Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов
10. Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р; Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р; Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Государственная программа); Планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года N 893-р; Планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1507-р; Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра; постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области".
11. Подписание Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Государство принимает эффективные и надлежащие меры к наделению инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государство организует, укрепляет и расширяет комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания.
12. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
13. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
14. Государство обеспечивает получение инвалидами квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
15. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
16. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
17. Вместе с тем, несмотря на существующую правовую основу, формирование доступной среды для инвалидов, система реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, функционирует в Российской Федерации, в том числе и в Костромской области, не в полной мере.
18. Актуальность реабилитационной проблематики обусловлена количеством граждан, имеющих различную степень инвалидности и нуждающихся в предоставлении комплекса реабилитационных и абилитационных услуг, а также количеством не адаптированных или частично адаптированных организаций, предоставляющих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья.
19. В Костромской области проживает 62 541 инвалид (10% от общей численности населения Костромской области), из них 6 916 человек - инвалиды 1 группы, 26 663 человека - инвалиды 2 группы, 26 694 человека - инвалиды 3 группы, 2 268 детей-инвалидов. Инвалидов трудоспособного возраста - 16 413 человек (26% от общей численности инвалидов), количество инвалидов по слуху - более 1 000 человек, инвалидов по зрению - более 1 500 человек, инвалидов, требующих постоянного сопровождения (в том числе инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках), - более 1 500 человек, обслуживаются социальными работниками на дому - 3 297 инвалидов, 1 593 инвалида проживают в домах-интернатах.
20. Следует отметить, что в Костромской области отмечается тенденция сокращения числа инвалидов: в 2015 году численность инвалидов составляла 73 088 человек, в 2016 году - 69 970 человек, в 2017 году - 66 800 человек, в 2018 году - 64 674 человека.
21. В Костромской области комплекс мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности и реабилитации инвалидов, интеграции их в общество осуществляется в межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральной власти, муниципальных органов власти Костромской области в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках областных, ведомственных и муниципальных программ с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников. Обеспечение контроля по формированию доступной среды жизнедеятельности со стороны общественных организаций инвалидов Костромской области, а также взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов осуществляется в рамках областного Совета по делам инвалидов, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 17 июля 2006 года N 36 "Об областном Совете по делам инвалидов", под председательством заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сфере социального обеспечения граждан.
22. Одной из приоритетных задач в Костромской области является обеспечение полноценного участия инвалидов в жизни общества их всесторонняя интеграция и формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
23. С 2014 года Костромская область участвует в реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
24. В течение 2014 - 2017 годов на реализацию мероприятий подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014 - 2020 годы направлено 290,2 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 201,7 млн. рублей.
25. Проведены работы по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения 169 приоритетных объектов (16 объектов сферы здравоохранения, 15 объектов сферы социальной защиты, 14 объектов сферы занятости, 99 объектов сферы культуры, 23 объекта сферы физической культуры и спорта, 2 объекта сферы архива).
26. Также созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в 118 объектах сферы образования (53 общеобразовательных организации, 50 объектов дошкольного образования, 6 учреждений профессионального образования, 9 объектов дополнительного образования).
27. В 2018 году на реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг выделено 12,5 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 8,5 млн. рублей.
28. В 2018 году в реализации подпрограммы "Доступная среда" приняли участие 28 объектов (2 областных объекта сферы здравоохранения, 2 муниципальных объекта сферы образования, 20 муниципальных объектов сферы культуры, 4 муниципальных объекта сферы спорта).
29. В учреждениях проведены работы по переоборудованию санитарно-гигиенических помещений, адаптации входных групп, расширению дверных проемов, выравниванию лестничных маршей, установке пандусов и поручней, устранению порогов, нанесению контрастной маркировки ступеней, оборудованию прилегающей к объектам территории, размещению систем информации для инвалидов, установке кнопок вызова персонала.
