<...>
Обеспечить качество образования и сохранить здоровье детей и подрастающего поколения - важнейшая задача государства и общества.
Рассмотренные проблемы являются актуальными и важными для системы образования в Российской Федерации:
- организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях: статус медицинского работника в образовательной организации, обучение педагогов навыкам оказания первой помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях;
- формирование у участников образовательных отношений грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике;
- обеспечение санитарных и эпидемиологических условий обучения в образовательных организациях Российской Федерации;
- внедрение в обучающий процесс здоровьесберегающих технологий; совершенствование контроля за организацией детского питания и его качеством в образовательных организациях;
- актуализация задач по формированию ценностей здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- создание условий для двигательной активности, развития физической культуры, повышения доступности занятий спортом.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"*(1) (далее - Указ N 204) определил в качестве целей и целевых показателей развития образования:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
С одной стороны, Указ N 204 предусматривает решение задач формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
С другой - Указом N 204 определены задачи в области увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья, а именно к 2024 году:
- увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет (к 2030 году - до 80 лет);
- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55 процентов.
Таким образом, вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации. Комплекс представленных Президентом РФ целей ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Условия обучения детей и подростков должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, должны быть обеспечены оптимальные условия для поддержания и укрепления состояния здоровья, в том числе, полноценное питание и достаточную двигательную активность.
Увеличение нагрузки сверх оптимальных значений обучающихся имеет как педагогические последствия - снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению, так и медицинские последствия, такие как распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие.
По данным, приведенным в средствах массовой информации, примерно треть или четверть школьников средних и старших классов оказывается жертвой перегрузки в ее классической форме: дети и подростки тратят много времени, сил, но не поспевают за учебным процессом.
Проблему школьных перегрузок отмечается в профессиональных сообществах медицинских работников, педагогов, актуальна проблема и для родителей и обучающихся.
Формирование здорового образа жизни как совокупности устойчиво сформированных привычек человека, направленных на ведение правильного образа жизни, соблюдение правильного питания - длительный и системный процесс, требующий эффективного межведомственного взаимодействия и усилий всего общества.
Комитет Госдумы по образованию и науке направил письмо от 20.06.2019 N 3.5-12/407, запросив региональные органы государственной власти информацию о своем видении проблем в рассматриваемой области. Проблематика и предложения субъектов РФ учтены в настоящих рекомендациях.
В последние годы в Российской Федерации сформировалась достаточно устойчивая законодательная база, обеспечивающая сохранение здоровья обучающихся и воспитанников. Фундаментальную основу составляют признанные международные документы, определяющие права и свободу детей. Комплекс законодательных документов включает в себя более 26 федеральных законов и актов. Кроме того, около десятка СанПиНов призваны регулировать санитарно-эпидемиологические условия в деятельности различных образовательных и оздоровительных организаций.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определил, что создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся - одна из обязательных функций образовательной организации. При необходимости в образовательной организации ребенку должна быть оказана своевременная и профессиональная медицинская помощь. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) является обязанностью образовательных организаций, а организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Одним из основных принципов Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни.
Медицинское обслуживание в образовательных организациях осуществляется медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности) (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н*(2) (далее - приказ N 822н).
Приказом N 822н определены: стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, штатная численность и рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения, а также установлены порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) и квалификационные требования к медицинским работникам.
В статье 36 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определена необходимость гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение санитарной культуры подрастающего поколения, профилактику заболеваний и обязательное распространение знаний о здоровом образе жизни посредством обучения в образовательных организациях.
В целях повышения эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся, приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
В соответствии с приказом N 822н разрешено проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных организациях. Кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, направляет информацию о результатах его профилактического осмотра в виде рекомендаций медицинским работникам медицинского блока или кабинета образовательной организации, где обучается ребенок, что способствует повышению эффективности индивидуализации образовательного маршрута обучающихся.
