1. Введение
Межведомственная программа "Плавание для всех" (далее - Межведомственная программа) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 30 апреля 2019 года N Пр-759 (абзац шестой подпункта "д" пункта 1).
В частности, было поручено включить в паспорта национальных проектов по направлениям "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда" и "Наука" мероприятия (предусмотрев их финансовое обеспечение), направленные на достижение результатов в области физической культуры и спорта, касающиеся, в том числе, разработки и реализации во всех субъектах Российской Федерации Межведомственной программы, рассчитанной на различные возрастные и социальные группы населения и предусматривающей, в том числе, строительство бассейнов для плавания в муниципальных образованиях, а также обучение детей плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, позволяющие осуществить прорывное социально-экономическое развитие Российской Федерации, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
В сфере демографического развития к 2024 году поставлены задачи по повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличению доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличению до 55,0% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, посредством создания для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовки спортивного резерва.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 нашли отражения поручения, направленные на развитие массового спорта, данные Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 11 октября 2016 года, а именно было поручено:
рекомендовать органам управления государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием) внести в уставные документы изменения, предусматривающие возможность создания общероссийских отраслевых физкультурно-спортивных обществ, корпоративных физкультурно-спортивных обществ в целях развития массового спорта;
подготовить и представить предложения по поэтапному сокращению финансирования профессионального спорта и увеличению финансирования массового спорта из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием);
проанализировать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лучшие региональные практики использования механизмов государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта.
Деятельность по оказанию услуг в области физической культуры и массового спорта, ранее, пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно-полезных услуг" была определена приоритетным направлением.
Все вышеуказанные поручения, прежде всего, отражают следующие основные отраслевые тенденции:
1. Физическая культура, массовый спорт и подготовка спортивного резерва на период до 2024 года получают приоритетный статус.
2. Повышение продолжительности жизни и трудоспособности населения, посредством физической культуры и массового спорта - рассматриваются как приоритетная основа социально-экономической стабильности государства.
3. Имеется потребность в перераспределении бюджетной нагрузки на выполнение социальных обязательств перед населением в вопросах физической культуры и массового спорта, за счет привлечения государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, частных инвесторов, а также развития рынка поставщиков социальных и общественно-полезных услуг в негосударственном секторе.
В продолжение Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно-полезных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года N 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания", в соответствии с базовым отраслевым перечнем государственных и муниципальных услуг (работ), был утвержден перечень общественно-полезных услуг в сфере физической культуры и массового спорта, за счет бюджетных средств возможных для предоставления их населению посредством негосударственных поставщиков.
Вышеуказанные документы на протяжении последних трех лет имеют системную связь с комплексом мер, направленным на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 мая 2016 года N 3468п-П44.
Одним из наиболее эффективных способов поддержания здоровья за счет вовлечения в занятия спортом и увеличения физической активности, при этом доступным и безопасным для всех возрастных и социальных групп населения, - является плавание.
Плавание - одно из важнейших средств физического воспитания. Занятия плаванием имеют большое оздоровительное и прикладное значение, так как умение плавать является жизненно необходимым навыком каждого человека и гарантирует сохранение жизни при нахождении его в водной среде.
Разработка, внедрение и системная реализация Межведомственной программы должны обеспечить тесное межведомственное взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях всех участников программы, а также взаимодействие с коммерческими и некоммерческими участниками программы.
Вовлечение в систему взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве исполнителей общественно полезных услуг по обеспечению населения условиями для занятий плаванием, при соблюдении комплекса технико-методологических стандартов и норм, гарантирует качество услуг за счет применения принципов конкурентного отбора участников и повысит эффективность функционирования существующих и новых бассейнов для плавания за счет реализации в них государственных социальных программ и проектов.
Это позволит решить задачи по созданию для населения всех возрастных категорий и социальных групп условий для обучения и занятий плаванием, расширит возможности для выявления перспективных спортсменов и подготовки спортивного резерва, улучшит доступность бассейнов для плавания для населения Российской Федерации, независимо от места проживания, и в целом повысит интерес населения Российской Федерации к ведению здорового образа жизни, что отвечает национальным целям развития страны.
2. Предпосылки разработки Межведомственной программы "Плавание для всех" и характеристика современного состояния развития плавания среди различных возрастных и социальных групп населения Российской Федерации
Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание, как жизненно необходимый навык как для детей, так и для взрослых.
Умение плавать для детей и взрослых представляет собой средство для всестороннего физического развития, возможность сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни и работоспособности, приобретения эмоционального, психологического комфорта и залога безопасности жизни.
Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию чувства сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и целеустремленности, смелости и уверенности в своих силах.
Плавание является средством закаливания и профилактики заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека.
Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и оказывать помощь на воде, профилактике несчастных случаев на водных объектах.
Отсутствие навыков передвижения в воде является существенным фактором риска возникновения происшествий на водных объектах, в том числе с летальным исходом. Каждый год в мире от утопления гибнет 372 тыс. человек, примерно половина из них - это молодые люди, не достигшие 25 лет. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) утопление является одной из пяти основных причин смерти лиц в возрасте 1-14 лет в 48 из 85 исследованных ВОЗ стран.
