Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 80-АПА19-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" о признании недействующим приказа Министерства развития и экономики Ульяновской области от 27 декабря 2018 г. N 06-555 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" на 2019 год" по апелляционной жалобе Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства развития и экономики Ульяновской области от 27 декабря 2018 г. N 06-555 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" на 2019 год" и возложении на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (ранее - Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области) обязанности по изданию заменяющего нормативного акта.
Решением Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан не действующим со дня его принятия, на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания не действующим оспариваемого нормативного правового акта со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), предоставляемую теплоснабжающим организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П и действовавшего на момент издания оспариваемого акта, Министерство осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области принят приказ от 27 декабря 2018 г. N 06-555 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Интер-Энерго-Траст" на 2019 год".
Приказом установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на период с 1 января по 30 июня 2019 г. в размере 99,76 руб./Гкал., на период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. в размере 103,06 руб./Гкал.
Текст приказа опубликован 30 декабря 2018 г. в газете "Ульяновская правда", N 98.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил регулирования тарифов указано, что тарифы могут быть введены на срок менее 1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что ООО "Интер-Энерго-Траст", владея тепловыми сетями и являясь теплосетевой организацией, 11 декабря 2017 г. впервые обратилось в орган регулирования - Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "Интер-Энерго-Траст" просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
По заявлению ООО "Интер-Энерго-Траст" открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения. В отношении общества применен метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. N 06-157 на период с 24 сентября по 31 декабря 2018 г. установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО "Интер-Энерго-Траст" для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 99,76 руб./Гкал (вид теплоносителя - вода).
Вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда от 21 января 2019 г. приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. N 06-157 признан недействующим со дня принятия и на Министерство возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 7 марта 2019 г. N 06-37 во исполнение указанного решения Ульяновского областного суда от 21 января 2019 г. установлены на период с 24 сентября по 31 декабря 2018 г. тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО "Интер-Энерго-Траст" для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, по одноставочному тарифу на воду в размере 159,11 руб./Гкал.
С заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2019 год ООО "Интер-Энерго-Траст" не обращалось, в связи с чем Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год, оказываемые ООО "Интер-Энерго-Траст", в адрес регулируемой организации направлен запрос о необходимости представления документов.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены одноставочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО "Интер-Энерго-Траст" для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: с 1 января по 30 июня 2019 г. в размере 99,76 руб./Ткал., с 1 июля по 31 декабря 2019 г/ в размере 103,06 руб./Гкал.
Согласно протоколу заседания правления Министерства от 27 декабря 2019 г. при расчете необходимой валовой выручки административный ответчик снизил предложенные расходы по отдельным статьям затрат: "Ремонт основных средств", "Расходы на оплату труда", "Расходы на отчисления на социальные нужды", "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг", "Расходы на арендную плату", исключены расходы по статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями", налог на прибыль также рассчитан в ином в размере по сравнению с предложением общества.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования.
Основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта послужили выводы суда первой инстанции о неправильном определении нормативной численности производственного и административно-управленческого персонала, что повлекло неправильное определение расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что орган регулирования занизил расходы на налоговые платежи.
Выводы суда первой инстанции о неправомерном расчете органом регулирования необходимой валовой выручки регулируемой организации в апелляционной жалобе не оспариваются.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Ссылка административного ответчика на недопустимость придания обратной силы при принятии заменяющего нормативного правового акта не может быть принята во внимание, поскольку расчет органа регулирования в вышеуказанной части является экономически необоснованным и нарушает права административного истца.
При этом Судебная коллегия исходит из того, что нормативный правовой акт, принимаемый органом регулирования в целях замены акта, признанного судом недействующим, не придает тарифам обратную силу. Принятие такого акта, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой не определенности в уже существующих отношениях.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 80-АПА19-16
Текст определения опубликован не был