Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к письму Рособрнадзора
от 16 декабря 2019 г. N 10-1059
Методические рекомендации
по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
Перечень условных обозначений и сокращений
Бланк-протокол |
Протокол проверки экспертом предметной комиссии результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом, в том числе с устным ответом, ответом на задания ЕГЭ, и заданий ГВЭ (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) |
Бланк-копия |
Обезличенные бланки-копии с изображениями письменных развернутых ответов участников экзаменов (форма 2-РЦОИ) |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов предметных комиссий |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
Квалификация эксперта ПК |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенций), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым, в том числе с устным, ответом на задания ЕГЭ, ГВЭ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
КК |
Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования |
ОИВ |
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования |
ПК |
Предметная комиссия субъекта Российской Федерации |
ПО |
Программное обеспечение |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52952) |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 |
Развернутые ответы |
Ответы участников экзаменов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутые ответы, в том числе устные ответы |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации |
СбФ |
Сборник форм для проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования в 2020 году |
Система согласования |
Система согласования подходов к оцениванию ответов участников экзаменов с целью обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта предметной комиссии |
Участники экзамена |
Участники ГИА - обучающиеся, экстерны, допущенные в установленном порядке к ГИА; Участники ЕГЭ - выпускники прошлых лет и другие категории лиц, определенные Порядком, допущенные к сдаче ЕГЭ |
ФИПИ |
ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметная комиссия для проведения ГИА и перепроверки экзаменационных работ в случаях, устанавливаемых Порядком, создаваемая Рособрнадзором |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в Порядке, включенное распорядительным актом ОИВ в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
Введение
Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
3. Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52952);
4. Приказ Рособрнадзора от 18 июня 2018 г. N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
1. Общие положения
1.1. Проверка развернутых ответов участников экзаменов (осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 31 Порядка.
1.3. Кандидатуры председателей ПК по соответствующим учебным предметам, создаваемых в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК в сроки, указанные в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми актами ОИВ, Положением о ПК.
1.6. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания ПК по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.
1.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.8. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках*(1) и (или) профессиональных стандартах*(2);
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
Также кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в Порядке, установленном ОИВ.
1.9. ОИВ обеспечивает работу ПК в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа, которые расположены в непосредственной близости от РЦОИ или в РЦОИ.
В указанных помещениях организуется пропускной режим, обеспечивающий допуск лиц, определенных Порядком и распорядительными актами ОИВ.
1.10. ОИВ по представлению председателя ПК определяет перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ (например, ПО рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими экзаменационной работы в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).
1.11. ОИВ обеспечивает наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности каждому эксперту ПК уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с определенным ОИВ перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ.
1.12. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.13. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.14. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов N 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ, выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.15. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту ПК по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.16. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:
проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком:
проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
межрегиональную перекрестную проверку;
перепроверку;
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.17 Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должны завершиться в следующие сроки:
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
1.18. ОИВ назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
1.19. ОИВ обеспечивает организацию видеонаблюдения, в том числе видеозаписи в помещениях ПК.
2. Порядок формирования ПК
2.1. Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам ПК) требует формирования на региональном уровне пакета документов, регламентирующих организацию работы ПК.
2.2. Пакет региональных документов включает, в том числе:
Положение о ПК субъекта Российской Федерации;
Порядок формирования ПК субъекта Российской Федерации.
2.3. Порядок формирования ПК в субъекте Российской Федерации включает:
порядок проведения подготовки экспертов ПК;
порядок проведения анализа работы ПК в субъекте Российской Федерации;
требования к опыту экспертов ПК по проверке развернутых ответов участников экзаменов с учетом положений п. 38 Порядка;
порядок допуска лиц, претендующих на включение в ПК, к прохождению квалификационного испытания;
описание формата проведения квалификационного испытания для лиц, претендующих на включение в ПК;
показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения;
порядок проведения анализа работы ПК (минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
иные положения, не противоречащие Порядку.
Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов ПК и формированию ПК устанавливаются ОИВ в рамках соблюдения соответствующих сроков, установленных нормативными правовыми документами.
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов ПК и формированию ПК приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.1. Статусы экспертов ПК
2.1.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту ПК может быть присвоен один из следующих статусов: ведущий эксперт ПК, старший эксперт ПК, основной эксперт ПК.
Ведущий эксперт ПК - статус, присваиваемый председателю ПК и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
е) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
ж) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Старший эксперт ПК - статус, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
Основной эксперт ПК - статус, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;
в) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.1.2. Для присвоения эксперту ПК того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам ПК, определенным п. 38 Порядка;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
2.2. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном и региональном уровнях
2.2.1. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне Система согласования включает следующие мероприятия для экспертов ПК, имеющих статус ведущих экспертов ПК в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ:
обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при проверке и оценивании;
проверка и оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
анализ результатов проверки и оценивания.
2) На региональном уровне Система согласования включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов ПК должна осуществляться под руководством экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2.2.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются ФИПИ.
2.2.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются ОИВ. Подготовка экспертов ПК должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
2.3. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам ПК
2.3.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта ПК присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта ПК без участия в квалификационных испытаниях.
2.3.2. Для присвоения экспертам ПК того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях установлены пунктом 38 Порядка:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
2.3.3. Для присвоения статуса "ведущий эксперт ПК" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Экспертам ПК, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт ПК", присваивается статус "старший эксперт ПК".
2.3.4. Статусы "ведущий эксперт ПК" и "старший эксперт ПК" могут присваиваться только экспертам ПК, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса "ведущий эксперт ПК" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по соответствующему иностранному языку (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему иностранному языку).
2.3.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам ПК каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам ПК приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.3.6. Методика анализа согласованности работы экспертов ПК и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами разрабатывается ОИВ. Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов ПК
2.4. Организация квалификационного испытания
2.4.1. Формат проведения квалификационных испытаний определяет ОИВ по согласованию с председателем ПК.
2.4.2. Порядок допуска лиц, претендующих на включение в состав ПК, к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.
2.4.3. Квалификационное испытание проводится ежегодно.
2.4.4. Квалификационные испытания могут проводиться с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов ПК "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом Российской Федерации и определенных в Порядке формирования ПК субъекта Российской Федерации.
2.4.5. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
2.5. Порядок привлечения экспертов ПК к работе в ПК
2.5.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов ПК, старших экспертов ПК, основных экспертов ПК.
2.5.2. Председатель ПК назначается ОИВ по согласованию с Рособрнадзором.
2.5.3. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта ПК без участия в квалификационном испытании.
2.5.4. Заместителем(-ями) председателя ПК может быть назначен только эксперт ПК, имеющий статус "ведущий эксперт ПК".
2.5.5. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, а также председатель ПК.
2.5.6. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу данного участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
2.5.7. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами могут привлекаться только эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК".
2.5.8. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной ОИВ, могут привлекаться эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК", "старший эксперт ПК", имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты ПК, которым присвоен статус "основной эксперт ПК", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
2.5.9. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Рособрнадзором, могут привлекаться только эксперты, которые являются членами ФПК.
3. Организация проверки развернутых ответов
3.1. Методика оценивания развернутых ответов
3.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ПК (первая и вторая проверки).
3.2. По результатам первой и второй проверок эксперты ПК, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.3. В случае установления существенного*(3) расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, работа направляется на третью проверку.
3.4. Эксперт ПК, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами ПК с существенной разницей, назначается автоматизированно (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
3.5. Эксперту ПК, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами ПК, ранее проверявшими экзаменационную работу.
3.6. Эксперт ПК, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.
3.7. Распределение работ участников экзаменов между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости направления экзаменационной работы на третью проверку осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ).
3.8. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом ПК в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.9. Председатель ПК заблаговременно направляет в ОИВ информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему учебному предмету.