30. В целях создания специальных условий жизнедеятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения доступности услуг для инвалидов в Костромской области проводятся следующие мероприятия:
33 учреждения сферы культуры оснащены оборудованием, адаптированным для инвалидов (книги со шрифтом Брайля, озвученные крупношрифтовые книги для слабовидящих детей, аудиопродукция для инвалидов по зрению, экранные увеличители с речевой поддержкой для организации рабочего места для инвалидов);
приобретены 11 автобусов, оборудованных специальным механизмом для погрузки и перевозки инвалидов-колясочников (7 автобусов переданы ГП Костромское ПАТП N 3 для использования на пригородных маршрутах Кострома-Караваево, Кострома-Волгореченск, Кострома-Нерехта, Кострома-Пасынково/Сандогора, 1 автобус передан Буйскому ПАТП, 3 автобуса переданы в Мантуровский, Чухломский и Октябрьский муниципальные районы);
организована деятельность диспетчерской службы на базе Костромского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов КРО ОООИ "Всероссийское общество глухих";
проводится работа по созданию ресурсного центра на базе Главного бюро медико-социальной экспертизы по Костромской области в целях оптимизации процедуры предоставления гражданам с ограниченными возможностями здоровья необходимых услуг и мер социальной поддержки;
проводится обучение (инструктирование) сотрудников подведомственных организаций по вопросам обеспечения доступности.
31. Система организаций, осуществляющих реабилитационные и абилитационные мероприятия, представлена в Костромской области следующим образом.
32. Основными поставщиками реабилитационных и абилитационных услуг являются: Государственное учреждение Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Костромской области", государственные общеобразовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные школы-интернаты, учреждения социальной сферы и медицинские организации.
33. В области функционируют 343 учреждения сферы здравоохранения всех форм собственности, в 9 учреждениях созданы отделения реабилитации, осуществляющие реабилитацию на всех этапах.
34. Реабилитацию заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата проводит ОГБУЗ "Костромской областной врачебно-физкультурный диспансер". В городе Костроме 10 лет успешно работает ОГБУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей" с дневным пребыванием.
35. Комплексная реабилитация детей-инвалидов осуществляется на базе ОГБУЗ "Костромская областная детская больница" и ОГБУЗ "Специализированный дом ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики". Для осуществления данной деятельности организации укомплектованы необходимыми специалистами (врачами-педиатрами, неврологами, физиотерапевтами, реабилитологами, психиатрами, врачами ЛФК, психологами, дефектологами, педагогом Монтессори, социальными педагогами и др.). Медицинская реабилитация включает в себя медикаментозное лечение, физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, галотерапия), механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия), массаж, психотерапию, лечебную физкультуру. Социально-педагогическая реабилитация осуществляется посредством занятий по системе Монтессори, логоритмики, музыкальных занятий, арт-терапии.
36. С целью сохранения здоровья, раннего выявления факторов риска развития заболеваний и их устранения ежегодно проводятся профилактические осмотры несовершеннолетних. За 2018 год профилактическими осмотрами несовершеннолетних охвачено 105 769 человек. По результатам проведенных профилактических осмотров было выявлено 88 804 заболевания. Из них впервые выявлено 17 038 заболеваний. По результатам диспансеризации 10 438 детей взяты на диспансерное наблюдение. Нуждались в специализированной медицинской помощи: в стационарных учреждениях Костромской области 181 ребенок, в федеральных медицинских организациях 24 ребенка. Нуждались в высокотехнологичной медицинской помощи 6 детей. 142 ребенка с различными заболеваниями прошли реабилитацию и санаторно-курортное лечение.
37. В Костромской области паллиативная медицинская помощь взрослому населению оказывается в условиях круглосуточного стационара и представлена 76 койками, из которых 40 находятся на базе ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница", 10 - в ОГБУЗ "Солигаличская районная больница" и 20 - в Рождественском отделении ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина", 6 - в ОГБУЗ "Красносельская районная больница". Детская паллиативная медицинская помощь оказывается на 2 круглосуточных койках ОГБУЗ "Костромская областная детская больница".
38. В амбулаторных условиях данный вид медицинской помощи оказывается медицинскими работниками кабинетов неотложной помощи.
39. В целях повышения качества, расширения спектра и увеличения количества предоставляемых реабилитационных и абилитационных медицинских услуг необходимо предусмотреть приобретение для медицинских организаций Костромской области современного оборудования, а также обеспечить повышение квалификации специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам.
40. В Костромской области сфера социального обслуживания представлена 52 организациями: 26 комплексных центров социального обслуживания, 3 дома-интерната общего типа, 4 дома-интерната психоневрологического типа, 1 геронтологический центр, 1 специальный дом-интернат, 1 дом-интернат для умственно отсталых детей, 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 центр социальной помощи семье и детям, 1 реабилитационный центр инвалидов.
