Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 25.12.2019 N 695-п
Государственная программа
Кировской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство финансов Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
министерство образования Кировской области; министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области; министерство социального развития Кировской области |
Наименования подпрограмм |
отсутствуют |
Наименования проектов |
отсутствуют |
Цели Государственной программы |
проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории Кировской области |
Задачи Государственной программы |
организация бюджетного процесса; обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; развитие системы межбюджетных отношений |
Сроки реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
соблюдение установленных законодательством требований к структуре и содержанию законов об областном бюджете и отчетов о его исполнении; обеспечение условий для реализации муниципальными образованиями закрепленных федеральным законодательством полномочий; соблюдение требований бюджетного законодательства в части установления единых нормативов отчислений |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования Государственной программы - 40 523 501,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 322 027,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 40 065 092,0 тыс.рублей, средства местного бюджета - 136 382,0 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
За последние годы в сфере управления государственными финансами Кировской области были достигнуты определенные результаты. В целях обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Кировской области на постоянной основе осуществлялись мероприятия по повышению собираемости налоговых и неналоговых доходов, развитию налоговой базы.
Проведена работа по совершенствованию регионального налогового законодательства, в том числе по отмене неэффективных и невостребованных региональных налоговых льгот.
С 2016 года осуществлен переход к налогообложению имущества физических лиц и отдельных объектов недвижимости, определенных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из их кадастровой стоимости.
В рамках выполнения обязательств по снижению уровня дотационности региона и оздоровлению государственных финансов возрастает значение работы по дальнейшему совершенствованию регионального налогового законодательства, в том числе по усилению его стимулирующей роли.
В целях повышения эффективности государственной политики и оптимального распределения бюджетных ресурсов в 2019 году Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены положения, регулирующие в рамках бюджетного процесса процедуры контроля, учета и оценки налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов".
Система оценки эффективности налоговых расходов в пилотном формате в 2018 году была апробирована в Кировской области на основании методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации, подготовленной Министерством финансов Российской Федерации.
Одним из приоритетов в работе по данному направлению является обеспечение ежегодного роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в сопоставимых условиях, как это предусмотрено обязательствами Кировской области - получателя дотации из федерального бюджета.
Немаловажное значение для обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Кировской области имеет проводимая работа по повышению качества бюджетного планирования и исполнения бюджета.
В 2016 году впервые был утвержден долгосрочный бюджетный прогноз Кировской области до 2027 года, которым были определены прогнозные характеристики областного бюджета и консолидированного бюджета Кировской области на основе показателей долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кировской области.
В долгосрочной перспективе приоритеты бюджетной политики, учтенные в долгосрочном бюджетном прогнозе, в части доходов направлены на сохранение устойчивой траектории роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, которую планируется обеспечить за счет реализации мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращения недоимки в бюджет Кировской области, дальнейшего совершенствования регионального налогового законодательства и повышения эффективности взаимодействия участников бюджетного процесса по улучшению качества администрирования бюджетных поступлений.
Проведение в Кировской области предсказуемой и ответственной бюджетной политики для обеспечения стабильности и сбалансированности областного бюджета невозможно без соблюдения бюджетных ограничений по уровню дефицита областного бюджета.
Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика в Кировской области, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств областного бюджета и расходов на обслуживание государственного долга.
В целях совершенствования бюджетного процесса и повышения эффективности управления государственным долгом Правительством Кировской области ежегодно утверждается долговая политика Кировской области. Основные направления долговой политики используются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Основной задачей долговой политики Кировской области является снижение долговой нагрузки областного бюджета и повышение долговой устойчивости Кировской области. При формировании и исполнении областного бюджета обеспечивается соблюдение ограничения объемов государственного долга Кировской области, а также объема коммерческих заимствований, установленных соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета.
До 2017 года сохранялась устойчивая тенденция роста объема государственного долга с максимальным значение данного показателя на 01.01.2017 - 26,2 млрд. рублей (или 94,7% от фактического объема собственных доходов областного бюджета за 2016 год). В 2017 - 2018 годах динамика меняется в сторону уменьшения общего объема долговых обязательств Кировской области с прогнозом дальнейшего поэтапного снижения государственного долга Кировской области к концу 2019 года до 24,3 млрд. рублей.
По итогам 2018 года государственный долг Кировской области снизился на 922,8 млн. рублей и составил 25,1 млрд. рублей, долговая нагрузка областного бюджета снизилась с 91% до 81%.
В 2019 году параметрами областного бюджета также предусмотрено снижение государственного долга Кировской области на 848,2 млн. рублей.
В 2020 - 2022 годах поэтапное снижение государственного долга Кировской области будет продолжено.
Структура государственного долга Кировской области на 01.01.2019 сложилась следующим образом: кредиты кредитных организаций - 37,0% от общего объема государственного долга, обязательства перед федеральным бюджетом - 62,7%, государственные гарантии Кировской области - 0,3%.
Основной объем задолженности перед федеральным бюджетом приходится на кредиты, реструктурированные в 2017 году. Это кредиты, полученные в 2015 - 2017 годах по федеральной программе замещения банковских кредитов субъектов Российской Федерации. В соответствии с условиями реструктуризации 2017 года Кировская область приняла на себя ряд обязательств, в том числе по ограничению уровня дефицита областного бюджета и государственного долга Кировской области.
Существенную роль в эффективном и равномерном использовании бюджетных средств играет управление в сфере государственных закупок.
В сфере закупок сосредоточена значительная часть финансовых ресурсов.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства финансов Кировской области (далее - министерство) является формирование системы управления закупками, обеспечивающей единство и эффективное использование средств областного бюджета.
Оптимальное функционирование системы управления закупками обеспечивается единством нормативной правовой базы, прозрачностью процедур осуществления закупок, созданием объективных возможностей для конкуренции между поставщиками (подрядчиками, исполнителями), установлением единого порядка осуществления закупок в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок.
За последние годы в сфере управления закупками достигнуты определенные результаты.
Приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок необходимые региональные нормативные правовые акты, проведена работа по их совершенствованию.
С 2017 года в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) полностью централизованы все конкурентные процедуры закупок областных заказчиков, частично закупки муниципальных заказчиков при предоставлении им целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
В целях снижения возможности злоупотреблений при осуществлении крупных закупок, а также обеспечения соблюдения основных принципов контрактной системы, действует комиссия по рассмотрению проектов технических заданий, утвержденная Правительством Кировской области, которая позволяет дать объективную оценку проектам технических заданий и обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, провести общественный контроль на стадии планирования закупок.
В целях развития добросовестной конкуренции, повышения эффективности использования средств, направленных на закупки, на региональном уровне проводится серьезная работа по цифровизации закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - закупки малого объема). Запланирован поэтапный перевод таких закупок в электронную форму.
С 2019 года закупки канцелярских товаров, компьютеров, периферийного оборудования и нефтепродуктов у единственного поставщика осуществляются с использованием единого агрегатора торговли (далее - ЕАТ) или регионального сервиса "Портал закупок малого объема Кировской области" (далее - Портал).
С 2020 года закупки всех товаров, за исключением товаров, закупаемых в связи с ликвидацией неблагоприятной ситуации, а также угрозой ее возникновения, будут осуществляться с использованием ЕАТ или Портала. В перспективе в электронную форму планируется перевести закупки работ и услуг.
Цифровизация закупок малого объема на территории Кировской области позволит повысить конкуренцию среди участников закупок, эффективно использовать бюджетные средства. Экономия при осуществлении закупок у единственного поставщика с использованием электронных сервисов составит более 4%.
В рамках проведения единой государственной политики в сфере закупок на территории Кировской области практику по цифровизации закупок малого объема в ближайшей перспективе планируется внедрить на муниципальном уровне.
Новым инструментом повышения открытости и упрощения доступа к региональным закупкам будет витрина закупок Кировской области - специальный информационный ресурс, где в одном месте будут агрегированы все закупки товаров, работ, услуг Кировской области, внедрение которой планируется в 2020 году.
Важным направлением повышения эффективности распределения бюджетных средств является усиление контроля за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок. Данное направление является одной из наиболее актуальных задач бюджетной политики Кировской области.
В Кировской области реализован единый электронный цикл управления закупками органов исполнительной власти Кировской области, областных государственных казенных и бюджетных учреждений. Ключевым блоком в реализации единого цикла управления закупками стал программный комплекс региональной автоматизированной информационной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области (далее - региональная информационная система в сфере закупок), интегрированный с областной системой исполнения бюджета "Бюджет-КС", единой информационной системой в сфере закупок и электронными площадками. Пользователями системы являются органы государственной власти Кировской области, областные государственные казенные, бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие закупки за счет средств областного бюджета.
