Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 ноября 2019 г. N 03-03-06/2/90657
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение организации и сообщает следующее.
Письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706, на которое делается ссылка в обращении, было адресовано конкретному налогоплательщику и не распространяется на неограниченный круг лиц. Вывод в данном письме сформулирован с учетом неясности квалификации заключенного налогоплательщиком договора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 43 и 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ). Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
В случае если заключенный сторонами договор содержит элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор), к отношениям сторон по договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ).
В части вопроса о переоценке приобретенных по договору цессии прав требований, выраженных в валюте, сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
В силу пункта 3 статьи 423 ГК РФ договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное. При этом согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством приобретение права требования долга новым кредитором (цессионарием) связано с приобретением прав кредитора в обязательстве по цене, установленной соглашением.
Для целей налогообложения прибыли согласно положениям статей 268 и 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приобретение права требования рассматривается как приобретение имущественного права.
На основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных статьей 279 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 279 НК РФ установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.
Из положений пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода).
Таким образом, приобретенное право требования, стоимость которого выражена в иностранной валюте, принимается к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены приобретения и расходов, связанных с его приобретением, пересчитанных в рубли по официальному курсу иностранной валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату приобретения данного права требования. При этом последующая (текущая) переоценка стоимости такого права требования НК РФ не предусмотрена.
В связи с тем, что текущая переоценка стоимости прав требования, выраженных в валюте, не производится, внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы, подлежащие учету в целях налогообложения прибыли, у налогоплательщика не возникают.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приобретенное право требования, стоимость которого выражена в иностранной валюте, принимается к налоговому учету по стоимости, определяемой исходя из цены приобретения и расходов, связанных с его приобретением, пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату приобретения данного права.
При этом текущая переоценка стоимости прав требования, выраженных в валюте, не производится. Поэтому внереализационные доходы (расходы) в виде курсовой разницы в целях налогообложения прибыли не возникают.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 ноября 2019 г. N 03-03-06/2/90657
Текст письма опубликован не был