Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Конструкции дорожных одежд, применяемых за рубежом
Б.1 В приложении принята следующая система зарубежных сокращений:
MA - mastic asphalt - литой полимерасфальтобетон;
SMA - stone mastic asphalt - щебеночно-мастичный асфальтобетон;
PA - porous asphalt - пористый асфальтобетон;
AC - asphalt concrete - асфальтобетон
ZTV-ING - Technische Vertragsbedingungen und Richtlinien
Ingenieurbauten - Дополнительные технические условия и руководящие принципы в строительстве.
Б.2 В Германии дорожная одежда состоит из двух слоев. Первый слой асфальтобетона является защитным слоем (укладывается на слой гидроизоляции). Обычно защитный слой выполнен из литого полимерасфальтобетона. Для верхнего слоя обычно используют SMA, PA или AC. Толщина каждого слоя составляет от 35 до 40 мм (в зависимости от фракции щебня). Конструкция дорожной одежды на железобетонной плите является более простой, вследствие большей жесткости железобетонных пролетных строений. Дорожная одежда для стальных ортотропных плит является более сложной. Она зависит от поведения стальной конструкции под нагрузкой. В Германии для применяемых систем гидроизоляции на стальных и железобетонных конструкциях необходимо получить лицензию Bundesanstalt fur StraBenwesen (BASt) (подразделение Министерства Транспорта).
Б.2.1 Одна из типовых конструкций дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части приведена на рисунке Б.1. Состав слоев дорожной одежды следующий:
- специальная грунтовка: слой грунтовки (праймера) на основе эпоксидной смолы с посыпкой кварцевым песком (300-500 );
- битумный гидроизоляционный слой толщиной 4.5 - 5.5 мм;
- защитный слой из литого полимерасфальтобетона (ZTV-ING Часть 7);
- верхний слой (TL Asphalt-StB ; EN 13108 для MA, SMA, AC или PA).
Рисунок Б.1 - Конструкция дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части с применением литого полимерасфальтобетона.
Примечание - Перевод подписей на рисунке:
MA wearing course - верхний слой из литого полимерасфальтобетона; MA protection layer - защитный слой из литого полимерасфальтобетона; Bitumen sheet - битумный гидроизоляционный слой; Epoxy resin primer layer - слой грунтовки (праймера) на основе эпоксидной смолы; Concrete surface, blasted - очищенная (подготовленная) бетонная поверхность; Concrete surface - бетонная поверхность;
Б.2.2 Для конструкций дорожной одежды на стальной ортотропной плите применяются следующие типы конструкций:
- Тип 1: водонепроницаемый слой на основе изоляционной смолы (рисунок Б.2);
- Тип 2: битумный гидроизоляционный слой;
- Тип 3: водонепроницаемый слой на основе смолы/битума (рисунок Б.3).
Рисунок Б.2 - Тип 1: водонепроницаемый слой на основе изоляционной смолы
Рисунок Б.3 - Тип 3: водонепроницаемый слой на основе смолы/битума
Примечание - Перевод надписей на рисунках: Steel deck - стальная плита проезжей части; Primer layer - слой праймера (грунтовочный слой);
Gritted adhesive layer - гравийно-песчаный адгезионный слой;
Cushion layer - амортизационный слой;
MA protection layer - защитный слой из литого полимерасфальтобетона;
MA wearing course - верхний слой из литого полимерасфальтобетона;
Bitumen sheet layer - битумный гидроизоляционный слой;
Б.3 Конструкция дорожных одежд в Чехии
Конструкция дорожной одежды в Чехии аналогична конструкциям других европейских стран. Битумная рулонная гидроизоляция или напыляемая (полиуретановая) гидроизоляция является предпочтительной для Чешской Дорожной Администрации, но допускаются и другие конструктивные решения. Применение любой системы гидроизоляции должно быть утверждено в Чешской Дорожной Администрации до подачи подрядчиком заявки на тендер. В Чехии существует стандарт "Дорожная одежда на мостах", действующий с 2011 года. Требования, приведенные в ней, аналогичны соответствующим требованиям в Германии.
