Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева, с участием заявителя - народного депутата Республики Саха (Якутия) - Председателя Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Ф.В. Габышевой, представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Романовой, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - первого заместителя руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - начальника государственно-правового управления Т.В. Павловой, представителей Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) - первого заместителя Министра образования и науки Республики Саха (Якутия) И.П. Любимовой, руководителя юридического отдела Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Г.Г. Мыреева, заместителя руководителя отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Т.С. Абрамовой, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) - исполняющего обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних И.Б. Колодезниковой, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации А.А. Петровой, рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) Феодосии Васильевны Габышевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положения части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.И. Николаева, объяснения заявителя, выступления приглашенных в заседание представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратилась народный депутат Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышева с запросом о толковании части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) согласно которой Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия), поддерживает различные формы образования и самообразования.
По мнению заявителя в конституционно-правовом регулировании отношений в сфере реализации права на образование и выбор форм его получения существует неопределенность в понимании положения части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в связи с изменениями правил статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", внесенными Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которая была дополнена частью 5.1. следующего содержания: "Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.".
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) исходит из того, что в сфере конституционно-правовых отношений, связанных с реализацией права на образование и выбор форм его получения, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является положение части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), действующее в системной взаимосвязи с нормами законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об образовании.
2. Правовое регулирование общих вопросов образования, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливается издаваемыми федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "е" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с приведенными конституционными положениями Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования настоящего Федерального закона, который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (статья 1).
Согласно части 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В целях развития основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, которыми являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, а также совместно с федеральными государственными органами и органами местного самоуправления обеспечение реализации права каждого человека на образование в Российской Федерации путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (пункты 2, 4 и 7 части 1 статьи 3, часть 4 статьи 5, пункт 1 части 1 статьи 8).
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности, организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации (пункты 1 и 6 статьи 2, пункты 1-3 части 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Вместе с тем, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, могут создаваться учебно-методические объединения в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ. Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования и среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (пункт 6 части 1 статьи 6, часть 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Содержание образования определяют образовательные программы. По уровням общего образования реализуются основные образовательные программы, к которым относятся основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1, 2, пункт 1 части 3, часть 5, 7, 9, 11 и 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, обеспечивающие единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, находящих свое выражение в исторически сложившейся этнической культуре конкретного народа Российской Федерации, проявляющейся в национальном (этническом) самосознании этнотрадиционных материальных и духовных ценностей, включающих морально-нравственные нормы, язык, религию, народное искусство, эпическую среду, самобытные физические упражнения и национальные виды спорта, аутентичные обычаи и обряды, стиль одежды, традиционный быт и национальную кухню, этикет и своеобразный этнический менталитет, передаваемых из поколения в поколение, составляющих этнокультурную идентичность этого народа.
Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка и литературы, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества народа.
Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, общеобразовательные организации, национально-культурные центры, научная и художественная литература, научно-исследовательская и педагогическая деятельность, осуществляемая в процессе воспитания и обучения в целях сохранения этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре своего народа как национальной общности в составе многонационального народа Российской Федерации с учетом уникальной этнокультурной специфики и одновременным освоением универсальных ценностей мировой культуры.
Таким образом, в силу приведенных федеральных законоположений, регулирующих отношения в сфере образования, утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с которыми образовательными организациями самостоятельно разрабатываются образовательные программы с учетом примерных основных образовательных программ, определяющих содержание образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, реализуемые этими организациями, осуществляется федеральными органами государственной власти в сфере образования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ путем создания учебно-методических объединений, которые осуществляют свою скоординированную с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, деятельность в системе образования Российской Федерации в целях обеспечения должного качества и развития содержания образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации в процессе разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования.
3. В соответствии с частью 5.1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
Язык как главный и неотъемлемый составляющий элемент национально-культурной идентичности народа, характеризующий самобытность и уникальность нации, ее исторически сложившиеся традиции, является средством национальной самоидентификации человека и особой формой выражения национального самосознания, основой культуры любого этноса.
Конституция Российской Федерации, исходя из исторически сложившегося государственного единства и в целях решения общегосударственных задач в многонациональной стране, определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (статья 68, часть 1). Кроме того, русский язык традиционно употребляется народами России в качестве основного средства межнационального общения. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации - с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3).
Названные положения статьи 68 находятся в системной связи с другими нормами Конституции Российской Федерации, закрепляющими основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирующими статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2).
Определяя предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е" части 1).
Конкретизируя положения статьи 68 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", устанавливая компетенцию Российской Федерации в сфере охраны, изучения и использования языков народов Российской Федерации, определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти в сфере охраны и использования языков народов Российской Федерации осуществляет установление общих принципов законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик, создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или проживающих за их пределами (статья 6).