Есть позитивные изменения в некоторых показателях здоровья обучающихся. Например, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России*(3), среди мальчиков в младших классах 31% - с избыточной массой тела, среди девочек ситуация чуть лучше - избыток у 23%. В старшей школе избыточная масса тела 22% у мальчиков и 16% у девочек, то есть в школьные годы состояние здоровья детей по этому показателю улучшается. В 90-е годы детей с дефицитом массы тела было около 30 процентов и практически не было с избытком, сейчас пониженная масса тела наблюдается у 5% мальчиков и 10% девочек.
По данным, приведенным в докладе о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году*(4), ежегодно сокращается количество детских организаций, работающих без централизованной системы канализации и водоснабжения.
На 1 января 2019 г. в целом по Российской Федерации 6074 детских организаций работали без централизованной системы канализации (3,4%), из них не канализовано 1359 детских дошкольных организаций (2,7%) и 2574 школ (5,2%). Без централизованной системы водоснабжения работали в 2018 году 5927 (3,3%) детских организаций, из них без системы централизованного водоснабжения - 1411 дошкольных организаций (2,8%) и 2364 школ (4,8%).
Вместе с тем выявлен целый ряд неблагополучных тенденций.
У каждого второго ребенка обнаружена ортопедическая патология, что связано с недостаточной физической активностью и несоответствующей школьной мебелью.
Обостряется ситуация с нарушениями органов зрения. У младших школьников (22%) наблюдается миопия, в старших классах детей с нарушениями зрения уже 78%, что связано с повышением академической нагрузки и взаимодействия с компьютером.
По данным Минздрава России, в 2018 году обследовано 26,7 млн детей в возрасте 0-17 лет включительно; первая группа здоровья составила 26,7%, вторая - 56,2%, третья группа - 13,8%.
Заслуживают внимания данные Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, согласно которым сокращается число детей первой группы здоровья с 4,3% до 0% и второй группы - с 44,4% до 34% (дети с функциональными отклонениями) и соответственно увеличивается наполняемость третьей группы здоровья с 51,3% до 61,4% (дети с хроническими заболеваниями) и четвертой группы здоровья с 0% до 4,6% (данные в динамике обучения с 1-го по 11-й класс (%), 2004-2014 гг.).
По информации Минпросвещения России, 10 апреля 2019 г. утвержден план по реализации проекта по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций со сроком реализации до 2022 года. План разработан в рамках реализации федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)" национального проекта "Демография".
Минпросвещения России предполагает оценить эффективность реализации указанного проекта по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций по следующим показателям:
- доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом;
- доля обучающихся, допущенных к сдаче ГТО;
- доля обучающихся, охваченных образовательными программами, формирующими здоровый образ жизни;
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в сфере здоровьесбережения.
Очевидно, что приведенная система показателей содержит показатели процесса и не отражает результатов решения задач сохранения здоровья обучающихся. Система показателей и индикаторов этого плана (проекта) должна быть ориентирована на достижение реальных показателей здоровья, например, таких как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.
Организация медицинского обслуживания в образовательных организациях должна удовлетворять потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, общества в целом, использовать современные технологии, в том числе, цифровой медицины, иметь адекватные ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и др.).
По данным опроса, организованного Общероссийским народным фронтом 25 марта - 20 мая 2019 г., только 52% опрошенных родителей сообщили, что их ребенок регулярно проходит медосмотр или диспансеризацию, 84% - что в школе есть медицинский кабинет.
Укомплектованность школ медицинским персоналом недостаточная: в 58% школ есть врачи, медсестры - в 77%. Количество учащихся в пересчете на одного школьного медработника превышает норматив в 1,5-6 раз по разным регионам.
По информации Минпросвещения России, в 2019 году общее количество медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность в медицинских кабинетах общеобразовательных организаций, а также сотрудников фельдшерских акушерских пунктов (далее - ФАП) и иных обособленных подразделений медицинских организаций, на базе которых организовано медицинское обслуживание обучающихся образовательных организаций, не имеющих медицинских кабинетов, составило 55 530 человек (по состоянию на 1 ноября 2018 г. - 43 149 чел.), из них:
- врачей-педиатров - 8593 (15,47% от общего количества медицинских работников);
- врачей-стоматологов - 1820 (3,28% от общего количества медицинских работников);
- врачей по гигиене детей и подростков - 497 (0,90% от общего количества медицинских работников);
- фельдшеров - 17 140 (30,87% от общего количества медицинских работников);
- медицинских сестер - 26 135 (47,06% от общего количества медицинских работников);
- иных медицинских работников - 822 (2,42% от общего количества медицинских работников).