Б.4 Конструкция дорожной одежды в Дании
Б.4.1 Гидроизоляция: в Дании используется подготовка (выравнивание) бетонной поверхности с применением двух слоев песка, пропитанного эпоксидной грунтовкой. Разрешены к применению три типа гидроизоляции. Два из них основываются на синтетических материалах с добавкой растворителя, а один - эпоксидный праймер без растворителя, посыпанный песком. После нанесения водонепроницаемых мембран они защищаются вторым слоем праймера с 50% содержанием полимер- модифицированного битума. После применения грунтовки поверхность бетона должна иметь шероховатость от 0,4 до 1,3 мм, измеренную методом песчаного пятна по всей поверхности плиты проезжей части моста. Гидроизоляционный слой железобетонной плиты проезжей части моста содержит, как правило, два слоя рулонной гидроизоляции из модифицированного полимер-бетона, соединенных между собой с помощью наплавления. Для мостов с небольшой интенсивностью движения (менее 2000 авт./сутки), имеющих малую значимость для сети автомобильных дорог, не имеющих участков торможения/ ускорения/поворотов, допускается применение только одного слоя рулонного гидроизоляционного материала.
Б.4.2 Система дренажа: дренажный слой обеспечивает отвод воды с гидроизоляции. Дренаж представляет собой битумные смеси с "каркасом" минерального компонента, которые укладываются на слой гидроизоляции и имеют толщину 15-20 мм.
Б.4.3 Защитный и верхний слои дорожной одежды: на дренажный слой укладывается дорожная одежда суммарной толщиной 80-100 мм. Обычно она состоит из двух слоев - защитного и верхнего. В большинстве случае, защитный слой состоит из модифицированного асфальтобетона, с большим содержанием минерального заполнителя и низкой пористостью. Защитный слой не должен превышать толщину 50 мм. На малых мостах верхний слой дорожной одежды аналогичен покрытию на подходах. На больших мостах, в качестве верхнего слоя используют щебеночно-мастичный асфальтобетон.
Б.5 Конструкция дорожной одежды в Швеции
Б.5.1 В основном используются две системы гидроизоляции: с применением литого асфальтобетона и с применением модифицированного полимербитума. Конструкция дорожной одежды разрабатывается согласно норм (TRVKB 10 Tatskikt pa broar TRV 2011:089). Полиуретановая или эпоксидная гидроизоляция не применяется на мостах с железобетонной плитой проезжей части.
Б.5.2 Система гидроизоляции состоит из 10 мм слоя литого полимерасфальтобетона на сетке из стекловолокна. Литой полимерасфальтобетон представляет собой смесь из полимер-модифицированного битума, известнякового наполнителя и мелкозернистого песка (фракция до 2 мм). Полимер-модифицированный битум содержит как минимум 4,0% СБС-полимера (стирол-бутадиенстирол) для препятствия окислению битума. Вдоль внутренних краев бетонная плита проезжей части обрабатывается битумной грунтовкой. Внешние кромки плиты обрабатываются с применением каменноугольной эпоксидной смолы (рисунок Б.4).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Б.5.2 Защитный слой состоит из плотного асфальтобетона, литого асфальтобетона или обычного бетона. Литой асфальт не должен применяться на слабых (деформируемых) конструкциях (таких как стальные балочные мосты со сплошными стенками в самых северных районах Швеции, со среднесуточной температурой - 22°С).
Б.5.3 Рулонная гидроизоляционная система из полимер-модифицированного битума начинает отходить в Швеции на второй план, все больше идет применение высококачественного модифицированного битума с СБС-полимером. Гидроизоляция должна иметь толщину минимум 5 мм и обычно выполняется в один слой.
Б.5.4 Плита проезжей части предварительно должна быть обработана соответствующим праймером (битумный праймер, предварительно протестированный на совместимость со слоем гидроизоляции). Обычно в качестве защитного слоя используется литой асфальтобетон или обычный асфальтобетон (рисунок Б.5).
