Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2019 г. N 18-КГ19-137
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2019 г. кассационную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Пестова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2018 г.
по делу N 2-3384/18 Ленинского районного суда г. Краснодара по иску Шипилова Александра Викторовича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенностям Перегудова А.С., представителя Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности Орехова И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шипилов Александр Викторович обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН России по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата), об обязании поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления.
В обоснование исковых требований Шипилов А.В. ссылался на то, что проходит службу в УФСИН России по Краснодарскому краю в должности старшего преподавателя цикла повышения квалификации в федеральном казённом учреждении дополнительного профессионального образования "Южный межрегиональный учебный центр ФСИН России", имеет специальное звание "подполковник внутренней службы", выслуга лет Шипилова А.В. составляет более 16 лет в календарном исчислении.
29 октября 2014 г. Шипилов А.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и сына) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола от 31 октября 2014 г. N 14 заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Краснодарскому краю постановлено направить документы в ФСИН России для принятия решения о постановке Шипилова А.В. с составом семьи из трёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с наличием у него права претендовать на получение единовременной социальной выплаты.
_ г. у Шипилова А.В. родился второй ребёнок - Шипилов А.А.
Решением комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 г. (выписка из протокола N 114) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шипилову А.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением супругой и сыном Шипилова А.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии в 2014 году с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, а также в связи с не предоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 5 Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (не предоставление копий свидетельств о государственной регистрации права на жилые помещения, выписки из домовой книги).
По мнению Шипилова А.В., решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по названным основаниям является незаконным, длительное нерассмотрение ответчиком заявления нарушило его права. Шипилов А.В. просил суд обязать ФСИН России поставить его и членов его семьи в составе четырёх человек (супруга, сыновья) на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления (рапорта) - с 29 октября 2014 г.
Представители ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю в суде исковые требования не признали.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 апреля 2018 г. исковые требования Шипилова А.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России 27 декабря 2016 г. (протокол N 114) об отказе в постановке Шипилова А.В. на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязал ФСИН России поставить Шипилова А.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 (четыре) человека: Шипилов А.В., супруга - Шипилова Татьяна Юрьевна, сын - Шипилов Е.А., года рождения, сын - Шипилов А.А., года рождения, с 29 октября 2014 г. (с даты подачи заявления о принятии на учёт). В удовлетворении исковых требований Шипилова А.В. к УФСИН России по Краснодарскому краю отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России по доверенности - Пестова В.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России 16 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Шипилов А.В., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, 6 ноября 2019 г. направил письменное ходатайство об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи. Телефонограммой, направленной Верховным Судом Российской Федерации 7 ноября 2019 г. Шипилову А.В. сообщено о невозможности рассмотрения дела путём использования систем видеоконференц-связи по техническим причинам ввиду позднего поступления ходатайства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё истца Шипилова А.В., заслушав объяснения представителей ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шипилов А.В. проходит службу в органах ФСИН России в должности старшего преподавателя цикла повышения квалификации в федеральном казённом учреждении дополнительного профессионального образования "Южный межрегиональный учебный центр ФСИН России", имеет специальное звание "подполковник внутренней службы". Выслуга лет Шипилова А.В. составляет более 16 лет в календарном исчислении.
С 13 февраля 1997 г. Шипилов А.В. постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 72,2 квадратных метра, принадлежащем на праве собственности его отцу - Шипилову В.Д. и расположенном по адресу: _
Шипилов А.В. с 24 октября 2008 г. состоит в зарегистрированном браке с Шипиловой Т.Ю., имеет двоих несовершеннолетних детей - Шипилова Е.А., _ года рождения, Шипилова А.А., _ года рождения.
Супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю. в период с 13 декабря 2008 г. по 11 сентября 2014 г. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 218, 4 квадратных метра, принадлежащем на праве собственности её отцу Стародубову Ю.А. и расположенном по адресу: _ В период с 5 июня 2013 г. по 11 сентября 2014 г. по названному адресу был также зарегистрирован несовершеннолетний сын Шипилова А.В. - Шипилов Е.А., _ года рождения.