41. Для наиболее полного удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах в области проводится работа по улучшению качества социального обслуживания, повышению качества жизни пожилых людей, развиваются и внедряются в практику новые методы, технологии социального обслуживания.
42. Наиболее популярными технологиями среди получателей социальных услуг являются: стационарозамещающие, социальный туризм (знакомство с историей костромского края и малой Родины, а также с православными святынями), терапевтической направленности (трудотерапия, элементы гарденотерапии, зоотерапии, ландшафтотерапия), в т.ч. творческой терапии (арттерапии, музыкотерапии, мемуаротерапия), направленные на сохранение здоровья (фитотерапия, ароматерапия, "скандинавская ходьба"); направленные на повышение финансовой грамотности граждан пожилого возраста, повышение уровня безопасности в повседневной жизни, повышение качества жизни в "Школах безопасности"; клубная и кружковая деятельность (заседания клубов, в том числе мини-клубов, объединяют пожилых людей по интересам, организуют их совместный досуг); банк вещей (обеспечение сезонной одеждой и обувью нуждающихся граждан и лиц без определенного места жительства и занятий).
43. В целях сохранения условий проживания граждан в привычной для них среде, при предоставлении им социальных услуг, перспективным направлением является развитие следующих стационарозамещающих технологий: бригадный метод социального обслуживания на дому, услуги сиделки, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, хоспис на дому, группа дневного пребывания, школы ухода.
44. В целях своевременного и оперативного предоставления услуг на базе комплексных центров социального обслуживания населения созданы социальные мобильные бригады. В 2018 году организовано 272 выезда в отдаленные сельские поселения, услуги получили более 2,6 тыс. граждан, в том числе граждане, имеющие группу инвалидности.
45. В Костромской области ведется работа по созданию на базе полустационарных организаций сферы социальной защиты пунктов проката технических средств реабилитации, которые позволяют обеспечить нуждающихся в помощи граждан средствами и предметами ухода на условиях временного пользования. В настоящее время при комплексных центрах социального обслуживания населения создано 18 пунктов проката средств реабилитации.
46. В стационарных учреждениях психоневрологического профиля созданы реабилитационные отделения для молодых инвалидов, в которых особое внимание уделяется социально-трудовой реабилитации инвалидов.
47. Для оказания помощи в овладении новыми знаниями и информационными технологиями, компьютерной грамотности в домах-интернатах организованы учебные и компьютерные классы.
48. Молодые инвалиды овладевают профессиями плотника, сантехника, лифтера, санитарки-уборщицы, швеи, кухонной рабочей, дворника, животновода, цветовода, овощевода и т.д.
49. Несмотря на проводимую работу, недостаточная материально-техническая база организаций сферы социальной защиты, осуществляющих реабилитацию и абилитацию инвалидов, и дефицит компетентных специалистов создают трудности на пути к полноценной организации деятельности по реабилитации и абилитации инвалидов в Костромской области.
50. В целях решения существующих проблем необходимо приобретение современного оборудования, а также повышение квалификации специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, для организации работы по развитию стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания, организации сопровождаемого проживания инвалидов, открытия отделения временного проживания для инвалидов, открытия и оснащения дополнительных пунктов проката технических средств реабилитации.
51. При условии выделения субсидии из федерального бюджета реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать комфортные условия для получения инвалидами социальных, образовательных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, максимально приближенным к домашним условиям.
52. На территории Костромской области создана адаптивная модель реабилитационной среды, включающая в себя инфраструктуру специализированных учреждений, на базе которых организуется работа с детьми-инвалидами и их семьями.
53. Базовой областной реабилитационной организацией социального обслуживания является государственное казенное учреждение "Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка" - стационарное учреждение временного проживания детей-инвалидов, детей, имеющих хронические заболевания, а также детей и родителей группы "Мать и дитя". Ежегодно в учреждении курсы реабилитации проходят более 850 детей, в том числе 120 - в группе "Мать и дитя".
54. Государственное казенное учреждение "Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" организует работу с детьми, страдающими глубоким нарушением интеллекта и физическими недостатками.
55. Сетевой принцип организации реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья методом и средствами адаптивной физической культуры и спорта обеспечивается за счет деятельности областного государственного казенного учреждения Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области (далее - Романовский центр) и его 28 филиалов и представительств, созданных в 26 муниципальных образованиях области. Учреждение координирует работу по формированию основ физической культуры целевой категории детей и семей в муниципальных образованиях области.