Федеральный законодатель, провозглашая языки народов Российской Федерации национальным достоянием Российского государства, находящимся под защитой государства, которое на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, закрепил право республик устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки (преамбула, пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации").
В целях обеспечения реализации права на выбор языка образования Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании, а государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании (пункт 1 статьи 9, пункт 1 статьи 10).
Согласно части 1, 3, 4 и 6 статьи 14, части 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, федеральный законодатель, в соответствии с конституционно определяемым федеративным устройством Российской Федерации и конституционно-правовым статусом республик в ее составе, наделенных правом устанавливать свои государственные языки, учитывая исторически сложившееся многоязычие многонационального народа Российской Федерации, исходя из Конституции Российской Федерации, гарантирующей всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, закрепляющей право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, предусмотрел право граждан на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучение государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, согласно учебным планам, как составным компонентам образовательных программ, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых государственными и муниципальными образовательными организациями, расположенными на территории республик Российской Федерации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
4. Республика Саха (Якутия), государственными языками которой являются язык саха и русский язык, а языки коренных малочисленных народов Севера являются официальными в местах компактного проживания этих народов, обязана охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие его родного языка, национальных культур и самобытности (статья 46, пункт 6 статьи 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Правовое регулирование использования в сфере образования государственных языков Республики Саха (Якутия) - русского языка и языка саха, а также языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) устанавливается Законом Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)" в соответствии с федеральным законодательством о языках народов Российской Федерации и об образовании.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации (Постановление от 16 ноября 2004 года N 16-П).
Согласно статьям 27, 27.1 и 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)" в Республике Саха (Якутия) гражданам Российской Федерации гарантируется свободный выбор языка воспитания и обучения в соответствии с законодательством об образовании. Языком воспитания в дошкольных образовательных организациях и обучения в общеобразовательных организациях, а также в классах и группах являются русский, саха, эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки. В национальных общеобразовательных организациях русский язык изучается как предмет. В русскоязычных общеобразовательных организациях, классах и группах, в местах смешанного или компактного проживания якутского населения язык саха изучается как предмет, а в других местах - исходя из потребностей населения. Местные официальные языки изучаются как предмет в русскоязычных общеобразовательных организациях в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. Обучающиеся, изучившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования на родном языке, имеют право выбрать экзамен по родному языку и литературе для прохождения государственной итоговой аттестации в соответствии с порядком, установленным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное управление в сфере образования. Преподавание и изучение государственных языков Республики Саха (Якутия) в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации вводится в качестве обязательного предмета в образовательных организациях, в которых обучение ведется на ином языке и гарантируется в объеме, достаточном для обеспечения потребностей межнационального общения.
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), может вводиться преподавание и изучение языка саха как государственного языка Республики Саха (Якутия). Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей осуществляется: 1) через участие уполномоченных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в экспертизе примерных основных образовательных программ с учетом уровня их направленности в части региональных, национальных и этнокультурных особенностей; 2) через разработку и реализацию государственных программ развития образования Республики Саха (Якутия); 3) через разработку и утверждение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (части 2, 4 и 5 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)").
Образовательные организации при реализации примерных рабочих программ предметов и курсов, отражающих региональные, национальные и этнокультурные особенности, в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)" учитывают: 1) общественный образовательный заказ в части, формируемой участниками образовательных отношений; 2) требования к условиям реализации примерных рабочих программ по родным (нерусским) языкам и литературе, национальным культурам народов Республики Саха (Якутия), предметам познания окружающего мира и этнокультурной направленности, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
На основании части 7 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)" орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает реализацию региональных, национальных и этнокультурных особенностей через: 1) содержание учебных программ по языку саха как государственному языку Республики Саха (Якутия) и языкам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), признанных официальными на территории Республики Саха (Якутия); 2) содержание предметов и курсов, отражающих региональные, национальные и этнокультурные особенности их изучения, в том числе особенности изучения окружающего мира, трудового и физического воспитания, духовно-нравственной культуры народов Республики Саха (Якутия), программ воспитания и социализации обучающихся; 3) планируемые результаты освоения родного языка и родной литературы, предметов и курсов, отражающих региональные, национальные и этнокультурные особенности их изучения.
