Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 19.12.2019 N 2114
Муниципальная программа
"Развитие физической культуры и спорта в городе Барнауле"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Барнауле" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула (далее - КФКиС) |
Соисполнители Программы |
Отсутствуют |
Участники Программы |
Администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее - АЖР); администрация Индустриального района города Барнаула (далее - АИР) администрация Ленинского района города Барнаула (далее - АЛР); администрация Октябрьского района города Барнаула (далее - АОР); администрация Центрального района города Барнаула (далее - АЦР); муниципальные учреждения спортивной подготовки города Барнаула (далее - муниципальные учреждения спортивной подготовки): муниципальные бюджетные учреждения спортивной подготовки (далее - МБУ СП), муниципальные автономные учреждения спортивной подготовки (далее - МАУ СП); муниципальное бюджетное учреждение "Центр тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Центр ГТО), осуществляющее свою деятельность на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - территория города); спортивные организации, осуществляющие свою основную деятельность в области физической культуры и спорта на территории города (далее - СОФКиС) |
Подпрограммы Программы |
Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты Программы |
Отсутствуют |
Цель Программы |
Повышение мотивации населения города Барнаула (далее - население города, граждане, жители, горожане) к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни |
Задачи Программы |
Создание для всех категорий и групп населения города условий для занятий физической культурой и спортом. Подготовка спортивного резерва |
Индикаторы Программы |
Доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения города в возрасте от 3 до 79 лет; доля детей и молодежи города Барнаула в возрасте 3-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи города Барнаула; доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста; доля граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов города Барнаула, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения города, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом; доля населения города, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ВФСК ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО, из них учащихся и студентов; количество организаций, получивших поддержку за счет средств городского бюджета на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта; уровень обеспеченности населения города спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, расположенных на территории города; доля лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, в общем количестве лиц, занимающихся в муниципальных учреждениях спортивной подготовки; доля лиц, занимающихся в муниципальных учреждениях спортивной подготовки по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки; обеспеченность предоставления муниципальными учреждениями спортивной подготовки услуг спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, устанавливающими требования к структуре, содержанию и условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе к кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре, а также спортивным нормативам и результатам спортивной подготовки; удельный вес муниципальных учреждений спортивной подготовки, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества муниципальных учреждений спортивной подготовки, в том числе имеются: пандусы; доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
Сроки и этапы реализации Программы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 1 686 486,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 291 911,7 тыс. рублей; 2021 год - 293 148,6 тыс. рублей; 2022 год - 294 447,7 тыс. рублей; 2023 год - 402 772,8 тыс. рублей; 2024 год - 404 205,8 тыс. рублей. Источники финансирования: Средства бюджета города Барнаула (далее - бюджет города, городской бюджет), в том числе по годам: 2020 год - 267 233,9 тыс. рублей; 2021 год - 267 233,9 тыс. рублей; 2022 год - 267 233,9 тыс. рублей; 2023 год - 374 194,7 тыс. рублей; 2024 год - 374 194,7 тыс. рублей. Внебюджетные источники, в том числе по годам: 2020 год - 24 677,8 тыс. рублей; 2021 год - 25 914,7 тыс. рублей; 2022 год - 27 213,8 тыс. рублей; 2023 год - 28 578,1 тыс. рублей; 2024 год - 30 011,1 тыс. рублей. Реализация мероприятий в рамках Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края в части финансирования из средств бюджета города. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения города в возрасте от 3 до 79 лет, до 55%; увеличение доли детей и молодежи города Барнаула в возрасте 3-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи города Барнаула, до 86%; увеличение доли граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, до 52%; увеличение доли граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста, до 22%; увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов города Барнаула, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения города, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, до 24%; увеличение доли населения города, выполнившего нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО, до 53%, из них учащихся и студентов до 70%; увеличение количества организаций, получивших поддержку за счет средств городского бюджета на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта, до 70 организаций; увеличение уровня обеспеченности населения города спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, расположенных на территории города, до 60%; увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, в общем количестве лиц, занимающихся в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, до 100%; увеличение доли лиц, занимающихся в муниципальных учреждениях спортивной подготовки по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, до 60%; увеличение обеспеченности предоставления муниципальными учреждениями спортивной подготовки услуг спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, устанавливающими требования к структуре, содержанию и условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе к кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре, а также спортивным нормативам и результатам спортивной подготовки, до 100%; увеличение удельного веса муниципальных учреждений спортивной подготовки, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества муниципальных учреждений спортивной подготовки, в том числе наличие: пандусов - в 30,8% учреждений; доступных санитарно-гигиенических помещений - в 23,1% учреждений; достаточной ширины дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок - в 30,8% учреждений |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Одним из стратегических направлений развития города Барнаула является развитие человеческого капитала, реализуемое, в том числе в рамках развития физической культуры и спорта. Популяризация спортивно-оздоровительных программ является важной составляющей сохранения и укрепления здоровья населения города, формирования здорового образа жизни, повышения роли профилактики заболеваний. Развитие спортивной инфраструктуры - составляющая дальнейшего повышения уровня благоустройства и инфраструктурного развития города Барнаула.
2018 год стал знаковым для определения приоритетов дальнейшего развития спортивной отрасли, которая является самостоятельной отраслью социальной сферы.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлены задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта:
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%;
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.
Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта установлены Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", к ним, в частности, относятся:
определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Алтайского края и иные полномочия.
В ходе реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Барнауле на 2015-2021 годы" в 2018 году обеспечено выполнение трех ее индикаторов и 12 из 13 показателей ее подпрограмм, в том числе, согласованных с целевыми индикаторами и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта":
доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения города в возрасте от 3 до 79 лет, составила 42%, что соответствует плановому значению показателя (42%);
доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов - 89% (на 9,2% превышено плановое значение показателя (79,8%);
доля населения города, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике - 26% (на 1,3% превышено плановое значение показателя (24,7%);
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения - 15,7% (на 0,1% превышено плановое значение показателя (15,6%);
эффективность использования существующих объектов спорта - 66,7% (на 0,7% превышено плановое значение показателя (66%).
В то же время, остается не выполненным индикатор "Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта". По данным статистического наблюдения "Сведения о физической культуре и спорте", в городе Барнауле на 31.12.2018 (далее - статистическая отчетность) этот показатель составляет 32,8% при плане 46,4% (в 2016 году фактическое значение данного показателя составляло 15,8%, в 2017 году - 16,1%).
По данным статистической отчетности, количество жителей города, занимающихся физической культурой и спортом, составило 271723 человека. Активно развивается спортивное движение в организациях. Популярностью у жителей пользуются различные спортивные праздники и массовые старты, которые проводятся на территории города.
Необходимым условием успешного развития физкультурно-спортивного движения является соответствующая спортивная инфраструктура, представленная, в том числе, спортивными залами, плоскостными сооружениями, бассейнами. Развитие спортивной инфраструктуры в дальнейшем планируется обеспечивать путем повышения эффективности организации межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти, муниципальных учреждений спортивной подготовки и иных организаций.
Ежегодно в городе возводятся новые и реконструируются имеющиеся спортивные объекты. С 2016 года в городе Барнауле построено 26 и реконструировано пять спортивных объектов.
За счет средств федерального и краевого бюджетов построена гребная база (Новосибирский тракт, 23).
На средства краевого и городского бюджетов построено футбольное поле с искусственным покрытием (ул. Малахова, 177б).