По статистическим данным МЧС России за последние пять лет в стране зафиксировано более 60 тыс. случаев гибели на воде, из них 14 тыс. произошли с детьми, и особенно вызывают тревогу данные о том, что за период 2015-2016 годов число погибших детей на водных объектах увеличилось на 19,9%.
Решение проблемы по уменьшению несчастных случаев на воде на сегодняшний день принимает глобальный характер. Международная федерация плавания (FINA) инициировала общемировую программу "Плавание для всех - плавание для жизни", направленную на сокращение числа смертельных случаев от утопления за счет массового обучения плаванию всех категорий и групп населения. FINA призывает все страны мира объединить усилия и поддержать это начинание, для чего необходимо разработать собственную долгосрочную государственную программу, стимулирующую население к занятиям плаванием на базе стандартов и рекомендаций национальных федераций плавания. "Привитие населению страны, начиная с младшего школьного возраста, устойчивого и жизненно необходимого навыка уметь плавать - одна из благороднейших задач современности", - говорится в послании Президента FINA д-ра Хулио Маглионе участникам Международного спортивного форума "Россия - спортивная держава" (10 октября 2018 года).
В зарубежных странах с высоким уровнем социально-экономического развития массовый и доступный "спорт для всех" определяет наиболее прямую траекторию для формирования самомотивации населения к здоровому образу жизни, самореализации, самовыражению и общему развитию, а также борьбы против асоциальных явлений.
Мировой опыт позволяет сформулировать основные тенденции процессов развития массового спорта, в том числе плавания:
повышение роли государства в поддержке массового и доступного спорта, а также всех форм организации деятельности в данной области;
использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, использование спорта для нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи;
реализация программ массового спорта как средства вовлечения в активный образ жизни представителей разных поколений и социализации различных групп населения.
Влияние данных процессов приводит к объективной необходимости развития инфраструктуры для плавания с учетом потребностей различных категорий и групп населения; многообразию форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями; оптимизации расходования средств государственного бюджета и росту доходов от спортивных зрелищных мероприятий и сектора спортивных услуг.
В настоящее время у населения Российской Федерации наблюдается повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом. По данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" за 2018 год в систематические занятия физической культурой и спортом вовлечено 54,3 млн человек, в том числе плаванием занимаются 1,9 млн человек. По сравнению с 2016 годом доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения страны увеличилась на 14,0% (46,7 млн человек), доля систематически занимающихся плаванием возросла на 6,1% (1,8 млн человек). Учитывая положительную тенденцию, создание условий для вовлечения всех возрастных и социальных групп населения в занятия плаванием, как наиболее доступным, безопасным и нетравматичным видом спорта, может иметь максимально позитивный эффект.
Отправной точкой для вовлечения населения в занятия плаванием является создание условий для обучения плаванию, в первую очередь, детей, поскольку плавание является базовым навыком, который позволит не только улучшить состояние здоровья подрастающего поколения, увеличить уровень его физической активности, но и будет способствовать профилактике несчастных случаев на воде.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, а также образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений.
Согласно докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2018 год система образования Российской Федерации охватывает около 30,0 млн обучающихся, в том числе 7,6 млн обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, 16,1 млн обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
По данным федерального статистического наблюдения по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" в настоящее время в стране физкультурно-спортивную работу с обучающимися по образовательным программам дошкольного образования проводят более 38,8 тыс. организаций с общей численностью занимающихся в них 3,9 млн человек. Ведется работа по выявлению спортивно талантливых детей и создания для них соответствующих условий для профессионального спортивного развития, что важно для подготовки спортивного резерва. Работу по выявлению молодых талантов осуществляют 78,8% дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), а поддерживают таланты 45,1% ДОО. Вместе с тем, согласно исследованиям Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, активное усиление ранней специализации, когда дети вовлекаются в спортивную практику, в том числе в плавании, уже с 3-4 лет, может привести к нежелательным последствиям. Наиболее восприимчивыми к обучению плаванию являются дети в возрасте 7-10 лет, то есть периода развития, в котором закладываются основы физического благополучия и дальнейшего совершенствования способностей умения плавать. Именно с этого возраста у детей формируются устойчивые навыки к восприятию информации и точному выполнению команд тренера, достигается необходимый уровень психологической устойчивости и концентрации для систематического обучения плаванию, наступает тот этап физического развития ребенка, который способствует достижению максимально положительного эффекта для здоровья и сохранности жизни.
На сегодняшний день в общеобразовательных организациях Российской Федерации созданы предпосылки для развития навыков физической активности, включая плавание.
Учебный предмет "Физическая культура" входит в перечень обязательных предметов учебных планов для общеобразовательных организаций Российской Федерации и направлен на формирование разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Его содержание определяется федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), примерными учебными программами.
Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 сентября 2016 года N 3/16) одобрена и реализуется примерная программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, которая включает раздел "Плавание".
В целях модернизации содержания учебного предмета протоколом Коллегии Минпросвещения России от 24 декабря 2018 года N ПК-1вн утверждена Концепция преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, которая обеспечит обновление содержания и преподавания предмета, усилит взаимосвязь физической культуры с программами оздоровления, воспитания и социализации, в том числе посредством плавания.