Внедрение в Кировской области региональной информационной системой в сфере закупок позволило автоматизировать процесс формирования и согласования документов по закупочному процессу в электронном виде, усилить контроль за соблюдением заказчиками требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также повысило прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.
В целях осуществления контроля на стадии администрирования государственных контрактов (гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений) на министерство возложены полномочия по осуществлению контроля за исполнением государственными заказчиками и государственными областными бюджетными учреждениями Кировской области заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений).
Организация контроля за исполнением областного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства позволяет оценивать степень выполнения расходных обязательств Кировской области, представлять участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления средствами областного бюджета информацию, оценивать финансовое состояние областных государственных учреждений, проводить анализ причин возникновения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета. Это необходимо для принятия решений по недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности, обеспечению выполнения в полном объеме расходных обязательств Кировской области.
Переход к программному бюджету и развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг требуют комплексного подхода при осуществлении государственного финансового контроля, направленного на повышение результативности государственного финансового контроля.
Результативность финансового контроля оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти Кировской области решений в сфере управления государственными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Современные экономические условия ставят перед органами исполнительной власти Кировской области задачу по формированию действенной системы финансового контроля, способной охватить каждый уровень бюджетных правоотношений и обеспечить эффективное распоряжение бюджетными средствами.
Министерством обеспечивается в пределах своих полномочий контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области, регулирующих бюджетные правоотношения, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Кировской области, отчетности об исполнении государственных заданий.
Проведение контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств. Конечным результатом данного контроля является возмещение в полном объеме в областной бюджет средств, использованных с нарушением условий и целей их предоставления.
В Кировской области создана и функционирует система внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, отвечающая всем требованиям бюджетного законодательства.
Работа по повышению финансовой грамотности населения ведется в Кировской области с 2012 года. За это время накоплен определенный опыт.
Однако, важность задач требует системного подхода к решению проблем по повышению финансовой грамотности населения Кировской области. Поэтому принято решение о реализации на региональном уровне отдельной комплексной программы.
Также важным направлением в работе по финансовому просвещению является повышение бюджетной грамотности населения Кировской области. В этих целях продолжится работа по составлению и размещению на сайте министерства финансов Кировской области "Бюджета для граждан", а также по реализации проекта "Народный бюджет".
Проект "Народный бюджет", стартовавший в Кировской области в 2014 году, реализуется через стимулирование непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта подразумевает распределение части бюджетных средств муниципального образования бюджетной комиссией, состоящей из жителей городских поселений, и развитие у населения Кировской области чувства сопричастности к распределению бюджетных средств с целью повышения заинтересованности в результатах общей работы. Эта работа позволит улучшить механизм принятия административных решений, поскольку обеспечивает прямую связь жителей и администраций городских поселений через создаваемую бюджетную комиссию, при этом обеспечивается открытость административной работы. Не только члены бюджетной комиссии, но и граждане получают возможность узнать, как и почему принимаются те или иные решения, что дает возможность гражданам стать полноправными участниками планирования местного бюджета.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Основные положения, регулирующие правоотношения по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установлены нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации,Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО "О межбюджетных отношениях в Кировской области" (далее - Закон Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО).
Неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям Кировской области, связанная с различиями муниципальных образований Кировской области по уровню социально-экономического развития, территориальному расположению, демографическому положению и по ряду других объективных факторов, обусловливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кировской области.
Разрыв в бюджетной обеспеченности до выравнивания при расчете дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2019 год составлял 2,8 раза.
Данная ситуация требует активных действий органов государственной власти Кировской области по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.Эта работа осуществляется путем межбюджетного регулирования.
В Кировской области в рамках региональных полномочий по межбюджетному регулированию, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований на постоянной основе Законом Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО дополнительно закреплены за местными бюджетами отчисления в виде:
единого норматива по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 100% в бюджеты муниципальных районов и 10% в бюджеты городских округов;
единого норматива по налогу на имущество организаций в размере 20% в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов.
Закрепление дополнительных нормативов отчислений от налогов является инструментом повышения заинтересованности муниципальных образований в расширении налоговой базы, в том числе по развитию малого и среднего предпринимательства.
