Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 49-АПА19-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сатрутдиновой Л.Р. о признании не действующим решения Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. N 82, в части включения земельного участка с кадастровым номером 02:62:011103:343 в состав градостроительного регламента Правил землепользования и застройки территориальной зоны "О-l" (зона обслуживания и деловой активности населения), по апелляционной жалобе Сатрутдиновой Л.Р. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Сатрутдинова Л.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. N 82, в части включения земельного участка с кадастровым номером 02:62:011103:343 в состав градостроительного регламента Правил землепользования и застройки территориальной зоны "О-1" (зона обслуживания и деловой активности населения).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Сатрутдинова Л.Р. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Башкортостан, Советом городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрацией городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан представлены возражения и отзыв.
В судебное заседание представители Сатрутдиновой Л.Р., Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24 и статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 7, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входят в круг полномочий представительного органа городского округа.
Решением Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. N 82 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" утверждены названные Правила землепользования и застройки, которые опубликованы 17 мая 2018 г. путем размещения на официальном сайте муниципального района Белорецкий район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://beloretsk.bashkortostan.ru).
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником нежилого здания - компрессорной, находящейся на арендуемом с 2008 года земельном участке с кадастровым номером 02:62:011103:343, по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, д. 97/3, с видом разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания компрессорной". Административный истец планировала произвести реконструкцию здания компрессорной с целью дальнейшего его использования в качестве производственного объекта.
Согласно вышеуказанным Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 02:62:011103:343 входит в территориальную зону "О-1" (зона обслуживания и деловой активности), правовой режим которой не предусматривает размещение объектов промышленного (производственного назначения).
Указанная территориальная зона предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов профессионального образования, административных учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Назначение территориальной зоны "О-1" соответствует функциональной зоне, установленной в Генеральном плане городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 02:62:011103:343 полностью располагается в общественно-деловой зоне, выделенной для размещения, реконструкции и эксплуатации не оказывающих существенного негативного воздействия на состояние окружающей среды зданий и сооружений для удовлетворения бытовых, социальных и культурных потребностей человека, а также для ведения деятельности в сферах торговли, банковского и страхового дела, оказания бытовых, юридических и иных услуг жителям.
В соответствии с ранее действовавшим документом территориального планирования "Корректировка генерального плана города Белорецка с разработкой проекта планировки 1 очереди строительства", утвержденным решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 28 сентября 2007 г. N 230, земельный участок, находился в зоне реконструкции с размещением малоэтажной высоко комфортной застройки.
Согласно кадастровому паспорту 2008 года земельный участок предоставлен для обслуживания и эксплуатации компрессорной, а в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденных решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 15 ноября 2007 г. N 259, в указанной зоне расположения участка реконструкция, строительство новых промышленных объектов не допускались.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в Градостроительном кодексе отсутствует норма запрещающая нахождение одного земельного участка в различных функциональных зонах.
В данном случае территориальное зонирование земельного участка административного истца, соответствует одной из функциональных зон, определенных Генеральным планом города и согласуется с нормами градостроительного законодательства.
На дату приобретения объекта недвижимости в 2007 году и на дату заключения договора аренды в 2008 году, территория на которой расположен земельный участок, в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки городского поселения была отнесена к зоне малоэтажной комфортной застройки с исключением возможности реконструкции принадлежащего истцу здания для производственных целей.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса.
Таким образом, административный истец имеет право использовать земельный участок по целевому назначению, не приводя его в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением строительства и реконструкции объекта недвижимости, в порядке части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса.
Довод административного истца, изложенный в апелляционной жалобе о том, что на дату принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки они не соответствовали Генеральному плану городского поселения отклоняется. В 2019 году проведена корректировка Генерального плана, в связи с чем в настоящее время Правила землепользования и застройки полностью соответствуют Генеральному плану городского поселения.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сатрутдиновой Л.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 49-АПА19-30
Текст определения опубликован не был