56. В регионе сформирована и постоянно совершенствуется нормативная правовая база, определяющая новые гибкие условия для привлечения к процессу оказания социальных услуг объектов государственно-частного сектора и некоммерческих организаций. Формируется реестр поставщиков социальных услуг, включающий в себя объекты негосударственного сектора.
57. Социальными партнерами в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являются региональные некоммерческие общественные организации. Костромская региональная молодежная общественная организация поддержки людей с синдромом Дауна "Арт-группа взаимопомощи "Другие Мы" (далее - организация "Другие Мы") включена в реестр поставщиков социальных услуг Костромской области. Некоммерческой организацией проводится цикл мероприятий, направленный на создание условий для интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование толерантного отношения населения региона к целевой категории детей.
58. Костромская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей "Дети-Ангелы" (далее - организация "Дети Ангелы"), расположенная на территории городского округа город Шарья, обеспечивает реабилитационными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в муниципальных образованиях северо-востока Костромской области. В ежедневном режиме организацией "Дети-Ангелы" проводятся занятия по изобразительной деятельности, реабилитационные занятия, организуются благотворительные спектакли, экскурсионные и туристические поездки, интеграционные праздники. Особое внимание в работе организации "Дети-Ангелы" уделяется организации и обеспечению обучения родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, а также специалистов, организующих реабилитационный процесс. Значимым социальным проектом организации является создание реабилитационного центра поддержки семьи особого ребенка "Школа лечебной педагогики".
59. Вместе с тем в настоящее время обозначились социальные приоритеты, связанные с необходимостью формирования модели ранней помощи детям, для недопущения инвалидизации ребенка и обеспечения его интеграции в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные организации. Опыт реализации программ показал, что межведомственное взаимодействие учреждений здравоохранения, организаций социального обслуживания и образования обеспечивает возможность своевременного выявления детей, нуждающихся в помощи, в том числе в ранней, оказания непрерывного патронирования ребенка и семьи профильными специалистами.
60. Первым этапом актуализации региональной социальной сферы в части оказания комплексной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья стала реализация совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, программы "Абилитация. Реабилитация. Интеграция" на 2016 - 2017 годы.
61. Участие в программе позволило обучить более 700 специалистов и 300 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, инновационным технологиям абилитации и реабилитации детей, расширить инфраструктуру служб оказания помощи 15 группами адаптивной физической культуры кабинетом катамнестического наблюдения за недоношенными детьми и детьми на ранних стадиях развития, провести профильные смены для 60 семей по обучению методам реабилитации в домашних условиях, создан Ресурсный центр.
62. Для определения системных подходов в организации работы с детьми с расстройством аутистического спектра в регионе при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа "Оказание комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим, "Мир, открытый для всех". В рамках программы реализуются мероприятия по проведению своевременной диагностики, созданию специализированных структурных подразделений, в том числе реабилитационных и абилитационных групп, групп дневного пребывания для детей с расстройством аутистического спектра, в учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, проведение профильных смен на базе загородных лагерей.
63. Вместе с тем особую актуальность приобретают вопросы расширения ресурсных границ жизнедеятельности детей-инвалидов, приобретение ими опыта планомерного включения в существующую систему общественных отношений, формирование навыков самостоятельного проживания, в том числе профориентации.
64. С учетом существующей инфраструктуры учреждений в регионе необходимо предусмотреть реализацию дополнительных мероприятий, позволяющих обеспечить максимально возможное решение обозначенных вопросов по месту жительства ребенка и его семьи.
65. Развитие сети специализированных групп адаптивной физической культуры для детей-инвалидов в сопровождении родителей на базе филиалов Романовского центра в муниципальных образованиях позволит обеспечить непрерывность процесса физической реабилитации ребенка по месту жительства.
