Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 50-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Единяковой Эльмиры Раильевны о признании частично не действующим Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43,
по апелляционной жалобе Омского городского Совета на решение Омского областного суда от 2 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Омского городского Совета Кондакова В.В., представителя административного истца Паршина И.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержден решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 (далее также - Генеральный план, Решение N 43).
Данный нормативный правовой акт опубликован в издании "Третья столица" (специальный выпуск) 3 августа 2007 г. N 43.
Единякова Эльмира Раильевна обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами _ и _ двух функциональных зон. В обоснование заявленного требования указала, что такое установление функциональных зон противоречит положениям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), создает неопределенность правового режима и препятствует реализации прав собственника в использовании данных земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования.
Решением Омского областного суда от 2 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в части установления режима функциональных зон ЖЗ-1459 и ИТ2 по отношению к границам земельных участков с кадастровыми номерами _ и _, расположенных по адресу: г. _
В апелляционной жалобе Омский городской Совет, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. Податель жалобы полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, которое не содержит требований о необходимости нахождения земельного участка только в одной функциональной зоне. Поскольку в силу части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, то права административного истца в связи с нахождением ее земельных участков в границах двух функциональных зон нарушаться не могут. В связи с чем вывод суда о наличии правовой неопределенности режима земельных участков в связи с их нахождением в границах двух функциональных зон, по мнению административного ответчика, не основан на законе. Кроме того, в настоящее время в отношении спорных земельных участков отсутствует какой-либо правовой режим, поскольку правила землепользования и застройки города Омска в части установления двух территориальных зон в отношении земельных участков административного истца решением суда признаны не действующими и в настоящее время подготавливается проект о внесении изменений в названные правила землепользования и застройки, согласно которым земельные участки административного истца будут расположены в одной территориальной зоне ЖЗ-1459 (зона жилой застройки средней этажности). Также функциональные зоны, содержащиеся и отраженные в схемах Генерального плана не содержат ни аббревиатур, ни нумерации, в связи с чем вывод суда о признании незаконным Генерального плана в части установления функциональных зон с их наименованием ЖЗ-1459 и ИТ2 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Единяковой Э.Р. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения.
В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
С учетом приведенных норм, а также положений статьи 9 Устава города Омска судом правомерно признано, что Решение N 43 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), который содержит карту функциональных зон (пункт 4 части 2 статьи 23 ГрК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 4 части 2 статьи 23" имеется в виду "пункт 4 части 3 статьи 23"
С учетом положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ территориальное планирование должно обеспечить выполнение предписаний статей 85 ЗК РФ и 30 ГрК РФ о недопустимости расположения земельного участка в двух территориальных зонах и создания неопределенности его правового режима.
В данном случае определение функциональных зон на картографическом материале Генерального плана послужило основанием для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами _ и _ к двум территориальным зонам: ЖЗ-1459 (зона жилой застройки средней этажности) и ИТ2 (зона городского наземного транспорта). Такое градостроительное зонирование признано незаконным, и решением Омского областного суда от 18 декабря 2018 г. административное исковое заявление Единяковой Э.Р. о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части выделения территориальных зон ЖЗ-1459 и ИТ2 по отношению к границам земельных участков с кадастровыми номерами _ и _ удовлетворено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сведений о том, что одна из функциональных зон представляет собой отображение линейного объекта, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (часть 4 статьи 30 ГрК РФ) и установить единый градостроительный регламент в отношении такого земельного участка, в связи с чем Генеральный план в оспариваемой части не соответствует законодательству большей юридической силы.
То обстоятельство, что подготовлен проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, согласно которым земельные участки административного истца будут расположены в одной территориальной зоне ЖЗ-1459 (зона жилой застройки средней этажности) выводы суда не опровергает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда в данной части.
Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению в части указания наименований функциональных зон Генерального плана: ЖЗ-1459 и ИТ2.
Как правильно отмечено в апелляционной жалобе, картографический материал Генерального плана не содержат ни аббревиатур, ни нумерации функциональных зон, в связи с чем указание в решении суда о признании Генерального плана не действующим в части установления функциональных зон с их наименованием ЖЗ-1459 и ИТ2 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Омского областного суда от 2 июля 2019 г. изменить.
Признать Генеральный план муниципального образования городской округ Омск Омской области, утвержденный решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Омск Омской области", в части установления функциональных зон по отношению к границам земельных участков с кадастровыми номерами _ и _ расположенных по адресу: г. _ не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 50-АПА19-12
Текст определения опубликован не был