В целях развития школьного спорта (школьные спортивные клубы, спортивные секции) общеобразовательных организаций и системы дополнительного образования (ДЮСШ, ДООЦ, ДЮКФП и др.) развиваются секции по 103 видам спорта, где плавание занимает одно из ведущих мест среди таких популярных и массовых видов спорта как футбол, волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, спортивная борьба, лыжные гонки.
Дополнительные общеобразовательные программы по плаванию реализуют более 1770 общеобразовательных организаций, в которых занимается плаванием не более 74,6 тыс. обучающихся (0,5% от общего количества обучающихся).
На базе общеобразовательных организаций создано 11,7 тыс. школьных спортивных клубов, которые посещают 1,7 млн обучающихся, из них плаванием занимаются лишь 35,6 тыс. обучающихся (0,25% от общего количества обучающихся).
В системе образования функционируют 3 155 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и иных организаций дополнительного образования, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта с общей численностью обучающихся 1,6 млн (по внутриведомственному мониторингу на 1 января 2019 года). Из них дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы по плаванию осваивают лишь 91,7 тыс. человек (5,7% от общего количества обучающихся).
Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры" (далее - Президентские состязания, Президентские спортивные игры) являются основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения и направлены на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое вовлечение в занятия физической культурой и спортом, а также формирование здорового образа жизни. В программы данных мероприятий входят соревнования по плаванию, включающие личные соревнования на дистанции 50 метров и эстафету 4x50 м вольным стилем. Ежегодно в школьном этапе Президентских состязаний принимают участие около 11,1 млн обучающихся, а в Президентских спортивных играх - 6,2 млн обучающихся.
С 2018 года проводятся Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов, в программу которых также включено плавание.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Комплекс ГТО) как программная и нормативная основа системы физического воспитания населения устанавливает государственные требования к уровню физической подготовленности различных категорий населения. Плавание как вид испытаний (дистанции 25, 50 метров; с учетом/без учета времени) представлен практически на всех ступенях Комплекса ГТО для всех возрастных категорий (от 6 до 70 лет и старше), в том числе для категории граждан с ограниченными возможностями здоровья, однако, несмотря на то, что плавание является базовым жизненно необходимым навыком, оно до сих пор не входит в перечень обязательных испытаний даже в тех регионах, где для этого имеются достаточные инфраструктурные условия.
Тем не менее, несмотря на уделяемое внимание плаванию в развитии подрастающего поколения, созданных условий недостаточно, поскольку в силу специфики организации процесса обучения плаванию, связанного с затратами материального и временного ресурса на перемещение с основного места учебы (школы) в бассейны для плавания, обучающиеся занимаются плаванием, по большей части, в рамках дополнительных программ (секции, кружки), в то время как плавание является базовым жизнеобеспечивающим навыком, что требует создания условий для 100% охвата обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.
В Российской Федерации на сегодняшний день из общего количества часов, отведенных на преподавание предмета "Физическая культура" по базовому учебному плану основной общеобразовательной программы, на "плавание" как вид спортивно-оздоровительных упражнений отведено всего 22 часа на всю начальную ступень (1-4 классы). Данного количества часов может хватить лишь на общий инструктаж по технике безопасности на воде, подводящие упражнения по правильному дыханию и вхождению в воду. В этой связи, для обеспечения освоения обучающимися полного курса базовых навыков плавания целесообразно в структуре внеурочной деятельности базового учебного плана, в пределах 68 часов на 1 параллель в год, выделяемых на спортивно-оздоровительное направление развития личности ребенка в 1-4 классах, ввести модуль, предусматривающий обучение базовым навыкам плавания по 36-часовой программе.
Программа по обучению плаванию за 36 часов предполагает, что по ее окончанию ребенок сможет уверенно проплыть 25 метров выбранным способом (кролем на груди, кролем на спине, брассом), освоит технику безопасности и умение применять знания в процессе нахождения, как в бассейне для плавания, так и в открытых водоемах.
Интеграция программы по обучению базовым навыкам плавания во внеурочную деятельность основной общеобразовательной программы соответствует задачам перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N Пр-759 (абзац шестой подпункта "д" пункта 1) и позволит повысить охват обучающихся и сформировать привычки здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения уже на ранних этапах их обучения и воспитания.
Опыт зарубежных стран в реализации программы "Обучение плаванию" в рамках школьной программы показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже, чем в тех странах, где реализация таких программ не носит системного характера.
В Норвегии половина часов школьной программы, выделенных на физическую культуру, отводится плаванию. В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. В США начальным обучением плаванию охвачены все ученики младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. В школьной программе Республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с 5 класса. Цель обучения - не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений. В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмотрено программой обучения с 1 класса. Задача первых двух лет обучения - прочно освоить подготовительные упражнения и прыжок вниз ногами. В 3 классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Основная направленность обучения в образовательной организации - овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. В Германии плавание является обязательным предметом. Обучение начинается с 3 класса. К моменту окончания среднего образования все обучающиеся должны уметь плавать.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что обучению детей плаванию во многих странах мира уделяется серьезное внимание, поскольку оно позволяет добиться целого ряда важнейших результатов в развитии ребенка: укрепление здоровья, закаливание организма, привитие стойких гигиенических навыков, изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком передвижения в воде, всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, ознакомление с правилами безопасности на воде и личная ответственность.