3.10. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК для внесения в РИС информации об экспертах ПК.
3.11. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭМ, установленных Порядком. Данная информация используется РЦОИ для назначения в РИС экспертов ПК на проверку экзаменационных работ.
3.12. Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в соответствующем распорядительном акте ОИВ и содержать информацию о статусе каждого эксперта ПК ("основной эксперт ПК", "старший эксперт ПК", "ведущий эксперт ПК") для корректного назначения экспертов ПК на соответствующие проверки.
3.13. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений экзаменационных работ, предположительно не заполненных участниками экзаменов (ЕГЭ): бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
3.14. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.
3.15. В рамках проверки экзаменационных работ (ЕГЭ) ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
а) бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"*(4);
б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 3.15 настоящих Методических рекомендаций, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо проинформировать председателя ПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК. В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 64 Порядка, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц*(5).
3.16. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные от уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ) в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена при существенной разнице во времени субъекта Российской Федерации с московским временем), и проводит в течение не менее часа оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК определенного количества первых экзаменационных работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
3.17. В целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК председатель ПК может назначить из числа экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ПК.
3.18. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель ПК или назначенный им эксперт ПК может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", для предоставления экспертам ПК возможности уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
3.19. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
3.20. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга. Оба эксперта ПК, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.21. Эксперт ПК, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
бланк-копия (не более 10 штук в одном рабочем комплекте);
бланк-протокол;
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол проверки экспертом ПК устных ответов (форма 3-РЦОИ-У). Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника экзамена (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником экзамена (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте ПК, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
код субъекта Российской Федерации;
баллы, выставленные двумя экспертами ПК, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами ПК баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте ПК, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код субъекта Российской Федерации.
3.22. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
3.23. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта ПК в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
3.24. Председатель ПК (или его помощник (и) - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов ПК от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
3.25. Эксперты ПК проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте ПК и т.п.), в которые эксперты ПК выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
3.26. В случае возникновения у эксперта ПК затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт ПК может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта ПК, назначенного председателем ПК.
3.27. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт ПК фиксирует для передачи председателю ПК.
3.28. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник(и) - для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. Передача из ПК в РЦОИ заполненных бланков-протоколов и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами ПК бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день.
После проведения автоматизированной обработки каждого отдельного бланка-протокола в РЦОИ могут быть выявлены экзаменационные работы, требующие третьей проверки.
3.29. В случае направления экзаменационной работы на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта ПК, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами ПК, проверявшими эту работу ранее. Эксперт ПК, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт ПК, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно.
3.30. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера экзаменационных работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов ПК при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно и (или) экзаменационных работ, номера которых фиксировали эксперты ПК в процессе оценивания). Информацию о номерах таких экзаменационных работ необходимо будет передать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) после получения соответствующего запроса. Данные экзаменационные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
3.31. В период работы ПК руководитель РЦОИ предоставляет председателю ПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация:
о количестве проверенных экзаменационных работ на текущий момент времени;
о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;
другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК.
Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
3.32. При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК.
3.33. Председатель ПК направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель ПК имеет право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает ОИВ после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
3.34. При проведении межрегиональной перекрестной проверки экзаменационные работы участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников экзаменов. При этом экспертам ПК не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку. Также экспертам ПК не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту ПК на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
3.35. В период работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения работы ПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
3.36. При выходе каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
3.37. При выявлении экспертом ПК случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена - автором проверяемой экспертом ПК экзаменационной работы - Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.), а также случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 3.15 настоящих Методических рекомендаций, эксперт ПК уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК.
Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами ПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера экзаменационной работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт ПК, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов, включенных в состав критериев).
3.38. В случае невозможности экспертом ПК оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт ПК уведомляет об этом председателя ПК. Совместно с председателем ПК составляется акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель ПК совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
3.39. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами ПК необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
3.40. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.
