Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 9-АПА19-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кулакова А.В. о признании не действующим постановления Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" в части по апелляционной жалобе Кулакова А.В. на решение Нижегородского областного суда от 29 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Нижегородской области Бифиной П.С., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Поляковой Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Кулаков А.В. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м 3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м 3/год, многоквартирные дома, 4 м 2 площади, 8,88 кг/год, 0,10 м 3/год.
Решением Нижегородского областного суда от 29 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Кулаков А.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Нижегородской области, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного Закона нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 23 ноября 2001 г. N 226-З "Об отходах производства и потребления", к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 м 3/год, индивидуальные жилые дома в других населенных пунктах, 1 проживающий, 194,16 кг/год, 2,33 м 3/год, многоквартирные дома, 4 м 2 площади, 8,88 кг/год, 0,10 м 3/год.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Кулаков А.В. указал, что оспариваемым постановлением нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов определены без учета порядка определения нормативов, с нарушением процедуры определения норм накопления, без определения плотности твердых коммунальных отходов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций N 524/пр замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций N 524/пр для определения нормативов выбрано 10 муниципальных образований, в которых: а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство; б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая, и прочие виды промышленности; в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами (городской округ город Нижний Новгород, Городецкий муниципальный район, Шатковский муниципальный район, Ардатовский муниципальный район, Сергачский муниципальный район, Воскресенский муниципальный район, Городской округ город Выкса, Богородский муниципальный район, Кстовский муниципальный район, Балахнинский муниципальный район).
На территории выбранных муниципальных образований для исследования определены 40 участков с наличием в них МКД и ИЖД, что не противоречит пункту 7 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и пункту 7 Методических рекомендаций N 524/пр.
Исходными данными для определения нормативов являлись Отчеты о результатах инструментальных измерений с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Нижегородской области по сезонам и муниципальным образованиям.
Впоследствии полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую) согласно приложениям 4 и 5 Методических рекомендаций N 524/пр.
Вышеуказанные инструментальные измерения проводились по четырем сезонам весна, лето, осень, зима на протяжении 2018 года.
Исследовав и оценив, представленную в материалы дела документацию о замерах отходов, суд первой инстанции сделал вывод о том, что расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов произведен в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методическими рекомендациями N 524/пр.
Отклоняя довод административного истца о том, что на дату подписания оспариваемого нормативного правового акта измерения фактического ТКО от жизнедеятельности физических и хозяйствующей деятельности юридических лиц на территории Нижегородской области для установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в зимний период не производилось, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Отчетам о результатах инструментальных измерений с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Нижегородской области (сезон зима) замеры накопления твердых коммунальных отходов проводились непрерывно в течение 7 дней в декабре 2018 года, что не противоречит Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методическим рекомендациям N 524/пр.
Довод административного истца о том, что при принятии оспариваемого постановления не были учтены сведения, содержащиеся в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08 ноября 2016 г. N 752, а также нормы постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", также являются несостоятельными, поскольку исходя из предмета регулирования указанных актов они не могут рассматриваться как акты, имеющие большую юридическую силу на соответствие которым должен был проверяться оспариваемый правовой акт, поскольку регулируют иные правоотношения в сфере обращения с отходами.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 29 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулакова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 9-АПА19-32
Текст определения опубликован не был