Приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 22 мая 2019 г. N 175-П/1
"Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов"
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 N 2, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную программу профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 13 сентября 2018 г. N 565-П "Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2018 - 2020 годы".
Первый заместитель Председателя Правительства - Министр экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
В.Н. Мазов |
Ведомственная программа
профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов
(утв. приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 22 мая 2019 г. N 175-П/1)
Паспорт
Наименование программы |
Ведомственная программа профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов (далее - программа) |
Правовые основания разработки Программы |
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; - Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 N 2 |
Разработчик Программы |
Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее - министерство) |
Виды государственного контроля (надзора) |
Программа реализуется по следующим видам государственного контроля (надзора): - региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Цели Программы |
повышение прозрачности деятельности Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; - предупреждение нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; - мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям; - разъяснение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, обязательных требований (создание системы консультирования); повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов |
Задачи Программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований; - установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов, анализ состояния подконтрольной среды (статанализ); - формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - создание системы контроля, сбор статистических данных. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов, без разделения на этапы |
Источники финансирования |
Программа реализуется ежегодно в объемах, предусмотренных по министерству Законом Республики Мордовия о бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - уменьшение числа нарушений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции; - внедрение и реализация эффективных способов профилактических мероприятий - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению |
Структура программы |
Программа не предусматривает реализацию подпрограмм |
Раздел 1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
1. Описание видов и типов подконтрольных субъектов
Подконтрольными субъектами Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее - министерство) являются (по состоянию на 1 января 2019 г.):
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции - 230;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи - 3280 торговых точек.
Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной продукции являются:
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции;
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания;
организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей продукции.
2. Статистические показатели состояния подконтрольной среды
В рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции) министерством в 2018 году проведено 532 проверки, из них:
0 - плановых проверок,
532 - внеплановых проверок (100% от общего количества проверок).
Внеплановые проверки проведены на основании:
заявлений о выдаче, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии - 532 (100%).
Выявлено 17 нарушений обязательных требований по результатам проведенных внеплановых проверок.
Кроме того, в 2018 году должностными лицами министерства возбуждено 124 дела об административных правонарушениях, составлено 124 протокола, вынесено 123 постановления о привлечении организаций, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц к административной ответственности, 1 дело об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава или события правонарушения.
Из общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях:
120 - по статье 15.13 КоАП РФ (искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей);
1 - по части 2 статьи 14.6 КоАП (Нарушение порядка ценообразования) - рассмотрено Мировым судьей Октябрьского района г. Саранска (вынесено наказание в виде предупреждения);
1 - по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований).
В рамках государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции обработано 2272 декларации.
3. Текущий уровень развития профилактических мероприятий, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Приказом министерства от 7 ноября 2017 г. N 234-П "Об утверждении перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Мордовия и регионального государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов" утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции.
Указанный Перечень размещен на официальном сайте министерства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства (http://mineco.e-mordovia.ru/licensing/normative-acts/).
Министерством осуществляется информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством:
разъяснительной работы непосредственно в ходе проведения проверочных мероприятий в целях применения мер по устранению нарушений;
адресной рассылки информации на адреса электронной почты организаций и индивидуальных предпринимателей; проведения прямых телефонных линий;
размещения на официальном сайте министерства разъяснений об изменениях в законодательстве в области розничной продажи алкогольной продукции;
выдачи предостережений.
Возможные риски причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) причиненного ущерба:
- отсутствие фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе розничной продажи алкогольной продукции - влечет причинение имущественного ущерба бюджету Республики Мордовия в виде недополученных сумм акцизных платежей, поскольку уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации акцизы распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объемам реализации продажи алкогольной продукции, отраженной в ЕГАИС;
- розничная продажа алкогольной продукции без лицензии либо без сопроводительных документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции, - влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Просчитать конкретный объем суммы ущерба в виде недополученных сумм акцизов не представляется возможным ввиду самого факта несписания алкогольной продукции в ЕГАИС, а, следовательно, отсутствия достоверной и полной информации об объеме ее реализации
Основными проблемами подконтрольной среды являются:
низкий уровень правосознания подконтрольных субъектов, а также их пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей;
недостаточный контроль со стороны руководителей подконтрольных субъектов за исполнением должностных обязанностей сотрудниками.
Пути решения проблем:
повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей;
обеспечение достаточного контроля со стороны руководителей подконтрольных субъектов за исполнением должностных обязанностей сотрудниками;
проведение комплексной профилактической работы в данной подконтрольной сфере, в ходе которой будут устраняться ключевые проблемы по соблюдению обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе по соблюдению требований стандартов раскрытия информации, обусловленных недостаточным пониманием обязательных требований.
Раздел 2. Основные цели и задачи проведения профилактической работы
Целями проведения профилактической работы являются:
предупреждение нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции;
предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушения обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
предупреждение нарушений обязательных требований;
сокращение количества нарушений обязательных требований;
обеспечение доступности информации об обязательных требованиях.