С 11 сентября 2014 г. и по настоящее время супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю. и их несовершеннолетний сын Шипилов Е.А. зарегистрированы по адресу: _ Всего в данном жилом помещении зарегистрировано 5 человек: Шипилов А.В. (истец), Шипилов В.Д. (отец истца - собственник жилого помещения), Шипилова Н.Г., Шипилова Т.Ю. (супруга истца), Шипилов Е.А. (сын истца). Также, в названном жилом помещении с момента рождения проживает Шипилов А.А. - несовершеннолетний сын Шипилова А.В. и Шипиловой Т.Ю., родившийся _ г.
29 октября 2014 г. Шипилов А.В. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруга и сын) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола от 31 октября 2014 г. N 14 заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Краснодарскому краю постановлено направить документы в ФСИН России для принятия решения о постановке Шипилова А.В. с составом семьи из трёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с наличием у него права претендовать на получение единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 г. (выписка из протокола N 114) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шипилову А.В. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением супругой и сыном Шипилова А.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в снятии в 2014 году с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, а также в связи с не предоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (не предоставление копий свидетельств о государственной регистрации права на жилые помещения, выписки из домовой книги).
Удовлетворяя исковые требования Шипилова А.В. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исходил из того, что выслуга лет Шипилова А.В. в календарном исчислении составляет более 10 лет, ранее единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения он не получал. Истец имеет регистрацию по месту жительства вместе с членами своей семьи в жилом помещении общей площадью 72, 2 квадратных метра, где на момент подачи им рапорта о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты зарегистрировано 5 человек, а с учётом рождения в 2016 году сына истца - Шипилова А.А., количество проживающих в названном помещении лиц составило 6 человек. Установив, что на момент обращения Шипилова А.В. к ответчику с рапортом о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уровень обеспеченности Шипилова А.В. и членов его семьи (супруги и двух сыновей) общей площадью жилого помещения составил менее 15 квадратных метра (12, 03 квадратных метра) на каждого члена семьи и иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Шипилов А.В. и члены его семьи не имеют, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для постановки Шипилова А.В. на учёт для получения данной выплаты. Суд указал, что Шипиловым А.В. в комиссию были представлены все необходимые документы согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Суд, ссылаясь на положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", высказал суждение о том, что несовершеннолетние дети истца Шипилов Е.А. и Шипилов А.А. проживают по месту регистрации их родителей (_) и само отсутствие регистрации членов семьи истца (несовершеннолетнего сына и супруги) по названному адресу до 2014 года не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в связи с чем пришёл к выводу о том, что действия супруги Шипилова А.В. и их несовершеннолетнего сына по снятию с регистрационного учёта в 2014 году по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её отцу, и последующая постановка на регистрационный учёт по месту жительства Шипилова А.В., не являются доказательством совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлёкшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведённой нормы перечень намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учётом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учёту подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учёт.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, с 13 февраля 1997 г. Шипилов А.В. постоянно зарегистрирован как член семьи собственника в жилом помещении общей площадью 72,2 квадратных метра, принадлежащем на праве собственности отцу Шипилова А.В. - Шипилову В.Д., расположенном по адресу: _
Супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю. в период с 13 декабря 2008 г. по 11 сентября 2014 г. была зарегистрирована в другом жилом помещении общей площадью 218, 4 квадратных метра, принадлежащем на праве собственности её отцу Стародубову Ю.А. В период с 5 июня 2013 г. по 11 сентября 2014 г. вместе с Шипиловой Т.Ю. в этом жилом помещении был также зарегистрирован несовершеннолетний сын Шипилов Е.А., _ года рождения.
Супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю. и их несовершеннолетний сын Шипилов Е.А. с 11 сентября 2014 г. и по настоящее время зарегистрированы по адресу: _, то есть в жилом помещении, где проживает её супруг Шипилов А.В. В данном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают пять человек: Шипилов А.В. (истец), Шипилов В.Д. (отец истца - собственник жилого помещения), Шипилова Н.Г. (жена собственника), Шипилова Т.Ю. (супруга истца), Шипилов Е.А. (сын истца). Также, в названном жилом помещении с момента рождения проживает несовершеннолетний сын Шипилова А.В. и Шипиловой Т.Ю. - Шипилов А.А., родившийся _ г.
Шипилов А.В., претендуя на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты, 29 октября 2014 г. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Краснодарскому краю с соответствующим заявлением (рапортом).
При рассмотрении заявления Шипилова А.В. от 29 октября 2014 г. о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю., снявшись 11 сентября 2014 г. вместе с несовершеннолетним сыном с регистрационного учёта в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её отцу, намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в настоящее время зарегистрирована вместе с несовершеннолетним сыном по адресу: _ ... в жилом помещении общей площадью 72,2 квадратных метра, где зарегистрированы ещё четыре человека, обеспеченность общей площадью данного жилого помещения на одного человека составляет менее 15 квадратных метров. При этом Шипиловым А.В. в комиссию не предоставлена копия свидетельства о государственной регистрации прав на жилые помещения, выписка из домовой книги (предоставлена справка) (л.д. 12-13). Установив названные обстоятельства, комиссия ФСИН России пришла к выводу об отказе Шипилову А.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учётом заявленных Шипиловым А.В. требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м), а также несовершение Шипиловым А.В. или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Для выяснения этих обстоятельств суду следовало установить, была ли супруга Шипилова А.В. - Шипилова Т.Ю. с сыном зарегистрирована до 11 сентября 2014 г. в квартире её отца (_) в качестве членов семьи собственника жилого помещения, заключалось ли между ними какое-либо соглашение, определяющее их право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, были ли действия Шипиловой Т.Ю., как члена семьи сотрудника, претендующего на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты, выразившиеся в добровольном снятии в 2014 году вместе с сыном с регистрационного учёта по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем её отцу (в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляла более 15 квадратных метра), и последующая регистрация в жилом помещении по месту жительства супруга Шипилова А.В. по адресу: _ _ _, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрёл ли Шипилов А.В. с членами своей семьи в результате таких действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, требований процессуального закона суд первой инстанции вместо установления указанных юридически значимых для разрешения спора обстоятельств в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Шипилова А.В. сослался на нормы гражданского законодательства Российской Федерации и указал на право проживания несовершеннолетних детей истца совместно с родителями, а также на не предоставление комиссией ФСИН России доказательств совершения супругой Шипилова А.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2014 году.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Однако при решении вопроса о постановке Шипилова А.В. с членами его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей Шипилова А.В. в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а предоставление Шипиловым А.В. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих, в том числе необходимые сведения о несовершении им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд не учёл, что действия супруги Шипилова А.В. - Шипиловой Т.Ю. (как члена семьи сотрудника) по снятию с регистрационного учёта вместе с несовершеннолетним сыном по месту жительства в жилом помещении, в котором она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения более 15 квадратных метров, а также её добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении по месту жительства её супруга Шипилова А.В., могут свидетельствовать об ухудшении её жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии ФСИН России отказать сотруднику в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения членом его семьи (супругой) намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Однако в нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ указанные обстоятельства не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Шипилова А.В. вместе с членами его семьи права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им заявления (рапорта) о принятии на такой учёт 29 октября 2014 г. и, как следствие, о незаконности решения комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 г. об отказе в постановке Шипилова А.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать законными, так как они сделаны при неустановлении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об удовлетворении исковых требований Шипилова А.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 ГПК РФ,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 октября 2018 г. по делу N 2-3384/18 Ленинского районного суда г. Краснодара отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2019 г. N 18-КГ19-137
Текст определения опубликован не был