Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жанабергеновой В.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО "Ярдормост"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо ООО "ССК "Ладья"
об оспаривании предписания от 08.05.2019 г. N 223ФЗ-465/19 (исх. N 17/40084/19 от 15.05.2019) в части
при участии: от заявителя: не явка
от заинтересованного лица: Челидзе М.Е. (дов. ИА/72767/19 от 21.08.2019 г.)
от третьего лица: не явка
УСТАНОВИЛ:
АО "Ярдормост" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконным предписания от 08.05.2019 г. N 223ФЗ-465/19 (исх. N 17/40084/19 от 15.05.2019) в части обязанности АО "Ярдормост".
ФАС России возражает против удовлетворения заявленного требования по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель заявителя, третьего лица, в судебное заседание не явились, суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд оставляет заявленное требование без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой ООО "ССК "Ладья" на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 8 мая 2019 г. состоялось заседание комиссии ФАС России, по результатам заседания комиссии было вынесено решение N 223 ФЗ-465/19 от 08.05.2019 г. (исх. N 17/40083/19 от 15.05.2019), на основании которого выдано предписание N 223ФЗ-465/19 от 08.05.2019 г. (исх. N 17/40084/19 от 15.05.2019).
В соответствии с предписанием ФАС России на Акционерное общество "Ярдормост" (далее по тексту - АО "Ярдормост", заказчик, подрядчик, общество) возложена обязанность по отмене протокола рассмотрения вторых частей заявок от 24.04.2019 N 31907737054-03, итогового протокола от 24.04.2019 N 31907737054-04, составленных в ходе проведения аукциона, уведомлению участников закупки об отмене протоколов, назначению новой даты и времени проведения аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "Ярдормост".
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Оспариваемое предписание ФАС России вынесено в пределах предоставленных законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг (далее - Положение о закупках).
Согласно документации о проведении Аукциона (далее - Документация) заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.rts-tender.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО "РТС-тендер" для корпоративных закупок, утвержденным генеральным директором ООО "РТС-тендер" В.Н. Лищенковым (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Документация размещена в ЕИС - 05.04.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 45 352 343, 59 рубля;
3. Дата окончания подачи заявок - 22.04.2019;
4. Рассмотрение первых частей заявок - 22.04.2019;
5. Дата проведения Аукциона - 23.04.2019;
6. Дата подведения итогов - 24.04.2019;
На участие в Аукционе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.
В ФАС России поступила жалоба ООО "ССК "Ладья" от 25.04.2019 N 155 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор), заказчика АО "ЯРДОРМОСТ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них в 2019 году (извещение N 31907737054) (далее - Аукцион, Жалоба).
Из Жалобы следует, что Оператором во время проведения Аукциона не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, вследствие чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи очередного ценового предложения.
По результатам рассмотрения указанной жалобы в части действий Оператора электронной площадки ФАС России вынесено Решение, согласно которому в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 12 статьи 3.3 Закон о закупках.
ООО "РТС-тендер", Заказчику выдано обязательное к исполнению Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.05.2019 N 223ФЗ-465/19.
Предписание ООО "РТС-тендер" исполнено, что подтверждается письмом N 2009 от 22.05.2019.
Комиссия ФАС России при выдаче оспариваемого Предписания выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Доводы Заявителя о том, что действия ФАС России нарушают его права, поскольку приводят к увеличению сроков подписания договора, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Жалоба рассмотрена ФАС России в порядке и с учётом сроков, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и Закона о закупках.
На основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
ФАС России по итогам рассмотрения Жалобы предписано:
1. Заказчику отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок от 24.04.2019 N 31907737054-03, итоговый протокол от 24.04.2019 N 31907737054-04 (далее - Протоколы), составленные в ходе проведения Аукциона, уведомить участников закупки об отмене Протоколов.
2. Заказчику, Оператору назначить новую дату и время проведения Аукциона в соответствии с требованиями Закон о закупках, Положением о закупках.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения Заказчиком пункта 1 настоящего предписания: отменить протокол сопоставления ценовых предложений от 23.04.2019 N 31907737054;
- обеспечить возможность подачи ценовых предложений на участие в Аукционе всех участников закупки;
- уведомить участников закупки, допущенных к участию в Аукционе, в том числе ООО "ССК "Ладья", об отмене Протокола, о дате и времени проведения Аукциона.
4. Заказчику, Оператору продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках с последнего (минимального) предложения о цене договора поданного участником закупки, а именно 44 672 058,43 рублей.
5. Оператору, Заказчику в срок до 22.05.2019 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте polunicheva@fas.gov.ru.
Оспариваемое Предписание суд находит соразмерным, исполнимым и выдано с целью обеспечения дальнейшего проведения Аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Действия ФАС России вопреки доводам Заявителя не направлены на увеличение сроков проведения Аукциона и своей целью имеют реализацию возложенных на ФАС России Законом о защите конкуренции и Законом о закупках полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок.
При этом Заказчик, планируя и проводя закупочные процедуры, должен учитывать те факторы, которые могут привести к невозможности заключения договора в установленные им сроки.
Кроме того, согласно статьи 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный последними срок.
Оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого Предписания.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав.
При указанных обстоятельствах избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес Заявителя к принятому Предписанию ФАС России носит абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Таким образом, Заявителем не указано, как именно и какое принадлежащее Заявителю право ФАС России нарушила оспариваемым предписанием.
На основании вышеизложенного Предписание ФАС России от 08.05.2019 по делу N 223ФЗ-465/19 является законным, обоснованным, принятым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 4, 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления АО "Ярдормост" об оспаривании предписания ФАС России от 08.05.2019 г. N 223ФЗ-465/19 в части обязанности АО "Ярдормост" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
Л.А. Дранко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2019 г. N А40-128322/19-79-1120
Текст решения опубликован не был