Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 3 декабря 2019 г. с присвоением регистрационного номера 36-9565
В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 N 659-п "О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области", департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Приказывает:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове", 1687 г. (г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Рязанову Т.В.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Директор департамента |
А.Е. Филяев |
Утверждён
приказом департамента
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 2 декабря 2019 г. N 104
Предмет охраны
объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове", 1687 г. (г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69)
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове", 1687 г. (г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69), являются:
- градостроительные характеристики объекта: местоположение, участие в формировании основных городских панорам, правого берега р. Которосли, роль в структуре храмового комплекса (центральное положение, объёмная доминанта);
- архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта:
объемно-пространственная уравновешенная симметричная композиция сложного объёма, состоящего из четверика храма, по линии восточной стены, фланкированного с двух сторон равновысокими столпообразными приделами (северный - во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, южный - во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) с апсидами, выведенными под карниз с пониженным трехапсидным алтарем основного объема, застекленной галереей, охватывающей четверик с запада, севера и юга и объединяющей приделы и расположенные по осям четверика три выступающих крыльца с высокими щипцовыми фронтонами;
размеры, форма смещенных к востоку круглых в плане световых барабанов пятиглавия четверика с заложенными оконными проемами восточных "малых" барабанов; размеры, форма круглых в плане близко посаженных глухих барабанов пятиглавий северного и южного приделов; конфигурация скатных крыш центрального куба, приделов, галереи, апсид и крылец;
высотные отметки по венчающему карнизу храма, апсид, приделов, крылец, барабанов и крестов;
крыши четверика апсид, приделов, галерей и крылец: уклоны, высотные отметки по завершениям глав храма, приделов и коньку крылец, их конструкция из кованых стропил с подкосами, металлическое окрашенное кровельное покрытие со стоячим фальцем, подзоры с просечным орнаментом;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая размер, форму и местоположение дверных и оконных проемов, в том числе заложенных:
стены фасадов четверика, разделенные широкими карнизами на два яруса, нижний из которых акцентирован по углам пучками из трех полуколонок, а верхний - пилястрами; поле нижних ярусов фасадов, расчлененное пучками полуколонок (тройные на восточном фасаде и двойные на прочих фасадах, кроме западного, где фланги, помимо углов, акцентированы пучками из трех полуколонок) и вертикалями поставленных на угол изразцов в интерколумниях, связанное общим поясом из килевидных профилированных кокошников и поставленных на угол изразцов, в том числе стволы полуколонок, собранные из гладких и бочкообразных с чешуйчатым орнаментом частей и перетяжек с плетенкой, разделенные (между стволами) орнаментированными кирпичными "бляшками", фигурные изразцовые вставки в тимпанах кокошников над пучками колонок; верхние ярусы фасадов, включающие уровни ранних и поздних закомар, расчлененные короткими лопатками с парными колонками-бочонками над ними, соединенные профилированными архивольтами закомар, набранными преимущественно из лекального кирпича; межъярусный карниз, состоящий из чередующихся полочек и валиков, перемежающихся поясами из квадратных, поставленных на ребро и круглых кирпичных "бляшек" с растительным или геометрическим орнаментом; рамочные наличники окон из валиков с перетяжками боковых частей, увенчанные парами высоких многопрофильных кокошников;
гладкие фасады приделов с широкими угловыми лопатками, закрепляющими наружные углы, увенчанные широким антаблементом с поясом килевидных кокошников и изразцовыми вставками в тимпанах и между килями во фризовой части, несущим два яруса арочных кокошников с килевидным завершением, верхний из которых имеет скругленные наружные углы и декорирован изразцами в тимпанах; карнизы антаблемента, повторяющие карниз четверика, в том числе верхний - без нижнего уступа с поясом "бляшек"; наличники окон верхнего света приделов - широкие многопрофильные рамы с двумя килевидными кокошниками над ними с изразцом, поставленным на угол между килями;