66. В Костромской области проводится работа по созданию механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, разработан примерный порядок взаимодействия департамента образования и науки Костромской области, муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных общеобразовательных организаций по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и представления информации об исполнении мероприятий, возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
67. На базе 6 психолого-медико-педагогических комиссий обеспечивается ранняя диагностика уровня актуального развития и определение образовательного маршрута ребенка, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей от 0 до 7 лет, в том числе на базе служб раннего сопровождения детей, "Лекотек", групп "Особый ребенок" для детей с расстройствами аутистического спектра от 3 до 7 лет, дошкольных групп компенсирующей направленности, дошкольных отделений и подготовительных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
68. Важной составляющей единой модели инфраструктуры ранней помощи станут вновь созданные структурные подразделения:
организация деятельности группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития или риском их появления в возрасте от 0 до 3 лет на базе ОГБУЗ "Специализированный дом ребенка с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики". Ежегодно в условиях группы планируется оказывать помощь более 270 детям;
стационарное отделение раннего сопровождения детей с нарушениями развития или риском их появления совместно с родителями на базе ГКУ "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка". Ежегодно в условиях отделения планируется участие более 150 детей и их родителей. Срок прохождения курса - 14 дней;
родительские группы для родителей, воспитывающих малышей от рождения до 12 месяцев, "БЕБИ ГРУППЫ" будут апробированы в качестве модели родительской взаимопомощи и профессиональной поддержки на базе организации "Дети-Ангелы". В группе планируется участие единовременно от 6 до 8 родителей, срок реабилитационно-обучающего курса 2,5 месяца по 2 - 3 курса в год.
69. В настоящее время в системе организаций сферы социальной защиты недостаточно отрабатываются практики формирования у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья навыков самостоятельного проживания, в том числе развития навыков посильной трудовой деятельности. Особую актуальность такие программы имеют для детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
70. В Костромской области созданы условия для получения качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детьми-инвалидами, детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
71. В 120 образовательных организациях создана "безбарьерная" среда, что составляет 21,6% от общего количества образовательных организаций (52 организации дошкольного образования, 53 общеобразовательных организации, 6 профессиональных образовательных организаций, 9 организаций дополнительного образования).
72. Дети с ОВЗ посещают 79 дошкольных образовательных организаций в 21 муниципальном образовании Костромской области, 204 общеобразовательные организации в 30 муниципальных образованиях Костромской области.
73. Дошкольные образовательные организации посещают 1 803 ребенка с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды. В общеобразовательных организациях открыты 1 440 инклюзивных классов, в которых обучаются 28 831 ребенок, в том числе 2 604 ребенка с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды. В коррекционных классах обучаются 340 детей с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды.
74. В 2018 - 2019 учебном году система государственных общеобразовательных организаций представлена 10 организациями (9 школ-интернатов) для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, в которых обучаются 1 373 ребенка с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды.
75. Для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей обучение организуется на дому.
76. В 2018 - 2019 учебном году в государственных и муниципальных образовательных организациях обучаются и воспитываются 1 658 детей-инвалидов, в том числе 308 детей-инвалидов обучаются на дому, 75 детей-инвалидов обучаются в дистанционной форме (100% от количества детей-инвалидов, имеющих соответствующие показания).
77. Несмотря на созданные условия для получения качественного и доступного образования детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, детьми с ТМНР, в области имеются проблемы с обеспечением детей с ОВЗ, детей-инвалидов вышеуказанными формами обучения.
78. Трудности связаны с необходимостью изменения сложившихся стереотипов и профессиональных позиций педагогов общеобразовательных организаций в отношении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью, недостаточной сформированностью толерантного отношения к детям с ОВЗ у родителей нормально развивающихся детей, отрицательной позицией по вопросу совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в одном классе/группе.
79. Остается актуальным вопрос создания дополнительных мест и групп в детских садах для детей с нарушением речи, для детей с нарушением слуха, для слабовидящих детей, для детей с нарушением опорно-двигательной системы, для детей с расстройствами аутистического спектра, для детей с синдромом Дауна.
80. Полноценная организация образовательного пространства затруднена недостаточной материально-технической базой для обеспечения дистанционного образования детей-инвалидов.
81. В Костромской области накоплен положительный опыт профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также в условиях специального (коррекционного) образования:
разработаны нормативные документы ("План мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на территории Костромской области на 2016 - 2020 годы");
осуществляется научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по профориентации обучающихся с ОВЗ;
реализуется мониторинг "Эффективность организации профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Костромской области";
в программу курсов повышения квалификации "Теория и практика профориентационной работы в образовательной организации" включен модуль "Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной школе";
на Web-ресурсе "Здоровье будущих поколений" регионального портала "Образование Костромской области" создана Интернет-страница "Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью", разработаны методические рекомендации "Особенности работы по профориентации обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях";
работает региональная инновационная площадка "Социализация и профессионально-трудовая подготовка лиц с интеллектуальными нарушениями в системе коррекционного, инклюзивного и среднего профессионального образования с использованием ресурсов внеурочной деятельности отдельной образовательной и общеобразовательной организации".
