Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2019 г. N 36-АПА19-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каравашкина Олега Алексеевича на решение Смоленского областного суда от 25 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области и в решение Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Каравашкина О.А. и его представителя Новикова И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Десногорского городского Совета от 24 июня 2005 года N 154 принят Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области, согласно части 2 статьи 25 которого (в редакции, действовавшей до принятия решения Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500) Десногорский городской Совет состоит из 16 депутатов, избираемых в соответствии с Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 126-з "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Смоленской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Смоленской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Смоленской области" на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Пунктом 1.9 части 1 решения Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 в части 2 статьи 25 указанного устава слова "16 депутатов" заменены словами "15 депутатов". Согласно части 4 этого же решения Десногорского городского Совета пункт 1.9 части 1 данного решения вступает в силу после истечения срока полномочий депутатов Десногорского городского Совета четвертого созыва. Частью 3 названного решения Десногорского городского Совета предусмотрено, что это решение подлежит официальному опубликованию в газете "Десна" после государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области и вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1.9 части 1 настоящего решения.
Частью 1 решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 часть 2 статьи 25 Устава муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области изложена в следующей редакции: Десногорский городской Совет состоит из 15 депутатов, избираемых в соответствии с Законом Смоленской области от 30 октября 2014 года N 126-з "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Смоленской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Смоленской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Смоленской области" на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Частью 2 решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 пункт 1.9 части 1 и часть 4 решения Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 признаны утратившими силу, а в части 3 решения Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 слова "за исключением пункта 1.9 части 1 настоящего решения" исключены.
Частями 3 и 4 решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 предусмотрено, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете "Десна" после государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области и вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1 настоящего решения. Часть 1 настоящего решения вступает в силу со дня официального опубликования настоящего решения и применяется к правоотношениям, связанным с избранием на муниципальных выборах Десногорского городского Совета очередного созыва.
Каравашкин О.А., обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Десногорского городского Совета от 27 мая 2019 года N 521 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области и в решение Десногорского городского Совета от 18 февраля 2019 года N 500 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области".
В обоснование ссылался на то, что уменьшение числа депутатов представительного органа муниципального образования влияет на реализацию его пассивного избирательного права, так как уменьшает его возможность быть избранным депутатом. Полагал, что оспариваемое решение противоречит требованиям части 8 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 4 статьи 44 Устава, в соответствии с которыми решение об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования. Кроме того, заявитель ссылался на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку публичные слушание проведены с нарушением установленных законом сроков.
Решением Смоленского областного суда от 25 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Каравашкин О.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование апелляционной жалобы приведена позиция, изложенная в административном исковом заявлении. Кроме этого, в качестве довода к отмене решения суда заявитель жалобы ссылается на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в административном деле Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области.
Относительно доводов апелляционной жалобы Десногорским городским Советом и заместителем прокурора Смоленской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 3 статьи 34 данного федерального закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Численность депутатов представительного органа поселения, городского округа и муниципального района, согласно частям 6 и 7 статьи 35 этого же федерального закона, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее числа, установленного этим федеральным законом.
Так, численность депутатов представительного органа поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек (часть 6 статьи 35 названного федерального закона).
Разрешая вопрос о законности оспариваемого решения Десногорского городского Совета, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование согласуется с принципами организации и функционирования местного самоуправления и не нарушает избирательные права административного истца.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми численность депутатов Десногорского городского Совета определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 15 человек. Такая численность депутатов соответствует численности населения муниципального образования, что сторонами не оспаривается.
Относительно противоречия оспариваемого решения положениям федерального законодательства административным истцом приводится довод о том, что изменение численности депутатов представительного органа связано с изменением структуры органов местного самоуправления.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах изменение численности депутатов Десногорского городского Совета, внесенное в устав муниципального образования, не изменяет структуру органов местного самоуправления, а потому оспариваемое решение приведенным административным истцом нормам не противоречит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о нарушении административным ответчиком процедуры проведения публичных слушаний, проверялись судом первой инстанции, которым обоснованно отмечено, что существенного нарушения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, повлиявшего на законность данного правового акта, не допущено; порядок принятия и введения в действие указанного правового акта соблюден.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда отказ в привлечении к участию в административном деле Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, поскольку в рамках рассматриваемого административного дела оно не является органом, принимавшим оспариваемое решение.
Таким образом, обжалуемое решение Смоленского областного суда является законным и обоснованным. Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Смоленского областного суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каравашкина Олега Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2019 г. N 36-АПА19-7
Текст определения опубликован не был