Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Одним из важнейших направлений формирования здорового образа жизни общества является привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, особенно детей и подростков в раннем возрасте.
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и предусматривающей создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта, вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом, возрождения массовой физической культуры. Показатели эффективности развития физической культуры и спорта установлены в государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года".
Роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, создание условий для ведения здорового образа жизни жителями городского округа, получение доступа к развитой инфраструктуре, успехи на областных, республиканских, российских и международных состязаниях являются основной составляющей реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в городском округе.
Для успешной реализации и решения проблем, возникающих в ходе реализации государственной политики, целесообразным является использование системного, комплексного, совокупного и последовательного подходов по развитию физической культуры и спорта в городском округе.
В связи с этим, большое значение приобретает программный подход, так как он позволяет в условиях ограниченных материальных и финансовых ресурсов целенаправленно сконцентрировать имеющиеся средства и резервы на основных направлениях, определенных программой. Программа учитывает, прежде всего, возможности системы городского самоуправления, финансовые и другие ресурсы, существующую структуру управления.
По своей направленности программа нацелена на формирование у всех социальных и возрастных групп горожан осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами и методами физической культуры и спорта. При этом основной акцент в программе сделан на физкультурно-оздоровительную работу и развитие массового, в том числе детско-юношеского спорта.
Спортивная инфраструктура городского округа состоит из 103 спортивных объектов, из них: 2 стадиона (с трибунами более 3500 мест каждая), 44 плоскостных спортивных сооружений (из них 5 футбольных полей), 37 спортивных залов, 1 легкоатлетического манежа, 3 плавательных бассейнов и т.д.
Нормативная потребность населения в обеспечении спортивными залами составляет 46,57% от общей численности населения. Спортивные залы муниципальной спортивной школы и муниципальных общеобразовательных школ на сегодняшний день используются на 100%. Кроме уроков физической культуры, на базе всех муниципальных общеобразовательных школ открыты спортивные отделения муниципальной спортивной школы, что позволяет учащимся заниматься физической культурой и спортом во внеурочное время.
Нормативная потребность населения в обеспечении плоскостными спортивными сооружениями составляет 139,34% от общей численности населения, данный показатель свидетельствует о шаговой доступности занятий физической культурой и спортом для жителей городского округа.
Мэрия города уделяет особое внимание развитию детско-юношеского спорта. Ежегодно увеличивается численность обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Как показал анализ, в 2017 году доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, составила 96,8%, и увеличилась по сравнению с 2015 годом и 2016 годом на 9,26 процентных пункта и 0,7 процентных пункта, соответственно (в 2015 г. - 87,54%, в 2016 г. - 96,10%).
Вместе с тем, несмотря на положительную тенденцию доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, на сегодняшний день существует проблема нехватки спортивного резерва детей и подростков, занимающихся в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке, вследствие чего, имеются риски срыва количественных показателей муниципального задания, установленного для муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Реализация программных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку детей и подростков городского округа, позволит сохранить положительную тенденцию вовлечения детей и подростков в систематические занятия спортом.
В рамках реализации муниципальной программы планируется, что количество занимающихся в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке, составит не менее 2430 человек, в том числе:
в 2019 году - 810 человек;
в 2020 году - 810 человек;
в 2021 году - 810 человек.
Это, в свою очередь, позволит сохранить спортивный резерв детей и подростков, занимающихся в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке, в количестве, установленном муниципальным заданием.
Вопросы развития спортивной инфраструктуры и укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений спорта постоянно находятся на повестке дня муниципалитета.
В 2015 году на территории городского округа был реализован очень значимый для горожан проект - реконструкция стадиона "Дружба", благодаря которому, на стадионе "Дружба" появилось современное футбольное поле, уличные спортивные площадки, а также современный спортивный комплекс. В 2017 году завершен капитальный ремонт шахматного клуба МБУ "СШ", в результате чего, обновлены учебные классы для занятий шахматами детей и подростков, установлено специализированное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.
Укреплена материально-техническая база спортсменов. Только на экипировку и спортивный инвентарь в 2015 - 2017 годах ежегодно выделялось около 240 тыс. рублей. В результате чего, в указанный период приобретена волейбольная и футбольная экипировка спортивным сборным командам городского округа, представляющим муниципальное образование "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на спортивных соревнованиях различного уровня, проводимых за пределами городского округа.
Кроме того, в 2017 году в качестве адресной поддержки спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты, для отделения бокса МБУ "СШ" были приобретены:
- спортивная экипировка (боксерские шорты, толстовки, боксерские перчатки, боксерские майки, боксерские шлемы, боксерки);
- спортивный инвентарь и оборудование (спортивные тренажеры, штанги, гири, гантели, боксерские груши и мешки, боксерские лапы, ринг, мячи, скакалки, секундомеры, гонг, маты, шведская стенка).
Вместе с тем, наряду с положительными моментами, существует ряд проблемных вопросов, требующих незамедлительного решения, оказывающих влияние на техническое состояние спортивных объектов муниципальных учреждений в сфере физической культуры и спорта и развитие детско-юношеского и массового спорта на территории городского округа.
Развитие инфраструктуры, улучшение материально-технической базы являются одними из важнейших условий развития спорта и физической культуры.
На сегодняшний день значительно устарела и требует постоянного, ежегодного обновления спортивная база игровых видов спорта. Также требуется ремонт кровли шахматного клуба МБУ "СШ". Кроме того, в целях исполнения требований, предъявляемых к эксплуатации спортивных объектов, необходимо осуществлять своевременную их сертификацию. В целях исполнения требований по антитеррористической защищенности объектов спорта, требуется выполнение мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность, а именно, установка турникета в здании стадиона "Дружба", обеспечивающих контроль за пропускным режимом.
Ввиду отсутствия финансовых средств, проблему слабой инфраструктуры на муниципальном уровне решить невозможно. Но для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы необходимо создать условия для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе среди учащихся и студентов. Одновременно требуется обеспечить успешное развитие спортивных достижений среди талантливых молодых спортсменов.
Реализация программных мероприятий, направленных на совершенствование материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в муниципальных учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, позволит улучшить качество спортивной подготовки у детей и подростков.
В рамках реализации муниципальной программы планируется:
1. Приобрести спортивный инвентарь и оборудование для нужд муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, не менее 6 единиц, в том числе:
2019 год - 0 единиц;
2020 год - 3 единицы;
2021 год - 3 единицы.
2. Осуществить сертификацию спортивных объектов муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке, в количестве 4 единиц (в 2019 году).
3. Выполнить в 2020 году работы по ремонту кровли здания шахматного клуба МБУ "СШ". Это, в свою очередь, позволит частично решить вышеуказанные проблемы.
4. Выполнить в 2020 году работы по установке турникета в здании стадиона "Дружба", для обеспечения контроля за пропускным режимом.
Текущее состояние физической культуры и спорта в городском округе характеризуется положительной тенденцией, связанной с развитием массового спорта. Благодаря плановости и преемственности решений, принимаемых на муниципальном уровне, в городском округе сохраняется положительная динамика роста числа жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В 2017 году при численности населения на 01.01.2017 в возрасте 3-79 лет 69456 человек, и численности занимающихся физической культурой и спортом 18517 человек, доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 26,66% и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 4,33 процентных пункта (2015 г. - 22,33%).
Вместе с тем, несмотря на увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, на сегодняшний день в городские официальные спортивные и спортивно-массовые мероприятия привлечено недостаточное количество горожан различного возраста, что в свою очередь, оказывает влияние на численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
Для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом у населения городского округа, муниципалитетом ежегодно принимаются решения о проведении городских спартакиад среди детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, а также спортивных и спортивно-массовых мероприятий по культивируемым видам спорта, таким как: бокс, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, шахматы и другим.
В рамках реализации мероприятий муниципальной программы, направленных на развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением городского округа, планируется:
1. Провести не менее 105 единиц городских официальных спортивных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе:
2019 год - 35 единиц;
2020 год - 35 единиц;
2021 год - 35 единиц.
2. Привлечь к участию в городских официальных спортивных и спортивно-массовых мероприятиях не менее 9 600 человек, в том числе:
2019 год - 3200 человек;
2020 год - 3200 человек;
2021 год - 3200 человек.
3. Приобрести наградную продукцию для награждения призеров и участников городских официальных спортивных и спортивно-массовых мероприятий, не менее 4350 условных единиц (по 1450 условных единиц ежегодно).
Это, в свою очередь, позволит увеличить количество участников, принявших участие в городских официальных спортивных и спортивно-массовых мероприятиях и сохранить положительную динамику численности населения, занимающегося физической культурой и спортом.
Спортивный резерв городского округа на сегодняшний день имеет низкий уровень спортивной подготовки. Это обусловлено, в том числе, недостаточным количеством спортивных мероприятий, проводимых за пределами Еврейской автономной области, в которых принимают участие спортсмены и спортивные команды городского округа, что в свою очередь, негативно отражается на спортсменах, выполняющих массовые спортивные разряды.
Анализ показал, что в период 2015 - 2017 годов в городском округе наблюдается тенденция снижения количества спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды.