На средства городского бюджета:
оборудован зал для спортивных танцев в муниципальном бюджетном учреждении спортивной подготовки "Спортивная школа N 9" (ул. Георгия Исакова, 168);
уложено резино-полимерное покрытие на беговых дорожках в муниципальном бюджетном учреждении спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва N 2" (ул. Аванесова, 132);
оборудованы летние душевые и туалеты на стадионе "Лабиринт" в подтрибунных помещениях в муниципальном автономном учреждении спортивной подготовки "Спортивная школа N 7" (ул. Юрина, 197);
построена спортивная площадка для подготовки и прохождения испытаний ВФСК ГТО (ул. Юрина, 197);
построена спортивная площадка для пляжного волейбола (ул. Тимуровская, 15);
оборудовано девять спортивных площадок на территории общеобразовательных организаций города Барнаула (далее - образовательные организации);
уложено искусственное покрытие на мини-футбольном поле в муниципальном бюджетном учреждении спортивной подготовки "Спортивная школа "Победа" (ул. Антона Петрова, 146г);
оборудована малая ванна в бассейне "Амфибия" в муниципальном автономном учреждении спортивной подготовки "Спортивная школа "Рубин" (ул. Мусоргского, 22).
На средства, полученные по итогам конкурса социально значимых проектов на соискание гранта администрации города в сфере физической культуры и спорта, в Парке Спорта (ул. Ленинградская, 7) реализован проект "Парк спорта - территория массовой физической активности" по строительству площадки для занятий уличным фитнесом.
Построены объекты частной собственности:
крытый ледовый каток с искусственным льдом "Динамо" (ул. Жасминная, 3);
футбольный манеж "Темп" и четыре тренировочных зала (пр-зд Балтийский 1-й, 9);
фитнес-центр "Вита-спорт" (ул. Балтийская, 16);
борцовский зал "Первый" (микрорайон Затон).
За счет частных вложений реконструированы спортивные площадки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 22".
Открылись спортивный клуб "Триумф" (ТРЦ "Арена", Павловский тракт, 188), клуб настольного тенниса (ул. Шумакова, 15б), клуб профессионального бокса "Смена" (пр-кт Ленина, 43а).
Проведен капитальный ремонт спортивного зала и стадиона Вагоно-ремонтного завода, где открыт Центр самбо (ул. Воровского, 110).
Построено шесть дворовых площадок, оборудовано шесть объектов городской и рекреационной инфраструктуры.
На январь 2019 года спортивная инфраструктура города представлена 980 спортивными сооружениями, в том числе шестью стадионами, 384 плоскостными спортивными сооружениями, 418 спортивными залами, 33 бассейнами, 139 иными спортивными объектами.
В настоящее время в развитии физической культуры и спорта в городе Барнауле наблюдаются положительные тенденции в изменении общественного мнения в отношении значимости физической культуры и спорта, оздоровления населения города.
Структура физкультурного движения города Барнаула представлена 339 организациями, осуществляющими физкультурно-спортивную работу, в том числе:
26 спортивными школами (13 муниципальными, 13 краевыми);
одним училищем олимпийского резерва;
одним Центром спортивной подготовки;
191 физкультурно-спортивным клубом, в том числе 94 фитнес-клубами;
пятью организациями при спортивных сооружениях;
115 иными организациями в сфере физической культуры и спорта, в том числе 86 федерациями по различным видам спорта.
В рамках развития массового спорта на территории города ежегодно проходит более 400 физкультурных и спортивных мероприятий для различных категорий населения. Количество участников городских массовых мероприятий возросло до 90 тыс. человек. Проводится 12 комплексных спартакиад. Большой популярностью пользуются традиционные массовые физкультурно-спортивные мероприятия: фестивали по различным видам спорта, всероссийские старты, всероссийские соревнования. Особо следует отметить спортивные праздники, посвященные Дню города Барнаула и Дню физкультурника, в которых участвуют тысячи жителей.
В Календарный план спортивных мероприятий входят соревнования по 52 видам спорта: это чемпионаты, первенства и кубки города Барнаула.
