Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 73-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании не действующими в части приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 20 декабря 2018 г. N 1/42 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.12.2014 N 1/23 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы", от 26 декабря 2018 г. N 1/55 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", от 26 декабря 2018 г. N 1/56 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2019 год"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Кишпан Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее также - РСТ Республики Бурятия, тарифный орган) 17 декабря 2014 г. издан приказ N 1/23 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы" (далее также - Приказ N 1/23), которым определен размер необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) электросетевых организаций Республики Бурятия, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), согласно приложению.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 20 декабря 2018 г. N 1/42 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2014 г. N 1/23 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы" (далее также - Приказ N 1/42) в Приказ N 1/23 внесено изменение - приложение изложено в новой редакции, согласно которой НВВ (без учета оплаты потерь) Забайкальскому филиалу акционерного общества "Оборонэнерго" (далее также - АО "Оборонэнерго", Общество) на 2019 г. установлена в размере 87 539,96 тыс. руб.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г. N 1/55 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" (далее также - Приказ N 1/55) установлены:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, поставляемой прочим потребителям, на 2019 г., согласно приложению N 1;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 г., согласно приложению N 2;
- тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 г. на территории Республики Бурятия, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям с учетом требований пунктов 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно приложению N 3.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г. N 1/56 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2019 год" (далее также - Приказ N 1/56) установлены с 1 января по 31 декабря 2019 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Бурятия, согласно приложению. Пунктом 15 приложения к данному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" - ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго".
АО "Оборонэнерго" обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1 приложения к Приказу N 1/42, Приказа N 1/55 и пункта 15 приложения к Приказу N 1/56, возложении на РСТ Республики Бурятия обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия. Полагает, что НВВ на 2019 г. Обществу определена в экономически необоснованном заниженном размере, ее расчет и корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 г. и невключением резерва по сомнительным долгам произведены тарифным органом с нарушением требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее также - Основы ценообразования), Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. N 98-э (далее также - Методические указания). Поскольку НВВ каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии, то непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату приказа Федеральной службы по тарифам следует N 98-э читать как "от 17 февраля 2012 г."
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Оборонэнерго", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о соответствии выполненного административным ответчиком расчета величины корректировки НВВ Общества на 2019 г. нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Считает необоснованным отклонение своих доводов относительно неправильности корректировки тарифным органом величины НВВ в связи с неисполнением инвестиционной программы и исключением расходов по формированию резерва по сомнительным долгам.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. N 98-э.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, в соответствии с Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29.
АО "Оборонэнерго" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия; в отношении Общества при установлении тарифов применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования, установленных приказом РСТ Республики Бурятия от 28 ноября 2014 г. N 1/20 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", на долгосрочный период 2015-2019 гг.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к их форме и процедуре принятия, и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
На основании заявления АО "Оборонэнерго" от 27 апреля 2018 г. о корректировке НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества на территории Республики Бурятия на очередной период регулирования (2019 г.) по результатам проведения специалистами РСТ Республики Бурятия экспертизы предложений Общества на заседании правления 20 декабря 2018 г. принят Приказ N 1/42, утвердивший НВВ Общества на 2019 г. в размере 87 536,96 тыс. руб. вместо испрашиваемых административным истцом при подаче заявления 155 513,59 тыс. руб.; 26 декабря 2018 г. приняты Приказы N 1/55, 1/56.
Как усматривается из экспертного заключения, снижение размера величины НВВ на 2019 г. специалистами тарифного органа обосновано в том числе изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 г. и невключением резерва по сомнительным долгам, с чем не согласен административный истец.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые в части АО "Оборонэнерго" в рамках данного административного дела нормативные правовые акты тарифного органа права и законные интересы административного истца не нарушают, поскольку расчет и корректировка необходимой валовой выручки Общества на 2019 г. выполнены РСТ Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым-десятым данного пункта.
Согласно пункту 2 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 (далее - Правила), под инвестиционной программой понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа. Под инвестиционным проектом понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с пунктом 65 Правил решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении инвестиционной программы должно содержать:
а) перечни инвестиционных проектов с указанием их целей, полной стоимости, сроков реализации и объема финансирования по годам (в том числе объема финансирования за счет инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), а также за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) по каждому инвестиционному проекту;
б) плановые показатели реализации инвестиционной программы;
в) план принятия к бухгалтерскому учету основных средств (в натуральном и стоимостном выражении) и нематериальных активов (в стоимостном выражении).
Пункт 67 Правил предусматривает, что в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти, ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта.
Инвестиционная программа АО "Оборонэнерго" на 2016-2019 гг. утверждена приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее - Министерство транспорта) от 13 августа 2015 года N 135.
Приказом Министерства транспорта от 28 июня 2017 года N 78 утверждены изменения, вносимые в инвестиционную программу Общества, приложение N 1.1 изложено в новой редакции, согласно которой в 2017 г. административным истцом запланировано осуществить мероприятия по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства на сумму 11 454,00 тыс. руб. (без НДС). Плановые источники финансирования - прибыль от технологического присоединения в размере 5 355 тыс. руб. (без НДС) и амортизация, учтенная в тарифе на передачу электроэнергии, в размере 6 099,3 тыс. руб. (без НДС).