Закрепление норматива отчислений в местные бюджеты по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обеспечило поступление доходов в местные бюджеты в 2018 году в объеме 1 066,6 млн. рублей с ростом к 2017 году в 1,2 раза.
В целях развития собственной доходной базы межбюджетное регулирование направлено в том числе и на повышение заинтересованности органов местного самоуправления к наращиванию налогового потенциала.
С 2018 года реализованы стимулирующие механизмы поощрения муниципальных образований в виде предоставления дополнительных межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам, обеспечившим прирост поступлений по отдельным налогам в отчетном финансовом году относительно предыдущего финансового года, превышающий показатели, характеризующие налоговую базу.
В 2018 году 32 муниципальных района и 4 городских округа получили стимулирующих межбюджетных трансфертов в объеме 78,5 млн. рублей, в 2019 году - 38 муниципальных районов и 6 городских округов - 80 млн. рублей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере управления государственными финансами и регулирования межбюджетных отношений определены стратегией социально-экономического развития Кировской области, ежегодными посланиями Президента Российской Федерации, основными направления бюджетной и налоговой политики Кировской области, государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", Программой оздоровления государственных финансов Кировской области на 2020 - 2024 годы.
Государственная программа направлена на достижение цели по проведению финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории Кировской области.
Для достижения указанной цели в рамках реализации Государственной программы должны быть решены следующие задачи:
организация бюджетного процесса;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
развитие системы межбюджетных отношений.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
соблюдение установленных законодательством требований к структуре и содержанию законов об областном бюджете и отчетов о его исполнении;
обеспечение условий для реализации муниципальными образованиями закрепленных федеральным законодательством полномочий;
соблюдение требований бюджетного законодательства в части установления единых нормативов отчислений.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации Государственной программы представлена в приложении N 2.
Государственная программа будет реализована с 2020 по 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. Решение задачи "Организация бюджетного процесса" будет осуществляться путем проведения следующих отдельных мероприятий:
"Составление проекта областного бюджета";
"Исполнение областного бюджета";
"Управление государственным долгом Кировской области";
"Нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение в сфере закупок";
"Составление бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета";
"Осуществление контроля за исполнением областного бюджета";
"Повышение финансовой грамотности населения";
"Обеспечение реализации Государственной программы";
"Финансовое обеспечение расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы".
3.1.1. Отдельное мероприятие "Составление проекта областного бюджета".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия планируется подготовка и принятие постановления Правительства Кировской области, определяющего ответственных исполнителей, порядок и сроки работы над документами и материалами, необходимыми для составления проекта областного бюджета.
В целях организации работы и составления областного бюджета осуществляется подготовка и принятие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета.
В рамках данной работы главными распорядителями средств областного бюджета осуществляется представление необходимых сведений, расчетов и документов для формирования областного бюджета. Министерством проводится анализ представленных предложений, осуществление при необходимости согласительных процедур и формирование проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, документов и материалов к нему.
Составленный проект областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период представляется в установленный срок на рассмотрение и одобрение Правительства Кировской области.
3.1.2. Отдельное мероприятие "Исполнение областного бюджета".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия в целях обеспечения исполнения закона Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в течение одного месяца со дня его вступления в силу предусматривается подготовка проекта постановления Правительства Кировской области о мерах по выполнению указанного закона.
Реализация взаимоувязанных мер по организации исполнения областного бюджета будет предусматривать:
составление, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств;
доведение утвержденных объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета;
открытие и ведение лицевых счетов главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, областных государственных бюджетных и автономных учреждений для осуществления операций со средствами областного бюджета;
составление, утверждение и ведение кассового плана, представляющего собой прогноз кассовых поступлений в областной бюджет и кассовых выплат из областного бюджета в текущем финансовом году;
кассовое обслуживание исполнения областного бюджета, обеспечение исполнения бюджетных обязательств.
В ходе исполнения областного бюджета министерство осуществляет работу по защите финансовых интересов Кировской области в судах по искам, предъявляемым к казне Кировской области. Исполнение судебных решений осуществляется в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В ходе исполнения областного бюджета осуществляется проведение анализа поступлений в текущем году доходов в областной бюджет, освоения бюджетных средств. С учетом анализа поступления доходов и расходования бюджетных средств, принятых нормативных правовых актов, предложений органов государственной власти Кировской области министерством осуществляется подготовка проекта закона Кировской области о внесении изменений в закон Кировской области об областном бюджете и его представление на рассмотрение и утверждение Законодательному Собранию Кировской области.