Согласно уже упомянутому докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2018 год система образования Российской Федерации насчитывает 3 млн обучающихся в системе среднего профессионального образования и 4,1 млн обучающихся в системе высшего образования.
На сегодняшний день в стране отмечается высокий межведомственный и межсекторный уровень заинтересованности в развитии студенческого спорта. Российская Федерация все более активно укрепляет свои позиции в мировом студенческом спортивном движении, что вносит существенный вклад в ее позиционирование в качестве ведущей мировой спортивной державы, а проведенные и запланированные на территории Российской Федерации крупнейшие международные спортивные мероприятия: XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске, XXXII Всемирная летняя универсиада 2023 года в г. Екатеринбурге - служат эффективным наследием и сильнейшим стимулом в развитии национальной системы студенческого спорта.
В настоящее время развитие студенческого спорта реализуется, как в части массового спорта, так и спорта высших достижений. Так, в основе стабильно высоких спортивных результатов на международной арене традиционно лежит выстроенная федеральными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в сфере образования, совместно со всероссийскими спортивными федерациями и Российским студенческим спортивным союзом - система студенческого спорта, обеспечивающая спортсменам высокого класса в процессе их подготовки эффективное сочетание образовательной деятельности и тренировочного процесса.
В этой связи развитие студенческого спорта, как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, выступает эффективным инструментом вовлечения студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, а также повышения конкурентоспособности российского спорта - и плавание в этих задачах является одним из приоритетных видов спорта, не только по причине традиционно большого количества завоеванных наград на Всемирных летних универсиадах, но и по причине сложившейся всероссийской системы массовых студенческих соревнований по плаванию в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий:
всероссийские соревнования среди студентов по плаванию;
соревнования по плаванию в рамках Всероссийской летней универсиады;
соревнования по плаванию в рамках Всероссийского фестиваля студенческого спорта.
Кроме того, в рамках основных профессиональных образовательных программ необходимо создать условия для обучения и занятий плаванием обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Плавание, благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению, является перспективным направлением в области физической культуры и спорта, в социальных программах реабилитации и социально-бытовой адаптации различных возрастных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия плаванием для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов являются эффективным средством коррекции отклонений в развитии и здоровье, восстановлении нарушенных двигательных и интеллектуальных функций, значительном улучшении физического состояния, освоении широкого спектра двигательных навыков, развития физических качеств. Дети более успешно осваивают основную общеобразовательную программу.
Кроме того, плавание - наиболее доступный и возможный вид физических упражнений, рекомендуемый взрослому населению, имеющему существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие заболевания), а также при реабилитации после тяжелых болезней или травм.
В последнее время стали культивироваться такие формы, как оздоровительное плавание и гимнастика, физкультурно-оздоровительные мероприятия, комплексы оздоровительных и корректирующих процедур в условиях бассейна для плавания, что позволяет создавать условия для социальной адаптации данной категории граждан, их самореализации и самоутверждения в социуме посредством занятий плаванием.
По данным Федерального реестра инвалидов на сегодняшний день в Российской Федерации общее количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями составляет 11,9 млн человек. Из них, в соответствии с медицинскими показаниями, заниматься физической культурой и спортом могут 7,8 млн человек. При этом, по данным федерального статистического наблюдения по форме 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" систематически занимаются плаванием лишь 9,8 тыс. детей с инвалидностью в возрасте от 6 до 18 лет и 11,4 тыс. человек взрослого населения. Общее количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся плаванием, в Российской Федерации - 21,2 тыс. человек (0,3% от общего количества инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым разрешено заниматься физической культурой и спортом по медицинским показаниям), из них:
лица с интеллектуальными нарушениями - 6,7 тыс.;
лица с нарушением зрения - 2,4 тыс.;
лица с нарушением слуха - 3,5 тыс.;
лица с поражением опорно-двигательного аппарата - 7,0 тыс.
Приведенные данные говорят о том, что в Российской Федерации физкультурно-оздоровительная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами, ведется крайне ограниченно. Формы и методики проведения физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами разных нозологических групп остаются недостаточно разработанными. Увеличение численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся плаванием является одной из задач настоящей Межведомственной программы.
Повышенное внимание занятиям плаванием требуется уделить и населению трудоспособного и старше трудоспособного возраста. Занятия оздоровительным плаванием в бассейне позволяют избавиться от стресса, получить положительные эмоции, а также расслабить организм после тяжелого трудового дня с пользой для здоровья. Во время нахождения в воде тело человека расслабляется, снижается нагрузка на позвоночник. Кроме того, плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Набирающие популярность плавание, триатлон, пятиборье и другие сопутствующие плаванию виды спорта, а также специальные тренинги по аквааэробике, водной йоге, аквашейпингу, корпоративные программы по занятиям командными играми в воде становятся важными компонентами современной культуры спорта и отдыха для взрослого работающего человека.