Рисунок Б.4 - Гидроизоляционная система с литым асфальтобетоном
Рисунок Б.5 - Гидроизоляционная система с применением рулонного материала на основе модифицированного полимербитума
Примечание - Перевод подписей на рисунке:
Blasted concrete - подготовленный бетон;
Epoxy - эпоксидная смола;
Mastic asphalt - литой асфальтобетон;
Ventilating net - паро- водоотводящая сетка; Bituminous
primer - битумный праймер;
Sheet - рулонная гидроизоляция.
Б.6 Конструкция дорожной одежды во Франции
Б.6.1 Дорожная одежда на железобетонной плите проезжей части
Б.6.1.1 На железобетонной плите существуют несколько основных систем, которые используются и одобрены "Setra" (Французский Государственный Департамент Гражданского Строительства).
Б.6.1.2 Решения с применением литого асфальтобетона
Данный тип представляет собой от 26 до 30% всех используемых решений по гидроизоляции (цифры приведены из расчета площади защищаемой поверхности). Относительно литого полимерасфальтобетона существует два возможных варианта: однослойный вариант и двухслойный вариант (рисунок Б.5).
Рисунок Б.5 - Конструкция дорожной одежды с применением литого полимерасфальтобетона
Примечание - Перевод подписей на рисунке: Wearing course - верхний слой износа; Mastic asphalt - литой асфальт; Polyurethane resin - полиуретановая смола; Concrete deck - железобетонная плита; Varnish - слой битумного (асфальтного) лака.
Б.6.1.3 Битумная рулонная гидроизоляция
Данное решение отражает наиболее общую используемую технологию (от 22 до 25% всех используемых решений по гидроизоляции (цифры приведены из расчета площади защищаемой поверхности)).
В данном решении возможны два варианта:
1 - Обычные горячие асфальтобетонные смеси:
- верхний слой (70 мм минимум);
- битумные рулонные листы (25-45 мм);
- холодный битумный (асфальтный) лак;
- железобетонная плита.
2 - Литой полимерасфальтобетон:
- верхний слой (50-70 мм);
- литой асфальтобетон AG3 (25 мм);
- битумные рулонные листы (27-35 мм);
- холодный битумный (асфальтный) лак;
- железобетонная плита.
Б.6.1.4 Комплексное решение на основе битума
Данное решение появилось в 1980-1990 гг. Оно является довольно удобным для больших проектов в силу быстрого устройства конструкции. Решение состоит из нескольких слоев, как показано на рисунке Б.6.
Рисунок Б.6 - Конструкция дорожной одежды с использованием комплексного решения на основе битума
Примечание - Перевод подписей на рисунке:
Concrete deck - железобетонная плита;
Bituminous concrete - асфальтобетон; Wearing
course - верхний слой износа; Drain - дренаж;
Mastic asphalt drainage channel - дренажный канал в литом
полимерасфальтобетоне;
Tack coat - связующий слой;
Membrane with PmB spreaded - напыляемая полимер-битумная мембрана; Mortar - строительный раствор.
Б.6.2 Дорожная одежда на стальной плите проезжей части мостовых сооружений.
Б.6.2.1 Комплексы гидроизоляции для мостов со стальной ортотропной плитой во Франции используют следующие подходы:
- либо полимер-битумная мембрана, либо битумная рулонная гидроизоляция;
- верхний слой, выполненный из модифицированного асфальтобетона минимум 65 мм толщиной.
Данное решение запроектировано с учетом сопротивления изгибу, являющегося основным параметром, оказывающим влияние на долговечность. В результате асфальтобетон в качестве связующего содержит высоко модифицированный полимер.
Б.7 Конструкция дорожной одежды в Венгрии
Б.7.1 Дорожная одежда на стальной плите проезжей части
Б.7.1.1 Лист настила стальных плит проезжей части имеет относительно небольшую толщину (10 - 16 мм), который воспринимает как вес мостового полотна, так и воздействие временной нагрузки.