82. На базе средней школы г. Костромы разработана система профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ. В школе реализуется программа по профессиональному и личностному самоопределению таких детей "Найти себя". Работа по данной программе ведется с учетом возрастных особенностей учащихся, степени их информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению.
83. Заключение договоров о сотрудничестве со службами занятости населения и Молодежной биржей труда города способствует решению задач, связанных с желанием подростков трудоустроиться во внеурочное время и во время школьных каникул.
84. Результатом комплексной реализации всех компонентов данной системы является поступление 100% выпускников с ОВЗ в профессиональные образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.
85. В профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Костромской области на очной форме обучения обучается 470 человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе 340 человек по программам профессионального обучения (для лиц с умственной отсталостью).
86. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях осуществляется по следующим профессиям и специальностям: Аналитический контроль качества химических соединений; Повар, кондитер; Технология продукции общественного питания; Продавец, контролер-кассир; Мастер сухого строительства; Маляр (строительный), штукатур; Столяр (строительный), плотник; Садовник, рабочий плодоовощного хранилища; Архитектура; Парикмахерское искусство; Гостиничный сервис; Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте; Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); Операционная деятельность в логистике; Мастер по обработке цифровой информации; Автомеханик; Наладчик аппаратного и программного обеспечения; Сестринское дело; Фармация; Социально-культурная деятельность; Учитель начальных классов; Ландшафтный дизайн; Мастер по техническому осмотру и ремонту машинно-тракторного парка; Ювелирное дело; Оператор ЭВМ.
87. В целях создания дополнительных мер по сопровождению инвалидов в Костромской области департаментом образования и науки Костромской области создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Костромской области. Базовой профессиональной образовательной организацией определен ОГБПОУ "Костромской машиностроительный техникум" (далее - Базовая организация).
88. Основная цель деятельности Базовой организации - создание в Костромской области инфраструктуры, обеспечивающей комплексное сопровождение социальной адаптации, инклюзивного профессионального образования инвалидов, лиц с ОВЗ и содействие их последующему трудоустройству.
89. В настоящее время Базовая организация оснащена специальной материально-технической и учебно-методической базой для целей инклюзивного среднего профессионального образования региона (в том числе приобретено специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ). Обеспечена архитектурная доступность двух учебных корпусов и студенческого общежития.
90. При координации базовой профессиональной образовательной организации осуществляется повышение квалификации, переподготовка и проведение стажировок педагогических работников по тематике инклюзивного среднего профессионального образования, методическая поддержка по вопросам профориентации, сопровождения и трудоустройства инвалидов, обеспечение адаптации образовательных программ и организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляется подготовка обучающихся (школьников и студентов), молодых специалистов для участия в Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс".
91. Базовая организация как региональный оператор координирует персонифицированную профориентационную работу с инвалидами и лицами с ОВЗ.
92. На базе Базовой организации работает Консультационный пункт для оказания информационных и консультационных услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения среднего профессионального образования, оформления необходимых документов, индивидуальное психологическое консультирование по актуализации и содействию перспективному развитию личностных ресурсов обучающегося. Информационные и консультационные услуги можно получить как в самой Базовой организации, так и на сайте.
93. С целью преодоления социальной изоляции выпускников с ТМНР на базе государственных общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ открыты группы постшкольного сопровождения для выпускников-инвалидов с ТМНР в возрасте от 18 до 23 лет, получивших образование, но не устроившихся работать. Образовательная среда данных групп позволяет создать условия для социализации и реабилитации выпускников.
94. Вместе с тем в регионе существуют проблемы при осуществлении профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ.
Отмечается недостаток специальных условий, необходимых для проведения профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, недостаток материально-технической базы, недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
95. В целях достижения поставленных задач и решения обозначенных проблем необходимо осуществлять поиск новых механизмов и подходов, содействующих профориентации обучающихся с ОВЗ, предусмотреть мероприятия, направленные на создание и функционирование базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ, организовать дистанционное образование детей-инвалидов, обеспечить повышение профессиональной квалификации педагогов в вопросах работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью по профориентации с привлечением средств федерального бюджета.
