Решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N АКПИ19-742
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чёкотова Ярослава Вячеславовича о признании частично недействующим подпункта 9.1.1 пункта 9 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утверждённого приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 222,
установил:
приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также - Росгвардия) от 26 июня 2018 г. N 222 утверждён Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему (далее - Административный регламент). Текст Административного регламента приведён в приложении к приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 12 декабря 2018 г., регистрационный номер 52983, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 декабря 2018 г.
Согласно подпункту 9.1.1 пункта 9 Административного регламента для получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, огнестрельного комбинированного (нарезного и гладкоствольного) длинноствольного оружия, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, или сменных (вкладных) нарезных стволов к огнестрельному длинноствольному оружию в целях охоты или занятий профессиональной деятельностью, связанной с охотой (при условии, что заявитель занимается профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеет в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее 5 лет), предоставляются в том числе:
охотничий билет единого федерального образца;
документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (представляются заявителями, за исключением заявителей, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, или заявителей, которые в соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" не проходят соответствующую подготовку и (или) проверку знания правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, представляющих документ, подтверждающий прохождение ими службы в государственных военизированных организациях и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции, либо документ, подтверждающий увольнение из указанной организации с правом на пенсию);
документы, подтверждающие, что заявитель занимается профессиональной деятельностью, связанной с охотой (представляются заявителем, не имеющим в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия либо имеющим в собственности такое оружие менее 5 лет).
Чёкотов Я.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункта 9.1.1 пункта 9 Административного регламента в части оговорки "при условии, что заявитель занимается профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеет в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее 5 лет" в отношении субъекта, указанного в пункте 4 статьи 10 Федерального закона "Об оружии", ссылаясь на его противоречие названному закону и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила оборота оружия). В обоснование требования административный истец указывает, что по статье 10 Федерального закона "Об оружии" право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют различные субъекты, в том числе юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия (пункт 4), граждане Российской Федерации (пункт 8), но при рассмотрении заявления физического лица, занимающегося коллекционированием, о выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему Росгвардия применяет к нему требования, установленные Административным регламентом для другого субъекта, а именно гражданина Российской Федерации.
По мнению административного истца, оспариваемым нормативным положением ему как лицу, имеющему лицензию на коллекционирование оружия (патронов), созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов коллекционера оружия, поскольку на него незаконно возложены обязанности в виде необходимости занятия охотой либо владения кроме коллекционного оружия ещё и охотничьим оружием. Он считает, что физические лица, являющиеся коллекционерами гражданского оружия, не могут и не обязаны иметь указанные в оспариваемом подпункте документы, так как предусмотренное Административным регламентом оружие приобретается ими не в целях охоты или спорта, а для коллекционирования и хранения.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что Административный регламент утверждён федеральным органом исполнительной власти в соответствии с имеющимися у него полномочиями, оспариваемое нормативное положение не противоречит действующему законодательству.
Административный истец Чёкотов Я.В. в судебное заседание, о времени и месте которого извещён надлежащим образом, не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Росгвардии Тулев В.О., представитель Минюста России Башилова В.Е. возражали против удовлетворения административного иска.
Обсудив доводы административного истца Чёкотова Я.В., заслушав возражения представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Тулева В.О., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Башиловой В.Е., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об оружии".
Оборот оружия включает в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение (абзац двенадцатый части первой статьи 1 Федерального закона "Об оружии"). Частью второй статьи 9 названного закона предусмотрено, что лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, административный регламент предоставления государственных услуг разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оборота оружия, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), которая организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; ведёт в соответствии с законодательством Российской Федерации учёт оружия и патронов к нему; разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (пункт 1, подпункты 19, 23 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510).
Таким образом, Административный регламент утверждён уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (статья 12).
Административный регламент, как указано в его пункте 1, определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и её территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
Пункт 9 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Доводы административного истца о противоречии подпункта 9.1.1 пункта 9 Административного регламента положениям Федерального закона "Об оружии" и Правилам оборота оружия лишены правовых оснований.
Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации в соответствии со статьёй 25 Федерального закона "Об оружии" имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа.
В соответствии с пунктом 30 поименованных правил на территории Российской Федерации сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или её территориальными органами в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Коллекцией признаётся оружие, приобретённое юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретённое с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьёй 13 Федерального закона "Об оружии". По заявлению гражданина Российской Федерации коллекцией может быть признано имеющееся у него оружие, не превышающее количество, установленное статьёй 13 Федерального закона "Об оружии". При этом выдаётся лицензия на коллекционирование в порядке, предусмотренном пунктом 30 Правил оборота оружия (пункт 31 Правил оборота оружия).
Пунктом 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии также наделены полномочием выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия.
В силу части первой статьи 9 Федерального закона "Об оружии" приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой этой статьи.
Исходя из приведённых выше законоположений, федеральный законодатель установил особый режим оборота оружия, в частности предусмотрел лицензионно-разрешительный порядок его приобретения, экспонирования и коллекционирования гражданами Российской Федерации, направленный на обеспечение целевого использования оружия и недопущения обладания соответствующими видами оружия лицами, которые по установленным в законе случаям и основаниям не могут быть субъектами отношений, связанных с оборотом оружия.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного положения и нарушении его прав как лица, имеющего лицензию на коллекционирование оружия (патронов), основаны на неправильном толковании норм Федерального закона "Об оружии", Правил оборота оружия и положений Административного регламента.
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями на получение предусмотренной им государственной услуги являются граждане Российской Федерации, имеющие право на приобретение оружия в соответствии с пунктом 8 статьи 10 и частями первой, восьмой - десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии".
Оспариваемый нормативный правовой акт не определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и её территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче физическому лицу лицензии на коллекционирование, поэтому, Административный регламент, имея иной предмет правового регулирования, не может нарушать права, свободы и законные интересы административного истца в указанных им аспектах.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и её территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию определены Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, утверждённым приказом Росгвардии от 24 апреля 2018 г. N 148. Такой акт в настоящем деле не оспаривается.
Кроме того, оспариваемый административный регламент, включая его подпункт 9.1.1 пункта 9, не содержит норм материального права, устанавливающих правовые основания для приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом; эти основания определены Федеральным законом "Об оружии".
В частности, в силу части восьмой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Содержание подпункта 9.1.1 пункта 9 Административного регламента в оспариваемой части воспроизводит требование федерального закона и не противоречит ему.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пятилетний срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока для лиц, чья профессиональная деятельность не связана с охотой, необходимо для приобретения ими устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вследствие прерывания указанного срока. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствуют о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием (определения от 27 июня 2017 г. N 1225-О, от 23 ноября 2017 г. N 2539-О).
Согласно пунктам 32, 38 Правил оборота оружия в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещённое к обороту на территории Российской Федерации; огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию. Граждане Российской Федерации могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" и данными правилами.
Вместе с тем приведённые нормы, на которые ссылается административный истец, не означают, что в целях коллекционирования разрешается приобретать оружие лицам, не имеющим прав на его приобретение в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оружии".
В системе действующего правового регулирования подпункт 9.1.1 пункта 9 Административного регламента не препятствует в рассматриваемом случае осуществлению коллекционирования охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, которое может быть приобретено гражданами при соблюдении требований статьи 13 Федерального закона "Об оружии" и впоследствии включено в коллекцию согласно пункту 31 Правил оборота оружия.
Доводы административного истца об отсутствии отдельного административного регламента о выдаче лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему физическим лицам, занимающимся коллекционированием или экспонированием оружия, по существу, не относятся к проверяемому судом нормативному положению, следовательно, не имеют правового значения для оценки его содержания.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Чёкотова Ярослава Вячеславовича о признании частично недействующим подпункта 9.1.1 пункта 9 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утверждённого приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 222, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N АКПИ19-742
Текст решения опубликован не был