Б.7.1.2 Система гидроизоляции состоит из нескольких слоев, отвечающих за водонепроницаемость и обеспечивающих долговременную антикоррозионную защиту. Возможно применение напыляемой гидроизоляции.
Система состоит из следующих слоев:
- антикоррозионный праймер (грунтовка);
- гидроизоляционный слой и связующий слой;
- защитный слой из асфальтобетона.
Б.7.1.3 Покрытие проезжей части, в свою очередь, также состоит из трех асфальтобетонных слоев. Слои асфальтобетона обеспечивают прочность дорожного покрытия (воспринимающего воздействия от подвижного состава) и работают совместно с гидроизоляцией.
Покрытие проезжей части состоит из следующих слоев:
- защитный слой;
- промежуточный слой;
- верхний асфальтобетонный слой.
Б.7.1.4 Защитный слой выполнен из литого асфальтобетона МФ 11 (mF) (с модифицированным битумом). Проектная толщина 35 мм.
Б.7.1.5 Промежуточный и верхний слои по составу должны соответствовать требованиям Венгерских Технических спецификаций и Европейского стандарта на Асфальтобетон (обычно применяют АС 11 / SMA 11 для верхнего слоя, и AC 22 для промежуточного). Тип и толщина слоев обычно совпадает с таковыми на подходах, но есть и исключения из этого правила. Верхний слой из горячих асфальтобетонных смесей обычно имеет толщину 40 мм, промежуточный слой - 70 мм.
Б.7.1.6 Исключение составляет большепролетный мост в Венгрии (виадук Szebenyi). Мост имеет стальную ортотропную плиту. После подготовки поверхности была нанесена гидроизолирующая полиамидная мастика (StoPox ZNP-TE 21 - 10 мм). Далее был уложен 35 мм защитный слой из литого полимерасфальтобетона (с полимер-модифицированным битумом). В качестве промежуточного слоя был уложен не 70 мм слой АС 22, а 40 мм слой SMA 11. Верхний слой был выполнен из 40 мм SMA 11. По краям вдоль дорожного полотна с обеих сторон были уложены полосы из литого полимерасфальтобетона (МА 11) шириной 250 мм (верховая сторона) и 400 мм (низовая сторона), (3 слоя по толщине соответственно 35 мм + 40 мм + 40 мм). Швы между литым полимербетоном и щебеночно-мастичным асфальтобетоном были заполнены эластичным наполнителем.
Б.7.2 Дорожная одежда на железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений.
Б.7.2.1 В данном случае используются следующие решения:
- обычная рулонная битумная гидроизоляция;
- усиленная полимером, упругая, основанная на цементе (PCC) гидроизоляция;
- мастичная гидроизоляция;
- модифицированная полимер-битумная гидроизоляция на основе PmB-A;
- модифицированная рулонная гидроизоляция;
- упругая полимерная гидроизоляция (RMA).
Б.7.2.2 Защитный слой может быть выполнен из MA 11 (с нормальным твердым битумом) или MA 11 (mF) с модифицированным битумом.
Б.7.2.3 На гидроизоляции укладывается от двух до трех слоев асфальтобетона - защитный, промежуточный (в некоторых случаях может отсутствовать) и верхний слои.
Б.7.2.4 Тип дорожной одежды зависит от следующих условий:
- конструктивного решения мостового сооружения;
- условий эксплуатации моста;
- условий строительства;
- прочих условий
Б.7.2.5 Условия эксплуатации моста в зависимости от временной нагрузки классифицируются как нормальные (N) и тяжелые (F).
Б.7.2.6 В случае нормальных условий эксплуатации можно применять дорожную одежду толщиной 80 мм (защитный слой гидроизоляции и верхний слой).
Б.7.2.7 В случае тяжелых условий эксплуатации требуется толщина дорожной одежды 120 мм (защитный слой гидроизоляции, промежуточный слой и верхний слой).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.