Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.Б. Мацекова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Б.Б. Мацеков оспаривает конституционность следующих положений статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции":
пункта 2 части 3, согласно которому внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления; части 8, устанавливающей, что персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Как следует из представленных материалов, Б.Б. Мацеков направил в Министерство внутренних дел Республики Калмыкия обращение, в котором просил предоставить сведения о факте осуждения, содержащиеся в оперативно-справочной картотеке с указанием оснований хранений, и просил снять данные сведения с пофамильного учета и перевести в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек путем присвоения знака логического удаления. В ответ на его обращение Министерство внутренних дел Республики Калмыкия сообщило, что информация о факте его осуждения хранится в оперативно-справочной картотеке Информационного центра Министерства внутренних дел Республики Калмыкия и что независимо от срока и вида наказания информация об осужденных хранится до достижения ими восьмидесятилетнего возраста при условии погашения или снятия судимости. Заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, в частности, просил признать действия Министерства внутренних дел Республики Калмыкия по хранению соответствующих сведений незаконными. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления Б.Б. Мацекову было отказано. В передаче кассационных жалоб заявителя для рассмотрения в заседании судов кассационной инстанции также было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15 (части 1 и 4), 18, 23 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают хранение и обработку полицией данных о лице, осужденном за совершение преступления, вне зависимости от погашения либо снятия судимости и не предусматривают уничтожения этих данных с момента погашения (снятия) судимости, тем самым не позволяя соответствующему лицу контролировать разглашение указанных данных, тогда как доступ иных лиц к ним может препятствовать свободной реализации этим лицом своих прав и свобод.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Б.Б. Мацековым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Согласно статье 17 названного Федерального закона в целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей ей предоставлено право обрабатывать данные о гражданах и вносить в банки данных о гражданах полученную информацию, состав которой обусловлен функциями полиции (часть 1). Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 этой статьи, подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания. Иными словами, это информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
Предусматривая, что формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а содержащиеся в них персональные данные обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, т.е. во всяком случае не могут храниться бессрочно (части 2, 7 и 8), указанная статья предписывает, что такие данные должны обрабатываться и храниться полицией строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом статья 17 Федерального закона "О полиции" допускает раскрытие содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязывает полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (части 4-6).
Таким образом, оспариваемые положения частей 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции", закрепляющие право полиции обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на нее функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безопасности, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацекова Баира Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 2958-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацекова Баира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 3 и частью 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)