Решение Алтайского краевого суда от 24 апреля 2002 г. N 3-79/2002
(извлечение)
Алтайский краевой суд рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным абзаца 1 пункта 2 постановления администрации Алтайского края от 23.01.2002 г. N 35 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" установил:
23 января 2002 г. администрацией Алтайского края принято постановление N 35 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", которое опубликовано в газете "Алтайская правда" за N 23 от 29.01.2002 г.
Абзацем 1 пункта 2 постановления установлено, что дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки применяются на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства, как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный и дополненный постановлениями Правительства РФ от 15.04.1996 г. N 478, от 17.07.1996 г. N 822, от 20.05.99 г. N 546, так и не включенные в Перечень.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным указанного положения постановления, ссылаясь на то, что устанавливая предельные торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства, не включенные в утвержденный Правительством РФ перечень, администрация края вышла за пределы предоставленной ей федеральным законодательством компетенции. Кроме того, необоснованна ссылка в оспариваемом положении постановления на утратившие силу постановления Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Л.О.А. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Алтайского края Е.Е.П. требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что администрация края при государственном регулировании цен вправе осуществлять государственное регулирование торговых надбавок на лекарственные средства в целом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "Об упорядочении государственного регулирования цен (тарифов)".
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ст.71 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации относятся основы ценовой политики.
Согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 5 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 5-ФЗ), государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В силу пункта 1 ст. 6 вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами.
Действуя в пределах предоставленной ему Федеральным законом компетенции Правительством Российской Федерации принято постановление N 782 от 09.11.2001 г. "О государственном регулировании цен на лекарственные средства", пунктом 1 которого установило, что государственное регулирование цен осуществляется на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а подпунктом "в" пункта 3 предусмотрело право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Между тем, абзацем 1 пункта 2 постановления администрации Алтайского края предусмотрено, что дифференцированные предельные торговые (розничные) надбавки применяются на лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства, как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный и дополненный постановлениями Правительства РФ от 15.04.1996 г. N 478, от 17.07.1996 г. N 822, от 20.05.99 г. N 546, так и не включенные в Перечень.
Установление предельных торговых (розничных) надбавок на лекарственные средства, не включенные в утвержденный Правительством перечень, противоречит федеральному законодательству, в частности, статье 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие условия деятельности хозяйствующих субъектов, если такие акты могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В силу изложенного абзац 1 пункта 2 постановления администрации края от 23.01.2002 г. N 35 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" подлежит признанию недействительным как противоречащий федеральному законодательству и принятый исполнительным органом субъекта Российской Федерации с превышением предоставленной ему законом компетенции.
Довод представителя администрации Алтайского края о том, что администрация края вправе осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на основании постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в соответствии с которым государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым исполнительному органу субъекта Российской Федерации было предоставлено право устанавливать торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, принято во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пунктом 1 которого признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов), осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий и необходимость пересмотра перечней по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).
Но и до принятия Правительством РФ вышеуказанного постановления, администрация края вправе была устанавливать указанные надбавки на основании постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", абзацем 5 пункта 4 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать для предприятий аптечной сети независимо от форм собственности размеры торговых надбавок к ценам отечественных изготовителей или поставщиков импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Однако 29 марта 1999 г. Правительством Российской Федерации РФ принято постановление N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", пунктом 1 которого в целях обеспечения государственного контроля за ценами на лекарственные средства введена государственная регистрация отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478, а пунктом 5 установлено, что абзац 5 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 не подлежит применению по окончании регистрации цен на лекарственные средства, включенные в перечень.
Регистрация цен на лекарственные средства, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478, завершена, это обстоятельство не отрицалось в судебном заседании представителем администрации Алтайского края, в связи с чем норма права, предоставляющая исполнительному органу субъекта Российской Федерации осуществлять государственное регулирование на все виды лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не подлежит применению.
Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов суд приходит к выводу о том, что Правительство Российской Федерации, исполняя Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", последовательно осуществляет либерализацию цен (тарифов), сокращает сферу государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем применения торговых надбавок только к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень, как это предусмотрено пунктом 24 Порядка государственной регистрации отпускных цен...", утвержденного пунктом 2 Постановления N 347 от 29 марта 1999 г.
То обстоятельство, что в постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239, предоставившее право субъекту Российской Федерации устанавливать торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не внесены соответствующие изменения, не является доказательством сохранения за исполнительным органом субъекта Российской Федерации права на государственное регулирование цен на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем установления торговой надбавки.
При коллизии норм в постановлениях Правительства РФ N 239 от 07.03.1995 г. и N 782 от 09.11.2001 г. суд приходит к выводу о необходимости применения норм, регламентирующих государственное регулирование цен на лекарственные средства, являющимися специальными по отношению к нормам, регламентирующим государственное регулирование цен.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что постановлением N 782 от 09.11.2001 г. лишь регламентирован порядок государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, что не исключает государственного регулирования цен исполнительным органом субъекта Российской Федерации на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения, суд находит несостоятельным, так как постановление от 09.11.2001 г. N 782 названо "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и в его преамбуле указано, что оно издано в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах" и Бюджетным кодексом Российской Федерации, из чего следует, что указанное постановление ограничивает сферу вмешательства государства в формирование цен на лекарственные средства лишь в рамках перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемого Правительством РФ. В связи с чем к компетенции Правительства РФ отнесено регулирование вопроса о том, на какие лекарственные средства возможно установление торговой надбавки.
Кроме того, суд учитывает, что пунктом 5 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, вправе регулировать цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют государственное регулирование, лишь по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Алтайский край является дотационным, ему ежегодно предоставляется дотация из федерального фонда финансовой поддержки, в связи с чем и до принятия Правительством РФ постановлений N 347 от 29 марта 1999 г. и N 782 от 09.11.2001 г., ограничившие государственное регулирование цен на лекарственные средства перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, право администрации края на установление торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения было ограничено, так как их установление было возможным лишь по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, заявление прокурора Алтайского края подлежит удовлетворению, а абзац 1 пункта 2 постановления администрации Алтайского края от 23.01.2002 г. N 35 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" недействительным и не подлежащим применению со дня издания.
Обоснованным находит суд и доводы прокурора о том, что после вступления в силу с 5 марта 2002 года постановления Правительства РФ от 20.02.2002 г. N 121, которым утратили силу постановления Правительства РФ от 15.04.1996 г. N 478, от 17.07.1996 г. N 822, от 20.05.1999 г. N 546, абзац 1 пункта 2 постановления в части ссылки на утративший силу нормативно-правовой акт также вошел в противоречие с действующим федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191, 197, 239 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать абзац 1 пункта 2 постановления администрации Алтайского края от 23.01.2002 г. N 35 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" недействительным и не подлежащим применению со дня издания.
Обязать редакцию газеты "Алтайская правда" опубликовать сообщение о решении суда по вступлении его в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Алтайский краевой суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 24 апреля 2002 г. N 3-79/2002
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании