Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Республики Азербайджан Э.А. Гусейнова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Республики Азербайджан Э.А. Гусейнов оспаривает конституционность подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в силу которого въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении него вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Как следует из представленных материалов, Э.А. Гусейнов был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации" КоАП Российской Федерации, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Впоследствии заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором требовал признать незаконными действия должностных лиц Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, выразившиеся во внесении в базу данных Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию. При этом Э.А. Гусейнов указал, что соответствующими должностными лицами не был соблюден порядок принятия решения о запрете въезда в Российскую Федерацию.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявителю было отказано в удовлетворении его требований. Как указал суд, факт непринятия уполномоченным государственным органом мотивированного решения о запрете въезда в Российскую Федерацию не нарушает прав заявителя, поскольку пятилетний запрет въезда в Российскую Федерацию установлен пунктом 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в качестве последствия принятия судом решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
По мнению Э.А. Гусейнова, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 27, 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет препятствовать въезду иностранного гражданина в Российскую Федерацию в отсутствие решения уполномоченного органа о запрете такого въезда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким федеральным законом является, в частности, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в котором законодатель в развитие указанного конституционного положения в рамках предоставленной ему дискреции определил случаи, когда иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен. Так, в подпункте 2 части первой статьи 27 данного Федерального закона указано, что для иностранного гражданина или лица без гражданства въезд в течение пяти лет на территорию Российской Федерации не разрешается, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации. В этом случае в отношении иностранного лица федеральным уполномоченным органом исполнительной власти выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а в документе, удостоверяющем его личность, проставляется соответствующая отметка. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 25.10 и часть вторая статьи 27 названного Федерального закона).
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права Э.А. Гусейнова в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же законности и обоснованности судебных актов в части оценки наличия или отсутствия нарушения прав заявителя действиями (бездействием) органов исполнительной власти не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Азербайджан Гусейнова Этибара Аскер оглы, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 2960-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Азербайджан Гусейнова Этибара Аскер оглы на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)