3.2. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ
3.2.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами ПК. При проверке ответов участников экзаменов (устная форма) экспертам ПК предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки экзаменационных работ вносятся экспертами ПК в стандартизированные формы проверки экзаменационных работ (см. "Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ в 2020 году"). Стандартизированные формы проверки экзаменационных работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
3.2.2. Эксперты ПК осуществляют перевод первичных баллов участников экзаменов в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола (см. "Правила заполнения протоколов экспертов предметной комиссии ГВЭ"), при этом отметки "0" и "1" не используются и не обрабатываются*(6).
Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами ПК.
3.2.3. После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в установленном порядке.
3.2.4. Результаты проверки работ участников экзаменов автоматизированно сохраняются в РИС.
3.2.5. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами ПК, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ПК, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами ПК в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ПК, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом ПК, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.
3.3. Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА
3.3.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению Рособрнадзора ФПК проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ на территории Российской Федерации или за ее пределами.
3.3.2. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению ОИВ или ГЭК ПК проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ.
3.3.3. РЦОИ вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению ОИВ на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.3.4. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов ПК о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
3.3.5. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
3.3.6. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.3.7. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
3.3.8. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФЦТ) в рамках установленной компетенции.
4. Анализ работ ПК
4.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы ПК.
4.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК (минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям), определенным Положением о ПК в субъекте Российской Федерации, утвержденным ОИВ.
4.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИПИ и ФЦТ).
4.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов ПК, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном ОИВ.
5. Правила для председателя и экспертов ПК
5.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий
Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ), настоящими Методическими рекомендациями, документами и методическими материалами ОИВ.
Председатель ПК:
в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФИПИ);
в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов ПК с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций и перепроверок федерального и регионального уровней в предыдущие годы;
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно направляет в ОИВ информацию о перечне дополнительных средств и материалов (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменами во время выполнения ими экзаменационной работы, в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов), допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ;
в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно согласует с руководителем РЦОИ перечень и формы отчетных материалов о ходе работы ПК в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе ПК по итогам проведения проверки;
не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов ПК на проверку экзаменационных работ;
согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые;
согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.
5.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов
Председатель ПК должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;
обеспечить присутствие в помещениях работы ПК только допущенных в установленном порядке лиц. Помимо экспертов ПК и председателя ПК в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению председателя ГЭК), должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (по решению соответствующих органов), аккредитованные общественные наблюдатели;
провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее одного часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);
получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов ПК, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;
распределить экспертов ПК по рабочим местам;
выдать каждому эксперту ПК комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
осуществлять консультирование экспертов ПК по вопросам оценивания экзаменационных работ;
обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;
решать вопросы, возникающие у экспертов ПК, в рамках своей компетенции;
информировать председателя ГЭК при выявлении случаев, указанных в подпункте "б" и "в" подпункта 3.16, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктах "б" и "в" подпункта 3.15"
информировать руководителя РЦОИ о невозможности оценить экспертом ПК развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ - информировать об указанном случае председателя ГЭК;
контролировать качество заполнения экспертами ПК бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с РЦОИ;
организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом ПК полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;
передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом ПК полностью, для переназначения другим экспертам ПК;
контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушение процедуры проведения проверки.
5.3. Правила для председателя ПК по завершении работы ПК
Председатель ПК должен:
сдать руководителю РЦОИ или лицу, назначенному ОИВ, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все экземпляры критериев оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК:
количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом ПК;
количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах ПК, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.
5.4. Правила для председателя ПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами
Председатель ПК должен:
до заседания КК получить от председателя КК комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, который содержит:
а) протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);
б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка регистрации устной части, бланка ответов N 1 и бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
в) распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка регистрации устной части, бланков ответов N 1 и N 2, дополнительных бланков ответов N 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;
г) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии);
д) заявление по форме 1-АП.
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания развернутых ответов;
перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;
КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).
В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов, а также результаты их распознавания.
