Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2019 г. N 4-АПА19-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации городского округа Котельники Московской области, Совета депутатов городского округа Котельники Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, акционерного общества "Компания Атол", акционерного общества "Яркий Мир", апелляционному представлению прокуратуры Московской области на решение Московского областного суда от 23 апреля 2019 года о признании недействующей Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенной территории мкр Ковровый, и мкр Белая Дача, утверждённой решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 10 января 2018 года N 1/54, в части включения в её перечень домов 2, 3, 5 по улице Новой города Котельники, домов 24, 32, мкр. Ковровый города Котельники, дома 61 мкр Белая Дача города Котельники.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Министерства строительного комплекса Московской области Демина А.С., Фирсова А.В., Богуш Д.А., Совета депутатов городского округа Котельники Московской области Литвиновой Н.П., администрации городского округа Котельники Московской области Юрова Д.А., Мокшина С.В., АО "Яркий мир" Котелкиной И.Н., АО "Компания АТОЛ" Макаровой А.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения административных истцов Рожновой А.Ф., Студилко А.Н., Гореловой Е.В., Ищенко А.А., Скицкого А.А., Моисеевой Е.М., их представителей Шарапова И.И., Сидоркиной С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ассеева Анастасия Олеговна, Васильев Николай Васильевич, Вдовин Вячеслав Александрович, Гольц Павел Сергеевич, Горелова Елена Владимировна, Горелова Светлана Юрьевна, Ищенко Анатолий Анатольевич, Кастрикина Мария Владимировна, Ковальчук Юрий Михайлович, Кондрашина Кристина Сергеевна, Кондрашина Елена Викторовна, Корецкая Лидия Матвеевна, Королёва Людмила Григорьевна, Мякинина Анастасия Вадимовна, Пронин Сергей Алексеевич, Скицкий Антон Александрович, Студилко Александр Николаевич, Петухова Елена Степановна, Петровичева Ольга Олеговна, Петровичева Лариса Вениаминовна, Пыпкин Максим Сергеевич, Руденко Татьяна Геннадьевна, Рожнова Анна Федоровна, Шереверова Лариса Ивановна, Шаракоис Дмитрий Владимирович, Шпиндлер Андрей Викторович, Шпиндлер Дмитрий Викторович, Фомина Валентина Владиславовна обратились в Московский областной суд с заявлением о признании недействующей Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенной территории мкр Ковровый, и мкр Белая Дача, утверждённой решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 10 января 2018 года N 1/54, в части включения в её перечень домов 2, 3, 5 по улице Новой города Котельники, домов 24, 32, мкр Ковровый города Котельники, дома 61 мкр Белая Дача города Котельники, ссылаясь на то, что дома по названным адресам включены в Программу произвольно, поскольку в установленном законодательством порядке аварийными и ветхими не признавались, что противоречит части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 42, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Решением Московского областного суда от 23 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах и представлении администрация городского округа Котельники Московской области, Совет депутатов городского округа Котельники Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, акционерное общество "Компания Атол", акционерное общество "Яркий Мир", прокуратура Московской области просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает заслуживающими внимания доводы подателей жалоб об отмене судебного постановления.
Признавая недействующими оспариваемые положения, суд посчитал, что развитие застроенной территории возможно лишь в случаях, если на такой территории расположены только аварийные дома, подлежащие сносу исключительно на основании обследования межведомственной комиссией.
Между тем при вынесении решения судом не было учтено и не принято во внимание то обстоятельство, что в силу статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенной территории может быть осуществлено на основании Муниципальной адресной программы, утверждённой в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, расчётными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, и в которой определяется перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих не только сносу, но и реконструкции.
