Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 51-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куганова Валерия Анатольевича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834,
по апелляционной жалобе Куганова Валерия Анатольевича на решение Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Правила землепользования и застройки, Решение N 834), в состав которых входит Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение N 2).
На дату обращения в суд с административным исковым заявлением Приложение N 2 к Правилам землепользования и застройки действовало в редакции решения Барнаульской городской Думы от 5 октября 2018 г. N 183, а на дату вынесения судом решения - в редакции решения Барнаульской городской Думы от 25 апреля 2019 г. N 286.
Куганов Валерий Анатольевич обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки и Приложения N 2 к указанным правилам в части установления зоны минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения в границах земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, с. Гоньба, ул. Строительная, 66.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее также - Закон N 69-ФЗ), Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России от 29 апреля 1992 г. и Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, которыми не определены порядок подготовки и принятия решения об установлении минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, основания определения их пределов.
Решением Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление. Полагает, что суд не принял во внимание допущенные нарушения процедуры принятия Правил землепользования и застройки.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учетом названных норм, а также положений статьи 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края суд правомерно признал соблюденной компетенцию административного ответчика при принятии Правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности, как указано в части 1 статьи 4 ГрК РФ, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Частью 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Пункт 6 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ и частью 6 статьи 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Согласно статье 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Исходя из положений части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 4 августа 2018 г.
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г N 878 (далее также - Правила), пунктом 2 которых установлено, что Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения, а в подпункте "ж" дано понятие "нормативные расстояния" как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Согласно таблице 4 в населенных пунктах при наличии газопровода диаметром свыше 600 до 800 мм запрещено строительство зданий и сооружений ближе чем на 200 м в обе стороны от оси магистрального газопровода.
Указанные нормы являются обязательными к применению в соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Данные нормы при установлении и отображении границы зоны минимальных расстояний до объектов газоснабжения на картографическом материале Правил землепользования и застройки соблюдены.
Судом установлено, что актуальные границы названной зоны отображены на картах зон с особыми условиями территорий Правил землепользования и застройки в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 30 октября 2015 г. N 152.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного решения следует читать как "N 521"
Судебная коллегия считает верными и подтвержденными материалами дела выводы суда о соблюдении установленного статьями 32, 33 ГрК РФ порядка при принятия решения Барнаульской городской Думы от 30 октября 2015 г. N 152, в том числе о соблюдении процедуры публичных слушаний. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Таким образом, решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Алтайского краевого суда от 5 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Куганова Валерия Анатольевича без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 51-АПА19-15
Текст определения опубликован не был