Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Государственной программе
Подпрограмма
"Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области"
Паспорт
подпрограммы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
администрация Губернатора и Правительства Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы |
министерство здравоохранения Кировской области; министерство социального развития Кировской области; министерство образования Кировской области; министерство внутренней политики Кировской области; управление государственной службы занятости населения Кировской области; министерство культуры Кировской области; министерство спорта и молодежной политики Кировской области; управление массовых коммуникаций Кировской области; министерство финансов Кировской области; министерство информационных технологий и связи Кировской области; министерство транспорта Кировской области |
Наименования проектов |
отсутствуют |
Цель Подпрограммы |
обеспечение общественной безопасности и общественного порядка на территории Кировской области |
Задача Подпрограммы |
повышение эффективности профилактики правонарушений и уровня безопасности граждан |
Сроки реализации Подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
количество зарегистрированных преступлений; количество зарегистрированных насильственных преступлений экстремистской направленности |
Ресурсное обеспечения Подпрограммы |
общий объем финансирования Подпрограммы составляет 257515,90 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 495,00 тыс. рублей; средства областного бюджета - 257020,90 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан Кировской области - важнейшая задача органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, решению которой постоянно уделяется пристальное внимание.
Преступность, влияя на состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному социально-экономическому развитию Кировской области.
Криминогенная ситуация по отдельным направлениям остается сложной и продолжает оказывать негативное влияние на безопасность граждан Кировской области. К основным категориям лиц, наиболее часто совершающих противоправные деяния, относятся неработающие, ранее судимые, а также лица, злоупотребляющие алкоголем. Пополнение криминальной среды происходит в основном за счет лиц, не имеющих постоянного источника доходов. Их доля в общем числе выявленных преступников превысила 65%.
Серьезной проблемой является преступность в жилом секторе и сфере семейно-бытовых отношений. В 2018 году в Кировской области за документировано 1187 преступлений, совершенных на бытовой почве. Несмотря на активизацию предупредительно-профилактической деятельности, доля бытовой преступности в Кировской области остается на достаточно высоком уровне и по итогам 2018 года составила 11,9%.
Участились случаи дистанционного мошенничества. Пострадавшими от таких действий являются, как правило, лица пожилого возраста. В 2018 году Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области зарегистрирован 2021 случай дистанционных мошенничеств (в 2017 году - 1005 случаев). Общий ущерб, причиненный потерпевшим, составил около 91 млн. рублей (в 2017 году - 30 млн. рублей).
Необходимо совершенствовать систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В 2018 году в Кировской области несовершеннолетними совершено 551 преступление, удельный вес составил 4,6% (Российская Федерация - 4%, ПФО - 3,7%). На территории Кировской области зарегистрирован рост преступных деяний, совершенных подростками в группе на 8,6% (с 210 до 228 случаев), их удельный вес составил 41,3% от общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения увеличилось на 16,9% (со 101 до 116 случаев).
Негативное влияние на состояние криминогенной обстановки продолжает оказывать распространенность бытового пьянства и алкоголизма. Высокий уровень потребления алкоголя населением Кировской области непосредственно влияет и на уровень преступности - почти каждое второе раскрытое преступление (46,1% - 5,5 тыс. случаев) совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Существуют сложности в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы. Лицами, ранее имевшими преступный опыт, по итогам 2018 года совершено 7960 преступлений, что составило 66,7% от общего числа раскрытых преступлений.
Основное направление профилактики рецидивной преступности заключается в создании условий, облегчающих процесс адаптации лиц, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы, к условиям жизни в современном обществе, нейтрализации негативных последствий изоляции.
Снижение рецидивной преступности может быть достигнуто реализацией комплекса профилактических мероприятий по двум основным направлениям: создание условий для эффективной трудовой занятости осужденных и помощь в социальной адаптации лицам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Учреждения уголовно-исполнительной системы Кировской области сталкиваются с серьезными проблемами, осложняющими работу по наиболее полному привлечению осужденных к общественно полезному труду, организации начального профессионального обучения и профессиональной подготовки, а также их скорейшей адаптации к современным социальным условиям по истечении срока наказания.
Решение проблем не может быть обеспечено только органами и учреждениями, исполняющими наказания. Необходимо деятельное участие органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
В Кировской области укрепились и продолжают развиваться добровольные народные формирования, призванные оказывать содействие сотрудникам полиции в обеспечении общественного порядка на улицах областного центра, в городах и поселках Кировской области. Численность граждан, принятых в добровольные народные дружины (далее - ДНД), составляет 4,39 тыс. человек. По итогам 2018 года дополнительными нарядами с участием представителей ДНД выявлено 6250 правонарушений, в том числе 3091 правонарушение - в г. Кирове.
В последние годы появилась новая угроза личной безопасности граждан - нелегальная миграция. Нелегальные мигранты, уклоняясь от правоохранительных органов, не могут воспользоваться услугами учреждений здравоохранения, социального обеспечения и образовательных организаций. Круг их общения ограничивается лицами, находящимися в таком же положении. Будучи изолированными от общества, не имея возможности найти постоянную работу, они зачастую встают на путь преступлений.
В 2018 году зарегистрировано 57 преступлений, совершенных иностранными гражданами. Количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, в 2018 году увеличилось на 39,3% (39 случаев).
Согласно статистическим данным в Кировской области по итогам 2018 года наблюдается снижение количества преступлений экстремистской направленности до 3 преступлений. Для обеспечения стабильности криминогенной обстановки и целенаправленной работы по противодействию возможным экстремистским угрозам на территории Кировской области большое значение придается выявлению причин и условий формирования экстремистских взглядов, предупреждению негативных проявлений.
Обстановка в области противодействия терроризму в 2018 году в Кировской области оставалась стабильной и контролируемой. В то же время сохраняются угрозы совершения террористических актов на потенциальных объектах террористических посягательств и в местах массового пребывания людей, вследствие недостаточности принимаемых руководством этих объектов организационных мер защиты. Влияние на обстановку оказывает наличие на территории Кировской области учреждений уголовно-исполнительной системы. В 2018 году в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области пресечены попытки пропаганды радикального ислама, а также содействия террористической деятельности.
Также остается угроза вовлечения населения Кировской области в террористическую деятельность. В 2018 году выявлены 5 лиц из числа жителей Кировской области, вовлеченных в террористическую деятельность, в связи с этим необходимо своевременное выявление предпосылок экстремистских и террористических проявлений, их предупреждение, сохранение в Кировской области стабильности в обществе и правопорядка.
За последние три года наблюдается тенденция к снижению количества сданных населением предметов вооружения.
В рамках подпрограммы "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области" на 2015 - 2021 годы государственной программы Кировской области "Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области" на 2013 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 N 186/767 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Кировской области" на 2013 - 2021 годы", осуществлялось мероприятие по добровольной сдаче предметов вооружения. В 2016 году гражданами добровольно сдано 59 единиц огнестрельного оружия, 1344 патрона различного калибра, 2 взрывных устройства, более 5,9 кг пороха. В 2017 году граждане добровольно сдали 16 единиц огнестрельного оружия и 348 боеприпасов, в 2018 году - 4 единицы огнестрельного оружия и 341 боеприпас.
Эффективным способом решения вышеуказанных проблем является программно-целевой метод, так как он предусматривает системность, преемственность, организацию совместной деятельности участвующих в реализации программных мероприятий субъектов профилактики правонарушений.
Реализация Подпрограммы позволит создать условия, способствующие повышению эффективности профилактических мероприятий и противодействию преступности, совершенствованию взаимодействия органов государственной власти Кировской области, правоохранительных, контролирующих органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, широкому привлечению к профилактической работе негосударственных структур, общественных формирований и граждан, укреплению законности и правопорядка, оздоровлению криминогенной ситуации в Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы определены федеральными законами от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Кировской области.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка на территории Кировской области.
Для достижения данной цели должна быть решена задача - повышение эффективности профилактики правонарушений и уровня безопасности граждан.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
количество зарегистрированных преступлений;
количество зарегистрированных насильственных преступлений экстремистской направленности.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
На решение задачи "Повышение эффективности профилактики правонарушений и уровня безопасности граждан" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Профилактика преступлений и иных правонарушений";
"Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних";
"Содействие занятости осужденных и социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и осужденных без изоляции от общества";
"Содействие участию граждан и общественных формирований в охране правопорядка, профилактике правонарушений";
"Профилактика правонарушений в сфере миграции";
"Реализация мер по противодействию терроризму и экстремизму";
"Содействие добровольной сдаче предметов вооружения, незаконно хранящихся у населения".
3.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Профилактика преступлений и иных правонарушений", которое направлено на повышение эффективности профилактики преступлений и иных правонарушений в Кировской области, планируется:
организация проведения на постоянной основе единого дня профилактики правонарушений в сельских (городских) поселениях;
проведение мероприятий по профилактике правонарушений в отношении лиц пожилого возраста;
изготовление, прокат и размещение социальной рекламы (видеороликов, баннеров, листовок, буклетов и другое), направленной на разъяснение правил поведения граждан в экстремальных ситуациях, в том числе при угрозе террористического акта, профилактику правонарушений и преступлений, пропаганду законопослушного поведения населения;
предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение государственных полномочий по созданию и деятельности в муниципальных образованиях административных комиссий;
предоставление субвенций федеральному бюджету из областного бюджета на выполнение полномочий Кировской области по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Законом Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области";
обеспечение непрерывного функционирования систем ситуационного видеонаблюдения в местах массового скопления людей.