трехчетвертные колонны, разделяющие полукружия апсид, венчающий карниз, состоящий из сухариков, поребрика, полочек, валиков и профилированных тяг; наличники окон апсид и окон нижнего света приделов, образованные рамками-валиками, колонками, стволы которых включают бочкообразные формы с перетяжками-плетенками, с профилированными карнизами, увенчанными тройными кокошниками с тремя изразцами над ними, включая решение кокошника над окном центральной апсиды и аналогичных ему окон нижнего яруса приделов на северном и южном фасадах, со звездчатой серединой (типа коруны) и подоконники с маленькими фигурными гирьками;
широкие арочные оконные проемы галереи-паперти, разделенные пучками из трех массивных полуколонок с крупными ширинками, включающими изразцовые вставки, над ними; лицевые фасады крылец - со щипцами и арочными входными проемами в широких арочных заглублениях, в тимпанах которых - две полуциркульные арки с фигурной белокаменной гирькой в пяте; широкие лопатки, декорированные изразцовыми вставками в сложнопрофилированных ширинках, включающих рамки из плетенок и геометризированных орнаментальных "бляшек"; узкие лопатки и спаренные колонки у примыкания крылец к галерее; пояс профилированных ширинок с изразцовыми вставками вдоль парапетной части галереи и крылец; профилированные архивольты с включением поребрика над проемами, акцентированные под карнизом поясом из поребрика;
по всему периметру выделенный уступчатый цоколь, завершенный валиком над скоцией, дополненными на алтаре и приделах двумя рядами поребрика, чередующегося с полочками;
барабаны глав четверика, декорированные выделенными валиком, фризами с изразцовыми вставками в подоконной и подкарнизной части, сложнопрофилированными карнизами, наличниками из колонок с перетяжками, переходящих в парные кокошники с белокаменной гирькой в пяте, фланкируемой изразцовыми вставками, в том числе квадратными, поставленными на угол на центральном барабане, и фигурные в форме полувалика на малых барабанах; изразцовые вставки в интерколумниях, увенчанных кокошниками - одинарными на малых барабанах и парными на большом, образующими единый пояс с надоконными кокошниками;
барабаны глав приделов, декорированные колонками с перетяжками, объединенными поясом кокошников с фигурными изразцовыми вставками в тимпанах, пояса кокошников с изразцовыми вставками в тимпанах в основании барабанов и профилированными кирпичными карнизами;
форма и материал глав храма и приделов (металлическое покрытие с последующей окраской в зеленый цвет): луковичные, повышенного профиля формы глав приделов и малых глав четверика, крытых "в чешую"; двойная глава центрального барабана: большая барочная в виде "громадной чаши с зубчатыми краями" в основании и малая, маковичная, с "анисовой гранью";
позолоченные кресты (со сквозной узорной прорезью на всех главах) на яблоках с растяжками и подзоры;
материал, исторический характер и рисунок столярных заполнений оконных и дверных проемов; металлические заполнения, в том числе решётчатые, входных и оконных проёмов;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей; в том числе сюжетные росписи по штукатурке в щипцах крылец: многофигурная композиция Христа с предстоящими святыми (южное крыльцо), Крещение с центральной фигурой Иоанна Предтечи (северное крыльцо) и изображение Коронования Богоматери (западное крыльцо); полихромная раскраска алтарной части по кирпичу (материал, технология, колористика): основное поле стен - под "бриллиантовый руст" в виде разноцветных треугольников, межапсидные колонки - виноградными кистями, наличники окон с кокошниками и венчающий карниз - геометрическим орнаментом с церковной символикой на колонках и изображениями святых в тимпанах кокошников; растительный орнамент в виде меандра из крупных цветов по штукатурке оконных откосов четверика; роспись крупным растительным орнаментом с внешней и внутренней стороны полотен входных трехстворчатых деревянных дверей крылец; а также металлических ставень оконных проемов алтарных апсид и нижнего яруса приделов;
- рельефные полихромные изразцы (включая румпу) с растительным, геометрическим и зооморфным орнаментом, их форма, материал, размеры, рельеф, колористическое решение, система расстановки с особенностями характерного набора на отдельных частях здания;
- историческое колористическое решение фасадов;
- пространственно-планировочная структура четырехстолпного храма, двухъярусного в алтарной части четверика и в приделах, галерей и крылец в капитальных стенах; проемов, ниш, включая сводчатые перекрытия, в том числе с распалубками; местоположение и конфигурация алтарных преград приделов и основного храма; деревянной галереи с балясником, системы лестниц и переходов на верхних ярусах, местоположение, конфигурация и габариты рельефно выделенных солеи и амвона прямоугольной формы; престольные места;
- капитальные стены; своды четверика, апсид, галерей, приделов, их конструкция и материал, внутренние перекрытия барабанов; воздушные и внутристенные металлические связи;
- лестницы, их конструкция, материал, оформление, в том числе: внутренние деревянные в южной части четверика, включая роспись зашивки тетивы и ограждения в ризнице, наружные перед крыльцами - широкие лестничные платформы, выполненные из гранитных блоков с четырьмя ступенями;
