В соответствии с решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 06.12.2014 N 21 "О Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки", в целях создания в учреждениях культуры библиотечного типа оптимальных условий для повышения качества библиотечных услуг, их социальной значимости, максимального охвата всех слоев населения библиотечным обслуживанием приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Псковской области (далее - Модельный стандарт).
2. Государственному бюджетному учреждению культуры "Псковская областная универсальная научная библиотека" (генеральный директор Павлова В.И.):
1) организовать информирование о внедрении и реализации Модельного стандарта в рамках системы повышения квалификации библиотечных работников в Псковской области;
2) осуществлять ежегодный мониторинг реализации Модельного стандарта;
3) предоставлять в Комитет по культуре Псковской области отчет о реализации Модельного стандарта в срок до 10 февраля и 10 августа текущего года.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Псковской области:
1) руководствоваться утвержденным настоящим приказом Модельным стандартом при организации деятельности муниципальных общедоступных библиотек;
2) разработать План мероприятий по внедрению Модельного стандарта в муниципальных образованиях Псковской области на 2020 - 2022 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И. о. председателя комитета |
А.А. Бударина |
Модельный стандарт
деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Псковской области
(утв. приказом Комитета по культуре Псковской области от 30 апреля 2019 г. N 102/1-ОД)
Рекомендации для библиотек области
Модельный стандарт разработан на основе федерального и регионального законодательства, "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки", утвержденного Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским 31 октября 2014 года, с учетом региональной специфики, В разработке документа участвовали специалисты областных и муниципальных библиотек области.
Проект стандарта был направлен Главам муниципальных образований, руководителям органов культуры, директорам библиотечных объединений.
1. Основные положения
Библиотеки Псковской области являются хранителями общенациональных и, в том числе местных псковских культурных традиций, исторического опыта, накопленного регионом; центрами общественно-политической, экономической, правовой, культурной и социально-бытовой информации о жизни государства и региона; центрами общественных связей и культурных инициатив; местом общения населения.
Деятельность общедоступных библиотек основывается на признании неотъемлемого права всех жителей на качественное, своевременное предоставление информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом - повышение уровня культуры и вовлеченности граждан в культурную и общественную жизнь,
Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек Псковской области (далее - Модельный стандарт) разработан в целях реализации государственной культурной политики, развития библиотечно-информационной отрасли, организации деятельности библиотек в условиях общественных изменений, технологических инноваций.
Модельный стандарт разработан на основе федерального и регионального законодательства, "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки", утвержденного Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским 31 октября 2014 года, с учетом региональной специфики, которая характеризуется преимущественным расположением муниципальных общедоступных библиотек в сельской местности в малочисленных населенных пунктах, удаленных от административного центра поселения.
Модельный стандарт охватывает основные направления работы библиотек: нормативно-законодательную базу, размещение и организацию библиотечной сети и библиотечного пространства, ресурсное обеспечение (фонды, оборудование, помещения, персонал), организацию обслуживания пользователей,
Модельный стандарт может быть использован руководителями органов культуры местного самоуправления Псковской области для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения; создания в учреждениях культуры библиотечного типа оптимальных условий для повышения качества библиотечных услуг, их социальной значимости, максимального охвата населения библиотечным обслуживанием.
Данный Модельный стандарт рекомендуется использовать для разработки и принятия муниципального правового акта об организации библиотечного обслуживания на территориях муниципальных образований Псковской области.
2. Используемые термины
В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:
Библиотечная система (централизованная библиотечная система) - библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, распределенного библиотечного фонда, организационного и технологического единства, состоящее из центральной библиотеки и библиотек-филиалов.
Библиотечное обслуживание - совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей её пользователей путём предоставления библиотечных услуг.
Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учёту, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.
Внестационарное библиотечное обслуживание - обслуживание читателей, вне стационарной библиотеки обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках и др.
Информация - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Качество услуги - совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности пользователя.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки - деятельность, направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию,
Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой; выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения.
Муниципальная библиотека - это библиотека, являющаяся объектом собственности муниципального образования.
Муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Модельный стандарт - документ, носящий рекомендательный характер, определяющий основные положения, цели, виды, принципы, минимальные необходимые параметры, обеспечивающие эффективное выполнение какой-либо общественно значимой деятельности. Может быть использован для определения дальнейшего развития отрасли, территории, учреждения.
Национальная электронная библиотека - единая публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции единого интегратора электронного библиотечного ресурса страны и координатора согласованной оцифровки библиотечных фондов, а также предоставления доступа к ним.
Общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования её ресурсами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по возрасту, уровню образования, специальности, отношению к религии.,
Платные услуги - услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в рамках их уставной деятельности, реализация которых направлена на расширение спектра дополнительных услуг.
Пользователь - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг,
Цифровые библиотечно-информационные ресурсы, цифровой фонд - ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имевшие изначально цифровой (электронный) вид,
Электронная библиотека - организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабжённая средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование социально значимых документов в электронной среде,
Электронный каталог библиотеки - база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся документы в фондах библиотек.
Эффективность работы библиотеки - уровень достижения библиотекой поставленных целей с учётом потребностей пользователей.
3. Задачи, виды и принципы деятельности библиотек
Приоритетными задачами развития библиотечного дела на территории Псковской области являются:
- обеспечение свободного доступа граждан к информации через ресурсы и информатизацию библиотечной отрасли, создание новых форм информационных услуг и обслуживания;
- обеспечение возможности просвещения и развития творческих способностей пользователей, организация интеллектуального досуга;
- сохранение культурного наследия регионального и муниципального Значения, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме.
- закрепление и повышение квалификации библиотечных кадров;
- укрепление и развитие материально-технической базы библиотек области. Основные виды деятельности общедоступных библиотек:
- библиотечно-информационное обслуживание - предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях; справочно-библиографическое обслуживание; обеспечение доступа к собственным и мировым информационным ресурсам; профессиональное консультирование в выборе источников информации и их качеству.
- культурно-просветительская деятельность - организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения, реализация культурно-просветительских программ, выставочная деятельность.
Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.
Общедоступные библиотеки (в рамках государственного и/или муниципального задания) должны:
- работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Псковской области, этических норм общества;
- соответствовать в своей работе нормативным и техническим требованиям;
- ориентироваться на библиотечные и информационные потребности пользователей на основе постоянного мониторинга, оценку качества и результативности;
- учитывать специфику и возможности особых групп пользователей - детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, творчества, общения и досуга). В случаях выполнения библиотеками для взрослых функций обслуживания детей интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны.
Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.
4. Основные направления деятельности
Деятельность библиотек области осуществляется по следующим направлениям:
- Библиотека как культурно-просветительский центр - коммуникационная площадка для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения;
- Библиотека как активный агент в Интернет-пространстве: предоставляет доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, обеспечивает по ним навигацию, дает пользователю профессиональную консультацию по выбору источников информации и их качеству;
- Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе муниципального и регионального значения, представленного её фондами и другими информационными ресурсами.
Краеведческая деятельность библиотеки активно способствует формированию культурно-исторического сознания местного сообщества.
Общедоступная библиотека:
- собирает и хранит литературу по вопросам местной жизни, в том числе местный обязательный экземпляр;
- отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате;
- составляет и издает на различных носителях информации краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;
- совместно с другими организациями участвует в сохранении местных традиций, создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, знаменитых личностей, наиболее ярких событий, организует работу краеведческих клубов и объединений.
- Развитие информационной культуры пользователей. Общедоступная библиотека:
- проводит библиотечные уроки в библиотеке, в образовательных учреждениях; экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, справочно-библиографическим аппаратом, услугами, технологическими возможностями библиотеки;
- участвует в организации специальных уроков, семинаров и тренингов в помощь овладению компьютерной грамотностью, основам работы с электронными ресурсами, обучающими программами и т.п.
Общедоступная библиотека осуществляет следующие основные формы обслуживания:
- Стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки).
- Внестационарная форма обслуживания (организация библиотечного обслуживания жителей удалённых территорий или небольших поселений, где нет стационарной библиотеки; доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы, ЭДД).
- Дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном режиме на основе информационно-коммуникационных технологий).