Республика Саха (Якутия), создавая условия для сохранения, равноправного и самобытного развития языков коренных малочисленных народов Севера, являющихся национальным достоянием Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), находящихся под защитой государства, к которым относятся долганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский языки, способствуя развитию языков этих народов, обеспечивая равноправие языков народов Республики Саха (Якутия) как совокупности прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения, воспитания и обучения детей, гарантирует коренным малочисленным народам Севера независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения, воспитания и обучения детей. На территории Республики Саха (Якутия) языки коренных малочисленных народов Севера являются официальными в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, могут использоваться в официальных сферах общения наравне с государственными языками Республики Саха (Якутия) и пользуются поддержкой органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (преамбула, статья 2 и 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)").
Представители коренных малочисленных народов Севера имеют право на свободный выбор языка воспитания и обучения детей, получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Право коренных малочисленных народов Севера на получение основного общего образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. Право выбора образовательной организации с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с федеральным законодательством (части 1-3 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)").
Республика Саха (Якутия), оказывая содействие представителям коренных малочисленных народов Севера в организации различных форм воспитания и обучения детей на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями, в соответствии с законодательством об образовании обеспечивает все необходимые условия для преподавания и изучения родных языков в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных и иных образовательных организациях, работу малокомплектных образовательных организаций в местах производственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, подготовку специалистов для осуществления образовательного процесса на языках коренных малочисленных народов Севера, информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработку базовых учебных планов и программ, преподавание и изучение родных языков в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами (часть 4 статьи 6, часть 1 и 1.1. статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)").
Согласно правовых позиций Конституционного суда Республики Саха (Якутия), сформулированных в Постановлении от 13 июня 2012 года N 3-П, граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), имеют право на получение образования на государственных языках Республики Саха (Якутия), а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Это означает, что свобода выбора языка обучения рассматривается как нормативная часть права на пользование родным языком. Право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования, связанных с обязанностью Республики Саха (Якутия) обеспечивать сохранение и развитие родного языка, национальных культур и самобытности народа.
Таким образом, полилингвальный правовой режим дошкольного, начального общего и основного общего образования, который обеспечивает возможность получения образования по данным уровням общего образования на языке саха и русском языке как государственных языках Республики Саха (Якутия), а также на языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в общеобразовательных организациях в местах компактного проживания этих народов, устанавливается нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), содержащими правила регулирования отношений в сфере образования, принятыми в пределах дискреционных полномочий и конституционной компетенции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законоположениями об образовании.
Исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий управление в сфере общего образования, в соответствии с полномочиями органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере образования, к которым относятся разработка и реализация государственных программ развития образования Республики Саха (Якутия) с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия), а также организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Республики Саха (Якутия) учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, обеспечивает финансирование разработки печатных и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия), участвует в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с целью обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия), реализации прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и литературы на родном языке, организует перевод учебников и учебных пособий, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на государственный язык Республики Саха (Якутия) и официальные языки Республики Саха (Якутия), а также участвует в отборе организаций, осуществляющих выпуск указанных учебных пособий (пункты 1 и 10 части 1 статьи 2, части 2-4 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)").
В соответствии с преамбулой Закона Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 года 579-З N 49-IV "Об учебных программах и учебных изданиях для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)" отношения, связанные с изданием, распространением и доставкой учебных программ, а также печатных и (или) электронных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия), методических и периодических изданий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), обеспечивающим учет региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия), реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, приобретением и доставкой учебников, включенных в федеральный перечень учебников, пополнением фондов школьных библиотек учебниками, учебными пособиями, справочной, энциклопедической и художественной литературой для использования их в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, с целью обеспечения конституционного права граждан на образование, регулируются нормами настоящего Закона.
Образовательные программы для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций по перечню учебных предметов, включенных в учебный план образовательных организаций, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ образования. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования. Научно-методическое и учебно-методическое сопровождение примерных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) обеспечивается учебно-методическим объединением педагогических, научных работников, представителей работодателей системы общего образования Республики Саха (Якутия) (части 1, 1.1, 1.3 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 года 579-З N 49-IV "Об учебных программах и учебных изданиях для дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ. Следовательно, учредитель соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, в том числе общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, при доведении до него государственного (муниципального) задания в составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, обязан обеспечить гарантированный положением части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) учет национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия).
В целях развития современного информационного общества при переходе к цифровой экономике государством должны создаваться необходимые условия для формирования в информационной инфраструктуре широкого пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний в сфере применения информационных и коммуникационных цифровых технологий, их использования на практике в интересах личности, общества и государства.
