т.е. 2020 год, производится методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Принципы и подход при расчете тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2020 год в основном те же, что и при регулировании тарифов данным методом на 2019 год.
Расчет тарифов методом сравнения аналогов возможен только при осуществлении транспортировки воды и (или) сточных вод. Применение данного метода обязательно в случае, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) и такая организация не является гарантирующей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2017 года N 534 внесены изменения по включению в расчет тарифов расчетной предпринимательской прибыли, а именно "п. 47(2) предусмотрено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:
являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;
владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет".
Изменения в действующем законодательстве.
1) Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855 внесены изменения в постановление Правительства РФ 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с изменениями пункта 53 Основ ценообразования метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанные виды регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность отдельно сетей холодного водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения.
Метод сравнения аналогов не применяется в отношении гарантирующей организации.
Организации, указанные в пункте 53 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением гарантирующих организаций), вправе не позднее 1 ноября 2019 г. направить в орган регулирования предложение об установлении тарифов в соответствии с положениями Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. При этом пунктом 17(3) Правил регулирования тарифов предусмотрено, что "регулируемые организации, установление тарифов для которых осуществляется с применением метода сравнения аналогов, вправе не прилагать к заявлению об установлении тарифов материалы, предусмотренные пунктами "е", "ж", "к", "л" и "н" пункта 17 настоящих Правил.".
Органы регулирования на основании критериев выбора метода регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования, с учетом предложений регулируемых организаций, указанных в пункте 53 Основ ценообразования, с 1 января 2020 г. должны установить в отношении таких регулируемых организаций тарифы на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в соответствии с положениями Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов, предусмотрев одновременное прекращение действия ранее установленных тарифов на транспортировку холодной воды и (или) на транспортировку сточных вод в отношении этих регулируемых организаций.
Не допускается применение метода экономически обоснованных затрат и метода индексации для установления тарифов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, за исключением случаев, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией.
С учетом данных изменений необходимо осуществить тарифное регулирование услуг по транспортировке холодной воды и транспортировке сточных вод, исходя из требований Основ ценообразования и Правил регулирования.
Обращаем Ваше внимание, что внесены изменения в подпункт "г" пункта 17 Правил регулирования тарифов, если ранее требовалось представление регулируемой организацией копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату, то с учетом внесенных изменений требуются копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату.
2) Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2019 года N 855 внесены изменения в постановление Правительства РФ 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", из базового уровня операционных расходов исключены расходы на химические реагенты. Разъяснения ФАС России представлены в письме от 09.08.2019 N ВК/69106/19 по вопросу учета в регулируемых тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на химические реагенты.
3) Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2019 года N 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения дополнены пунктом 21(1) следующего содержания:
"21(1). Не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги".
Изменения вступают в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.09.2019).
Обращаем Ваше внимание, что регулирование тарифов должно осуществляться без роста в первом полугодии 2020 года, а также в первых полугодиях последующих годов долгосрочного тарифного регулирования, рост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения во втором полугодии 2020 года должен приниматься в соответствии с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги, не превышая при этом роста 2,0%. Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2019 N 2556-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ. В среднем по Оренбургской области утверждены следующие индексы:
с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 0%;
с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 3,6%.
Утверждение на уровне Правительства РФ предельных отраслевых индексов изменения тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения законодательно не предусмотрено. Однако, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 N 1098 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", для соблюдения роста платежей граждан рекомендуем утверждать тарифы в сферах водоснабжения и водоотведения на 2 полугодие 2020 года с ростом не более 2,0%.
Ведется подготовка проекта Указа Губернатора Оренбургской области об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области.
При возникновении вопросов по планируемым к утверждению предельным индексам изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги можете обращаться по телефону 78-40-60 (+добавочный номер специалиста):
- Сагдеев Ильфат Камильевич - доб. 123.
- Фролова Нина Юрьевна - доб. 120,
- Ляшенко Александр Сергеевич - доб. 160,
- Раевская Дарья Сергеевна - доб. 158,
- Паршина Анна Павловна - доб. 159.
По вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения обращаться по телефону 78-40-60 (+добавочный номер специалиста):
- Пешкова Ольга Сергеевна - доб. 117,
- Сурикова Ольга Александровна - доб. 144,
- Сюзина Наталья Васильевна - доб. 137,
- Абзаева Наталья Анатольевна - доб. 144,
При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Методическими указаниями необходимо использовать макроэкономические показатели, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (опубликован в сентябре 2019 года на сайте Минэкономразвития России economy.gov.ru) предусмотрены следующие параметры:
на 2020 год:
- газ природный, рост оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население - с июля 103,0%;
- электроэнергия, рост нерегулируемых цен, кроме населения на розничном рынке -105,6%(в среднем за год к предыдущему году);
- индекс потребительских цен - 103,0% (в среднем за год к предыдущему году базовый вариант);
на 2021 год:
- газ природный, рост оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население - с июля 103,0%;
- электроэнергия, рост нерегулируемых цен, кроме населения на розничном рынке - 102,9 - 103,5% (в среднем за год к предыдущему году);
- индекс потребительских цен - 103,7% (в среднем за год к предыдущему году базовый вариант);
на 2022 год:
- газ природный, рост оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население - с июля 103,0%;
- электроэнергия, рост нерегулируемых цен, кроме населения на розничном рынке - 102,9 - 103,5%(в среднем за год к предыдущему году);
- индекс потребительских цен -104,0% (в среднем за год к предыдущему году базовый вариант);
на 2023 год:
- газ природный, рост оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население - с июля 103,0%;
- электроэнергия, рост нерегулируемых цен, кроме населения на розничном рынке - 102,9 - 103,5%(в среднем за год к предыдущему году);
- индекс потребительских цен -104,0% (в среднем за год к предыдущему году базовый вариант);
на 2024 год:
- газ природный, рост оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население - с июля 103,0%;
- электроэнергия, рост нерегулируемых цен, кроме населения на розничном рынке - 102,9 - 103,5% (в среднем за год к предыдущему году);
- индекс потребительских цен - 104,0% (в среднем за год к предыдущему году базовый вариант).
В соответствии с Методическими указаниями, в случае, если срок долгосрочного периода регулирования превышает срок на который установлен индекс потребительских цен, применяется индекс потребительских цен, определенный в прогнозе социально-экономического развития на последний год.
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. П. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, определены требования к содержанию экспертного заключения.
Кроме того, департаментом были разработаны примерные формы экспертного заключения и расчетных таблиц, производственных программ и направляются в Ваш адрес, а также размещены на сайте департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
П. 29 Правил регулирования также определены требования к содержанию протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Орган регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола) заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов в адрес каждой регулируемой организации, для которой этим решением установлены тарифы.
Направление указанных документов осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в электронном виде (с получением подтверждения информации адресатом).
Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов.
Дополнительно информируем, что в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 455 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 825/пр от 17.11.2015 "Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" определено, что "информация, указанная в подпунктах 1, 2 пункта 6 настоящего приказа, размещается в системе органом регулирования в срок не позднее 3 дней со дня принятия решений (решения, постановления об установлении тарифов), содержащую соответствующую информацию о ценах, тарифах, установленных на ресурсы". За неразмещение данной информации действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
Приложение: примерные формы экспертных заключений, производственных программ в электронном виде.
И.о. директора департамента |
А.В. Шумский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 15 ноября 2019 г. N 37/01-13/2294 "О регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 и последующие годы"
Текст информационного письма опубликован на официальном сайте Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (http://www.tarif56.ru) 15 ноября 2019 г.