Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 05 декабря 2019 г. N 1590-р
Концепция
подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия) до 2025 года
I. Введение
Концепцией подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия) до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).
Концепция разработана с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года".
Основным направлением Концепции является исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Правовую основу Концепции составляют:
Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года";
Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-З N 327-IV "О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)";
Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. N 524 "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года".
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва
В Республике Саха (Якутия) уделяется большое внимание развитию системы подготовки спортивного резерва.
По состоянию на 01 июля 2019 года в республике функционируют 73 физкультурно-спортивные организации, в том числе 19 учреждений, осуществляющих программу спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, из них: центров спортивной подготовки (далее - ЦСП) - 4, училищ олимпийского резерва (далее - УОР) - 1, детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ) - 52, спортивных школ (далее - СШ) - 6, спортивных школ олимпийского резерва (далее - СШОР) - 6, других - 4.
Подведомственные органам управления в сфере физической культуры и спорта - 20 учреждений, из них: ЦСП - 4, УОР - 1, СШ - 6, СШОР- 6, других - 3.
Подведомственные органам управления в сфере образования - 53 учреждения, из них: ДЮСШ - 52, других - 1.
Общее количество систематически занимающихся в физкультурно-спортивных организациях в Республике Саха (Якутия) в 2019 году составило 38 221 человек, что на 418 человек больше по сравнению с 2018 годом (37 803 человека).
Эффективность работы оценивается по результатам выступления спортсменов-учащихся на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира, Европы, международных турнирах, а также чемпионатах и первенствах Российской Федерации.
В 2019 году подготовка спортсменов Министерством по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) велась по 43 видам спорта.
Общая численность тренеров по Республике Саха (Якутия) составила 1 310 человек, в том числе штатных тренеров - 1 072 человека.
Тренерский состав в подведомственных учреждениях министерства составляет 394 человека. Общая численность занимающихся составляет 10 764 спортсмена.
На 2019 год кандидатами в спортивные сборные команды России по видам спорта являются 194 спортсмена, из них 56 спортсменов среди взрослых и 138 юных спортсменов.
Ведется работа по федеральной экспериментальной площадке "Разработка модели информационного взаимодействия между субъектами региональной системы подготовки спортивного резерва (на примере Республики Саха (Якутия)". Утверждены приказы о пилотных спортивных школах, план мероприятий по апробации на 2018 год. Также подписано соглашение между министерством и ООО "ЦПО Статус" по апробации федеральной экспериментальной площадки. Разработана региональная информационная система "Управление спорта" в соответствии с федеральным трендом по модернизации системы подготовки спортивного резерва Российской Федерации с обеспечением безопасного доступа к системе. Вход осуществляется через индивидуальный логин и пароль. В качестве платформы служит система "1С: Предприятие", имеющая такие преимущества перед другими современными платформами, как гибкость, универсальность и популярность.
На сегодня установлены и настроены программные продукты в пилотных учреждениях; обеспечен доступ к первичным данным списочного состава спортсменов в количестве 1456 детей по этапам подготовки, по видам спорта; первичным данным списочного состава в количестве 56 тренеров; результатам 1 этапа (ежегодно в мае месяце) и 2 этапа (ежегодно в сентябре месяце) приема нормативов по общей физической и специальной физической подготовке в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта; результатов технико-тактической подготовки; итогам спортивных результатов и выполнению спортивных разрядов и спортивных званий спортсмена. Сформирован свод списочного состава по видам спорта, по дисциплинам (категориям); списочного состава по этапам подготовки; по уровню подготовки спортсмена; списочного состава по спортивным результатам, выполнению спортивных разрядов и спортивных званий; списочного состава тренеров по видам спорта, квалификационной категории; разработаны методические рекомендации о порядке контроля выполнения общей физической и специальной физической подготовки спортсменов в системе подготовки спортивного резерва в Республике Саха (Якутия) с описанием упражнений по выполнению нормативов по 20 видам спорта; разработаны методические материалы, инструкции по использованию системы.
Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем, на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются:
создание условий для дальнейшего повышения эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия), направленной на рост уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;
продление спортивного долголетия лиц, проходящих спортивную подготовку;
расширение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Республики Саха (Якутия) мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки;
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия).
Для достижения целей Концепции предусматривается решение следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
укрепление международных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных ведомств, муниципальных образований, отраслевых организаций и республиканских спортивных федераций.
IV. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва
Министерство реализует государственную политику в области физической культуры и спорта, включая подготовку спортивного резерва, формирует региональную систему подготовки спортивного резерва, включая развитие центров спортивной подготовки спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия), обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия), участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия).