Активно внедряются новые формы работы, направленные на привлечение большего количества горожан разного возраста к активному участию в городских массовых мероприятиях: фан-зона Чемпионата мира по футболу 2018 (более пяти тысяч участников), ежегодный проект здорового образа жизни "Парк спорта" (более четырех тысяч участников), ярмарка спортивных вакансий (40 спортивных организаций и учреждений). В сентябре 2018 года состоялась городская масштабная тренировка под открытым небом по установлению рекорда мира по количеству участников (занесена в Книгу рекордов России - 4417 человек).
Увеличить количество физкультурных и спортивных мероприятий и их участников позволяет проведение конкурса социально значимых проектов на соискание грантов администрации города по организации спортивно-массовой работы. Данный конкурс способствует поддержке инициатив спортивных организаций города по развитию физической культуры и спорта, продвижению различных видов спорта, увеличению количества спортивных соревнований в целях создания условий для повышения мастерства спортсменов города Барнаула. С 2016 года поддержку получил 171 проект 90 организаций. Проведено более 600 мероприятий. Количество участников соревнований составило около 80 тыс. человек.
Предоставление грантов администрации города позволило активизировать работу ряда федераций спорта. Увеличилось количество участников соревнований по футболу, волейболу, хоккею. Яркими событиями спортивного календаря города стали Фестиваль восточных единоборств "Детям планеты мир без наркотиков" (около двух тысяч участников из России и иностранных государств), Международный фестиваль дзюдо (800 участников), Открытый фестиваль города по спортивной аэробике "Дотянись до звезды" (350 участников), XI традиционный турнир по спортивной гимнастике на призы заслуженного мастера спорта Сергея Хорохордина (80 спортсменов, в том числе три члена сборной России по спортивной гимнастике) и другие.
О популярности спорта среди населения старше 30 лет можно судить также по количеству посетителей лыжных баз и катков в зимний период, интенсивности использования Лыжни здоровья в любое время года, в том числе любителями скандинавской ходьбы. На Лыжне здоровья в выходной день количество посетителей достигает нескольких тысяч человек. Занимаются физической культурой и спортом как самостоятельно, так и семьями, прививая детям навыки здорового образа жизни и активного отдыха. Большую роль в организации физкультурной и спортивной работы с населением города старше 30 лет играют фитнес-центры и спортивные клубы, где занимаются более 10% населения города.
Свой вклад в создание условий для занятий физической культурой и спортом работников вносят организации. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводится в 119 организациях, из них 21 - имеет спортивные клубы. В крупных организациях вводятся должности инструкторов по физической культуре и спорту. По состоянию на 31.12.2018 физкультурно-спортивную работу организовывали 37 штатных сотрудников.
Создаются условия для занятий физической культурой и спортом непосредственно в организациях, например, ООО "ИСК "СОЮЗ", МУП "Горэлектротранс" г. Барнаула, ООО "Леруа Мерлен Восток".
В практику работы ряда организаций входит проведение зарядок, дней здоровья, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, прохождение испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
Для организаций разработан целый комплекс мероприятий, в которых их работники могут поучаствовать как индивидуально, так и в составе команды.
Сегодня в организациях создаются спортивные команды по игровым видам спорта. Так в чемпионатах города по футболу и мини-футболу в 2018 году приняли участие более 100 команд из числа работников организаций, чемпионате по волейболу - 40 команд. В 2019 году в два раза по сравнению с 2018 годом увеличилось число команд-участников чемпионата города по хоккею среди взрослых (с 20 до 44 команд).
Для пропаганды и популяризации массового мини-футбола среди коллективов предприятий, организаций, производственных объединений проводится городское мероприятие "Лига работающей молодежи по мини-футболу".
Большое внимание уделяется организации физкультурной и спортивной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Число проживающих в городе Барнауле инвалидов, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, составляет 35423 человека. По данным статистического наблюдения "Сведения об адаптивной физической культуре и спорту" на 31.12.2018, количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 5537 человек (15,6%).
