Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2019 г. N 03-05-04-01/77518
В настоящее время в рамках проводимой Департаментом налоговой и таможенной политики работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах участились случаи выявления несоответствия Налоговому кодексу Российской Федерации нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных налогах.
В частности, в указанных нормативных правовых актах имеют место нормы, как дублирующие положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), так и прямо не соответствующие им.
Так, определение в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц налогоплательщиков, а также объектов налогообложения, налоговой базы и иных элементов налогообложения, определение которых отнесено к исключительной компетенции федерального законодателя, является избыточным. Более того, установление в таких нормативных правовых актах норм о предоставлении налогоплательщикам налоговых вычетов в редакции, дублирующей соответствующие положения Налогового кодекса, порождает правовую неопределенность при предоставлении таких вычетов, а именно возникает вопрос: соответствующий вычет предоставляется представительным органом муниципального образования наряду с аналогичным вычетом, предусмотренным Налоговым кодексом, либо имеет место дублирование в нормативном правовом акте указанного органа нормы о вычете, установленном на федеральном уровне, т.е. вычет должен предоставляться однократно? Подобная неопределенность имеет место, например, в нормативных правовых актах городов Электрогорска и Черноголовки Московской области, города Благовещенска Республики Башкортостан.
Кроме того, в нормативных правовых актах о земельном налоге для индивидуальных предпринимателей установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, в то время как начиная с 2015 года авансовые платежи по земельному налогу для индивидуальных предпринимателей отменены и земельный налог уплачивается ими на основании налоговых уведомлений в установленный на федеральном уровне срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (например, Тахтамукское сельское поселение Республики Адыгея, г. Хасавюрт Республики Дагестан).
Также имеют место случаи установления порядка применения повышенной ставки земельного налога в отношении неиспользуемого по целевому назначению земельного участка вне зависимости от перехода прав на него, что не соответствует положениям Налогового кодекса (например, город Адыгейск Республики Адыгея).
В нормативных правовых актах о налоге на имущество физических лиц и земельном налоге в отдельных случаях устанавливается дифференциация налоговых ставок по критериям, не предусмотренным Налоговым кодексом (например, в городе Пушкино Московской области налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости не от кадастровой стоимости имущества, а от налоговой базы (т.е. кадастровой стоимости, уменьшенной на величину налоговых вычетов), в г. Махачкала Республики Дагестан налоговые ставки дифференцированы по налогоплательщикам, в г. Кумертау Республики Башкортостан установлены понижающие коэффициенты к ставкам земельного налога).
Учитывая изложенное, Департамент просит поручить нижестоящим налоговым органам провести мониторинг нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о земельном налоге, налоге на имущество физических лиц на предмет их соответствия Налоговому кодексу, и в случае выявления несоответствия провести разъяснительную работу с территориальными финансовыми органами.
Информацию о результатах проведенного мониторинга просьба представить в Департамент не позднее 31 декабря 2019 года.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2019 г. N 03-05-04-01/77518
Текст письма опубликован не был