3.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних", которое направлено на усиление социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, планируется:
проведение мероприятий по предупреждению происшествий с несовершеннолетними на объектах транспортного комплекса и профилактике их травматизма;
обеспечение перевозки между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций и обнаруженных на территории Кировской области;
предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по созданию в муниципальных районах, городских округах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая административную юрисдикцию.
3.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Содействие занятости осужденных и социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и осужденных без изоляции от общества", которое направлено на повышение уровня трудоустройства осужденных, планируется:
оказание социально-правовой помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы (содействие в восстановлении документов, удостоверения личности, фотографирование);
информирование лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, о ситуации на рынке труда и услугах, оказываемых органами службы занятости населения Кировской области;
возмещение работодателям - юридическим лицам и работодателям - физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в случае трудоустройства ими граждан трудоспособного возраста, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, на постоянные рабочие места, части затрат на оплату труда в форме субсидии из областного бюджета. Право на получение субсидии имеют работодатели - юридические лица и работодатели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, заключившие с управлением государственной службы занятости населения Кировской области соглашения о предоставлении субсидии. Предоставление субсидии из областного бюджета осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Кировской области;
информирование субъектов малого предпринимательства и иных организаций о наличии свободных производственных площадей учреждений уголовно-исполнительной системы;
предоставление площадок при организации выставок и ярмарок, проводимых органами исполнительной власти Кировской области, для размещения экспозиций выпускаемой продукции, промыслов учреждений уголовно-исполнительной системы;
информирование органов исполнительной власти Кировской области и подведомственных им организаций о возможности закупки у единственного поставщика товаров, производимых предприятиями уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным Правительством Российской Федерации;
развитие межведомственной системы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных без изоляции от общества (обмен информацией).
3.4. В рамках реализации отдельного мероприятия "Содействие участию граждан и общественных формирований в охране правопорядка, профилактике правонарушений", которое направлено на развитие института добровольных общественных объединений правоохранительной направленности, планируется:
проведение в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Кировской области конкурсов "Лучшая дружина", "Лучший дружинник";
поощрение лучших дружинников наградами Правительства Кировской области;
проведение мероприятий по обмену опытом и оказанию практической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в организации работы по привлечению граждан к охране правопорядка.
3.5. В рамках реализации отдельного мероприятия "Профилактика правонарушений в сфере миграции", которое направлено на усиление борьбы с незаконной миграцией, планируется:
проведение мониторинга миграционной ситуации в Кировской области, в том числе использования иностранной рабочей силы работодателями Кировской области;
размещение информационных материалов по разъяснению миграционного законодательства в областных средствах массовой информации.
3.6. В рамках реализации отдельного мероприятия "Реализация мер по противодействию терроризму и экстремизму", которое направлено на сведение к минимуму условий для проявлений терроризма и экстремизма на территории Кировской области, планируется:
профилактика восприятия экстремистских идей в подростковой среде, ограничение доступа несовершеннолетних к интернет-ресурсам, способствующим возникновению девиантного поведения молодежи, пропагандирующим антиобщественный образ жизни, алкоголизм, наркоманию и табакокурение, жестокость, суициды, порнографию и азартные игры;
организация публикации в областных средствах массовой информации материалов, пропагандирующих государственную символику Российской Федерации, духовно-нравственные ценности, идеи патриотизма и межнациональной, межконфессиональной толерантности, освещающих позитивный опыт работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также органов правопорядка, и материалов, отражающих негативную деятельность организаций деструктивной направленности;
организация во взаимодействии с общественными, национальными, религиозными и молодежными объединениями проведения лекций, бесед, конференций, собраний, круглых столов по вопросам формирования у населения законопослушного поведения и чувства толерантности к лицам других национальностей, религиозных убеждений, профилактики в подростковой и молодежной среде экстремизма, предупреждения правонарушений и преступлений на религиозной, межнациональной, социальной почве;
приобретение переносных металлодетекторов и металлических барьеров;
координация деятельности муниципальных антитеррористических комиссий;
реализация мероприятий по противодействию идеологии терроризма;
проведение обследований и тактических учений на объектах особой важности, повышенной опасности, инфраструктуры и мест с массовым пребыванием людей.
3.7. В рамках реализации отдельного мероприятия "Содействие добровольной сдаче предметов вооружения, незаконно хранящихся у населения", которое направлено на стимулирование граждан на добровольную сдачу предметов вооружения для исключения случаев его использования в преступных целях, планируется:
организация приема от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и других предметов вооружения с обеспечением им конфиденциальности;
осуществление выплат причитающегося материального вознаграждения, лицам, добровольно сдавшим предметы вооружения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.