Создание государством данных условий предполагает обязанность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственное управление и правовое регулирование отношений в сфере общего образования, осуществлять деятельность, направленную на формирование мотивации и стимулирование потребности обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в изучении языка саха и языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в целях углубления и расширения образования путем совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся в сфере применения информационных и коммуникационных цифровых технологий посредством использования ресурсов информационно-образовательной среды общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на языке саха и языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Таким образом, нормами законодательства Республики Саха (Якутия) об образовании предусмотрена обязанность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющих управление и правовое регулирование отношений в сфере общего образования, обеспечить возможность использования в образовательной деятельности общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и расположенных на территории Республики Саха (Якутия), примерных основных общеобразовательных программ, разрабатываемых учебно-методическим объединением педагогических, научных работников, представителей работодателей системы общего образования Республики Саха (Якутия) с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, представляющими собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, с целью удовлетворения потребности граждан в получении дошкольного, начального общего и основного общего образования в условиях полилингвального процесса воспитания и обучения как компонента государственных гарантий реализации права на образование в Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3, 86 и 111 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Положение части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которому Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия), поддерживает различные формы образования и самообразования, в системной взаимосвязи нормативного единства с правилами законодательства об образовании следует понимать как конституционную обязанность органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственное управление и правовое регулирование отношений в сфере общего образования в соответствии с компетенцией и полномочиями Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, предусмотренными нормами федерального законодательства об образовании, обеспечить эффективное функционирование и динамичное развитие элементов системы образования Российской Федерации в целях реализации права каждого человека на образование путем создания необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических, организационных, кадровых, материально-технических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Создание указанных условий предполагает надлежащее правовое регулирование, устанавливаемое законодателем Республики Саха (Якутия), определяющее содержание государственной языковой политики Республики Саха (Якутия) и деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченных осуществлять государственное управление в сфере общего образования, в целях обеспечения правового механизма реализации конституционного права на образование, в том числе на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на языке саха как одного из государственных языков Республики Саха (Якутия) и языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), являющихся официальными в местах компактного проживания этих народов, в соответствии с общегосударственной языковой политикой Российской Федерации.
Правила функционирования органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственное управление в сфере общего образования как элементов системы образования Российской Федерации, содержащиеся в указанном правовом механизме в числе иных его норм, должны обеспечивать: использование в образовательной деятельности общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию и расположенных на территории Республики Саха (Якутия), примерных основных общеобразовательных программ, разрабатываемых с учетом национальных, этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; учреждение необходимого количества соответствующих бюджетных общеобразовательных организаций, классов и групп согласно потребности граждан в языковой дифференциации процесса воспитания и обучения; комплектование трудовых коллективов педагогических работников, состоящих из специалистов в области преподавания на языке саха и языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия); организацию подготовки квалифицированных специалистов педагогического персонала в области преподавания и изучения языка саха и языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); перевод и издание печатных и (или) электронных учебников и учебных пособий, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность на языке саха и языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); организацию научно-педагогического и учебно-методического обеспечения процесса формирования мотивации и стимулирования потребности обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в изучении языка саха и языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в целях углубления и расширения образования путем совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся в сфере применения информационных и коммуникационных цифровых технологий посредством использования ресурсов информационно-образовательной среды общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на языке саха и языках коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), в соответствии с современными тенденциями и перспективами развития информационного общества в условиях перехода к цифровой экономике.
2. Конституционно-правовой смысл национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) выражается в исторически сложившейся этнической культуре проживающих на территории Республики Саха (Якутия) народов Российской Федерации, которая проявляется в национальном самосознании этнотрадиционных материальных и духовных ценностей, включающих морально-нравственные нормы, язык, религию, народное искусство, эпическую среду, самобытные физические упражнения и национальные виды спорта, аутентичные обычаи и обряды, стиль одежды, традиционный быт и национальную кухню, этикет и своеобразный этнический менталитет, передаваемых из поколения в поколение, составляющих этнокультурную идентичность народов Российской Федерации, сформированную в процессе свободного и добровольного жизнетворчества этих народов в результате знания своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, литературы и искусства, образования, сохранения культурной самобытности.
Реализация национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия) возможна в условиях существования созданной проживающими на территории Республики Саха (Якутия) народами Российской Федерации социокультурной сферы, к которой относятся семья, национально-культурные центры, научная и художественная литература, научно-исследовательская и педагогическая деятельность, осуществляемая в процессе воспитания и обучения в функционирующих на территории Республики Саха (Якутия) государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организациях в целях сохранения этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре своего народа как национальной общности в составе многонационального народа Российской Федерации с учетом уникальной этнокультурной специфики и одновременным освоением универсальных ценностей мировой культуры.
3. Данное Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, муниципальных образований, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
4. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
5. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в "Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) |
|
г. Якутск
13 ноября 2019 года
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 г. N 3-П "По делу о толковании части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)"
Вступает в силу с 13 ноября 2019 г.
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 22 ноября 2019 г. N 43, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 28 ноября 2019 г. N 32