Целевые показатели Программы и их значения по годам
Показатель |
Базовое значение |
Период, год |
||
2019 |
2020 |
2021 |
||
Количество проведенных профилактических мероприятий |
Значение 2018 г. 100% |
105% |
110% |
115% |
Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, % |
Значение 2018 г., 20% |
25% |
30% |
35% |
Количество смертельных случаев в результате отравления недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукцией, на 100 тысяч жителей |
Значение 2018 г., 3 |
3 |
2 |
2 |
Целевыми показателями качества Программы выступают:
1. Показатель снижения количества нарушений законодательства, допущенных подконтрольными субъектами, выявленных при проведении проверок.
Показатель рассчитывается как отношение количества нарушений законодательства, выявленных в ходе контрольных мероприятий, к количеству нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий за предыдущий год. Базовый период 2018 год - 100%. В 2019 году показатель не превышает 95%.
2. Показатель количества проведенных профилактический мероприятий, ед.
Базовый период 2018 год - 100%. В 2019 году показатель должен увеличиться на 5% к базовому периоду.
Показатель рассчитывается из необходимости организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, %.
В 2019 году не должен быть меньше 25%.
Показатель рассчитывается как отношение количества подконтрольных субъектов, в отношении которых были проведены профилактические мероприятия, к общему количеству подконтрольных субъектов.
Раздел 3. Перечень программных мероприятий
Министерством реализуются программные мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 год и плановый период 2020 - 2020 годы на основании планов-графиков в соответствии с Приложением к настоящей Программе.
Раздел 4. Определение ресурсного обеспечения программы
Проведение предусмотренных Программой мероприятий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в пределах имеющейся штатной численности.
Штатная численность государственных гражданских служащих, выполняющих функции по контролю и профилактике - 4 единицы.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, курирующий координацию деятельности отдела регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства.
Реализацию Программы осуществляют должностные лица Отдела регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства (начальник отдела, консультанты отдела).
Раздел 6. Оценка эффективности программы
Оценка эффективности Программы осуществляется по итогам соответствующего года ее реализации.
Ежегодно (в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным) проводится обобщение результатов, полученных от проведения профилактических мероприятий в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Итоги результатов освещаются на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований заключается в исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Экономический эффект от реализованных мероприятий заключается в минимизации ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления на подконтрольные субъекты; снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований; увеличение числа подконтрольных субъектов, включенных в категорию низкого риска и освобожденных от проверок.
Приложение N 1
к ведомственной программе
профилактики нарушений в области
розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции Министерства
экономики, торговли и предпринимательства
на 2019 год и плановый период
2020 - 2021 годов
План-график
мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований на 2019 год
N п/п |
Наименование мероприятия по профилактике |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Круг подконтрольных субъектов |
1. |
Ведение Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Постоянно |
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции |
2. |
Размещение на официальном сайте министерства результатов проведенных министерством плановых, внеплановых проверок в рамках исполнения государственной функции по осуществлению регионального контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Раз в полугодие, не позднее 10 числа, следующего за отчетным периодом |
|
3. |
Подготовка и размещение перечня типовых и массовых нарушений обязательных требований |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Не реже одного раза в год |
|
4. |
Разработка и размещение на официальном сайте министерства комментариев и разъяснений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
По мере необходимости |
|
5. |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров, конференций, рассылки с помощью электронной почты, консультирования по телефону |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
|
6. |
Проведение семинаров-совещаний в муниципальных образованиях в Республике Мордовия |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Не реже одного раза в полугодие |
|
7. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
В срок, установленный Правительством Российской Федерации со дня получения сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государстве иного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
|
8. |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органа государственного контроля (надзора), руководств по соблюдению обязательных требований |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Раз в полугодие |
Приложение N 2
к ведомственной программе
профилактики нарушений в области
розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции Министерства
экономики, торговли и предпринимательства
на 2019 год и плановый период
2020 - 2021 годов
Проект Плана-графика
мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований на плановый период 2020 - 2021 годов
N п/п |
Наименование мероприятия по профилактике |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Круг подконтрольных субъектов |
1. |
Ведение Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Постоянно |
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции |
2. |
Размещение на официальном сайте министерства результатов проведенных министерством плановых, внеплановых проверок в рамках исполнения государственной функции по осуществлению регионального контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Раз в полугодие, не позднее 10 числа, следующего за отчетным периодом |
|
3. |
Подготовка и размещение перечня типовых и массовых нарушений обязательных требований |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Не реже одного раза в год |
|
4. |
Разработка и размещение на официальном сайте министерства комментариев и разъяснений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
По мере необходимости |
|
5. |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров, конференций, рассылки с помощью электронной почты, консультирования по телефону |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
|
6. |
Проведение семинаров-совещаний в муниципальных образованиях в Республике Мордовия |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Не реже одного раза в полугодие |
|
7. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
В срок, установленный Правительством Российской Федерации со дня получения сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государстве иного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
|
8. |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики органа государственного контроля (надзора), руководств по соблюдению обязательных требований |
Отдел регулирования алкогольного рынка и лицензирования |
Раз в полугодие |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 22 мая 2019 г. N 175-П/1 "Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 10 апреля 2020 г. N 129-П