Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Департамента имущественных отношений Вологодской области относительно применения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и в части установленной компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем Департамент недвижимости полагает возможным отметить следующее.
Подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, для использования таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в том числе гражданам, работающим в указанных муниципальных образованиях по специальностям, определенным законом субъекта Российской Федерации. В дальнейшем в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации такие земельные участки могут быть приобретены гражданами в собственность бесплатно.
Это правило введено в целях развития сельских территорий, привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Следует отметить, что Земельным кодексом Российской Федерации проведение аукционов предусмотрено только в целях продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или заключения договора аренды такого земельного участка. Проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования земельным участком Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Также обращаем внимание, что ссылка на статью 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации содержится только в подпункте 10 пункта 2 статьи 39.3 и подпункте 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых речь идет, соответственно, о продаже и аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В свою очередь, в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует указание на особенности, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем указанным гражданам гарантировано предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов без каких-либо особенностей.
Кроме того, пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что в случае, если в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства в первоочередном или внеочередном порядке, положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
С учетом изложенного Департамент недвижимости полагает, что особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не применяются в случае предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Дополнительно Департамент недвижимости сообщает, что с целью устранения правовой неопределенности проектом федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)", подготовленным Минэкономразвития России, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года, предусмотрено уточнение положений пункта 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в части распространения его действия только на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность за плату или в аренду.
Врио заместителя директора |
В.И. Корякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 мая 2019 г. N Д23и-15761 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был