Один раз в квартал проводятся спартакиады для всех категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе среди инвалидов по слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Участие в организации и проведении соревнований принимают общественные организации "Патриот", "Инваспорт", Всероссийские общества слепых и глухих, образовательные и социальные организации, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
В 2018 году в четвертый раз прошла городская спартакиада для людей с ограниченными возможностями здоровья среди детей и молодежи. В спартакиаде приняли участие более 400 человек. В рамках декады инвалидов состоялся спортивный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы можем все".
Воспитанники детских домов и школ-интернатов участвуют в городских массовых стартах.
Не менее важным направлением работы является реализация на территории города ВФСК ГТО. В январе 2016 года был создан Центр ГТО. В настоящее время только данное учреждение имеет полномочия на территории города принимать испытания (тесты) ВФСК ГТО. В Центре ГТО созданы необходимые условия для работы с населением, организовано принятие большей части нормативов.
На федеральном сайте ВФСК ГТО зарегистрировано более 24 тыс. горожан. С начала реализации ВФСК ГТО испытания прошли 11704 человека. Получили знаки ВФСК ГТО 4035 человек (34,5%). Испытания проходят не только школьники и студенты, но и население старше 30 лет.
В рамках развития физической культуры и спорта по месту жительства реализуется проект "Дворовый инструктор". На территории районов города Барнаула ежемесячно организуется работа 10 площадок указанного проекта в зимний и 15 площадок в летний периоды. Особое внимание уделяется организации работы дворовых инструкторов с детьми и подростками, состоящими на различных формах профилактического учета. С 2016 года количество участников проекта "Дворовый инструктор" составило 6993 человека, в том числе 1405 детей и подростков, состоящих на различных формах профилактического учета.
В 2018 году в соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р, муниципальные учреждения спортивной подготовки завершили переход на программы спортивной подготовки. С этого момента деятельность муниципальных учреждений спортивной подготовки регламентируется главой 4 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
В городе Барнауле осуществляют деятельность 13 муниципальных учреждений спортивной подготовки, из них пять учреждений имеют статус "спортивная школа олимпийского резерва". Муниципальное задание на 2019 год составляет 9910 человек, в том числе 7715 человек тренируются по программам спортивной подготовки, 2195 человек занимаются в спортивно-оздоровительных группах.
Требования к структуре, содержанию, условиям реализации программ спортивной подготовки и соревновательной деятельности отражены в программах спортивной подготовки, разработанных муниципальными учреждениями спортивной подготовки. Разработана и реализуется 51 программа по 28 видам спорта. Все программы прошли согласование методического отдела по Сибирскому федеральному округу Федерального центра подготовки спортивного резерва и утверждены.
Спортивная подготовка осуществляется по четырем этапам. На этапе начальной подготовки занимаются 4499 человек, на тренировочных этапах - 3160, на этапах совершенствования спортивного мастерства - 50, на этапе высшего спортивного мастерства - шесть.
В целях осуществления отбора и спортивной ориентации в каждом муниципальном учреждении спортивной подготовки разработаны и утверждены порядки приема лиц в данные учреждения.
Формирование групп, их наполняемость, возраст воспитанников, уровень спортивной подготовки для зачисления на определенный этап спортивной подготовки, продолжительность тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки приведены в соответствие с федеральными стандартами. Постановлением администрации города от 25.07.2018 N 1259 утвержден Стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Развитие детско-юношеского, школьного и массового спорта посредством осуществления спортивной подготовки на территории города Барнаула".
Особое внимание уделяется организации соревновательной деятельности. В 2018 году доля воспитанников муниципальных спортивных школ, принявших участие в соревнованиях различных уровней, от общего количества воспитанников, занимающихся по программам спортивной подготовки, составила 60%. В Единый календарный план физкультурных и спортивных мероприятий включены первенства и чемпионаты города практически по всем видам спорта, реализуемых в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, что обеспечивает соревновательный процесс для всех воспитанников. С 2016 года из бюджета города выделяется 5006,6 тыс. рублей на командирование воспитанников муниципальных спортивных школ на соревнования краевого, регионального и всероссийского уровней.
