Решение Самарского областного суда от 24 октября 2019 г. N 3а-1877/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1877/2019 по административному исковому заявлению П.К.С. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, с участием прокурора Г.Е.С., представителя административного истца К.Т.В., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
П.К.С. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 со дня их принятия, указывая, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, наименование: гостиница, общей площадью 1 558,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Нежилое здание размещено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования: для использования под гостиницы, дома приема гостей, центра обслуживания туристов. Данное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ. Фактически нежилое здание используется под размещение гостиницы "Купеческий дом", при которой также имеется трактир, занимающий часть первого этажа, для осуществления приема пищи постояльцами гостиницы, поскольку завтраки включены в стоимость проживания в номерах. На первом этаже здания расположены: ресепшен, подсобные помещения, помещения для складирования инвентаря, санузлы, коридоры, лестничные клетки. Со второго по четвертый этаж (мансарда) расположены гостиничные номера. Включение нежилого здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Представитель административного истца по доверенности от 26.06.2018 года N 63 АА 5029087 К.Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 08.04.2019 года N 30 М.Ф.Р. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, считая его необоснованным.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192). Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете "Волжская коммуна", N 308 (30543) от 20.11.2018 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В перечень на 2018 года под номером N, в перечень на 2019 года под номером N включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 558,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое здание принадлежит на праве собственности П.К.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.12.2018 года.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункта п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.04.2019 года нежилое здание с кадастровым номером N имеет наименование: гостиница.
Здание является выявленным объектом культурного наследия "Усадьба купчихи О.В. Шадриной", зарегистрированным в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.04.2019 года земельный участок с кадастровым номером 63:01:0810002:5 имеет вид разрешенного использования: под гостиницы, дома прием гостей, центры обслуживания туристов.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, назначение нежилого здания: нежилое, включает в себя:
подвал: сауна, площадью 38,5 кв. м., парная, площадью 5,2 кв. м., коридор, площадью 7,4 кв. м., санузел, площадью 3,0 кв. м., подсобное помещение, площадью 2,0 кв. м., коридор, площадью 8,4 кв. м., сауна, площадью 15,2 кв. м., сауна, площадью 10,6 кв. м., коридор, площадью 11,5 кв. м., зал, площадью 35,9 кв. м., санузлы, площадью 1,0 кв. м., 1, 1 кв. м., зал, площадью 21,8 кв. м., зал, площадью 20,7 кв. м., теплоцентр, площадью 15,9 кв. м.;
1 этаж: гараж, площадью 26,1 кв. м., зал кафе, площадью 58,2 кв. м., доготовочный цех, площадью 19,7 кв. м., коридоры, площадью 10,1 кв. м., 7,1 кв. м., 2,4 кв. м., 16,4 кв. м., 15,1 кв. м., 6,0 кв. м., 7,8 кв. м., 9,4 кв. м., 2,3 кв. м., моечная, площадью 10,1 кв. м., кабинеты, площадью 12,4 кв. м., 16,2 кв. м., 17,8 кв. м., санузел, площадью 2,0 кв. м., 2,3 кв. м., 2,8 кв. м., 2,4 кв. м., 1,0 кв. м., 1,7 кв. м., 1,8 кв. м., 1,6 кв. м., 1,6 кв. м., кладовая, площадью 11,6 кв. м., 3,0 кв. м., 2,8 кв. м., моечная, площадью 13,0 кв. м., холл, площадью 22,0 кв. м., 16,9 кв. м., лестница, площадью 14,3 кв. м., 17,7 кв. м., комната охраны, площадью 12,3 кв. м., комната персонала, площадью 15,2 кв. м., вспомогательное, площадью 6,4 кв. м.,
2 этаж: кабинеты, площадью 28,6 кв. м., 22,7 кв. м., 20,7 кв. м., 11,4 кв. м., 16,0 кв. м., 12,1 кв. м., 15,5 кв. м., 18,8 кв. м., 9,9 кв. м., 36,0 кв. м., коридоры, площадью 17,7 кв. м., 6,6 кв. м., 2,2 кв. м., 7,0 кв. м., 7,5 кв. м., 10,6 кв. м., 7,7 кв. м., 15,3 кв. м., 2,5 кв. м., санузлы, площадью 5,4 кв. м., 3,9 кв. м., 2,8 кв. м., 3,1 кв. м., 3,5 кв. м., 2,5 кв. м., электрощитовая, площадью 8,3 кв. м., лестница, площадью 14,0 кв. м., подсобное помещение, площадью 4,2 кв. м., комнаты, площадью 17,0 кв. м., 17,3 кв. м., 10,4 кв. м., 10,0 кв. м.;
3 этаж: кабинеты, площадью 46,3 кв. м., 27,5 кв. м., 31,0 кв. м., 24,9 кв. м., 5,3 кв. м., 20,1 кв. м., коридоры, площадью 6,2 кв. м., 4,3 кв. м., 7,0 кв. м., 19,7 кв. м., 2,3 кв. м., сан.узел, площадью 3,9 кв. м., 1,7 кв. м., 3,7 кв. м., 4,0 кв. м., 3,9 кв. м., 2,2 кв. м., холл, площадью 41,5 кв. м., комната отдыха площадью 13,3 кв. м., лестница, площадью 9,6 кв. м., 18,1 кв. м., комната, площадью 17,3 кв. м., 23,6 кв. м., 14,0 кв. м., 11,4 кв. м., 9,2 кв. м., 8,0 кв. м.;
мансарда: кабинеты, площадью 44,3 кв. м., 30,6 кв. м., 17,5 кв. м., 17,2 кв. м., холл, площадью 45,5 кв. м., сан.узел, площадью 3,0 кв. м., 3,3 кв. м., 1,7 кв. м., 1,6 кв. м.
Из заключения по обследованию нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу, выполненному кадастровым инженером Р.Д.Ю., следует, что в результате обследования было установлено: под офисы используются помещения 1-го этажа согласно поэтажному плану N 26, площадью 15,2 кв. м. (Бухгалтерия), N 32, площадью 10,2 кв. м. (кабинет директора); под торговый объект помещения не используются; под объект общественного питания используются помещения 1-го этажа согласно поэтажному плану N 1-16 (Трактир), общей площадью 187,7 кв. м., под сауну используются помещения подвала N 1-8 (Сауна) общей площадью 90,3 кв. м., остальные помещения здания используются в качестве гостиницы - номера для постояльцев и помещения вспомогательного назначения (санузлы, прачечная, коридоры, гардеробы, хозкладовые, комнаты для персонала). Также в здании располагаются помещения коммунального назначения - теплоузел. Общая площадь остальных помещения 1 255,2 кв. м.
Кадастровым инженером сделан следующий вывод: помещения 1-го этажа согласно поэтажному плану N 26, площадью 15,2 кв. м. (бухгалтерия), N 32, площадью 10,2 кв. м. (кабинет директора), не могут быть однозначно определены как помещения бытового обслуживания, так как используются исключительно для нужд гостиницы.
Помещения подвала N 1-8 (Сауна) общей площадью 90,3 кв. м., не могут быть однозначно определены как помещения бытового обслуживания, так как не предоставляются на коммерческой основе для граждан, а используются исключительно постояльцами гостиницы.
Помещения 1-го этажа согласно поэтажному плану N 1-16 (Трактир) общей площадью 187,7 кв. м., также используется в основном постояльцами гостиницы так как завтрак включен в стоимость проживания.
Сложившийся порядок пользования нежилым зданием, однозначно дает определить, что в качестве офисов, торгового объекта, объекта общественного питания и бытового обслуживания (офисы, магазин, ресторан, сауна, бассейн) используются помещения 1-го этажа согласно поэтажному плану N 1-16 (Трактир) общей площадью 187,7 кв. м., что составляет 12% от общей площади здания.