- материал и конструкции полов, в том числе лещадная двухцветная керамическая плитка, уложенная по диагонали, с фризом в уровне основного яруса и кирпич, уложенный на постель параллельными рядами, во втором ярусе приделов;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров четверика, приделов, галерей, включая орнаментальную, текстовую ("храмозданные надписи") и сюжетную фресковую и темперную роспись стен, откосов оконных и дверных проёмов, сводов и распалубок, барабанов и их перекрытий, перспективных порталов проемов, цоколей галерей, ножек-балясин из лекального кирпича скамей в галереях и в двухъярусном цоколе центральной апсиды, кованых дверных полотен; воздушных металлических связей;
- элементы внутреннего убранства - конструкции, форма, резьба, роспись и позолота деревянных иконостасов храма, в том числе царские врата: шестиярусного резного позолоченного иконостаса четверика 1701 - 1798 гг., выполненного в стиле украинского барокко, четырехъярусного иконостаса в апсиде северного придела с царскими вратами, выполненными в горельефной резьбе, иконостаса южного придела; металлические и деревянные двери с росписью, замками, скобяными изделиями; горнее место; пристенные скамьи галерей;
- историческое колористическое решение интерьеров;
- система продухов чердачного перекрытия;
- монументальная живопись главного храма 1694, 1695 годов, выполненная артелью из 16 ярославских мастеров (Дмитрий Григорьев, Федор Игнатьев, Иван Ануфриев, Василий Никитин, Василий Игнатьев, Кондрат Игнатьев, Иван Матвеев, Семен Алексеев, Дмитрий Иванов, Семен Иванов, Иван Семенов, Федор Хваров, Матвей Сергеев, Александр Григорьев, Яков Михайлов, Яков Григорьев Ворона), и роспись приделов, галереи и крылец 1700 г., выполненная предположительно той же артелью, их техника исполнения, колористика, иконография, тексты, сопровождающие живописные композиции, клейма, храмоздатные надписи;
- сюжетный состав ансамбля монументальной живописи, включая циклы и композиции Ветхого и Нового заветов Библии, патериков, житийных сказаний, литературных нравоучительных сборников (русских и переводных), Четьих миней, апокрифических текстов, в том числе:
на куполе центрального барабана - Пантократор (Христос Вседержитель). В руках Христа Евангелие, открытое на словах "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие"; в барабане в три яруса 24 ветхозаветных праотца; на парусах евангелисты; между парусами: "Спас на убрусе", поддерживаемый двумя ангелами (восточный пролет), "Богоматерь Знамение" с символами евангелистов (западный пролет), Архангел Гавриил в круге (южный пролет), Архангел Михаил (северный пролет); подкупольные арки: восточная - "Троица Ветхозаветная", западная - "Сошествие Святого Духа", юго-западный купол - "Богоматерь Знамение";
на парусе юго-западного барабана - "Древо Иессеево", на подкупольной арке юго-западной главы "Крещение Господне";
на северо-западном куполе - "Жертвенный агнец"; на парусе северо-западной главы - "Союзом любви связуемы апостолы"; на подкупольной арке северо-западной главы - "Вход в Иерусалим", "Жены-мироносицы".
на сводах: северный - "Благовещение" и "Рождество Богородицы"; южный - "Рождество Христово" и "Сретение"; западный - "Премудрость созда себе дом и утверди столбов седьмь...";
на западных столпах (четыре яруса) и подпружных арках - 59 сцен деяний святых апостолов;
на боковых частях подпружных арок - чиновые деисусы (образы в круглых медальонах), текст тропарей архангелам Михаилу и Гавриилу вязью;
на стенах роспись, разбитая на 8 (западная стена) и 9 (южная и северная стены) ярусов:
в нижнем ярусе - лента из цветов и трав на темном фоне, выше - храмозданная летопись вязью;
в западных люнетах: "Покров", "Преображение", "Богоматерь всех скорбящих радость", "Успение", "Крестовоздвижение" и "Воскресение";
в восточных люнетах и трех ярусах - христологический цикл: земная жизнь Иисуса Христа, евангельские притчи и заповеди;
в четвертом ярусе - Страсти Христовы;
в пятом ярусе - Голгофа (часть южной стены), храмовый цикл - жития и чудеса Иоанна Предтечи;
в шестом ярусе - храмовый цикл - жития и чудеса Иоанна Предтечи;
в седьмом ярусе - на западной стене - 6 картин "Песни Песней", на северной и южной - годовые святцы (сентябрь - февраль - на южной стене, март - август - на северной);
в арках одиннадцати окон стен четверика - образы Саваофа, Христа и архангелов;
в верхних частях трех входных порталов - деисусы в кругах с Эммануилом, Вседержителем и Саваофом; на откосах порталов - ангелы, стерегущие вход "Ангелы Господни, записывающие имена входящих в храм";
- роспись алтаря главного храма:
в центральной конхе "О тебе радуется"; в апсиде живопись размещена в трех регистрах: в верхнем - 10 сцен из литургии Григория Богослова, в среднем - сказания духовного сборника "Лимонарь": "Об оклеветанном иерее", "О Ефреме Антиохийском", "Об авве Леонтии и ангеле"; в нижнем - фигуры вселенских патриархов; на западной стене - композиции "Преломление хлеба апостолом Петром" и "София Премудрость Божия"; в арке центрального портала "Евхаристия";
на конхе жертвенника "Жертвенный Агнец"; на своде - иллюстрации к сказаниям из книги Василия Великого "Животы святых": "О просфоре", "О еврейском отроке и царе Амфилоге"; в апсиде архидиаконы с кадильницами; на алтарной преграде - "Похвала Богородице"; на откосах входного портала - "Чудо Архангела Михаила в Хонех" и "Явление серафима пророку Исайе";
в арке проема, соединяющего жертвенник с центральным алтарем, - сюжет "Три отрока в пещи огненной"; в арке, ведущей из алтаря в диаконник, - "Богоматерь Знамение", а также преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские;
на конхе диаконника - "Воскресение Христово"; на своде - сцены из Ветхого и Нового заветов на тему воскрешения мертвых; в верхнем регистре апсиды - русские святые благоверные князья; в нижнем регистре в овальных медальонах - выдающиеся деятели русской церкви; на алтарной преграде - Богоматерь в образе Царицы Небесной на фоне райских кущей;
сюжеты в приделе Гурия и Варсонофия на стенах, разбитых на 4 яруса, 26 сцен из жития этих святых; на конхе алтаря - Деисус с Христом Эммануилом на троне, Богоматерью и Предтечей; в апсиде - архидиаконы;
роспись Трехсвятительского придела, посвященная житиям Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (28 сцен); на конхе - Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой; в апсиде - вселенские патриархи;
- на сводах галереи - сюжеты из книг "Бытие", "Исход", "Числа", Книги Судей, книг Царств, книг пророка Даниила, Иова, Ездры:
циклы: Семь дней творения, Грехопадение, Изгнание из рая, Жизнь первых людей на земле, История Ноя, История Моисея, "Падение Иерихона" со сценами из жизни блудницы Раав, "История Давида и Вирсавии", "История праведной Сусанны" и "История Юдифи";
в центральной части западного свода над входным порталом - Троица Новозаветная, на противоположном лотке - "Богоматерь всех скорбящих радость", по сторонам - "Апостольские беседы", "Коронование Богоматери", сцены из жизни Юлиана и Василиссы и другие;
сложные многофигурные композиции, вписанные в подсводные арки-люнеты наружных стен четверика: на северной паперти - "Достойно есть" и "Страшный суд" со сценами из жития Василия Нового, на западной паперти - "О тебе радуется" и "Суд синедриона", на южной паперти - сюжеты "Видение Иоанна в монастыре св. Венедикта", "Видение Похвалы Богоматери св. Фоме Кантуарийскому" из западноевропейских нравоучительных сборников "Великое зерцало", "Небо новое";
между арками-люнетами четверика и между отдельными окнами (южная галерея) - однофигурные композиции святых в рост со сценами из их житий: Св. Николай Чудотворец, Иоанн Предтеча, св. Фомаида, св. Варвара, св. Димитрий, св. Георгий, св. Власий, епископ Севастийский;
вокруг портала на входе в северный придел Казанских чудотворцев - медальоны с изображением "Семи таинств";
у входа в южный придел: в верхней части - композиция "Предста Царица" с ярославскими и муромскими чудотворцами, ниже - фигуры пустынников (Онуфрий Великий, Петр Афонский, Павел);
вдоль наружной стены северной паперти, на оконных откосах и между ними - продолжение ветхозаветного цикла историями Троицы, Иосифа Прекрасного, книгами "Эсфирь" и "Товит";
на западной и южной стенах - обширный литературный цикл из русских и переводных духовных сборников XVII в.: иллюстрации 20 новелл "Великого зерцала" ("О грешной матери в образе свиньи", "О добродетельном Карпе", "О попе невоздержанного жития", "О юноше в земле Британской" и др.), рассказы из Киево-Печерского патерика ("О попе Тите и дьяконе Евагрии"), из Скитского патерика ("О мученице Фомаиде"), повесть Варлаама "О трех друзех", рассказы из Синодика, из запрещенной в XVII в. книги "Мессия правдивый" И. Галятовского; сцены, образцами для которых послужили гравюры XVII в. "Темница богоугодная" П. Берынды, "Плоды Страстей Христовых" В. Андреева и лубочные картинки "Корабль веры" и "Ангел-хранитель";
в северном крыльце иллюстрировано "Сказание о Богоматери Толгской"; в западном - Апокалипсис в 40 сценах; в южном - "Житие Андрея Юродивого";
обширные пояснительные тексты, сопровождающие сцены, в том числе в барочных рамах;
орнамент под окнами галереи, состоящий из реалистически трактованных цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 2 декабря 2019 г. N 104 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения"
Настоящий приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 3 декабря 2019 г. с присвоением регистрационного номера 36-9565
Настоящий приказ вступает в силу со 2 декабря 2019 г.
Текст приказа опубликован в газете "Документ-Регион" от 13 декабря 2019 г. N 107, на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 5 декабря 2019 г.