Общедоступная библиотека должна иметь свое представительство в Интернете. Сайт библиотеки является инструментом для расширения виртуального взаимодействия библиотеки и потенциальных пользователей, развития спектра услуг, позволяет максимально увидеть ресурсы, партнёрские связи и деятельность общедоступной библиотеки.
Кроме того, для общедоступной библиотеки обязательно наличие:
- информационной страницы или ссылки на сайт на Библиотечном портале Псковской области;
- доступа к сайтам государственных и муниципальных услуг, другим социальным сервисам;
- он-лайн услуг: виртуальной справочной службы, электронной доставки документов, продления книг;
- страниц библиотеки в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Twitter и др.) для информирования и формирования новых групп пользователей.
5. Ресурсы общедоступной библиотеки
5.1. Информационные ресурсы
Фонд общедоступной библиотеки включает документы в различных форматах и на различных носителях: печатные издания, аудиовизуальные и электронные документы.
Фонды, содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Псковской области и могут объявляться книжными памятниками в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Содержание фонда должно отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек зрения, исключать материалы" связанные с пропагандой экстремизма, вражды, насилия, жестокости, порнографии,
Основными характеристиками фонда библиотек являются: соответствие потребностям и спросу населения, постоянная обновляемость.
Объем фонда муниципальной библиотеки формируется исходя из средней книгообеспеченности жителя;
- в городе - 5-7 томов;
- на селе - 7-9 томов.
В составе фонда муниципальной библиотеки должно содержаться до 50% наименований новых поступлений документов на различных носителях,
Норматив ежегодного пополнения фонда в расчете на 1000 жителей:
- новые документы - в соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию общедоступных библиотек Российской Федерации на 2017 - 2021 годы;
- документы для детей - 100 экз.;
- документы на современных носителях информации (аудио-, видео документы, CD-ROM и др.) - 30 экз.
Обновление фондов сельских библиотек должно составлять не менее 8-10% в год от объема фонда.
Межпоселенческие центральные библиотеки, центральные библиотеки, расположенные в городских поселениях, должны располагать увеличенным объёмом фонда для обслуживания жителей всей территории (района, городского округа, городского поселения): дополнительно из расчёта от 0,5 до 2 томов на жителя всего муниципального образования,
Межпоселенческие центральные библиотеки, получающие обязательный экземпляр документов муниципального образования, формируют наиболее полный фонд, доступный жителям соответствующего муниципального образования.
При отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки в фонде общедоступной библиотеки литература для детей в возрасте до 34 лет составляет не менее 30% от общего объёма фонда библиотеки и содержит документы па различных носителях, в том числе, обучающие и развивающие программы, игры и т. п.
При организации доступа к фондам детской литературы в общедоступной библиотеке учитываются особенности классификации и организации фонда литературы для детей и требования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Показатели для фонда изданий на современных носителях (аудио-, видео-, CD-документы): 10 единиц на 1000 жителей.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета:
- для центральной районной (городской) библиотеки - не менее 150 названий, филиала - 25-30;
- для сельской библиотеки-филиала: не менее 1 названия газеты и журнала региональной периодики, не менее 2 названий общегосударственной ежедневной полноформатной газеты, не менее I названия общегосударственной еженедельной газеты.
Количество собственных баз данных (объем содержащейся в них информации), создаваемых библиотекой: норматив прироста - 20-30%.
В обязательном порядке библиотеки осуществляют списание ветхих и устарелых по содержанию документов.
Не подлежат списанию документы, имеющие историческое значение для данной местности. Они хранятся в фондах библиотек постоянно, по возможности, имеют копию в электронной форме.
Библиотеки должны обеспечивать сохранность фонда и физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения и освещения:
- соблюдать температурно-влажностный режим;
- иметь пожарную и охранную сигнализацию;
- применять превентивные средства защиты (ксерокопирование документов, перевод документов на новые носители).
Основным электронным ресурсом, который библиотеки формируют на основе использования корпоративного ресурса, является электронный каталог на библиотечный фонд.
Общедоступные библиотеки Псковской области участвуют в создании единых информационных сетей, в корпоративных проектах.
В обязательном порядке библиотеки создают краеведческую базу данных, отражающую направления развития местного сообщества, его историческую память.