Согласно отчету об исполнении программы за 2017 г. фактически Обществом выполнено мероприятий на сумму 9 930 тыс. руб. (без НДС). Источниками финансирования являлись прибыль от технологического присоединения в размере 3559,00 тыс. руб. (без НДС), амортизация, учтенная в тарифе на передачу электроэнергии, в размере 6 252 тыс. руб. (без НДС), привлеченные средства - 119 тыс. руб.
За счет источника финансирования, учтенного в тарифе на передачу электрической энергии, в 2017 г. планировалось провести четыре мероприятия на сумму 6 099, 3 тыс. руб. (без НДС); фактически Обществом проведено два мероприятия на сумму 6 252,34 тыс. руб. (без НДС): приобретение тахографов в предусмотренном инвестиционной программой размере 263,56 тыс. руб. и "Реконструкция ВЛ-6 кВ Боевые позиции с. Телемба Республики Бурятия", расходы по которому составили 5 988,95 тыс. руб. (без НДС), тогда как инвестиционной программой запланировано 4362 тыс. руб. (без НДС).
Финансирование указанного мероприятия увеличено Обществом без внесения и утверждения в установленном порядке соответствующих изменений в инвестиционную программу.
При таких данных, специалисты тарифного органа пришли к правильному выводу о том, что инвестиционная программа в отношении названного мероприятия выполнена Обществом с превышением фактического финансирования над плановым.
Таким образом, поскольку в 2017 г. Обществом потрачено на реализацию мероприятия "Реконструкция ВЛ-6 кВ Боевые позиции с. Телемба" больше денежных средств, чем это предусмотрено инвестиционной программой, без внесения в нее и утверждения соответствующих изменений в предусмотренном Правилами порядке, тарифным органом правомерно исключена превышающая сумма в размере 1473,74 тыс. руб. из расчета корректировки НВВ, как экономически необоснованные расходы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактические затраты Общества на реализацию мероприятия "Реконструкция ВЛ-6 кВ Боевые позиции с. Телемба" по инвестиционной программе 2017 г. не превысили запланированную сумму финансирования указанного мероприятия в полном объеме (с учетом исполнения инвестиционной программы 2018 г.) не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство в сфере электроэнергетики не содержит положений, предусматривающих возможность компенсации за счет тарифных источников фактических затрат, превышающих утвержденный на год объем финансирования, даже в том случае, если они не выходят за пределы полной стоимости инвестиционного проекта.
Как правильно указал суд первой инстанции в решении, если согласиться с доводом, что предприятие по своему усмотрению может перераспределять средства и увеличивать размер финансирования одного мероприятия, не исполняя другие запланированные мероприятия, то теряется смысл указания в инвестиционной программе запланированных на конкретный срок мероприятий, объема финансирования инвестиционного проекта по годам, необходимости утверждения изменений, вносимых в инвестиционную программу.
Ссылка административного истца на заключение договора подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт" с целью выполнения мероприятий инвестиционной программы (сроком действия на один год) и специальный налоговый режим подрядчика также не могут быть приняты во внимание, поскольку стороны договора свободны в определении существенных его условий (срока действия, порядка исполнения, а также стоимости работ), исходя из своих хозяйственных интересов, в связи с чем Судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в рамках тарифного регулирования исключение превышающей суммы фактического финансирования над плановым размером инвестиционной программы за 2017 г. (учитываемым при установлении тарифов) из расчета корректировки НВВ является правомерным, направленным на обеспечение баланса экономических интересов как ресурсоснабжающей организации, так и различных категорий потребителей электрической энергии, поскольку не перекладывает на последних экономические затраты, связанные с финансовыми условиями сторон договора подряда.
Также Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности исключения тарифным органом из корректировки НВВ Общества на 2019 г. расходов по формированию в 2013 г. резерва по сомнительным долгам открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" в размере 37 741,79 тыс. руб., возникшего в связи с неоплатой последним оказанных услуг по передаче электроэнергии по сетям АО "Оборонэнерго".
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
Согласно положениям статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1).
Пунктом 3 данной статьи установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 4 названной статьи сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном данной статьей.
Пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение), предусмотрено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В соответствии с пунктом 27 Положения проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Из пункта 70 Положения следует, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Согласно пункту 77 Положения дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Анализ приведенных правовых норм в их совокупности и взаимной связи свидетельствует о правильности позиции тарифного органа о том, что для подтверждения создания резерва по сомнительным долгам в целях включения в НВВ на 2019 г. Обществу необходимо представить документы о проведении инвентаризации в отчетном периоде.
Документы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 2017 г. Обществом не представлены, что не оспаривается административным истцом, ввиду чего тарифным органом правомерно не учтен выпадающий доход в НВВ Общества на 2019 г.
Наличие начисленного резерва на момент принятия оспариваемых в части приказов подтверждено административным истцом путем предоставления в материалы настоящего административного дела результатов инвентаризации за 2018 г.
АО "Оборонэнерго", являясь профессиональным участником рынка электроэнергетики, обязанным соблюдать установленный законодательством порядок представления экономически выгодного для него предложения об установлении тарифа, несет риск установления необходимой валовой выручки без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств, по причине ненадлежащего обоснования необходимых для него расходов.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о соответствии выполненного административным ответчиком расчета величины корректировки НВВ Общества на 2019 г. нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 73-АПА19-5
Текст определения опубликован не был