Количество образовательных организаций, в которых медицинские кабинеты не соответствуют лицензионным требованиям:
- дошкольные образовательные организации - 3851 (9,34%);
- общеобразовательные организации - 3972 (9,87%).
Количество образовательных организаций, не имеющих собственных
медицинских кабинетов и заключающих договоры с иными обособленными подразделениями медицинских организаций и ФАП:
- дошкольные образовательные организации - 6579 (15,95%);
- общеобразовательные организации - 13 913 (34,56%).
Крайне остро стоит вопрос о возможности оказания работниками школ и дошкольных организациях первой помощи детям в случаях, не требующих вызова бригад скорой и неотложной медицинской помощи.
Врачебный персонал в образовательных организациях часто представлен совместителями, сотрудниками работающими на часть ставки, а медицинские сестры осуществляют свою деятельность в школах и детских садах по расписанию, что приводит к срыву профилактической работы среди обучающихся.
Система оплаты труда школьных врачей на треть меньше в сравнении с оплатой труда врачей-педиатров поликлиник.
Напомним, что проблемы трудовой деятельности медицинских работников были и тогда, когда они входили в штат образовательных организаций: низкая оплата труда, трудности с повышением квалификации; поддержанием уровня профессионализма и пенсионным обеспечением. Схожие проблемы существуют и сейчас. В настоящее время возврат медиков в штатный состав школьных работников не решит накопившихся проблем, а только усугубит их. Таким образом, необходимо сформировать современную модель деятельности медицинского работника в школе, предусмотрев механизмы решения накопившихся проблем, проведя апробацию, и после этого принять решение по организационным преобразованиям.
Актуальной остается проблема правового регулирования оказания первой помощи в образовательных организациях. Присутствие в каждой образовательной организации медицинского работника является одной из самых надежных мер по качественному и профессиональному медицинскому сопровождению обучающихся.
Вместе с тем при критических ситуациях категорически важно оказать первую помощь.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 323-ФЗ первая помощь, не является медицинской и оказывается при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 323-ФЗ педагоги, как другие лица, вправе оказывать первую помощь.
Основой для формирования современной модели медицинского обеспечения в школе может стать пилотный проект "Школьная медицина", целью которого было формирование комплексной модели сохранения и укрепления здоровья в образовательных организациях, повышение эффективности медицинского обслуживания, совершенствование деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитие физической культуры.
Очевидно, что результаты пилотного проекта "Школьная медицина" нуждаются в широком общественно-профессиональном обсуждении с привлечением профессиональных сообществ медицинских и педагогических работников.
Многочисленные исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков*(5), выполненные при участии ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологий" свидетельствуют о существенных недостатках в организации питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе избыточном потреблении насыщенных жиров, соли, добавленных сахаров - "критически" значимых для здоровья элементов при недостаточном потреблении ряда минеральных веществ и витаминов.
Негативные тенденции в характере питания детей усугубляются неудовлетворительной организацией и неудовлетворенностью детей питанием в школе. Становится типичным явлением уклонение детей от питания в образовательных организациях, прежде всего из-за неудовлетворительного качества и ассортимента школьных столовых.
В настоящее время профилактическая медицина располагает надежными системами мониторинга организации и качества питания детей в образовательных организациях, современными школьно-семейными меню для организации питания школьников, использование которых коренным образом меняет ситуацию в школьном питании, отношении к нему детей. Рациональное питание обучающихся при этом становится здоровьесберегающим фактором жизнедеятельности детей и подростков. Сбалансированное, полноценное горячее питание является одним из условий обеспечения качества образования и оно должно быть обеспечено всем обучающимся.
