Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-02-07/1/86083
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. Согласно пунктам 1, 9 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов в установленный срок обязанность по уплате указанных платежей исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках.
Счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Указанной статьей не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов на счета физических лиц - индивидуальных предпринимателей (в том числе текущие счета), определенные пунктом 2 статьи 11 Кодекса, но открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.
Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Статьей 76 Кодекса не предусмотрено ограничение по приостановлению операций по счетам указанных в пункте 11 названной статьи категорий физических лиц, открываемых для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или частной практикой.
Поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) в бюджетную систему Российской Федерации (далее - поручение налогового органа) заполняются с учетом требований, указанных в приложении N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение Банка России N 383-П), и в приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Положения статей 46 и 76 Кодекса применяются в отношении индивидуальных предпринимателей с указанием в поручении налогового органа правового статуса налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), что не противоречит Положению Банка России N 383-П.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Кодекса поручение налогового органа на перечисление сумм платежей, регулируемых Кодексом, в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - индивидуального предпринимателя, и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) кредитным организациям запрещается открывать и вести счета (вклады) без представления физическим и юридическим лицом, открывающим счет (вклад), документов и сведений, необходимых для их идентификации, а также заключать с клиентом договор банковского счета (вклада) в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и сведений, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных этим Федеральным законом.
Порядок идентификации клиента кредитной организации и его представителей на основании указанной статьи Федерального закона N 115-ФЗ установлен Банком России в Положении Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 499-П).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России N 499-П при идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к Положению Банка России N 499-П.
Статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ и пунктом 1.6 Положения Банка России N 499-П также установлены требования по обоснованию указанной информации.
Учитывая изложенное, банк должен располагать сведениями, необходимыми для идентификации клиента банка.
Кроме того, при необходимости, указанная возможность реализована в размещенном на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" (Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств).
Поиск сведении о конкретном лице в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей может осуществляться по его ИНН либо по совокупности сведений о Ф.И.О. и регионе места жительства физического лица.
При наличии у банка сведений о Ф.И.О., дате рождения и документе, удостоверяющем личность физического лица, банк может получить информацию о его ИНН на сайте ФНС России (электронный сервис "Узнай ИНН").
3. Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" не препятствует помещению поручений налоговых органов в очередь не исполненных в срок распоряжений.
4. Особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определены статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что спецификой правового статуса такого гражданина является то обстоятельство, что он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени. Физическое лицо, осуществляя свою регистрацию в качестве предпринимателя, не утрачивает вместе с тем признаков физического лица, а обозначает характер своей деятельности.
При этом гражданин согласно статье 24 Гражданского кодекса Российской Федерации отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.05.2001 N 88-О, от 04.06.2009 N 1032-О-О выражена правовая позиция, согласно которой гражданин (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.
Обращая внимание на особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2001 N 88-О указал, что поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (пункт 1 статьи 23, статьи 24 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Полагаем, что при исполнении банками поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам таких лиц, направленных в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса, банками должны учитываться установленные федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ограничения по списанию денежных средств со счетов указанных лиц - должников и требования о невозможности обращения взыскания, принимая во внимание разграничение самостоятельных предметов регулирования Кодекса и законодательства Российской Федерации об - исполнительном производстве, гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Указанная позиция Департамента поддержана Минюстом России и Банком России.
5. Пунктом 4.1 статьи 46 Кодекса предусмотрен перечень оснований для принятия налоговым органом решения об отзыве не исполненных полностью или частично поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств указанного лица в бюджетную систему Российской Федерации (далее - решение об отзыве не исполненных поручений).
Порядок направления в банк решений об отзыве не исполненных поручений утвержден Положением Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Форма решения об отзыве не исполненных поручений утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам".
Указанной формой предусмотрено указание (в случае частичного отзыва) информации о сумме частичного отзыва не исполненных поручений налогового органа.
При поступлении в банк решения об отзыве не исполненных поручений налоговых органов, эти поручения, реквизиты которых указаны в решении, не подлежат исполнению полностью или частично (в части суммы указанной в этом решении), при этом возврат их в налоговые органы не требуется.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-02-07/1/86083
Текст письма опубликован не был