Лица старше трудоспособного возраста - еще одна, недостаточно вовлеченная в систематические занятия плаванием, часть населения Российской Федерации. По данным официальной статистики в 2018 году в Российской Федерации общая численность населения старше трудоспособного возраста составила более 46 млн человек. Лиц старше трудоспособного возраста условно можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто в молодости активно занимался физической культурой и спортом и сейчас, несмотря на возраст, продолжает увлекаться любимым видом спорта. Ко второй группе относятся практически здоровые граждане старшего возраста, не занимающиеся физической культурой и спортом, по крайней мере, в последние годы. Они нуждаются в квалифицированном совете и помощи, без чего их самостоятельные занятия могут принести больше вреда, чем пользы. Третью группу составляют лица, страдающие наиболее часто встречающимися в старшем возрасте заболеваниями: ишемической и гипертонической болезнью, хроническим бронхитом, артритами и др. Представители этой группы нуждаются в строго дозированных занятиях физической культурой под постоянным наблюдением врачей или в группах лечебной физкультуры при лечебно-профилактических учреждениях. Для каждой из перечисленных категорий - плавание должно стать неотъемлемой частью жизни. Занятия плаванием благотворно влияют на области головного мозга, в которых хранится информация, замедляются процессы старения организма. Плавание способствует поддержанию сердечно-сосудистой системы в тонусе, улучшению кровообращения во всем теле, сохранению подвижности суставов.
Обучение и занятия плаванием невозможны без развития инфраструктуры с учетом потребностей различных категорий и групп населения. В настоящее время для обучения населения плаванию, оказания физкультурно-оздоровительных услуг и проведения спортивной подготовки в Российской Федерации функционирует 5 855 бассейнов для плавания, из которых 1400 бассейнов для плавания при общеобразовательных организациях. Из имеющихся бассейнов для плавания 50-метровую чашу имеют лишь 3,0% от общего числа бассейнов для плавания.
Доля бассейнов для плавания, введенных в эксплуатацию после 2000 года, составляет примерно 69,0% (3 893 бассейнов для плавания), доля бассейнов для плавания, введенных в эксплуатацию до 2000 года, составляет 31,0% (1761 бассейнов для плавания), большинство из которых нуждаются в модернизации (реконструкции или капитальном ремонте). За период 2006-2015 годов, в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" введено в эксплуатацию 2 363 бассейнов для плавания. В рамках реализации программы "500 бассейнов" при образовательных организациях высшего образования страны построено 72 бассейна для плавания. Большинство этих бассейнов для плавания располагаются в крупных городах и районных центрах, в связи с чем вопрос о доступности занятий физической культурой и спортом для населения на имеющейся материально-технической базе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (в том числе в выходные и праздничные дни) становится все более актуальным.
Так, на сегодняшний день большинство образовательных организаций высшего образования различной ведомственной принадлежности уже располагают полноценной материально-технической базой для плавания. Ее использование населением для занятий плаванием уже сегодня позволит существенно увеличить численность систематически занимающихся в различных возрастных группах.
В рамках Межведомственной программы планируется проведение мониторинга состояния бассейнов для плавания всех размеров, разновидностей и форм собственности с точки зрения возможности их использования для обучения и занятий плаванием, в соответствии с нормативами их пропускной способности, обучающимися различных образовательных организаций, а также населением трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенный в мае 2019 года анализ обеспеченности субъектов Российской Федерации бассейнами для плавания по территориальному и демографическому принципу показал их крайне неравномерное распределение по территориям. Так, в Республиках Хакасия, Алтай и Дагестан на 1 бассейн для плавания приходится более 100 тыс. жителей в возрасте от 3 до 79 лет, в Республиках Калмыкия, Ингушетия, Крым и Чеченской Республике на 1 бассейн для плавания приходится около 80 тыс. жителей, в Республиках Кабардино-Балкарской и Бурятия, а также Тюменской, Амурской областях и Еврейской автономной области тот же показатель составляет около 50 тыс. жителей на 1 бассейн для плавания. Кроме того, в 47,0% муниципальных образований Российской Федерации на сегодняшний день нет ни одного действующего бассейна для плавания. При этом на этих территориях проживает свыше 17,5 млн человек, и 19,0% от общей численности обучающихся 2-4 классов.
Отдельное внимание следует уделить организациям фитнес-индустрии, имеющим бассейны для плавания. Согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" в 2018 году общее количество фитнес-клубов составило 7 065 единиц с численностью занимающихся в них 5,4 млн человек.
С 2009 года в Российской Федерации фитнес-сообщество активно выстраивает всестороннее сотрудничество с органами государственной власти для развития отечественной фитнес-индустрии, организует мероприятия по привлечению широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, в том числе плаванием. Вовлечение в работу над достижением цели Межведомственной программы фитнес-клубов различных форм собственности, имеющих в своей инфраструктуре бассейны для плавания и иные материальные и кадровые ресурсы, может стать существенным фактором, обеспечивающим доступность и равные возможности для занятий плаванием населения всех социальных категорий и возрастных групп.