96. Государственная политика в сфере занятости населения обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, инвалиды отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
97. Вопрос трудоустройства инвалидов приобрел особую актуальность в связи с подписанием и последующей ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В Костромской области основными нормативными правовыми актами, обеспечивающими реализацию прав инвалидов в сфере занятости и доступности рабочих мест, являются Закон Костромской области от 11 апреля 2005 года N 258-ЗКО "О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области", Закон Костромской области от 27 июня 2013 года N 385-5-ЗКО "О возмещении затрат по оплате труда инвалидов в Костромской области", постановление администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 465-а "О порядке резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов".
98. Исходя из целей, сформулированных в указанных нормативных правовых актах, основным приоритетом региональной политики по повышению уровня занятости инвалидов является создание условий для их эффективного трудоустройства, включающее:
создание условий для интеграции в трудовую деятельность инвалидов;
развитие системы временного и постоянного трудоустройства инвалидов, выработка новых механизмов содействия трудоустройству инвалидов;
создание условий для использования инвалидами новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения.
99. На территории Костромской области в течение ряда лет реализуется комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов. В 2017 году при содействии органов службы занятости трудоустроены 457 инвалидов.
100. За 2018 год и истекший период 2019 года опрошены 5 267 инвалидов, по результатам опроса 985 из них изъявили желание работать. По состоянию на 1 апреля 2019 года из числа опрошенных готовы приступить к работе 167 человек, состоят на регистрационном учете в центрах занятости населения 228 человек.
101. В соответствии с Законом Костромской области от 11 апреля 2005 года N 258-ЗКО "О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области" работодателям, зарегистрированным на территории Костромской области, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников. Работодателям, зарегистрированным на территории Костромской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2% среднесписочной численности работников.
102. По состоянию на 1 апреля 2019 года квота для приема на работу инвалидов в размере 3% установлена на 201 предприятии с численностью более 100 человек. Всего установлено в счет квоты 1 203 рабочих места, количество инвалидов, работающих в этих организациях, составляет 1 588 человек, что в 1,3 раза превышает установленную квоту.
103. Квота для приема на работу инвалидов в размере 2% установлена в 569 организациях с численностью от 35 до 100 человек. Всего установлено в счет квоты 637 рабочих мест, количество инвалидов, работающих в этих организациях, составляет 790 человек, что на 153 человека превышает установленную квоту.
104. В целях создания условий для интеграции инвалидов в трудовую деятельность необходимо проводить целенаправленную работу с работодателями и партнерами по обеспечению специализированных мест и созданию комфортных условий работы для инвалидов с различными нарушениями.
105. Физическая культура и спорт - одно из наиболее эффективных и доступных средств реабилитации инвалидов. Активные физкультурно-спортивные занятия способствуют развитию коммуникативных качеств инвалидов и лиц с ОВЗ, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности в себе.
106. В области функционируют 1 443 спортивных сооружения с единовременной пропускной способностью - 40 824 человека, в том числе в сельской местности - 603 спортивных сооружения с единовременной пропускной способностью - 15 501 человек, из них: 397 спортивных залов, 35 плавательных бассейнов, 666 плоскостных спортивных сооружений.
107. В регионе наблюдается положительная динамика по доле инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом: если в 2014 году процент занимающихся спортом инвалидов составлял 6,8%, то к 2019 году значение показателя возросло до 19,4%. По сравнению с 2014 годом число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось на 2 079 человек и составило в 2018 году 7 049 человек, в том числе инвалидов по общему заболеванию - 2 816 человек, с интеллектуальными нарушениями - 1 264 человека, с нарушениями зрения - 1 504 человека, слуха - 547 человек, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 918 человек.
108. В целях развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ОВЗ на базе ГБУ КО "Спортивная школа олимпийского резерва им. А.В. Голубева" функционирует отделение адаптивного спорта. Отделение работает по 7 направлениям: велоспорт, велоспорт-тандем, шорт-трек, легкая атлетика, велоспорт-шоссе, парабадминтон, дзюдо. В отделении занимаются 53 инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и зрения.
109. На базе ГБУ КО "Спортивная школа с ипподромом" организованы групповые и индивидуальные занятия по иппотерапии.
110. В рамках календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Костромской области ежегодно проводится порядка 30 мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту с участием более 500 инвалидов.
111. Наиболее массовыми мероприятиями, проводимыми с участием лиц с ОВЗ, являются Параспартакиада по зимним и летним видам спорта среди муниципальных образований Костромской области на призы губернатора Костромской области, Специальная Олимпиада России, "Лыжня России", "Кросс Нации", полумарафон "Золотое кольцо".