В рамках организации исполнения областного бюджета обеспечивается администрирование, сопровождение информационно-коммуникационных технологий в бюджетном процессе, в том числе разработка и внедрение новых программных продуктов, их совершенствование, обеспечение стабильного функционирования и безопасности интегрированной системы управления общественными финансами в Кировской области, охватывающей не только областной бюджет, но и местные бюджеты.
3.1.3. Отдельное мероприятие "Управление государственным долгом Кировской области".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия в целях повышения эффективности управления государственным долгом ежегодно осуществляется подготовка и утверждение Правительством Кировской области долговой политики Кировской области.
Одной из основных задач долговой политики Кировской области является обеспечение постоянного доступа областного бюджета к внутренним источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.Необходимо уделить особое внимание своевременному проведению конкурсных процедур по отбору кредитных организаций на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов, своевременному заключению договоров с Управлением Федерального казначейства по Кировской области о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств областного бюджета, мониторинг текущего состояния долгового рынка с целью определения возможности размещения облигационного займа Кировской области.
Планируется привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Продолжится работа по минимизации расходов на обслуживание государственного долга, которая включает в себя мониторинг ситуации на долговом рынке в целях определения необходимости досрочного рефинансирования более дорогих банковских кредитов, возможности снижения процентных ставок по действующим кредитам путем внесения изменений в заключенные государственные контракты, заимствование временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также использование краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета и краткосрочных кредитов банков в рамках возобновляемых кредитных линий для финансирования временных кассовых разрывов областного бюджета.
В целях минимизации рисков рефинансирования краткосрочных кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости областного бюджета, равномерного распределения долговой нагрузки по годам будет вестись работа по увеличению в структуре государственного долга Кировской области доли среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств.В связи с этим особое внимание будет уделено возможности выпуска государственных ценных бумаг Кировской области. Порядок эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг Кировской области определен Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных облигаций Кировской области, утвержденными постановлением Правительства Кировской области от 18.07.2018 N 354-П "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций Кировской области". Решение о выпуске государственных ценных бумаг будет приниматься с учетом текущей ситуации на внутреннем долговом рынке, благоприятной для Кировской области, в том числе с точки зрения стоимости заимствований.
В целях своевременного и полного исполнения принятых долговых обязательств, повышения прозрачности системы управления государственным долгом, поддержания доверия кредиторов планируется:
осуществление контроля за выполнением условий, установленных соглашениями (государственными контрактами), договорами о привлечении долговых обязательств, в том числе соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, полученных областным бюджетом за счет средств федерального бюджета;
своевременное и полное осуществление всех платежей, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств;
продолжение взаимодействия с международными и российскими рейтинговыми агентствами по присвоению рейтингов, наличие которых позволит расширить круг потенциальных инвесторов и в конечном счете снизить стоимость заимствований.
3.1.4. Отдельное мероприятие "Нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение в сфере закупок".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия предполагается проведение государственной политики, нормативно-правовое регулирование, управление в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области.
В рамках данного отдельного мероприятия планируется:
осуществление государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области;
осуществление методической помощи заказчикам по вопросам закупок товаров, работ, услуг;
администрирование региональной информационной системы в сфере закупок.
Осуществление государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области предполагает разработку и участие в реализации правовых, управленческих, организационных, методических, информационных и иных механизмов, обеспечивающих соблюдение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и эффективное использование средств, направленных на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кировской области.
В части осуществления методической помощи заказчикам по вопросам закупок товаров, работ, услуг продолжится предоставление методической помощи заказчикам по вопросам закупок товаров, работ, услуг. В целях повышения грамотности областных и муниципальных заказчиков, а также участников закупок в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок планируется систематически организовывать и проводить обучающие мероприятия в форме семинаров, совещаний, видеоконференций, вебинаров, круглых столов, направлять методические рекомендации, информационные письма по вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях совершенствования информационного обеспечения закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области планируется проводить администрирование и методологическое сопровождение региональной информационной системы в сфере закупок, дорабатывать (устанавливать) контроли в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,позволяющие свести к минимуму возможность совершения заказчиками ошибок при планировании, осуществлении закупок, формировать необходимую отчетность по осуществлению закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области.
Важным направлением развития информационного обеспечения закупок для муниципальных нужд будет являться присоединение муниципальных заказчиков к работе в региональной информационной системе в сфере закупок.
3.1.5. Отдельное мероприятие "Составление бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия в соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области" министерством планируется работа по составлению ежеквартальных отчетов и годового отчета об исполнении областного бюджета на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета, главных администраторов доходов областного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также подготовка проекта закона Кировской области об исполнении областного бюджета за отчетный год.
Также в рамках данного отдельного мероприятия министерство осуществляет ежемесячное составление и представление в установленные сроки в Министерство финансов Российской Федерации отчетов об исполнении консолидированного бюджета Кировской области.
3.1.6. Отдельное мероприятие "Осуществление контроля за исполнением областного бюджета".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия министерством проводятся контрольные мероприятия, по результатам которых принимаются меры административного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также меры по возврату в областной бюджет средств, использованных не по целевому назначению.
В рамках реализации данного отдельного мероприятия планируются организация, осуществление и совершенствование внутреннего государственного финансового контроля, в рамках которого будет осуществляться:
качественное проведение контрольных и аналитических мероприятий в установленных сферах деятельности, в том числе проведение совместных контрольных мероприятий с органами внутреннего муниципального финансового контроля;
актуализация нормативных правовых актов, регулирующих сферу организации и осуществления государственного финансового контроля;
выявление и пресечение неправомерного, нецелевого, неэффективного и (или) нерезультативного использования средств областного бюджета;
оценка полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ Кировской области, отчетности об исполнении государственных заданий;
совершенствование и актуализация методологической базы осуществления внутреннего государственного финансового контроля;
надлежащая (обоснованная) квалификация бюджетных нарушений и своевременное принятие соответствующих мер бюджетной и административной ответственности;
ведение производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В рамках данного отдельного мероприятия планируется осуществление полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг, направленных на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование организации и осуществления деятельности министерства как органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Кировской области на осуществление контроля в сфере закупок, а также органа государственного финансового контроля, осуществляющего контроль за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - контроль в сфере закупок).
Основными направлениями деятельности министерства при осуществлении контроля в сфере закупок будут являться:
организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
реализация мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере закупок;
взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в сфере закупок.
информационное обеспечение контрольной деятельности министерства.
Организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок предполагают: проведение плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля; размещение на сайте министерства информации о проведении проверок в сфере закупок, об их результатах и выданных предписаниях в соответствующем реестре; составление протоколов (рассмотрение дел) об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок; выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок; обращение в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; передачу в правоохранительные органы информации о факте совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, иных субъектов контроля.
Реализация мер, направленных на профилактику правонарушений в сфере закупок, осуществляется посредством проведения тестирования заказчиков на предмет определения уровня знаний Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также мероприятия "Корпоративный контроль".
Мероприятие "Корпоративный контроль" призвано преодолеть низкий уровень информированности граждан о закупаемых заказчиками товарах, работах, услугах, при существующей заинтересованности и объективных трудностях при поиске соответствующей информации в единой информационной системе в сфере закупок. По итогам реализации мероприятия "Корпоративный контроль" планируется сформировать эффективную систему общественного (корпоративного) контроля, способствующую недопущению ситуаций (минимизации их количества), при которых оплачиваются фактически не поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги,либо поставленные товары не используются, либо используются не по назначению.
Взаимодействие министерства с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляется в рамках соглашений, которыми определены основные формы и порядок взаимодействия в сфере контроля за соблюдением заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате реализации мероприятия будет сформирована система, способствующая своевременному и качественному проведению контрольных мероприятий в сфере закупок.
В целях проведения оценки эффективности исполнения главными распорядителями средств областного бюджета бюджетных полномочий министерство осуществляет ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента. Результаты оценки качества финансового менеджмента размещаются на официальном сайте министерства финансов Кировской области.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливается норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти Кировской области,ограничивающий максимальный размер расходов областного бюджета на указанные цели. Министерство финансов в течение года осуществляет постоянный контроль за его соблюдением. В рамках указанного контроля также осуществляется контроль за соблюдением лимитов фонда оплаты труда, предельной штатной численности работников органов исполнительной власти Кировской области.Работа направлена на усиление финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета на содержание органов государственной власти Кировской области.