Также необходимо обратить внимание на имеющиеся условия для занятий плаванием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. За период 2012-2018 годов количество бассейнов для плавания, приспособленных для занятий инвалидов, выросло с 1 017 до 1 894, и составляет 31,0% от общего количества бассейнов для плавания в Российской Федерации, причем обеспечивают условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения в здании бассейна и (при необходимости) на территории только 7,5% бассейнов для плавания.
В среднем, в Российской Федерации на 1 бассейн для плавания приходится 6315 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако фактические показатели численности инвалидов, занимающихся плаванием в различных субъектах Российской Федерации значительно различаются и не имеют системного характера. В некоторых субъектах Российской Федерации обеспеченность бассейнами для плавания, доступными для инвалидов, не всегда способствует росту занимающихся. Например, в Белгородской, Костромской и ряде других областей, при наличии бассейнов для плавания, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся или крайне мало, или они полностью отсутствуют. Соответственно, в рамках Межведомственной программы требуется также системная работа по вовлечению в общеоздоровительные и реабилитационные программы по плаванию инвалидов всех категорий и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении целесообразно задействовать некоммерческие социально ориентированные организации, оказывающие общественно полезные услуги, и усилить их роль в участии по реализации мероприятий Межведомственной программы в рамках государственного заказа.
В целом, в рамках Межведомственной программы необходимо добиться создания доступной инфраструктуры для беспрепятственных занятий плаванием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая оснащение действующих бассейнов для плавания необходимым оборудованием, а также обеспечить до 100% доступность бассейнов для плавания, вводимых в эксплуатацию в рамках реализации Межведомственной программы.
Данные мероприятия позволят обеспечить доступность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и привлечь к систематическим занятиям плаванием не менее 4,3 млн человек данной категории.
Учитывая, что общая обеспеченность бассейнами для плавания на сегодняшний день составляет всего 12,0% от действовавшего ранее норматива, одной из важнейших задач при создании условий для занятий плаванием всех социальных категорий и возрастных групп населения должно стать обеспечение муниципальных образований Российской Федерации функциональной и доступной инфраструктурой для плавания.
Исходя из проведенных расчетов и принципа разумной достаточности, следует понимать, что единовременно выйти на показатели количества объектов, предоставляющих услуги по плаванию для населения, сопоставимые с показателями стран, являющихся лидерами по объему подобной инфраструктуры (например, США или Германия), практически невозможно. Кроме того, при реализации адресной программы строительства необходимо будет учитывать тот фактор, что строительство одного 50-метрового бассейна олимпийского уровня сопоставимо со строительством нескольких типовых 25-метровых бассейнов.
Таким образом, для формирования параметра потребности в плавательной инфраструктуре было использовано среднее значение расчетов, что привело к следующему выводу: для повышения обеспеченности бассейнами для плавания населения Российской Федерации до уровня:
- 25,0% - необходимо построить 13 725 бассейнов для плавания (из них 1 761 бассейн необходимо капитально реконструировать/модернизировать);
- 50,0% - необходимо построить 27 450 бассейнов для плавания;
- 100% - необходимо построить 54 899 бассейнов для плавания, причем, из этого числа можно условно вычесть 7 621 бассейн для плавания, которые необходимо построить при образовательных организациях всех типов для 100% обеспеченности обучающихся подведомственной инфраструктурой для плавания.
Учитывая значительные финансовые затраты, строительство такого количества бассейнов для плавания нецелесообразно.
Принимая во внимание, что в Российской Федерации насчитывается 506 городских образований и городских поселений с численностью населения от 30 тыс. до 500 тыс. человек, в которых проживает в общей сложности 49 млн человек, целесообразно, в первую очередь, осуществить строительство новых бассейнов для плавания именно в данных городских образованиях и городских поселениях.
Но даже эти меры не позволят в полном объеме решить задачу по обеспечению доступности плавания для всего населения независимо от места проживания, что потребует разработки механизма преемственности и пролонгации мероприятий Межведомственной программы после 2024 года.
В этой связи, а также для оптимизации государственных расходов, связанных с необходимостью увеличения обеспеченности населения Российской Федерации бассейнами для обучения и систематических занятий плаванием, в рамках Межведомственной программы будут предусмотрены направления работы по развитию инфраструктуры, которые позволят увеличить общее количество занимающихся плаванием с 1,9 млн до 3,0 млн человек к 2024 году и создадут предпосылки для роста этого показателя в дальнейшем.
Появление новых бассейнов для плавания оценивается населением положительно, поскольку строительство новых сооружений осуществляется с учетом мировых стандартов, позволяющих использовать объекты с наибольшей эффективностью. Введение в эксплуатацию новых бассейнов для плавания также способствует созданию новых рабочих мест.
В связи с этим предлагается в партнерстве с образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минспорту России, реализовать механизм целевого обучения с учетом прогноза потребности территорий необходимым количеством специалистов по плаванию.