Отметим, что в субъектах РФ наметилась положительная тенденция по реализации программ по улучшению системы организации школьного питания: в 22 субъектах РФ реализуются региональные и муниципальные программы по обеспечению питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания; в 5 субъектах РФ реализуются только отдельные региональные программы, но не разработаны муниципальные программы; в 27 субъектах реализуются различные муниципальные программы, но при этом не разработаны региональные.
В Госдуме подготовлена законодательная инициатива "Об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Развитие образовательной инфраструктуры - важнейший фактор, обеспечивающий повышение качества образования. Условия, в которых осуществляется обучение, во многом определяют возможности для предусмотренного Указом Президента РФ "внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс". Несмотря на серьезное внимание со стороны государства к ресурсному обеспечению системы образования, состояние образовательной инфраструктуры на сегодняшний момент остается средним.
Соответствие мебели учебных кабинетов санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей, наличие учебно-методической и учебной литературы, медицинского и спортивного оборудования являются важными условиями для сохранения здоровья детей.
В Российской Федерации накоплен значительный позитивный опыт решения вопросов развития различных сегментов образовательной инфраструктуры. Усилия, предпринятые за последние 20 лет в рамках целой серии федеральных и региональных программ и проектов (приоритетного национального проекта развития образования "Наша новая школа", проекта развития региональных систем общего образования и дошкольного образования), дали результаты, которые позволяют сейчас говорить о том, что российская система образования преодолевает достаточно серьезные кризисные явления.
Отмечается высокая степень дифференциации условий в разных регионах. Программно-проектный метод управления развитием российского образования, реализуемый как на федеральном, так и на региональных уровнях, при всех своих позитивных результатах, в итоге определяет неравномерность в развитии отдельных элементов образовательной инфраструктуры. С сожалением можно констатировать, что уровень неравенства регионов не снижается.
Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, существует серьезная проблема качества состояния материально-технической базы школ. По данным Управления санитарного надзора Роспотребнадзора, 12% школ не отвечают нормам по уровню искусственной освещенности, 14% школ имеют мебель, не соответствующую росту, возрастным особенностям детей, 9% школ не соответствует требованиям по микроклимату.
Решением проблемы должен стать федеральный проект "Современная школа", которым дифференцированы расходы на содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, на что предусматриваются ассигнования федерального бюджета на создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования, модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах РФ, создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
К сожалению, отмечается существенное снижение показателей федерального проекта "Современная школа" (по сравнению с действующей программой "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р*(6)). Если ранее в качестве целевых ориентиров ставилось обеспечение односменности работы образовательных организаций и обеспечение обучения школьников в современных условиях, то федеральным проектом "Современная школа" к концу 2024 года ставится задача только по ликвидации обучения в 3-ю смену, а показатели для цели "создание условий, соответствующих основным современным требованиям (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях" вообще не предусмотрены.
С учетом современной ситуации необходимо провести дополнительный анализ программы "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы" и, при необходимости, подготовить предложения по корректировке утвержденных в ней целевых показателей (индикаторов) и объемов финансирования исходя из безусловного выполнения в установленные сроки поручений Президента РФ по ликвидации многосменного режима обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа.
Важнейшей составляющей школьного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию системы физического воспитания и развития школьников. Как подтверждает многочисленная практика, поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.
Учебная перегрузка детей в школе и дома, рост интенсивности обучения, широкомасштабное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, использование электронных устройств и гаджетов в повседневной жизни детей и подростков, увлечение компьютерными играми и общением в социальных сетях усугубляют проблему гиподинамии и увеличивают дефицит возможностей (в том числе и временных) для занятий обучающихся физкультурой и спортом.
Существующее несовершенство содержания образовательных программ по учебному предмету "Физическая культура", недостаточный уровень в части общеобразовательных организаций оснащенности материальной базы для занятий физической культурой и спортом, устаревшие спортивные сооружения, оборудование и инвентарь, отсутствие во многих случаях возможностей для реализации дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, в том числе для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, не позволяют эффективно решать задачу полноценного физического развития и сохранения здоровья школьников в общероссийском масштабе.
Ситуация усугубляется нехваткой квалифицированных учителей физкультуры и специалистов в области адаптивной физической культуры, а также низким уровнем или полным отсутствием качественного медицинского сопровождения занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях.
Одно из главнейших завоеваний системы охраны здоровья и реальная возможность для людей избавиться от множества заболеваний является вакцинация. Но, к сожалению, в последние годы к вакцинации сформировалось неоднозначное отношение.
Всемирная организация здравоохранения в своем последнем ежегодном докладе о десяти глобальных угрозах охране здоровья наряду с бедностью, недостаточной первичной помощью, ВИЧ-инфекцией и лихорадкой Эбола впервые указала в числе угроз отказ от вакцинации. В связи со снижением объема вакцинации населения начали возрождаться заболевания, которые практически исчезли во многих странах, например, глобальное увеличение (в шесть раз) заболеваемости корью, в том числе в России оно увеличилось на 30 процентов, целого ряда других заболеваний.
Нередко при посещении образовательных организаций детьми, не обследованными на некоторые инфекционные заболевания, имеется риск заноса инфекции в указанные организации, что нарушает права других детей в детских образовательных организациях на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Необъективная критика вакцинации часто поступает по каналам телевидения, печатной продукции и сети "Интернет".
Президент РФ 12 апреля 2018 г. утвердил перечень поручений по итогам встречи с работниками сферы здравоохранения Пр-629, часть г) пункт 2 которого предусматривала организацию работы по разъяснению необходимости вакцинации всех групп населения, прежде всего детей, от инфекционных заболеваний совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и при участии профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками, а также общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. Минздрав России ежегодно проводит информационные кампании, направленные на повышение приверженности населения вакцинации.
Межведомственное взаимодействие - одно из важнейших условий . осуществления эффективных мероприятий в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся. С одной стороны, Минздрав России только своими силами не может решить проблему изменения отношения населения к вакцинации, необходима работа всех заинтересованных министерств и ведомств, а с другой - образовательные организации самостоятельно не в состоянии обеспечить оптимально допустимые условия обучения и воспитания, устранить причины, формирующие потенциально опасные и опасные для здоровья обучающихся условия обучения.
В настоящее время в целом ряде регионов имеются позитивные примеры целенаправленной системной деятельности по укреплению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа жизни. Минпросвещения России в рамках ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" только приступило к разработке научно-обоснованных подходов к формированию основ ценностей здоровья и компетенций здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей. Однако на государственном уровне отсутствует системная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, а также комплексный межведомственный подход по формированию здорового образа жизни.
Сегодня необходимы мероприятия по разработке, апробации и внедрению современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышению качества, общедоступности медицинского обеспечения обучающихся.
В национальном проекте "Образование" также отсутствует отдельный федеральный проект по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, как и в составе национального проекта "Здравоохранение".
Однако одним только изменением законодательно-нормативных регуляторов не обеспечить эффективное решение важнейшей государственной задачи подготовки к жизни и труду здорового поколения. Нужна государственная воля, соответствующие финансово-экономические и материальные ресурсы, а также высокая ответственность всех субъектов, участвующих в реализации этих стратегически важных государственных задач.
Для решения накопившихся в системе образования проблем со здоровьесбережением обучающихся необходимо сформировать отдельный федеральный проект по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках национального проекта "Здравоохранение". Система показателей и индикаторов этого проекта должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.
Вместе с тем, по мнению НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, можно утверждать, что в настоящее время достоверная и научно обоснованная информация (сведения) об объективных факторах риска здоровью детей отсутствует или дается не полно:
- общество, педагогические и медицинские работники не располагают достоверными сведениями об уровнях воздействия ряда школьных факторов на здоровье обучающихся (электромагнитные излучения, освещение, акустические воздействия, физические, информационные, интеллектуальные нагрузки), их влиянии на функциональное состояние организма детей и развитие школьно обусловленных болезней и состояний;
- органы исполнительной власти, педагогическое сообщество не располагают достоверной и оперативной информацией о состоянии популяционного здоровья детского населения России, региона, школы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии обучающихся, распространенности школьных факторов риска здоровью детей, что затрудняет принятие адекватных управленческих решений в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся.
***
По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, 45% подростков к 13 годам уже пробовали курить, а 30% не оставили эту привычку перейдя во взрослый возраст. Остается низким уровень знаний учащихся в вопросах здоровья и подходах к его сохранению. Так, недостаток знаний об организации здоровой жизнедеятельности зачастую приводит к тому, что дети и подростки имеют неправильное представление о здоровье, средствах и методах его сохранения, что влияет на их приобщение к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ) и раннему началу сексуальной активности.
В настоящее время в соответствии с примерными основными образовательными программами, вопросы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний учащихся реализуются в образовательных программах и предметных областях "Окружающий мир", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Физическая культура". Основная проблема заключается в том, что представленное содержание носит несистемный характер, отсутствует преемственность и координация в содержании образования по разным предметам и уровням обучения, содержание этих разделов построено на устаревших данных, что приводит к несформированности у обучающихся ценностей здорового образа жизни, заботы о своем здоровье. У детей формируется опасное поведение в отношении собственного здоровья.
Наряду с этим существует целый ряд проблем, которые нуждаются в дополнительном обсуждении:
- необходимость внесения изменений в инструментарий государственного статистического наблюдения, предусматривающих выделение в когорте детей от 0 до 15 лет детей дошкольного и школьного возраста;
- перегрузка детей контрольными и аттестационными мероприятиями, всероссийскими проверочными работами;
- вопросы профилактики курения и алкоголизации нашего общества;
- проблемы сертификации средств обучения, включая вопросы организации контроля за исполнением образовательными организациями и производителями (поставщиками) средств обучения, норм и требований действующих СанПиН в части эксплуатации, разработки, производства и поставки средств обучения, предотвращение нарушений при обязательной сертификации школьной мебели;
- создание саморегулируемой организации поставщиков (комплексных интеграторов) учебного оборудования.
С учетом вышеизложенного, участники круглого стола рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Обеспечить скорейшее согласование законодательной инициативы "Об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Принять меры, направленные на сокращение образовательного неравенства в части снижения высокой дифференциации условий получения образования в разных регионах Российской Федерации.
3. Провести дополнительный анализ программы "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р, и при необходимости подготовить предложения по корректировке утвержденных в ней целевых показателей (индикаторов) и объемов финансирования исходя из безусловного выполнения в установленные сроки поручений Президента РФ по ликвидации многосменного режима обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа.
4. Рассмотреть вопрос о формировании федерального проекта по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках национального проекта "Здравоохранение"; система показателей и индикаторов этого проекта должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.
5. Включить в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ показатель "Динамика состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся и воспитанников" на основе единых критериев.
Министерству просвещения Российской Федерации:
1. При обновлении требований к результатам федеральных государственных образовательных стандартов учитывать необходимость отражения законодательных требований по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, изучению основ медицинских знаний.
2. Обобщить накопленный регионами и образовательными организациями опыт реализации задач формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий, принять меры по его распространению через систему повышения квалификации руководителей и педагогических работников в рамках национального проекта "Образование".
3. Разработать методические рекомендации по организации питания обучающихся для учредителей образовательных организаций.
4. Организовать проведение мониторинга организации питания в дошкольных образовательных организациях с привлечением родительской общественности, провести профессиональное обсуждение (экспертный семинар) результатов мониторинга, разработать методические рекомендации по совершенствованию условий организации питания.
5. Обеспечить включение в примерные основные образовательные программы начального общего образования вопросов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в целях формирования ценностной установки, потребности и навыков здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения.
6. Разработать и реализовать в системе дополнительного образования программы по развитию профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогических работников, оказанию первой помощи, оценке физического и психического здоровья человека.
7. Обеспечить участие общеобразовательных организаций в комплексе мероприятий по совершенствованию системы профилактики заболеваний обучающихся.
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1. Сформировать современную модель деятельности медицинского работника в школе, предусмотрев механизмы решения накопившихся проблем в профессиональной деятельности.
2. Ускорить принятие нормативного акта, регламентирующего оказание медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях с учетом результатов пилотного проекта по "школьной медицине", включая развитие профилактического направления.
3. Совершенствовать систему мероприятий, направленную на повышение эффективности проводимых профилактических медицинских осмотров с применением современного диагностического оборудования, новых технологий в том числе в сельской местности.
4. Обеспечить участие общеобразовательных организаций в комплексе мероприятий по совершенствованию системы профилактики заболеваний обучающихся.
Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации:
1. Разработать и реализовать систему мер, направленную на противодействие отказам от вакцинации.
2. Обеспечить проведение широкомасштабных исследований:
- о влиянии электронных устройств на развитие детей разных возрастов, на образовательный процесс;
- направленных на изучение функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья) детей дошкольного возраста (3-7 лет) с целью получения портрета современного дошкольника 6-7 лет (когнитивное, эмоциональное, социальное, физическое развитие, здоровье);
- по изучению факторов (режим, образовательные программы), отрицательно влияющих на здоровье и развитие детей дошкольного возраста; разработать методические рекомендации для детей, педагогов и родителей по указанным вопросам и соответствующие программы дополнительного профессионального образования.
3. Обеспечить исполнение Указа Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" в части создания регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
Органам государственной власти субъектов РФ:
1. Считать работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи первоочередными задачами системы образования и системы здравоохранения.
2. Обеспечить межведомственное взаимодействие всех заинтересованных ведомств и структур региона по вопросам охраны здоровья несовершеннолетних в образовательных организациях.
3. Принять меры по лицензированию медицинских кабинетов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
4. Оказывать поддержку и помощь инициативам, направленным на решение задач укрепления здоровья школьников, внедрения здоровьесберегающих технологий и формирования здорового образа жизни у детей и молодежи.
5. Изучать и внедрять лучшие практики регионов Российской Федерации по организации питания в организациях общего образования.
6. Способствовать формированию у детей и их родителей мотиваций к здоровому образу жизни, положительного отношения к проведению программ иммунопрофилактики инфекционных болезней.
7. Оказывать содействие органам местного самоуправления по сокращению количества детских организаций, работающих без централизованной системы канализации и водоснабжения.
Органам местного самоуправления:
1. Обеспечивать создание благоприятной социальной среды для детей и молодежи по месту жительства, активно привлекать к этой работе территориальное общественное самоуправление, все институты гражданского общества.
2. Отразить вопросы совершенствования условий обучения в общеобразовательных организациях в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Оказывать поддержку проектам, направленным на укрепление здоровья школьников, внедрение, здоровьесберегающих технологий и формирование здорового образа жизни, просветительскую деятельность в части иммунизации через профилактические программы, воспитание у молодежи грамотного отношения к иммунизации и понимание преимуществ вакцинопрофилактики.
4. Обеспечить сокращение количества детских организаций, работающих без централизованной системы канализации и водоснабжения.
Средствам массовой информации для формирования ценности здорового и безопасного образа жизни населения, физической подготовки как основы здоровья широко освещать указанные вопросы и представлять позитивный опыт в СМИ.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
______________________________
*(1) См. Официальные документы в образовании. - 2018. - N 14. - С. 3-21.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 10, 11.
*(3) Баранов А.А. "Здравоохранение, просвещение и семья должны сделать все, чтобы ребенок был и образованным, и здоровым". Беседовала А. Данилина. - "УГ". - 2018.
*(4) О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - 2019. - С. 254.
*(5) Например, Мартинчик А.Н. и др. "Анализ фактического питания детей и подростков в возрасте от 3 до 19 лет". - Вопросы питания. - 2017.
*(6) См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 35. - С. 3-14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания РФ "Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников" (утв. Комитетом Госдумы по образованию и науке 26 сентября 2019 г. (протокол 82-2))
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 2019 г., N 32, в журнале "Вестник образования России", январь 2020 г., N 2