3.1.7. Отдельное мероприятие "Повышение финансовой грамотности населения".
Во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы), реализацию мероприятий по повышению финансовой грамотности населения с 2020 года планируется осуществлять в рамках региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Кировской области" (далее - региональная программа), основной целью которой будет оказание содействия формированию у населения, проживающего на территории Кировской области, разумного финансового поведения их ответственного отношения к личным финансам.
В рамках реализации задач и мероприятий региональной программы, планируется предоставление гранта в форме субсидии федеральным государственным образовательным организациям высшего образования, расположенным на территории Кировской области,по итогам конкурсного отбора на право получения гранта. Порядок проведения конкурсного отбора на право получения гранта, а также порядок предоставления гранта утверждаются Правительством Кировской области.
Также в рамках данного отдельного мероприятия продолжится работа по повышению бюджетной грамотности населения Кировской области путем составления и размещения на официальном сайте министерства финансов Кировской области "Бюджета для граждан" и по реализации проекта инициативного бюджетирования "Народный бюджет".
В целях реализации проекта "Народный бюджет" муниципальным образованиям Кировской области, участвующим в его реализации, предоставляются гранты на реализацию проекта "Народный бюджет" в виде иных межбюджетных трансфертов.
3.1.8. Отдельное мероприятие "Обеспечение реализации государственной программы".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия будет осуществляться обеспечение содержания министерства, а также финансовое обеспечение деятельности подведомственного министерству областного государственного учреждения.
3.1.9. Отдельное мероприятие "Финансовое обеспечение расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия будет осуществляться формирование резерва средств областного бюджета в целях финансового обеспечения расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
3.2. Решение задачи "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы" будет осуществляться путем проведения следующих отдельных мероприятий:
"Выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Кировской области по осуществлению органами местного самоуправления Кировской области полномочий по решению вопросов местного значения";
"Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета";
"Создание централизованных бухгалтерий".
3.2.1. Отдельное мероприятие "Выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Кировской области по осуществлению органами местного самоуправления Кировской области полномочий по решению вопросов местного значения".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия министерством планируется проведение сверки исходных данных для расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кировской области.
В этих целях предусматривается сбор и консолидация исходных данных, необходимых для проведения расчетов, распределение, сверка расчетов с органами местного самоуправления в сроки, определенные нормативными правовыми актами Правительства Кировской области по формированию проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) проводится в соответствии порядком и методикой распределения указанных дотаций, установленных Законом Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО.
В соответствии со статьей 8 Закона Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО органы местного самоуправления муниципальных районов Кировской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Кировской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета.
В рамках реализации данного отдельного мероприятия будет осуществляться:
утверждение и распределение законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субвенции на выполнение государственных полномочий Кировской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений;
предоставление бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов),бюджетам муниципальных районов - субвенций на выполнение государственных полномочий Кировской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений,в соответствии со сводной росписью областного бюджета и кассовым планом.
3.2.2. Отдельное мероприятие "Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия планируется предоставление межбюджетных трансфертов бюджету закрытого административно-территориального образования Первомайский (далее - ЗАТО Первомайский) за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 N 232 "Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования".
Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЗАТО Первомайский осуществляется на финансирование дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.Предоставление межбюджетных трансфертов позволит реализовать полномочия органов местного самоуправления ЗАТО Первомайский.
В целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления по повышению поступлений доходов местных бюджетов бюджетам муниципальных районов (городских округов) планируется предоставление иных межбюджетных трансфертов на стимулирование прироста налоговых поступлений в порядке, установленном Правительством Кировской области.
Также в рамках данного отдельного мероприятия бюджетам муниципальных районов и городских округов планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований области, направляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения указанных муниципальных образований.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований области установлен приложением N 3.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения стабильности расходов муниципальных образований на содержание органов местного самоуправления Правительством Кировской области ежегодно устанавливаются нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Министерством осуществляются расчеты нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований и подготовка нормативного правового акта Правительства Кировской области об их утверждении. В течение года осуществляется ежеквартальный контроль за соблюдением муниципальными образованиями установленных им нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
Качество управления бюджетным процессом на всех его стадиях является одним из показателей сохранения сбалансированности местных бюджетов, а также эффективности расходования бюджетных средств на муниципальном уровне.
В целях формирования стимулов повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.03.2010 N 45/120 "Об оценке качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области" министерством планируется проведение мониторинга и ежеквартальной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Кировской области.
3.2.3. Отдельное мероприятие "Создание централизованных бухгалтерий".
В целях обеспечения требуемого уровня бюджетного (бухгалтерского) учета и качества формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности с учетом ситуации с дефицитом бухгалтерских кадров в муниципальных образований Кировской области высокую актуальность имеет реализация решений по передаче функций ведения бюджетного (бухгалтерского) учета уполномоченным (специализированным) муниципальным казенным учреждениям. Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях государственного сектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по обеспечению единой методологии бухгалтерского учета, повышению качества ведения бухгалтерского учета и отчетности, формируемой на ее основе, оптимизации штатной численности работников и расходов местных бюджетов.
Министерством будет осуществляться методологическое сопровождение процедур создания таких специализированных учреждений (централизованных бухгалтерий), а также рассмотрение проектов муниципальных правовых актов, связанных с реализацией мероприятий по созданию централизованных бухгалтерий.
3.3. Решение задачи "Развитие системы межбюджетных отношений" планируется осуществлять путем реализации отдельного мероприятия "Нормативно-правовое регулирование межбюджетных отношений", направленного на укрепление налоговой базы местных бюджетов.
В предстоящем периоде основными задачами в сфере межбюджетных отношений остаются обеспечение сбалансированности местных бюджетов и повышение их финансовой устойчивости за счет:
стабильности межбюджетного регулирования по закреплению дополнительных нормативов отчислений от налогов;
стимулирования муниципальных образований, на территориях которых обеспечен прирост налогов;
заключения с органами местного самоуправления соглашений о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов муниципальных образований Кировской области.
Указанные выше соглашения заключаются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Кировской области от 28.09.2007 N 163-ЗО и постановлением Правительства области от 19.01.2018 N 13-П "Об утверждении Порядка заключения соглашений о мерах по социально-экономическому развитию муниципальных образований Кировской области".
Министерством планируется ежеквартальное проведение мониторинга выполнения показателей, установленных указанными соглашениями.
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Расходы на реализацию Государственной программы планируется осуществлять за счет средств областного и федерального бюджетов.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы, в 2020 - 2024 годах составит - 40 523 501,0 тыс.рублей, в том числе средства федерального бюджета - 322027,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 40 065 092,0 тыс. рублей, средства местного бюджета - 136 382,0 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Средства федерального бюджета поступают в областной бюджет в объеме средств, предусмотренных в государственной программе Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Ресурсное обеспечение Государственной программы представлено в приложении N 4.
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Государственной программы относятся к "Прочим расходам".
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
При реализации Государственной программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
рисков, связанных с изменением бюджетного и налогового законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
финансовых рисков, связанных с финансированием Государственной программы в неполном объеме за счет бюджетных средств, увеличением заемных средств в рамках управления государственным долгом вследствие изменения учетных ставок Центрального банка Российской Федерации, изменением уровня инфляции, принятием новых расходных обязательств без источника финансирования, кризисными явлениями;
организационных и технических рисков, связанных с размещением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков и областных бюджетных учреждений.
В целях управления указанными рисками в ходе реализации Государственной программы предусматривается:
мониторинг федерального и регионального законодательства;
разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления закупок и управления государственными финансами;
принятие иных мер, связанных с реализацией полномочий.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий "Повышение финансовой грамотности населения", "Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета".
В соответствии с Порядком проведения отбора среди муниципальных образований Кировской области на право получения гранта на реализацию проекта "Народный бюджет", утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.03.2018 N 122-П "О реализации проекта "Народный бюджет", с органами местного самоуправления городских поселений - победителями конкурсного отбора заключаются соглашения о реализации проекта "Народный бюджет" и предоставляются гранты на реализацию проекта "Народный бюджет" в виде иных межбюджетных трансфертов.
С органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов заключаются соглашения о предоставлении субсидии местным бюджетам из областного бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований области, направляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения указанных муниципальных образований.
Планируемый объем средств местного бюджета приведен в приложении N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.