Вместе с тем, существует ряд проблем, серьезным образом ограничивающих доступность плавания для населения различных возрастных и социальных групп, особенно для обучающихся, в том числе:
дисбаланс внутриведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам использования материально-технической базы (бассейнов для плавания) для проведения учебных занятий по плаванию с обучающимися в рамках основных и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
несовершенство нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию занятий по плаванию в рамках основных общеобразовательных программ;
дефицит бассейнов для плавания, их неравномерное распределение среди муниципальных образований Российской Федерации и нерациональная эксплуатация;
недостаточный уровень ресурсного обеспечения;
отсутствие практической реализации в большинстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях механизма оказания социальных и общественно полезных услуг населению;
слабая пропаганда плавания как жизненно необходимого навыка в части формирования здорового образа жизни.
Разработка, внедрение и системная реализация Межведомственной программы должна обеспечить тесное взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях всех участников программы с органами просвещения, здравоохранения, образования и науки, физической культуры и спорта, труда и социальной защиты, строительства и ЖКХ, а также с коммерческими и некоммерческими участниками программы негосударственного сектора.
Реализация Межведомственной программы, таким образом, предполагает:
развитие организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг в сфере общего образования, внеурочной деятельности, внешкольной работы с детьми и общеобразовательных программ для детей, а также в сфере профессионального образования, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умения плавать;
совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия по организации обучения плаванию при участии Всероссийской федерации плавания;
внесение изменений в примерные основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, включая внеурочную деятельность, в части формирования базовых навыков среди обучающихся общеобразовательных организаций в рамках 36-часовой программы обучения плаванию;
создание системы организационно-методического и научного обеспечения и сопровождения образовательных организаций, реализующих в образовательной деятельности программы по обучению плаванию;
вовлечение в занятия плаванием лиц с ограниченными возможностями здоровья, населения трудоспособного и старше трудоспособного возраста, нуждающихся в двигательной реабилитации и улучшении качества и продолжительности жизни;
обеспечение муниципальных образований Российской Федерации с численностью населения от 30 тыс. до 500 тыс. человек современными бассейнами для плавания;
модернизацию имеющихся бассейнов для плавания для соответствия их современным требованиям и обеспечения многофункционального использования для различных возрастных и социальных групп населения;
использование при проектировании и строительстве бассейнов для плавания инновационных технологий, материалов и оборудования для гарантии необходимого уровня качества объекта, отвечающего современным стандартам и требованиям энергосбережения, безопасности и функциональности, и обеспечения, тем самым, оптимизации расходов при его дальнейшей эксплуатации, привлекательности для посетителей и соблюдения принципов экономической безопасности и преимущественного импортозамещения;
обеспечение доступа социально ориентированным некоммерческим организациям к оказанию социальных и общественно полезных услуг в области развития плавания в соответствии с государственным (муниципальным) заказом.
Реализация данных мероприятий позволит:
увеличить число обучающихся образовательных организаций, систематически занимающихся плаванием и владеющих жизненно необходимыми навыками плавания;
сократить количество несчастных случаев на воде, содействовать укреплению здоровья населения посредством плавания;
оптимизировать работу образовательных организаций, задействованных в оказании комплексной услуги по обучению детей плаванию в рамках внеурочной деятельности общеобразовательных программ, координации и логистике передвижения групп детей в траектории "школа-бассейн-школа";
обеспечить массовость в плавании, что позволит повысить результативность в выявлении одаренных детей, способных пополнить спортивный резерв сборных команд по плаванию;
модернизировать имеющиеся бассейны для плавания с точки зрения создания современных условий для занятий плаванием всех возрастных и социальных групп населения на уже функционирующих объектах;
создать непрерывный гарантированный поток посетителей бассейнов для плавания в рамках реализации мероприятий Межведомственной программы, что повысит эффективность эксплуатации действующих бассейнов для плавания, обеспечит инвестиционную привлекательность для реконструкции имеющихся и строительства новых бассейнов для плавания, в том числе на базе государственно-частного партнерства.