В 2017 году массовые спортивные разряды выполнили 40 спортсменов, что на 10 человек или 20% меньше, чем в 2015 году человек (в 2015 г. - 50 чел., в 2016 г. - 49 чел., в 2017 г. - 40 чел.).
Решение этого вопроса видится в реализации мероприятий, направленных на развитие и поддержку сильнейших молодых спортсменов и их тренеров.
В связи с чем, в рамках реализации муниципальной программы планируется:
1. Обеспечить участие спортсменов и их тренеров в 12-ти соревнованиях различного уровня, в том числе:
2019 год - 4 единицы;
2020 год - 4 единицы;
2021 год - 4 единицы.
2. Поощрить не менее 18-ти лучших спортсменов, команд и их тренеров по итогам спортивного года, в том числе:
2019 год - 6 условных единиц;
2020 год - 6 условных единиц;
2021 год - 6 условных единиц.
3. Обеспечить участие спортсменов городского округа и их тренеров в спортивных мероприятиях Всероссийского уровня по базовому олимпийскому виду спорта (боксу) не менее 40 человек, в том числе по годам:
2019 год - 0 человек;
2020 год - 20 человек;
2021 год - 20 человек.
Выполнение указанных мероприятий позволит увеличить количество спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды и, как следствие, повысить уровень спортивной подготовки спортивного резерва городского округа.
Еще одной важной проблемой, требующей решения и сдерживающей развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, является отсутствие устойчивой системы развития кадрового потенциала муниципальных учреждений в сфере физической культуры и спорта.
В последние годы финансирование мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадрового потенциала муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, осуществляется по "остаточному" принципу, с учётом возможностей бюджета городского округа.
Ограниченность финансовых ресурсов в бюджете городского округа не позволяет в полной мере выполнить мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе, решить вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерского состава, с учётом потребности учреждений.
Система переподготовки и повышения квалификации работников сферы физической культуры и спорта, как таковая, в городском округе еще не на достаточном уровне. Кроме того, отдаленность региона от центра России, ограничение финансовых средств не даёт возможности выезжать работникам муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку детей и подростков городского округа, на стажировки и курсы повышения квалификации в центральные регионы России.
Решение этого вопроса видится, прежде всего, в реализации мероприятий, направленных на создание условий для закрепления кадров, привлечения молодёжи, повышение профессионального уровня тренерского состава муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе, через выполнение мероприятий данной муниципальной программы, которая предусматривает мероприятия, направленные на развитие и поддержку кадрового потенциала муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке.
Как показал анализ, всего за период 2015 - 2017 годов повысили свою квалификацию 18 специалистов муниципальных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе, в 2015 г. - 7 человек, в 2016 г. - 9 человек, в 2017 г. - 2 человека.
В рамках реализации муниципальной программы планируется:
1. Поощрить премией мэра города 2-х человек из числа тренерского состава МБУ "СШ" за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в социально-экономическое развитие городского округа, в том числе:
в 2019 году - 1 человека;
в 2021 году - 1 человека.
2. Обеспечить повышение квалификации 4-х тренеров МБУ "СШ", в том числе:
в 2019 году - 0 человек;
в 2020 году - 2-х человек;
в 2021 году - 2-х человек.
Это, в свою очередь, повысит уровень профессионального мастерства кадрового потенциала муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Динамика развития физической культуры и спорта на территории городского округа отражена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития физической культуры и спорта
N п/п |
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Изменение показателя 2017 года к 2015 году, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Численность занимающихся физической культурой и спортом на территории городского округа, чел. |
16646 |
18727 |
18517 |
111,2 |
|
2 |
Количество проведенных городских официальных спортивно-массовых мероприятий, ед. |
56 |
50 |
50 |
89,3 |
|
3 |
Количество участников в официальных городских спортивно-массовых мероприятиях, чел. |
4200 |
3631 |
3350 |
79,8 |
|
4 |
Количество спортсменов, достигших высоких результатов на областном, дальневосточном и российском уровнях (МБУ "СШ"), чел. |
получивших массовые спортивные разряды |
50 |
49 |
40 |
80,0 |
получивших 1 спортивный разряд |
25 |
23 |
22 |
88,0 |
Анализ ситуации, сложившейся в сфере физической культуры и спорта в 2015 - 2017 годах, показал, что ряд показателей, характеризующих развитие данной сферы деятельности на территории городского округа, имеют отрицательную динамику.
В 2017 году по сравнению с 2015 годом численность занимающихся физической культурой и спортом на территории городского округа увеличилась на 11,2% и составила 18517 человек, что на 1871 человек больше, чем в 2015 году (в 2015 г. - 16646 чел.).
Однако, в сравнении с предыдущим годом наблюдается снижение численности занимающихся физической культурой и спортом на территории городского округа на 1,1% или на 210 человек (в 2016 г. - 18727 чел.).
В 2017 году на территории городского округа было проведено 50 городских официальных спортивно-массовых мероприятий, что на 10,7% или на 6 мероприятий меньше, чем в 2015 году (в 2015 г. - 56 мероприятий).
При этом количество горожан, принявших участие в официальных городских спортивно-массовых мероприятиях в 2017 году, составило 3350 человек и снизилось по сравнению с 2015 годом на 20,2% или на 850 человек (в 2015 г.- 4200 чел.).
В сравнении с предыдущим годом количество горожан, принявших участие в официальных городских спортивно-массовых мероприятиях, уменьшилось на 281 человек или на 7,7% (в 2016 г. - 3631 чел.).
Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция снижения количества спортсменов, достигших высоких результатов на областном, дальневосточном и российском уровнях, получивших массовые спортивные разряды и 1 спортивный разряд.
Так, в 2017 году по сравнению с 2015 годом количество спортсменов, достигших высоких результатов на областном, дальневосточном и российском уровнях, получивших массовые спортивные разряды, уменьшилось на 20% и составило 40 человек, что на 10 человек меньше, чем в 2015 году (в 2015 г. - 50 чел.).
В сравнении с предыдущим годом количество спортсменов, достигших высоких результатов на областном, дальневосточном и российском уровнях, получивших массовые спортивные разряды, уменьшилось на 9 человек или на 18,4% (в 2016 г. - 49 чел.).
Количество спортсменов, достигших высоких результатов на областном, дальневосточном и российском уровнях, получивших 1 спортивный разряд, уменьшилось на 3 человека или на 12,0% (с 25 чел. в 2015 году до 22 чел. в 2017 году).
По сравнению с 2016 годом снижение составило 4,4% или 1 человек (с 23 чел. в 2016 году до 22 чел. в 2017 году).
Проведённый анализ позволил выявить слабые стороны в сфере физической культуры и спорта и обозначить негативные факторы, оказывающие влияние на положительную динамику показателей, характеризующих развитие указанной сферы деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами в области развития физической культуры и спорта на территории городского округа, требующими решения, являются:
1) нехватка спортивного резерва детей и подростков городского округа;
2) отсутствие устойчивой системы развития кадрового потенциала муниципальных учреждений в сфере физической культуры и спорта;
3) нехватка качественного и современного спортивного оборудования, и инвентаря для спортивной подготовки детей и подростков городского округа, а также для качественного проведения городских официальных спортивных и спортивно-массовых мероприятий;
4) недостаточное количество горожан различного возраста, привлеченных в официальные спортивные и спортивно-массовые мероприятия;
5) низкий уровень спортивного резерва городского округа.
Планируется, что реализация мероприятий муниципальной программы позволит достичь к концу 2021 года следующих результатов:
1. Обеспечить бесперебойную деятельность муниципальных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку детей и подростков городского округа. Это, в свою очередь, позволит повысить качество услуг по спортивной подготовке для детей и подростков в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Удельный вес занимающихся в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях городского округа, будет составлять не менее 8,0 процентов (ежегодно).
2. Укрепить материально-техническую базу для занятий физической культурой и спортом в муниципальных учреждениях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе:
1) Приобрести спортивный инвентарь и оборудование для нужд муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки в количестве не менее 6-ти единиц.
2) Осуществить сертификацию спортивных объектов муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке, в количестве 4-х единиц.
3) Выполнить работы по ремонту кровли здания шахматного клуба МБУ "СШ" (до 2021 года).
3. Увеличить долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения городского округа в возрасте от 3 до 79 лет, к концу 2021 года до 27,35 процента.
4. Обеспечить развитие и поддержку сильнейших молодых спортсменов и их тренеров. Это, в свою очередь, позволит повысить качество спортивной подготовки и уровень спортивного мастерства молодых спортсменов и их тренеров, а также увеличить количество спортсменов, выполнивших массовые спортивные разряды, в общей численности занимающихся физической культурой и спортом, к концу 2021 года до 450 человек (не менее 150 человек ежегодно).
5. Обеспечить развитие и поддержку кадрового потенциала муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке.
Это, в свою очередь, позволит повысить качество тренировочных процессов в муниципальных учреждениях, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Ожидается, что доля специалистов, повысивших квалификацию в общей численности тренерского состава муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, будет составлять не менее 10,5 процента (ежегодно).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.