В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества от 25.10.2018 года, выполненного ГБУ СО "ЦРР", было осмотрено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 558,6 кв. м., и установлено фактическое использование: 1 этаж: помещение N 26, 32 общей площадью 25,4 кв. м., - рабочие кабинеты, помещение N 20, общей площадью 12,3 кв. м., - приемное помещение гостиницы, помещение N 16, площадью 74,4 кв. м., - объект общественного питания, помещение N 5, площадью 12,4 кв. м., - торговый объект, этаж - 1: помещение N 2, площадью 5,2 кв. м., - сауна гостиницы, помещение N 1, площадью 38,5 кв. м., - бассейн гостиницы, помещение N 15, площадью 20,7 кв. м., - прачечная гостиницы, помещение N 11, площадью 35,9 кв. м., - гладильная гостиницы, 1 этаж помещение N 2, площадью 32,7 кв. м., - цех пищевого производства, помещение N 4, площадью 10,1 кв. м., - мойка,-1 этаж: помещение N 7, 1 этаж помещение N 21, общей площадью 33 кв. м., - комнаты отдыха, приема пищи гостиницы, 1 этаж помещение N 30, площадью 2,8 кв. м., - мастерская гостиницы,-1 этаж помещение N 8, 1 этаж помещение N 29, 15, общей площадью 33,4 кв. м., - раздевалка гостиницы,-1 этаж помещение N 4, 13, 12, 1 этаж, помещение N 23, 25, 22, 24, 13, 14, 11, 12, 7, 2 этаж, помещения N 22, 23, 10, 11, 3 этаж помещение N 7, 4 этаж помещение N 4, 7, 5, 6, 3 часть, 3 часть, общей площадью 56,3 кв. м., - сан.узлы гостиницы,-1 этаж помещение N 14 часть, 1 этаж помещение N 31 часть, N 27, 9, 2 этаж помещение N 9 часть, 3 этаж помещение N 6, общей площадью 45,8 кв. м., - склады, 2 этаж помещение N 9 часть, площадью 5,8 кв. м., - серверная,-1 этаж помещение N 5, 9, 16, 1 этаж помещение N 37, 2 этаж помещение N 13, общей площадью 63,8 кв. м., - технические помещения (насосная, котельная, тепло.узел, электрощитовая),-1 этаж помещения N 6, 3, 10, 14 часть, 1 этаж помещение N 17, 19, 31 часть, 28, 33, 34, 35, 36, 18, 3, 6, 8, 2 этаж помещение N 33, 29, 18, 19, 14, 12, 3, 7, 3 этаж помещение N 13, 8, 5, 4 этаж помещение N 3 часть, 27, 22, общей площадью 390,8 кв. м., - коридоры, тамбуры, лестницы гостиницы, 2 этаж помещение N 32, 20, 28, 31, 27, 26, 25, 24, 20, 21, 16, 17, 15, 1, 2, 4, 5, 6, 8, 3 этаж помещение N 11, 9, 10, 1, 2, 3, 4, 12, 4 этаж помещение N 10, 8, 9, 2, 1, 26, 24, 23, 25, 18, 19, 20, 21, 14, 16, 15, 17, общей площадью 681, 5 кв. м., - гостиничные номера. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.
Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило административному истцу о том, что по результатам осмотра объекта недвижимого имущества от 25.10.2018 года установлено, что более 20% от общей площади данного нежилого здания используется под офисы, торговый объект, объект общественного питания и бытового обслуживания (офисы, магазин, ресторан, сауна, бассейн). Приняло решение об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, оснований для исключения из Перечня указанного объекта в настоящее время отсутствуют.
Из пояснений представителя истца следует, что здание используется истцом под гостиницу, в кабинетах располагается персонал гостиницы. Сауна, бассейн предназначены только для постояльцев гостиницы. Поскольку завтрак включен в стоимость номера, то трактир посещают также постояльцы гостиницы.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилого здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Доказательств фактического использования здания в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов также не представлено.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое здание фактически используется на спорный период времени и по настоящее время под гостиницу. При этом под размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания используется менее 20% от общей площади здания. Так, из материалов дела следует, что под сауну используются помещения, общей площадью 90,3 кв. м. под объект общественного питания помещения, общей площадью 187,7 кв. м., что составляет 17,8% от общей площади здания. Иные помещения используются персоналом для функционирования гостиницы и ее гостями.
Из технического паспорта следует, что общая площадь помещений, поименованных под сауну и кафе, также составляет менее 20% от общей площади здания.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использования рассматриваемого нежилого здания, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у П.К.С. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 30.04.2019 года, вступившем в законную силу, были удовлетворены административные исковые требования П.К.С. о признании о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 в части нежилого здания с кадастровым номером N.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 г., 2019 г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск П.К.С. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 октября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 октября 2019 г. N 3а-1877/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании