Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 ноября 2019 г. N 03-15-05/85280
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу снижения фискальной нагрузки в части страховых взносов для плательщиков страховых взносов - работодателей сообщает следующее.
В обращении предлагается для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателей), отвязать исчисление страховых взносов от заработной платы их работников и установить базу для исчисления страховых взносов по каждому работнику в размере суммы, исчисленной из минимального размера оплаты труда, увеличенного на 10-20 процентов.
В соответствии с главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для основной категории плательщиков страховых взносов на бессрочный период установлен тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10 процентов сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 процентов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 5,1 процентов - на обязательное медицинское страхование со всех выплат, являющихся объектом обложения страховыми взносами.
Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
В случае установления порядка по уплате страховых взносов за работников исходя из минимального размера оплаты труда, а не фактического заработка работника, будет исключена возможность формирования пенсионных прав работников в полном объеме, что в дальнейшем может привести к ограничению их права на пенсионное обеспечение, т.к. в действующей в настоящее время системе пенсионного страхования размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных со всех выплат в пользу работника.
Таким образом, снижение (минимизация) фискальной нагрузки по уплате страховых взносов, приведет к недопоступлению страховых взносов, в частности, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, к уменьшению объема пенсионных прав граждан.
Кроме того, требование об уплате страховых взносов исходя из всего фактического заработка работника отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 ноября 2019 г. N 03-15-05/85280
Текст письма опубликован не был