Уровень спортивной подготовки спортсменов муниципальных учреждений спортивной подготовки обеспечил их включение в состав сборных, в том числе:
в сборные Алтайского края вошло 350 человек;
в сборные России - 43 человека.
Участие данных спортсменов в соревнованиях в составе сборных оплачивается из краевого бюджета.
Требования к кадрам учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, включают требования к образованию и стажу работы по специальности.
С 1 января 2020 года вступают в силу профессиональные стандарты, в том числе по специальности "тренер", ужесточающие требования к уровню образования тренерского состава в зависимости от этапа спортивной подготовки.
На 01.01.2019 в муниципальных учреждениях спортивной подготовки тренировочный процесс осуществляли 238 тренеров, в том числе 216 штатных тренеров, 22 - по совместительству. Средняя нагрузка по часам составляет 1,45 ставки на одного тренера.
Ведется работа по переподготовке тренерского состава. В 2018 году переподготовку прошли 85 человек, учатся заочно в высших учебных заведениях по специальности "тренер" 21 человек. К 1 января 2020 года планируется, что 84,9% (202 человека) тренерского состава будет соответствовать профессиональным стандартам.
Значительная работа проведена по увеличению заработной платы тренерского состава. В связи с переходом на спортивную подготовку и увеличением нагрузки тренера до 24 часов в неделю тренерская ставка увеличена с 7119 рублей до 9492 рублей. По состоянию на 01.01.2019 средняя заработная плата тренерского состава составляла 26645,23 рубля, что на 15,3% больше, чем в 2017 году (23105,71 рубля).
Потребность по заработной плате по обслуживающему персоналу в размере не ниже минимального размера оплаты труда обеспечена в полном объеме.
Требования к материально-техническому оснащению учреждений спортивной подготовки включают:
наличие тренировочного спортивного зала с душевыми и раздевалками;
наличие тренажерного зала;
наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 N 13н;
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем;
обеспечение спортивной экипировкой.
Перечень спортивного оборудования, инвентаря и экипировки определен в федеральных стандартах для каждого вида спорта.
Из 13 муниципальных учреждений спортивной подготовки только три расположены в специально построенных зданиях. Тренировочный процесс остальных муниципальных учреждений спортивной подготовки осуществляется на базе 30 приспособленных помещений, из них 13 - расположены в бойлерных или подвалах. Для решения проблемы нехватки спортивных залов по договоренности используются спортивные залы 53 общеобразовательных организаций. В тренажерных залах нуждаются девять муниципальных учреждений спортивной подготовки, модернизация оборудования тренажерных залов требуется в четырех.
Медицинские кабинеты оборудованы в пяти муниципальных учреждениях спортивной подготовки, из них два - имеют лицензию.
При низкой обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, его износ составляет 85%.
В 2019 году финансирование мероприятий по приобретению спортивного оборудования и инвентаря увеличено в два раза.
После долгого перерыва возобновлено предоставление инвентаря за счет средств краевого бюджета.
В рамках приведения муниципальных учреждений спортивной подготовки в нормативное состояние с момента их передачи в сферу физической культуры и спорта на ремонт и благоустройство было выделено 68,8 млн. рублей. Комплексно отремонтированы спортивные объекты муниципального бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва N 2". Отремонтирован малый спортивный зал муниципального бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва "Спарта". На современных стадионах "Лабиринт" и "Полимер" осуществляется спортивная подготовка по футболу. Приобретен в муниципальную собственность крытый хоккейный корт для муниципального бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа-хоккей" им. А.Черепанова. Завершен ремонт помещения, выделенного для размещения отделения спортивных танцев муниципального бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа N 9".
Несмотря на проделанную работу в сфере физической культуры и спорта, остаются нерешенными следующие проблемы:
недостаточный охват систематическими занятиями физической культурой работающего населения, граждан старшего возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья;
низкий уровень обеспеченности населения города спортивными объектами;
нехватка спортивных залов для игровых видов спорта.
Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт привлекают все большее количество людей. Спортивные объекты (бассейны, фитнес-центры, спортивные залы и другие) работают с максимальной загрузкой. Сложно найти зал для организации тренировок команд по игровым видам спорта, поэтому проблема обеспеченности населения города спортивными объектами является одной из приоритетных.
Низкая эффективность проведения мероприятий в районах города Барнаула (среднее количество участников районных спортивных мероприятий составляет 21 человек) требует объединения ресурсов, обновления и внедрения новых подходов и форм работы по месту жительства.
Необходимо возрождение или создание, а также развитие имеющейся спортивной инфраструктуры организаций.
На протяжении последних лет объем финансирования мер поддержки СОФКиС остается неизменным, тем самым снижается обеспеченность заявленной потребности.
Проблемами в сфере подготовки спортивного резерва являются:
недостаточная обеспеченность спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе:
по заработной плате - 87,5%;
по спортивному оборудованию и инвентарю - 38%;
по командированию - 26,3%;
отсутствие финансирования на спортивную экипировку и сборы;
отсутствие тренажерных залов и медицинских кабинетов в большинстве муниципальных учреждений спортивной подготовки;
проведение тренировочного процесса ряда муниципальных учреждений спортивной подготовки в приспособленных помещениях (в том числе, подвальных), а не в специально построенных зданиях, соответствующих требованиям к созданию, размещению, устройству, содержанию, эксплуатации объектов спорта.
Во исполнение федерального законодательства Министерством спорта Алтайского края поставлена задача по доведению уровня финансирования нормативных затрат на спортивную подготовку по видам спорта к 2025 году до 100%.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо повысить эффективность использования ресурсов в сфере физической культуры и спорта, активизировать деятельность СОФКиС, способствовать вовлечению в занятия физической культурой и спортом каждого второго жителя.
Развитие физической культуры и спорта требует комплексного и системного подхода. Разработка Программы с учетом целей и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", является оптимальным решением проблем в условиях перехода на программный принцип формирования бюджета города.
Реализация Программы позволит:
создать для горожан необходимую среду и инфраструктуру для ведения здорового образа жизни и активного отдыха, что положительным образом должно сказаться на состоянии здоровья, продолжительности жизни и трудовой деятельности граждан;
оказывать поддержку и способствовать развитию системы частных спортивных клубов, тренажерных залов и других форм организации предоставления услуг оздоровительного характера;
продолжить работу по организации спортивного движения в организациях города, проведению комплексных спартакиад для студентов, допризывной молодежи, а также для людей с ограниченными возможностями здоровья и людей старшего возраста;
улучшить качество оснащения учреждений спортивной подготовки;
осуществлять спортивную подготовку в соответствии с федеральными стандартами обеспечивать качественную подготовку спортивного резерва для городских, краевых и всероссийских сборных команд.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи, описание ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы определены в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 2245-р;
паспортом федерального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва", утвержденным проектным комитетом по национальному проекту "Демография" в ГИИС "Электронный бюджет" 29.04.2019;
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
законом Алтайского края от 11.09.2008 N 68-ЗС "О физической культуре и спорте в Алтайском крае";
Стратегией социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234.
Приоритетами муниципальной политики в сфере реализации Программы являются:
создание для горожан необходимой среды и инфраструктуры для ведения здорового образа жизни и активного отдыха, что положительным образом скажется на состоянии здоровья, продолжительности жизни и трудовой деятельности населения города;
развитие спорта высоких достижений.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение мотивации населения города к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни.
Для достижения указанной цели в рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом;
подготовка спортивного резерва.