5.2. Технические и технологические ресурсы
Для обеспечения доступности информации, формирования электронных ресурсов общедоступные библиотеки создают техническую и технологическую базу.
Для размещения ресурсов, организации производственных процессов и библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотека должна быть оборудована библиотечной мебелью, в том числе детской мебелью {стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.), средствами технического оснащения, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
С целью развития новых форм обслуживания, обеспечения доступности информации на качественно новом уровне, формирования электронных ресурсов библиотека осуществляет информатизацию, которая включает:
- создание материально-технической базы, определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей;
- приобретение лицензионных программных продуктов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение к сети Интернет, (программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы);
автоматизацию основных библиотечных процессов; управленческих, технологических (комплектование, обработка и каталогизация, создание справочно-библиографического аппарата и др.), библиотечного обслуживания, информационного обеспечения читателей,
Рекомендуемое нормативное обеспечение библиотеки сельского или городского поселения средствами технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации:
компьютер для пользователей - 1 ед. (общедоступная библиотека, обслуживающая детей, оснащается дополнительно из расчета на 500 чел. детского населения: компьютер - 1 ед.),
компьютер для оснащения рабочего места сотрудника - 1 ед.,
модем - 1 ед.,
точка доступа в Интернет с электронной почтой на каждые 500 пользователей - 1 ед.,
МФУ или принтер, подключенный к каждому компьютеру - 1 ед.,
планшетный сканер - 1 ед.,
копировальный аппарат - 1 ед.,
телефон с функцией факса - 1 ед.,
музыкальный центр - 1 ед.,
DVD-проигрыватель - 1 ед.,
телевизор - 1 ед.,
мультимедиапроектор - 1 ед.,
экран - 1 ед.,
фотоаппарат - 1 ед.,
доска с магнитной поверхностью - 1 ед.,
а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.
Для центральных (городских, межпоселенческих) библиотек количество компьютеров должно быть достаточным для обеспечения: централизованного комплектования, обработки новых поступлений, учёта их распределения по филиалам, формирования сводного электронного каталога, обслуживания пользователей с учетом новых технологий, а также управления всей библиотечной системой.
Библиотека должна быть обеспечена расходными материалами: USB флеш-накопителям и, записываемыми и перезаписываемыми компакт-дисками, картриджами для МФУ, принтеров, копировальных аппаратов, а также бумагой для принтеров и копировальных аппаратов.
Для поддержания оборудования и техники в рабочем состоянии, на модернизацию технической базы библиотеки ежегодно должно выделяться не менее 8-10% от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники. Обновление оборудования и программного сопровождения должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.
5.3. Кадровые ресурсы
Базовое образование библиотечных работников определяется государственными профессиональными стандартами специалиста в области библиотечно-информационной деятельности.
Все сотрудники должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания,
Сотрудники библиотеки должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный уровень, развивать способность к творческой и созидательной работе. В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря (2011 г.).
Нормативная потребность в штатных работниках определяется с учётом бюджета рабочего времени и норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, исходя из основных показателей деятельности: число пользователей, посещений, книговыдачи, объём и качество предоставляемых услуг, с учетом структуры библиотеки, вне стационарных форм обслуживания,
Штатная численность персонала центральной межпоселенческой библиотеки, центральной городской библиотеки устанавливается на основе межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, с учётом структуры библиотеки и выполняемых функций, в том числе административно-хозяйственного, финансового, управленческого блоков.
В штате муниципальной библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей: обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, инвалиды); работы с определенными видами документов и по определенным направлениям деятельности библиотеки; внедрения и использования информационных технологий.
Персонал муниципальной библиотеки должен обладать практическими навыками работы на компьютерном оборудовании и копировально-множительной технике.
Каждый работник муниципальной библиотеки 1 раз в пять лет должен обновлять профессиональные знания по установленным программам.
В библиотеке обязательна реализация программы непрерывного профессионального образования, включая командировки.
Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от общего бюджета библиотеки.
Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту работников библиотек.
Учредитель и руководство библиотеки:
- заключают эффективный контракт с системой стимулирования специалистов за эффективность и качество выполняемой работы;
- создают удовлетворительные условия труда для специалистов;
- обеспечивают социальную и профессиональную защиту специалистов;
- развивают творческий потенциал библиотечных специалистов.
В целях инновационного развития библиотек, стимулирования специалистов учреждаются профессиональные конкурсы, гранты, премии органов местного самоуправления муниципальных образований.
5.4. Финансовые ресурсы
Финансирование библиотеки осуществляется за счет средств местного бюджета, государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидии), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов, целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности библиотеки.
Финансовое обеспечение общедоступной библиотеки производится за счёт субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг (выполнением работ) на основе муниципального задания (для бюджетного учреждения), или на основании бюджетной сметы (для казённого учреждения).
Нормативные затраты на организацию библиотечного обслуживания должны включать:
содержание персонала библиотеки (оплата труда с начислениями согласно штатному расписанию; стимулирующие, компенсационные выплаты; расходы на повышение квалификации кадров);
формирование библиотечного фонда и его сохранность; оснащение библиотеки современными техническими средствами и оборудованием (модернизация компьютерной техники: приобретение, замена и обновление компьютерного и иного технического оборудования, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и др.);
содержание здания (помещения) и оборудования (коммунальные
услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание здания и оборудования);
организация библиотечного пространства (приобретение мебели, материалов, предметов дизайна и т. д.);
материальное обеспечение культурно-просветительской деятельности библиотеки, организации выставок, представительских расходов;
обеспечение организационно-методической, учебно-образовательной деятельности (услуги связи, информационно-издательские и рекламные расходы, командировочные расходы, приобретение канцелярских и офисных принадлежностей, расходных материалов и др.).
5.5. Нормативно-правовые ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы - это система локальных нормативных, технологических документов, регулирующая различные направления деятельности библиотеки, правоотношений с юридическими и физическими лицами, внешней средой, а также социально-трудовые отношения в учреждении.
Нормативно-правовые ресурсы включают:
- решение администрации муниципального образования о создании библиотечного учреждения;
- устав учреждения (положение о библиотеке - для филиала и библиотеки, входящей в структуру другого учреждения);
- документ, подтверждающий право оперативного управления имуществом (для библиотеки - юридического лица);
- правоустанавливающие документы на землю (для библиотеки - юридического лица);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лип (для библиотеки - юридического лица);
- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (для библиотеки - юридического лица);
- паспорт доступности библиотеки;
- паспорт библиотечного учреждения;
- правила пользования библиотекой;
- положение о платных услугах библиотеки (с перечнем видов услуг);
- прейскурант цен на платные услуги;
- регламенты и стандарты качества предоставления услуг;
- правила внутреннего трудовое распорядка;
- штатное расписание;
- положение об оплате труда работников библиотеки;
- положение о стимулировании работников муниципальной библиотеки;
- положение о премировании работников муниципальной библиотеки;
- положения о структурных подразделениях библиотеки;
- правила (инструкция, порядок) учёта услуг и работ в библиотеке (библиотечная статистика);
- планы (отчеты) работы библиотеки и её отделов;
- дневники учёта работы библиотеки и структурных подразделений;
- кадровые документы: должностные инструкции, аттестационные документы;
- бухгалтерские документы;
- документы, регламентирующие закупки, охрану труда и технику безопасности;
- международные, национальные, региональные, местные стандарты в области библиотечного дела;
- руководства, положения, инструкции, методики, технологии работы с фондами, пользователями;
- книгу замечаний и предложений граждан.
В библиотеке следует осуществлять регулярный (не реже 1 раза в год) пересмотр документов, регламентирующих ее деятельность, на соответствие требованиям общества, развивающейся законодательной базе.
6. Доступность библиотеки, организация библиотечного пространства
Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- норматив численности жителей на 1 библиотеку.
Нормы размещения библиотек в городских поселениях
В городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
Для городского поселения с численностью населения более 10 000 чел, к расчету принимается 1 сетевая единица на 5 000 чел,
Для городского поселения с населением от 9 999 до 7 500 чел, следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.
Для городского поселения с численностью населения менее 5 000 чел. к расчету принимается сетевая единица на 3 000 чел.
В городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если количество детей до 14 лет в поселении составляет не менее 10 000 чел.
При условии меньшего количества детского населения - детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки, как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района,
Вели в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 000 чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.
Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.
Детская библиотека на уровне муниципального района создается как самостоятельное юридическое лицо или в составе межпоселенческой библиотеки в целях улучшения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.
На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений
Нормы размещения библиотек в сельских поселениях
Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения,
Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 500 человек, проживающих в зоне обслуживания данной библиотеки/филиала независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения,
В населенных пунктах с количеством жителей до 500 человек вводится норматив на 1 филиал общедоступной библиотеки или пункт внестационарного обслуживания, в зависимости от удаленности стационарной библиотеки и территориальной доступности.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения).
Норматив: 1 общедоступная библиотека на 500 человек, проживающих в зоне обслуживания данной библиотеки. Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:
,
где:
- библиотечная сеть;
- численность населения;
- численность населения административного центра сельского поселения;
- норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;
- норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения (пункт 1.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле").
В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе универсальной и детской библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения (сельских поселений) организовать точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики").
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным пол ноте кетовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся;
- фонды Национальной электронной библиотеки;
- фонды Президентской библиотеки;
- Электронная библиотека "Псковиана".
Внешний вид и организация внутреннего пространства создают положительный образ библиотеки. Главный принцип библиотеки - работать не только для читателя, но и для населения. Созданию привлекательного образа библиотеки способствуют:
- свободный подход к библиотеке;
- система уличных указателей;
- благоустроенная прилегающая к зданию библиотеки территория, в том числе наличие парковки, велопарковки;
- видимое и легко узнаваемое название библиотеки.
- наличие системы навигации но библиотеке;
- наличие бейджей у сотрудников.
Вывеска библиотеки должна включать необходимую информацию:
- полное наименование учреждения в соответствии с Уставом или Положением о библиотеке (для филиалов и самостоятельных библиотек);
- ежедневный режим работы с указанием перерывов, выходных и санитарных дней. Не менее 20% от общего числа часов работы библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения (40 часов в неделю - в городе; 36 часов в неделю - в сельской местности по согласованию с органами местного самоуправления).
В соответствии с созданием модельных библиотек в контексте задач национального проекта "Культура" в библиотеках должны быть:
- оборудованная зона оперативного обслуживания пользователей (информационный стенд, мягкий уголок для читателей, выставочные стенды};
- оборудованное пространство для чтения (наличие бесплатного Wi-Fi, наличие открытых фондов, комфортная зона и освещение, доступ к электронным базам);
- оборудованная зона для проведения культурно-просветительских мероприятий (подиум, мультимедийное оборудование, пространство для мастер-классов, мягкий уголок/посадочные места);
- оборудованная площадка для групповых занятий и самообразования (комфортные столы, посадочные места, мультимедийное оборудование, наличие компьютеризированных мест);
- наличие компьютеризированных мест для пользователей с подключением к сети Интернет (для городской общедоступной библиотеки не менее 10 мест/для сельской библиотеки не менее 3 мест);
- закрытые рабочие места (комфортные места для индивидуальной работы);
- оборудованная детская зона (открытые фонды для детской аудитории, детская мебель, наборы для творчества, развивающие игры, мультимедийное оборудование);
- оборудованная зона отдыха (наличие бесплатного Wi-Fi, выделенного пространства для обмена книгами (буккроссинг), стойки с периодическими изданиями и т. д.);
- оборудованная зона для молодежи (подиум, мультимедийное оборудование, пространство для мастер-классов, мягкий уголок/посадочные места, пространство для организации выставок, наличие магнитно-маркерной доски с креплением для листа или блока бумаги (флипчарт);
- наличие площади/помещения для организации продажи книжной, сувенирной продукции и /или оборудованной зоны для оказания платных услуг посредством использования оргтехники (принтеры, копировальные аппараты, сканеры);
- оборудованная зона общего пользования (гардероб, санузлы).
- обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями (пандусы, поручни, доступные входные группы, кнопка для вызова сотрудника и т.п.).