Паспорт
Межведомственной программы "Плавание для всех"
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство спорта Российской Федерации |
Участники Программы |
Министерство просвещения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Всероссийская федерация плавания Российская ассоциация спортивных сооружений |
Подпрограммы |
Подпрограмма 1 "Плавание для обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов" |
Подпрограмма 2 "Плавание для населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" | |
Подпрограмма 3 "Строительство и модернизация бассейнов для плавания" | |
Цель Программы |
Создание условий для обучения и занятий плаванием различных возрастных и социальных групп населения Российской Федерации, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Задачи Программы |
1) формирование условий для освоения обучающимися в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, базовых жизнеобеспечивающих навыков плавания; |
2) формирование условий, обеспечивающих возможность населению трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, систематически заниматься плаванием и улучшать свое физическое здоровье с помощью плавания; | |
3) создание инфраструктурных условий для обучения и систематических занятий плаванием населения различных возрастных и социальных групп, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
Показатели (индикаторы) Программы |
Численность населения различных возрастных и социальных групп, систематически занимающегося плаванием*; |
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в возрасте 7-10 лет, обученных базовому навыку плавания в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность, в рамках реализации Программы (нарастающим итогом)*; | |
Количество бассейнов для плавания, созданных в муниципальных образованиях с численностью населения от 30 до 500 тыс. человек, в рамках реализации Программы, в том числе адаптированных для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья* | |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в один этап |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличена численность населения различных возрастных и социальных групп, систематически занимающегося плаванием, до 3,0 млн человек*; |
Увеличена численность обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в возрасте 7-10 лет, обученных базовому навыку плавания в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность*; | |
В муниципальных образованиях с численностью населения от 30 до 500 тыс. человек создано 506 бассейнов для плавания, в том числе адаптированных для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая бассейны для плавания, созданные с использованием механизмов государственно-частного партнерства* |
______________________________
* При условии выделения дополнительных средств из федерального бюджета
Паспорт
Подпрограммы 1 "Плавание для обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов"
Ответственные исполнители Подпрограммы 1 |
Министерство просвещения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Участники Подпрограммы 1 |
Министерство спорта Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Всероссийская федерация плавания |
Цель Подпрограммы 1 |
Формирование условий для освоения обучающимися в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, базовых жизнеобеспечивающих навыков плавания |
Задачи Подпрограммы 1 |
1) совершенствование методической обеспеченности деятельности образовательных организаций Российской Федерации по обучению плаванию обучающихся в рамках образовательных программ, включая внеурочную деятельность; |
2) повышение доступности занятий плаванием для обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования за счет оптимизации использования существующих бассейнов для плавания всех форм собственности и ведомственной принадлежности; | |
3) популяризация плавания среди обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования | |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы 1 |
Количество общеобразовательных организаций, обеспечивающих обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, возможностью обучения плаванию в рамках основных образовательных программ общего образования, включая внеурочную деятельность*; |
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием, включая проходящих обучение базовому навыку плавания; | |
Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием; | |
Численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием | |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 1 |
Программа реализуется в один этап |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 1 |
Увеличено количество общеобразовательных организаций, обеспечивающих обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, возможностью обучения плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность*; |
Увеличена численность обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием, включая проходящих обучение базовому навыку плавания; | |
Увеличена численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием; | |
Увеличена численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся плаванием |
______________________________
* При условии выделения дополнительных средств из федерального бюджета
Паспорт
Подпрограммы 2 "Плавание для населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Ответственный исполнитель Подпрограммы 2 |
Министерство спорта Российской Федерации |
Участники Подпрограммы 2 |
Министерство финансов Российской Федерации Всероссийская федерация плавания |
Цель Подпрограммы 2 |
Формирование условий, обеспечивающих возможность населению трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, систематически заниматься плаванием и улучшать свое физическое здоровье с помощью плавания |
Задачи Подпрограммы 2 |
1) формирование механизмов вовлечения населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных социальных групп; |
2) обеспечение доступности плавания для населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет оптимизации использования существующих бассейнов всех форм собственности и ведомственной принадлежности | |
3) подготовка квалифицированных специалистов по обучению и занятиям плаванием с населением различных возрастных и социальных групп | |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы 2 |
Численность населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, систематически занимающихся плаванием; |
Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1), систематически занимающихся плаванием | |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 2 |
Программа реализуется в один этап |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 2 |
Увеличена численность населения трудоспособного возраста (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1) и старше трудоспособного возраста, систематически занимающихся плаванием; |
Увеличена численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (за исключением лиц, включенных в Подпрограмму 1), систематически занимающихся плаванием |
Паспорт
Подпрограммы 3 "Строительство и модернизация бассейнов для плавания"
Ответственный исполнитель Подпрограммы 3 |
Министерство спорта Российской Федерации |
Участники Подпрограммы 3 |
Министерство финансов Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Всероссийская федерация плавания Российская ассоциация спортивных сооружений |
Цель Подпрограммы 3 |
Создание инфраструктурных условий для обучения и систематических занятий плаванием населения различных возрастных и социальных групп, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Задачи Подпрограммы 3 |
1) Проведение мониторинга состояния бассейнов для плавания всех размеров, разновидностей и форм собственности с точки зрения возможности их использования для обучения и занятий плаванием населения различных возрастных и социальных групп, определения потребности в их модернизации для соответствия современным требованиям, в том числе требованиям доступности для занятий плаванием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
2) разработка и актуализация методической базы по проектированию и оборудованию бассейнов для плавания с учетом современных требований и многофункционального использования для различных возрастных и социальных групп населения; | |
2) обеспечение муниципальных образований с численностью населения от 30 тыс. до 500 тыс. человек бассейнами для плавания различных типов, в том числе адаптированных для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья* | |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы 3 |
Единовременная пропускная способность бассейнов для плавания, созданных в рамках Программы*; Эффективность использования бассейнов для плавания |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 3 |
Программа реализуется в один этап |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 3 |
Единовременная пропускная способность бассейнов для плавания, созданных в рамках Программы составила 210,0 тыс. человек*; Эффективность использования бассейнов для плавания доведена до 90,0% |
______________________________
* При условии выделения дополнительных средств из федерального бюджета
Министр спорта |
П.А. Колобков |
Министр просвещения |
О.Ю. Васильева |
Министр |
М.М. Котюков |
Президент Всероссийской |
В.В. Сальников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межведомственная программа "Плавание для всех" (утв. Министерством спорта РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ, Всероссийской федерацией плавания)
Текст документа опубликован не был