До заседания КК получить у председателя КК комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, включающим в себя:
а) изображения экзаменационной работы участника ГВЭ;
б) протоколы устных ответов обучающегося и электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта, сдававшего ГВЭ в устной форме;
в) копии протоколов проверки экзаменационной работы ПК;
г) заявление по форме 1-АП.
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания;
тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГВЭ, подавшим апелляцию;
до заседания КК организовать работу экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, проверявшими экзаменационную работу апеллянта ранее, по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;
назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами ПК, проверявшими экзаменационные работы данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом апеллянтов, на заседание КК в указанное время;
передать председателю КК комплект апелляционных документов и заключение экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным, принимается Рособрнадзором.
5.5. Правила для экспертов ПК
Экспертам ПК запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
По завершении проверки использованные экспертами ПК материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.
Также запрещается:
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
Эксперты ПК должны:
на подготовительном этапе:
пройти обучение с использованием учебно-методических материалов уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ) и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящих Методических рекомендаций, а также документами ОИВ;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.
Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.
Во время проверки развернутых ответов:
по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;
соблюдать дисциплину во время работы;
обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;
оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:
заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;
оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z"; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2 расположены на фоне проставленного знака "Z"; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя ПК;
информировать председателя ПК о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);
поставить знак "Х" в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов N 2 (дополнительный бланк ответов N 2);
проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;
проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзамена (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;
поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.
При проверке предположительно пустых бланков ответов N 2:
получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов N 2;
просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов N 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов ПК как заполненные, направляются на проверку в ПК.
Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов N 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами ПК как незаполненные. В этом случае автоматизированно (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:
получить от председателя ПК комплект апелляционных документов участника экзамена, подавшего апелляцию и критерии оценивания данной работы;
до заседания КК рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый им балл;
узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК;
в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.
______________________________
*(1) Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010, N 18638);
приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011, N 20237).
*(2) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013, N 30550);
приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015, N 38993).
*(3) Существенное расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету и опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте уполномоченной Рособрнадзором организации (ФИПИ).
*(4) В соответствии с пунктом 71 Порядка, в случае если бланки ответов на задания с развернутым ответом и дополнительные бланки содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), организаторы погашают их следующим образом: "Z". Как правило, данный знак "Z" свидетельствует о завершении выполнения заданий КИМ, выполненных участником экзамена, которые оформляются на бланках ответов на задания с развернутыми ответами или на дополнительных бланках (при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник экзамена свою экзаменационную работу завершил и более не будет возвращаться к оформлению своих ответов на соответствующих бланках (продолжению оформления ответов). Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего бланка ответов. Например, участник экзамена выполнил все задания с развернутым ответом (или посильные ему задания), оформил ответы на задания с развернутым ответом на бланке ответов N 2 (лист 1) и бланке ответов N 2 (лист 2), дополнительные бланки ответов не запрашивал и соответственно не использовал их, таким образом, знак "Z" ставится на бланке ответов N 2 (лист 2) в области указанного бланка, оставшейся незаполненной участником экзамена. Знак "Z" в данном случае на бланке ответов N 2 (лист 1) не ставится, даже если на бланке ответов N 2 (лист 1) имеется небольшая незаполненная область.
*(5) В Порядке отсутствует норма, согласно которой запрещается проверять часть экзаменационной работы, следующую после знака "Z", а также нормы, согласно которым запрещается проверять экзаменационные работы в случаях, описанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 3.15 настоящих Методических рекомендаций. В то же время данный факт не означает, что по указанным ситуациям ГЭК не проводятся соответствующие служебные проверки, позволяющие исключить факт нарушения Порядка. В случае установления факта нарушения Порядка (после проведения соответствующей проверки) председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов экзаменов в соответствии с Порядком.
*(6) Особенности проведения проверки экзаменационных работ участников ГВЭ и обработки протоколов экспертов предметной комиссии описаны в Методических рекомендациях по автоматизированной процедуре проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.