В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вместе с тем, далеко не каждый задумывается о наличии у него такой обязанности и ответственности за ее невыполнение. Зачастую можно наблюдать картину, когда мусор не доносится и сваливается около контейнера с отходами; после отдыха в общественных местах остаются многочисленные пищевые остатки, пластиковые бутылки, банки, осколки и т. д. В дачных и садовых товариществах и вблизи них регулярно фиксируются случаи навалов мусора. Нередки случаи, когда коммерческая деятельность приводит к захламлению и загрязнению производственных площадок и прилегающей территории.
Данные нарушения приводят к деградации экосистем, употреблению в пищу животными и птицами непригодных и опасных продуктов и предметов, которые ведут к их болезням и гибели, способствуют возникновению пожаров, а также другим негативным последствиям.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов этой деятельности является ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которая находит свое закрепление в различных правовых актах, в частности Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды является действенным инструментом борьбы с ними и одновременно профилактики их повторения, правовое регулирование которой оперативно реагирует на имеющиеся социальные и правоприменительные потребности.
Так, например, Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменено название статьи 8.2 рассматриваемого кодекса, которая изложена в редакции: "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления" (ранее - "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами").
Этим же федеральным законом данная статья дополнена частью второй, определяющей ответственность за повторное совершение соответствующего административного правонарушения. Так, например, к юридическим лицам теперь может быть применен административный штраф от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (за совершение нарушения в первый раз административный штраф ограничивается диапазоном от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Кроме того, произошли изменения в части организации государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при осуществлении государственного экологического надзора. Согласно постановлению Правительства Московской области от 26.04.2019 N 246/9, с 01.05.2019 данный вид надзора осуществляется не только инспекторами Министерства экологии и природопользования Московской области, но и Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Прокуратуры Московской области от 17 сентября 2019 г. "Об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды"
Текст разъяснений опубликован на сайте Прокуратуры Московской области (http://mosoblproc.ru) 17 сентября 2019 г.