Из доказательств по делу следует и никем не ставится под сомнение, что решение о развитии застроенных территорий принято с учётом градостроительного регламента, утверждённого представительным муниципальным органом городского округа Котельники, местных нормативов градостроительного проектирования, расчётных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры; Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Котельники Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 8 декабря 2017 года N 1/51, территория мкр Белая Дача включена в территориальную зону КУРТ-1 - зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории мкр Белая Дача городского округа Котельники Московской области; утвержденным решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 21 февраля 2018 года N 9/56 территория мкр Ковровый включена в территориальную зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории городского округа Котельники Московской области; утверждённым решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 18 апреля 2018 года N 1/60 территория мкр Белая Дача, мкр Опытное Поле, Новоегорьевское шоссе включены в территориальную зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в городском округе Котельники Московской области.
При таких данных у суда нет поводов ставить под сомнение законность и обоснованность Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу многоквартирных жилых домов в целях развития застроенной территории мкр Ковровый и мкр Белая Дача, утверждённой решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 10 января 2018 года N 1/54, и правомерность включения в её перечень домов 2, 3, 5 по улице Новой города Котельники; домов 24, 32 мкр Ковровый города Котельники; дома 61 мкр Белая Дача города Котельники.
Напротив, Судебная коллегия констатирует, что снос многоквартирных жилых домов послевоенных годов постройки, которые находятся в аварийном состоянии либо в которых основные несущие конструкции, внутридомовые инженерные сети достигли предельного износа, расселение жителей, проживающих в жилом фонде, планируемом к сносу, за счёт привлечения средств инвестора на основании договоров развития застроенной территории, создание условий для развития коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры застроенных территорий, занятых в настоящее время аварийным или устаревшим (ветхим) жилым фондом и иными строениями, соответствующими требованиям градостроительного законодательства в отношении застроенных территорий, в полной мере отвечает принципам обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных факторов при осуществлении развития застроенной территории, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в городском округе Котельники Московской области.
Включение в Программу домов по спорным адресам не может рассматриваться и как угроза нарушения прав граждан в качестве собственников жилых помещений, на чём фактически настаивают административные истцы, говоря об отсутствии ясности, что получат административные истцы взамен, если квартиры, то каковы их характеристики; если денежную компенсацию, то какова её сумма и порядок получения; где будут располагаться предоставляемые жилые помещения, в том же районе, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий сносу, либо в иных городских округах Московской области, что уже имело место быть.
Программа, как градостроительный документ не отменяет и не изменяет гарантий жилищных и имущественных прав граждан при осуществлении сноса домов по спорным адресам, правовую основу которых составляют Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации и в связи с этим обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений по развитию застроенных территорий, в том числе в границах городского округа Котельники Московской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 23 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Шаракоис Дмитрия Владимировича, Ищенко Анатолия Анатольевича, Королёвой Людмилы Григорьевны, Пронина Сергея Алексеевича, Гольц Павла Сергеевича, Студилко Александра Николаевича, Петуховой Елены Степановны, Петровичевой Ольги Олеговны, Петровичевой Ларисы Вениаминовны, Руденко Татьяны Геннадьевны, Вдовина Вячеслава Александровича, Пыпкина Максима Сергеевича, Мякининой Анастасии Вадимовны, Скицкого Антона Александровича, Рожновой Анны Федоровны, Ассеевой Анастасии Олеговны, Ковальчука Юрия Михайловича, Кастрикиной Марии Владимировны, Васильева Николая Васильевича, Шереверовой Ларисы Ивановны, Гореловой Светланы Юрьевны, Гореловой Елены Владимировны, Корецкой Лидии Матвеевны, Шпиндлера Дмитрия Викторовича, Шпиндлера Андрея Викторовича, Кондрашиной Кристины Сергеевны, Кондрашиной Елены Викторовны, Фоминой Валентины Владиславовны о признании не действующей Муниципальной адресной программы городского округа Котельники Московской области по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенной территории мкр. Ковровый, и мкр. Белая дача, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 10 января 2018 года N 1/54 в части включения в Перечень адресов многоквартирных домов, подлежащих сносу, домов 2, 3, 5 по улице Новая, г. Котельники, домов 24, 32, мкр. Ковровый, г. Котельники, дома 61 мкр. Белая дача г. Котельники отказать.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2019 г. N 4-АПА19-29
Текст определения опубликован не был