Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом
департамента
здравоохранения
Костромской области
от 4 декабря 2019 г. N 652
1. Терминология
1. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности/осуществляют руководство их деятельностью.
2. Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ (далее - Федеральный закон), привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
3. Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
2. Оформление и рассмотрение предложения о взаимодействии с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией
1. Организатор или организация в целях осуществления взаимодействия направляет департаменту здравоохранения Костромской области, государственным медицинским учреждениям Костромской области (далее - орган государственной власти, учреждения соответственно) почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию (п. 2 Общих требований):
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Орган государственной власти, учреждение по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений (п. 3 Общих требований):
о принятии предложения;
об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения;
о запросе дополнительной информации у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. В этом случае срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней.
Департамент здравоохранения Костромской области, органы государственной власти, учреждения и (или) организации информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа/через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (п. 4 Общих требований) (схема в приложении N 4).
При положительном решении и принятии предложения в части осуществления добровольческой деятельности орган государственной власти, учреждения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности (п. 5 Общих требований):
а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
б) о правовых нормах, регламентирующих работу департамента здравоохранения Костромской области, органа государственной власти, учреждения и (или) организации;
в) о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;
г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;
д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления;
е) об иных условиях осуществления добровольческой деятельности.
Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения принять предложение вправе направить департаменту здравоохранения Костромской области, органам государственной власти, учреждению и (или) организации аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном Общими требованиями (п. 6 Общих требований).
3. Определение потребности в волонтерской помощи
1. Для грамотной координации волонтерской помощи в части оказания содействия при осуществлении медицинской помощи волонтерами учреждениям необходимо проводить Мониторинг потребности в волонтерской помощи (приложение N 1). Результаты мониторинга потребности размещаются на сайтах медицинских организаций и департамента здравоохранения Костромской области во вкладке "Взаимодействие с СОНКО и волонтерскими организациями".
2. Руководителям учреждений в срок до 01.01.2020 необходимо создать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отдельную страницу "Взаимодействие с СОНКО и волонтерскими организациями" на сайтах медицинской организации, директору ОГБУЗ "МИАЦ" А.А. Майорову - необходимо создать отдельную страницу "Взаимодействие с СОНКО и волонтерскими организациями" на сайте департамента здравоохранения Костромской области, отражающую нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями в сфере охраны здоровья; а также контакты лица, ответственного за добровольчество и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (Ф.И.О., должность, номер телефона, электронная почта).
Краткий общий перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в медицинских учреждениях (полный перечень представлен в Методических рекомендациях по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, которые размещены на сайте rosminzdrav.ru):
а) помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами;
б) помощь в общем уходе за пациентами;
в) организация системной досуговой, обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников;
г) осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами;
д) иные направления деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Предоставление списка добровольцев в учреждение
1. До начала осуществления добровольческой деятельности в учреждении организаторы и организации предоставляют учреждению списки добровольцев (волонтеров) с указанием в отношении каждого добровольца (волонтера) фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, данных документа, удостоверяющего личность (часть 1 п. 4 Порядка) (образец в приложении N 2).
2. При намерении организатора, организации осуществлять содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств в отношении каждого добровольца (волонтера) в списках добровольцев (волонтеров) дополнительно указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у добровольца (волонтера) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, или справка о получении добровольцем (волонтером) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданная образовательной организацией, в которой он обучается (часть 2 п. 4 Порядка).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Под "содействием в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств понимается помощь медицинскому персоналу и содействие в медицинском (но не в общем) уходе за пациентами. Данным видом работ чаще всего занимаются волонтеры, имеющие или получающие медицинское образование. Страховой номер индивидуального лицевого счета необходим для облегчения процедуры проверки сведений о добровольце (в том случае, если он получает и/или имеет высшее или среднее медицинского образование) в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) "Федеральный реестр медицинских работников". В дальнейшем это позволит отказаться от копии документов, подтверждающих наличие у добровольца среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справки о получении добровольцем среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданной образовательной организацией, в которой он обучается.
Образец списка добровольцев, осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств, для предоставления в учреждение (приложение N 3).
5. Заключение соглашения между волонтерской организацией, организатором волонтерской деятельности и учреждением
1. Взаимодействие органа государственной власти, учреждений с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - Соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами (п. 7 Общих требований).
В целях заключения Соглашения организатор, организация направляют в учреждение подписанный уполномоченным лицом проект Соглашения, по результатам которого в течение 7 рабочих дней уполномоченному лицу учреждения необходимо рассмотреть данное Соглашение и направить в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 5, 6 Порядка).
В целях урегулирования разногласий по проекту Соглашения проводятся согласительные процедуры между организатором, организацией и учреждением, при этом заключение Соглашения с учреждением и (или) организацией не может превышать 14 рабочих дней со дня получения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией решения об одобрении предложения (п. 8 Порядка, п. 10 Общих требований) (схема в приложении N 5).
Соглашение заключается в случае принятия органом государственной власти, учреждением решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и предусматривает (п. 8 Общих требований):
а) перечень видов работ (услуг), осуществляемых организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона 1;
___________________
1 Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ.
б) условия осуществления добровольческой деятельности;
в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и со стороны органов государственной власти, учреждения и (или) организации, для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;
г) порядок, в соответствии с которым орган государственной власти, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о потребности в привлечении добровольцев;
д) возможность предоставления органом государственной власти, учреждением и (или) организацией мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом, помещений и необходимого оборудования;
е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);
ж) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности (при наличии), с учетом требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
з) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесениях и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;
и) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
По результатам рассмотрения уполномоченное лицо учреждения подписывает Соглашение или направляет в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 7 Порядка).
6. Информирование пациентов об осуществлении добровольческой деятельности
Учреждения размещают данную на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (настенных/настольных/напольных) информацию, содержащую права и обязанности, а также перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в учреждениях (п. 9 Порядка).
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей (в том числе при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности), за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 (Соблюдение врачебной тайны) ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации". В данной статье волонтерская деятельность входит в понятие "иные обязанности". При нарушении данного правила волонтер несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 10 Порядка).
7. Требования к медицинским документам волонтеров
Волонтеры, оказывающие содействие в медицинских организациях в направлениях ухода, досуга, образования, бытовой помощи и т.д. (т.е. не осуществляющие содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств), освобождены от прохождения медицинских обследований. Предъявление к ним дополнительных требований со стороны медицинского учреждения в части прохождения медицинских осмотров, анализов, предоставления справок, в т.ч. ПНД/НД, справки об отсутствии судимости не допускается. Требования ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1990 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н не распространяются на добровольцев, т.к. они не являются работниками и не выполняют трудовые обязанности. По своему статусу добровольцы являются близкими к посетителям. Требования по предоставлению добровольцами медицинских книжек и прививочных карт также не допускаются.
Информация о карантине или дополнительных требованиях, установленных санитарными правилами, должна быть доведена учреждением до сведения организаторов и организации (п. 11 Порядка).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.