112. Участие в мероприятиях позволяет создавать для инвалидов мощные стимулы для возвращения их в активную жизнь, расширять круг общения, круг интересов, что является эффективным средством интеграции инвалидов в общество.
113. Вместе с тем имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы не обеспечивают в полной мере необходимые условия для развития адаптивной физической культуры и спорта.
114. Для развития адаптивной физической культуры и спорта в регионе необходимо обеспечить обучение специалистов данной сферы деятельности и оснастить объекты сферы физической культуры и спорта оборудованием для занятий инвалидов физической культурой и спортом с привлечением средств федерального бюджета.
115. Реабилитация инвалидов путем создания условий для развития их творческих способностей, посещения культурно-зрелищных учреждений, организации праздничных мероприятий для инвалидов осуществляется учреждениями культуры. В Костромской области работают 778 государственных областных и муниципальных учреждений культуры.
116. Специализированным обслуживанием инвалидов на территории Костромской области занимается ОГКУК "Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению" (далее - библиотека), выполняющая функции областного методического центра по работе с инвалидами и организатора развернутой сети филиалов и пунктов выдачи книг специальных форматов для слепых и слабовидящих граждан.
117. С библиотекой активно работают 8 клубов по интересам и 5 коллективов художественной самодеятельности (студия творчества молодежи, детский вокальный кружок, народный коллектив вокальный ансамбль "Волжанка", народный театр "Ковчег", клуб свободного общения "Собеседник", клуб любителей литературы и искусства "Таланты и поклонники" и др.), ОГБУК "Костромская областная детская библиотека имени Аркадия Гайдара", клубы "Солнечные дети", "Светлячок", "Цветик-семицветик".
118. Значительный опыт работы по обслуживанию инвалидов и детей-инвалидов накоплен и общедоступными библиотеками Костромской области. Социально значимым аспектом в работе библиотек является максимальное приближение книги к пожилым людям и инвалидам. Все большее распространение получает обслуживание инвалидов и пожилых людей на дому. К этой работе привлекаются социальные работники и волонтеры. Дети с ОВЗ находятся в поле пристального внимания со стороны сотрудников библиотек. Мероприятия, организуемые в библиотеках для детей-инвалидов, направлены на поддержку, адаптацию, создание праздничного настроения, атмосферы доброжелательности, взаимопонимания в процессе общения детей с ОВЗ со своими сверстниками.
119. Учреждения культуры активно взаимодействуют с общественными организациями региона, в т.ч. с региональными отделениями Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество слепых", Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих", Общероссийской общественной благотворительной организацией помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России", Костромской областной общественной молодежной организацией инвалидов "Белый Дельфин", организацией "Другие Мы", организацией "Дети-ангелы", Благотворительным фондом Марины Гутерман и др.
120. Ежегодно администрацией Костромской области совместно с Благотворительным фондом Святителя Василия Великого, Ассоциацией благотворителей "Белый цветок" в городах Костроме и Шарье проводится благотворительная акция "Белый цветок" (благотворительная ярмарка с насыщенной культурной и спортивной программой) в пользу детей-инвалидов.
121. Несмотря на проводимую работу, остается открытым вопрос обеспечения учреждений культуры оборудованием, адаптированным для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, с различными нарушениями.
122. Существует потребность в обучении специалистов сферы культура по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов с привлечением федеральных средств.
123. Проблемным вопросом остается уровень осведомленности граждан об особенностях лиц с ОВЗ и инвалидностью, что сопровождается равнодушным отношением к проблемам инвалидов и проявлением нетолерантного отношения.
124. Данные трудности в обществе возникают в том числе из-за недостаточной информационной освещенности проблем инвалидов в средствах массовой информации. Разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.
125. На решение поставленной проблемы направлены следующие мероприятия: информационное освещение проблем инвалидов в печатных изданиях и телеканалах регионального телевидения, размещение рекламных видеороликов на каналах регионального телевидения, освещающих вопросы формирования толерантного отношения общества к инвалидам.
126. Решение целей и задач Программы возможно лишь при комплексном подходе к решению проблемы формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Решение проблем наиболее эффективно программно-целевым методом при совместном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Костромской области с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, общественными организациями инвалидов с привлечением бюджетов всех уровней, в том числе федерального бюджета и внебюджетных источников.
127. Развитие сети организаций всех заинтересованных ведомств позволит создать полноценную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в регионе и выстроить планомерный целенаправленный процесс сопровождения инвалида на всех этапах его жизнедеятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.