2.3. Конечные результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2024 году ожидается:
увеличение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения города в возрасте от 3 до 79 лет, до 55%;
увеличение доли детей и молодежи города Барнаула в возрасте 3-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи города Барнаула, до 86%;
увеличение доли граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, до 52%;
увеличение доли граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста, до 22%;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов города Барнаула, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения города, не имеющей противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, до 24%;
увеличение доли населения города, выполнившего нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО, до 53%, из них учащихся и студентов до 70%;
увеличение количества организаций, получивших поддержку за счет средств городского бюджета на реализацию мероприятий в сфере физической культуры и спорта до 70 организаций;
увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, расположенных на территории города, до 60%;
увеличение доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки, до 100%;
увеличение доли лиц, занимающихся в муниципальных учреждениях спортивной подготовки по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в муниципальных учреждениях спортивной подготовки до 60%;
увеличение обеспеченности предоставления муниципальными учреждениями спортивной подготовки услуг спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, устанавливающими требования к структуре, содержанию и условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе к кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре, а также спортивным нормативам и результатам спортивной подготовки, до 100%;
увеличение удельного веса муниципальных учреждений спортивной подготовки, в которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов, от общего количества муниципальных учреждений спортивной подготовки, в том числе наличие:
пандусов - в 30,8% учреждений;
доступных санитарно-гигиенических помещений - в 23,1% учреждений;
достаточной ширины дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок - в 30,8% учреждений.
Исходя из ожидаемых конечных результатов реализации Программы, определены ее индикаторы.
Сведения об индикаторах Программы и их значениях приведены в приложении 1 к Программе.
Цель и задачи Программы соответствуют социально-экономическим приоритетам города Барнаула, которые направлены на повышение вовлеченности горожан в занятия физической культурой и спортом и развитие спорта высоких достижений.
2.4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2020-2024 годов без деления на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее цели и реализации основных задач.
Перечень мероприятий Программы содержится в приложении 2 к Программе.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 1 686 486,6 тыс. рублей.
Источники и направления расходов устанавливаются в соответствии с паспортом Программы в приложении 3 к Программе.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
При реализации Программы необходимо учитывать следующие риски:
правовые, связанные с непринятием или несвоевременным принятием необходимых правовых актов, изменением правового регулирования;
финансовые, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным финансированием мероприятий Программы;
макроэкономические, связанные с возможным ухудшением положения в экономике, высокой инфляцией, что может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных услуг, снизить их доступность.
Управление рисками должно осуществляться путем реализации следующих мер:
повышение качества планирования реализации Программы, обеспечение мониторинга ее реализации;
своевременная корректировка перечня мероприятий и показателей Программы;
разработка и реализация дополнительных мер поддержки муниципальных учреждений спортивной подготовки, СОФКиС.
6. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальных программ (далее - Методика), утвержденной постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
7. Механизм реализации Программы
Ответственный исполнитель Программы в соответствии с Порядком:
обеспечивает разработку плана реализации мероприятий Программы, плана реализации индикаторов Программы и их утверждение;
организует реализацию Программы, принимает решение о внесении изменений в Программу и несет ответственность за достижение индикаторов Программы, а также конечных результатов ее реализации;
предоставляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы;
проводит оценку эффективности Программы в соответствии с Методикой;
запрашивает у участников Программы информацию, необходимую для разработки плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы, подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" автоматизированной информационной системы "Социально-экономическое развитие города Барнаула" (далее - АИС), проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
рекомендует участникам Программы осуществить разработку отдельных мероприятий;
вносит ежеквартальные отчеты по Программе в модуль "Муниципальные программы" АИС;
несет ответственность за своевременность и полноту предоставления ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула;
обеспечивает обязательную государственную регистрацию муниципальной программы в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Участники Программы:
осуществляют реализацию мероприятий Программы в рамках своей компетенции, а также несут ответственность за их исполнение;
предоставляют ответственному исполнителю предложения при разработке плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы;
предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС в соответствии с планом реализации мероприятий Программы и планом реализации индикаторов программы;
несут ответственность за своевременность и полноту предоставления ответственному исполнителю информации, необходимой для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов в модуле "Муниципальные программы" АИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.