7. Эффективность и качество работы библиотек
Администрация библиотеки и ее учредитель должны регулярно оценивать эффективность и качество работы библиотеки. Основными факторами, влияющими на эффективность работы и качество предоставляемых услуг в библиотеках, являются:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует библиотека;
- условия размещения;
- техническое оснащение;
- укомплектованность специалистами и уровень их квалификации;
- наличие информации о библиотеке, порядке и правилах предоставления услуг населению, наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью библиотеки.
Исходными данными для проведения оценки библиотечных услуг являются материалы статистического и информационного отчетов деятельности библиотеки, которые могут включать результаты опросов пользователей и местных жителей.
Индикаторами эффективности и качества библиотечных услуг могут быть следующие показатели:
- производственные: проведение культурно-просветительских мероприятий, наличие собственных баз данных (библиографических, краеведческих и т.д.);
- социальные: наличие сайта с версией для слабовидящих, развитие социального партнерства;
- организационные: программная и проектная деятельность (в т. ч. наличие программ повышения квалификации персонала), инновационные формы предоставления информационно-библиотечных услуг.
8. Законодательная и нормативная правовая база
I. Законодательная база Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации (1993).
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
3. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
4. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
5. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
12. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
13. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
14. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
16. Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
II. Законодательная база Псковской области:
17. Закон Псковской области от 10.04.2017 N 1762-ОЗ "Об отдельных вопросах в области библиотечного дела Псковской области".
18. Закон Псковской области от 10.04.2017 N 1757-ОЗ "Об обязательном экземпляре документов Псковской области"
III. Нормативная правовая база Российской Федерации:
19. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
20. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Основы государственной культурной политики".
21. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
22. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2038 годы)".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами российской федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-Р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".
29. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-Р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года".
30. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 N 32 "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)".
31. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2011 N 906 "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек".
32. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда".
33. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.06.2013 N 920 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников".
34. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30.12.2014 N 2477 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках".
35. Решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 23.04.2014 N 10 "О развитии Национальной электронной библиотеки".
36. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры".
37. ГОСТ 7.0-99. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 07.10.1999 N 334-ст),
38. ГОСТ 7.50-2002. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Консервация документов. Общие требования (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 05,06.2002 N 232-ст).
39. ГОСТ Р 52874-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст).
40. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст).
41. ГОСТ Р 52872-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы, Требования доступности для инвалидов по зрению (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1789-ст).
42. ГОСТ Р 7.0.20-2014. Национальный стандарт Российской Федерации, Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.10.2014 N 1367-ст).
43. План мероприятий ("дорожная карта") по перспективному развитию общедоступных библиотек Российской Федерации на 2017 - 2021 годы, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации 27.04.2017.
IV. Нормативная правовая база Псковской области:
44. Приказ Государственного комитета Псковской области по культуре от 30.08.2017 N 184 "О введении в действие методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспечения населения услугами организаций культуры".
V. Рекомендательные документы:
45. Рекомендации по работе библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов, утвержденные Министерством культуры Российской Федерации 12.09.2017.
46. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации 31.10.2014.
47. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, принятый Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XIII Ежегодной сессии 22 мая 2008 г. г. Ульяновск.
48. Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 года, г. Томск).
49. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.).
50. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек.
51. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ. Принято на Всероссийском библиотечном конгрессе (XXII Ежегодной конференцией РБА). Красноярск, 18 мая 2017 г.
52. Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований. Приняты на XII Ежегодной сессии Конференции РБА 16 мая 2007 года (город Брянск).
53. Руководство для детских библиотек России. Принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XIV Ежегодной сессии 21 мая 2009 года (город Вологда).
54. Кодекс этики российского библиотекаря. Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XVI Ежегодной сессии 26 мая 2011 года (город Тюмень).
55. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи. Принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XVTI Ежегодной сессии 17 мая 2012 года (город Пермь).
56. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014 - 2020 гг. Принята Конференцией Российской библиотечной ассоциации на XIX Ежегодной сессии 22 мая 2014 года (город Рязань).
57. Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ. Принято на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА). Владимир, 17 мая 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по культуре Псковской области от 30 апреля 2019 г. N 102/1-од "Об утверждении Модельного стандарта деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Псковской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был