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия)" во взаимодействии с республиканскими спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Республики Саха (Якутия), в спортивных мероприятиях календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий в части тренировочных мероприятий, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований (далее - календарный план), обеспечивает координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва и координацию деятельности по разработке программ спортивной подготовки по видам спорта, принимает участие в реализации календарного плана, а также совместно с другими организациями, подведомственными органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта, оказывает содействие деятельности региональных экспериментальных (инновационных) площадок, статус которых закреплен в установленном порядке.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
2. Формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривает:
завершение к 2020 году формирования региональной системы подготовки спортивного резерва;
создание соответствующих условий отраслевым организациям для выполнения поставленных федеральным законодательством целей и задач;
увеличение количества организаций, имеющих право использовать в своем наименовании слово "олимпийский" или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном Министерством спорта Российской Федерации;
внедрение до 2025 года добровольной аккредитации на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, установленных Министерством спорта Российской Федерации;
формирование "единого центра управления" координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд Республики Саха (Якутия)";
совершенствование оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), учитывающей реализацию муниципальными физкультурно-спортивными учреждениями программ спортивной подготовки;
формирование качественного межотраслевого взаимодействия в вопросах подготовки спортивного резерва.
3. Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва предусматривает:
подготовку предложений по деятельности действующих отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
мониторинг внесения изменений в законодательство Республики Саха (Якутия) в сфере подготовки спортивного резерва в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;
мониторинг внесения изменений муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия) и организациями спортивной подготовки в муниципальные правовые акты и локальные акты в части их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия);
совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
обеспечение тренерских кадров качественным дополнительным профессиональным образованием;
создание системы государственной аттестации тренеров и иных специалистов отрасли, в том числе разработку и утверждение порядка присвоения квалификационных категорий;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
разработку и внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
сохранение отраслевых мер поддержки, направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
утверждение на региональном и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта;
разработку и утверждение дорожной карты по развитию спортивной инфраструктуры, строительства и реконструкции спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства на период до 2025 года;
создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, используемых при спортивной подготовке;
обеспечение перехода к нормативному подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного и доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет мер государственно-частного партнерства;
проработку механизма предоставления субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает: совершенствование совместно с Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) условий, обеспечивающих возможность выявления и отбора спортивно одаренных детей, обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования (по общеразвивающим и предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) и занимающихся в спортивных клубах, расположенных на базе общеобразовательных организаций;
внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки;
совершенствование системы формирования основного и резервного составов спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия), определение и включение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Республики Саха (Якутия) в разрезе видов спорта.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
осуществление инновационной и экспериментальной деятельности государственными учреждениями и муниципальными учреждениями спортивной подготовки Республики Саха (Якутия), внедрение полученных результатов в практику;
разработку плана мероприятий ("дорожной карты") по научному, медицинскому и медико-биологическому обеспечению занимающихся в организациях спортивной подготовки;
проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва;
разработку научно обоснованных модельных характеристик спортсменов с учетом специфики видов спорта;
совершенствование системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
взаимодействие с государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), государственными медицинскими организациями Республики Саха (Якутия) в целях медицинского обеспечения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
развитие системы проведения республиканских и муниципальных спортивных соревнований, комплексных спортивных мероприятий;
разработку методических рекомендаций по организации и проведению юношеских и юниорских первенств Республики Саха (Якутия), спартакиад и других детско-юношеских спортивных мероприятий;
разработку и внедрение системы оценки качества организации спортивных соревнований на республиканском и муниципальном уровнях;
определение оптимального количества спортивных соревнований республиканского и муниципального уровня по видам спорта;
формирование аккредитованными региональными спортивными федерациями региональных судейских корпусов по видам спорта.
9. Укрепление межрегиональных и международных связей
Укрепление межрегиональных и международных связей предусматривает:
включение в межрегиональные и международные соглашения и меморандумы, подписываемые Республикой Саха (Якутия), мероприятий по взаимодействию в рамках подготовки спортивного резерва;
проведение на территории Республики Саха (Якутия) межрегиональных и международных спортивных мероприятий в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие в межрегиональных и международных спортивных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке с квалифицированными тренерскими кадрами и необходимым ресурсным обеспечением;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности, формирование мотивации к росту спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивной сборной команды Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
оказание государственной поддержки одаренным спортсменам, занимающимся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки, добившимся высоких результатов на Чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, и их тренеров в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2012 г. N 411 "О мерах государственной поддержки спортсменов Республики Саха (Якутия) - чемпионов Российской Федерации, их тренеров, чемпионов и призеров чемпионатов Европы, мира, Европейских, Азиатских, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и их тренеров".
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции, который является ее неотъемлемой частью, позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап - 2019 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе реализации Концепции (2019 - 2020 годы) планируется:
принятие организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Концепции;
включение основных мероприятий по развитию системы подготовки спортивного резерва в разрабатываемую Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года;
увеличение до 36,5% доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 50% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На II этапе реализации Концепции (2021 - 2025 годы) планируется: продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 38% доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 60% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации Концепции органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), республиканскими спортивными федерациями и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Республике Саха (Якутия) будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности с необходимым нормативным правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на региональном и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва выйдет на новую качественную ступень, что позволит для спортивных сборных команд Республики Саха (Якутия) увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом для спортивного долголетия. Будут заложены основы для формирования у населения Республики Саха (Якутия) мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.