Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года (прилагается).
2. Правительствам государств - участников СНГ принять необходимые меры по реализации мероприятий указанного Комплекса совместных действий.
3. Межправительственному совету по сотрудничеству в области ветеринарии обеспечивать координацию и контроль выполнения мероприятий Комплекса совместных действий, ежегодно рассматривать его итоги на своих заседаниях и при необходимости информировать Экономический совет СНГ.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
Вице-премьер-министр
М. Григорян
От Республики Беларусь
С. Румас
От Республики Казахстан
А. Мамин
с оговоркой
От Кыргызской Республики
М. Абылгазиев
От Республики Молдова
Министр экономики и
инфраструктуры
В. Брынзан
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕН
Решением Совета глав
правительств Содружества
Независимых Государств
о Комплексе совместных действий
государств - участников СНГ
по профилактике и борьбе с
гриппом птиц и ньюкаслской
болезнью на период до 2025 года
от 25 октября 2019 года
Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года
Паспорт
Комплекса совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года
Дата и основание для принятия решения о разработке |
Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 года; Решение Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии от 12 мая 2016 года |
Заказчик |
Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
Разработчики |
ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГБУ "ВНИИЗЖ"); ветеринарные службы государств - участников СНГ |
Срок реализации |
2019 - 2025 годы |
Основные мероприятия |
Создание и совершенствование в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения животных (Международное эпизоотическое бюро, МЭБ) необходимого современного нормативно-правового обеспечения для реализации мероприятий ветеринарными службами государств - участников СНГ, включая разработку и утверждение рамочных, национальных программ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью в государствах - участниках СНГ и правил (инструкций) по борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью. Унификация на основе требований МЭБ диагностических средств и методов по детекции, изоляции и идентификации возбудителей болезней. Создание международной рабочей группы. Расширение информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ. Координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО) по диагностике и контролю гриппа птиц и ньюкаслской болезни. Организация мониторинга заболеваний среди поголовья птиц в промышленных предприятиях, домашних птиц в хозяйствах граждан, диких перелетных и синантропных птиц, прежде всего в зонах высокой степени риска. Проведение регулярных эпизоотологических обследований, в первую очередь в зонах высокой степени риска распространения особо опасных болезней. Создание и поддержание резерва вакцин, диагностикумов и дезинфицирующих средств для оперативной ликвидации возможных очагов гриппа птиц и ньюкаслской болезни. Организация учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств - участников СНГ в целях повышения их квалификации |
Контроль за реализацией |
Государства - участники СНГ; Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии. Координатором работ и мероприятий по Комплексу совместных действий является ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГБУ "ВНИИЗЖ") (Российская Федерация) |
Наиболее важные целевые показатели |
Обеспечение благополучия по гриппу птиц и ньюкаслской болезни каждого государства и Содружества в целом, минимизация экономического ущерба при возможном возникновении вспышек гриппа птиц и ньюкаслской болезни путем их быстрой локализации и ликвидации |
Ожидаемые конечные результаты |
Снижение ущерба от эпизоотий особо опасных болезней птиц (грипп, ньюкаслская болезнь), вызывающих чрезвычайные ситуации в птицеводстве. Обеспечение ветеринарного благополучия в отношении особо опасных заболеваний птиц |
Пояснительная записка
к Комплексу совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года
Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года (далее - Комплекс совместных действий) разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств - участников СНГ, международного опыта реализации программ по борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью и направлен на минимизацию экономического ущерба от этих заболеваний, предотвращение заноса и распространения болезней на территориях государств - участников СНГ.
В Комплексе совместных действий изложены анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах - участниках СНГ и других государствах мира, основные направления по реализации Комплекса совместных действий в рамках контроля над гриппом птиц и ньюкаслской болезнью, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Финансирование реализации планируемых мероприятий будет осуществляться в рамках ассигнований, предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам на обеспечение их функций.
Головным разработчиком Комплекса совместных действий, координатором работ и мероприятий является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГБУ "ВНИИЗЖ") (Российская Федерация), которое имеет международные статусы Центра Международного эпизоотического бюро (МЭБ) по сотрудничеству в области диагностики и контроля болезней животных для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья и Референтной лаборатории МЭБ по высокопатогенному и низкопатогенному гриппу птиц и ньюкаслской болезни.
По согласованию с заинтересованными ветеринарными службами государств - участников СНГ ФГБУ "ВНИИЗЖ" может проводить консультации, тренинги, семинары, совещания, направленные на реализацию Комплекса совместных действий.
Контроль за реализацией Комплекса совместных действий осуществляют государства - участники СНГ и Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии.
1. Краткая характеристика современной эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни
По данным Всемирной организации здравоохранения животных, высокопатогенный грипп птиц определяется как инфекция домашних птиц, вызываемая вирусом гриппа типа А подтипов Н5/Н7 или любым вирусом гриппа типа А, имеющим индекс внутривенной патогенности (IVPI) более чем 1,2, или вызывающим гибель более 75% цыплят при их заражении. При молекулярно-биологическом исследовании высокопатогенные вирусы имеют несколько основных аминокислот в сайте расщепления белка гемагглютинина (в первую очередь аргинин и лизин). С учетом патогенности вируса заболевание разделяют на два типа - высокопатогенный и низкопатогенный грипп птиц. Вирусы, не отвечающие данным критериям, не вызывающие заболевания и падежа птиц, относят к низкопатогенным; как правило, это вирусы подтипов Н1-Н4, Н6, Н8-Н16.
Панзоотия гриппа птиц Н5N1 в 2003 - 2012 годах нанесла серьезный урон мировому сельскому хозяйству, в этот период погибло и было уничтожено более 300 млн голов домашних птиц. Эпидемия в азиатских странах в 2003 - 2005 годах не была вызвана интродукцией и распространением единственного вируса гриппа птиц, а явилась следствием воздействия множества вирусов, которые по генотипу были связаны с линией А/goose/Guangdong/96. В 2016 году произошло широкое распространение высокопатогенного гриппа птиц (ВГП) подтипа Н5N8 в популяции домашних и диких птиц в странах Европы и Азии в период осенней миграции диких птиц. При этом все случаи нотификации данного подтипа в популяции диких птиц связаны с регистрацией их гибели. В популяциях диких и (или) домашних птиц практически во всех европейских государствах и в ряде стран Африки, Азии и Ближнего Востока обнаружен вирус гриппа Н5N8. Во всем мире были зарегистрированы случаи ВГП среди домашних и диких птиц, обусловленные вирусом гриппа типа А следующих подтипов: Н5N1; Н5N2; Н5N5, Н5N6; Н5N8; Н5N9; Н7N8; Н7N3; Н7N7, Н7N1; также регистрируются случаи низкопатогенного гриппа птиц подтипов Н5 и Н7.
По данным отчетов, в систему уведомлений МЭБ циркуляция вируса гриппа птиц (с 2005 года) на территориях государств - участников СНГ была выявлена в Азербайджане, Казахстане, России, Украине и Грузии. В МЭБ нотифицированы случаи ВГП подтипа Н5N8 в Украине в начале 2017 года среди домашних птиц личного подсобного хозяйства и среди диких птиц (лебеди, павлины). Случаи гибели кудрявых пеликанов от гриппа Н5N1 отмечены в Казахстане в мае 2015 года. В начале 2017 года у берегов Каспийского моря в г. Актау были найдены мертвые лебеди, в органах которых был обнаружен геном ВГП подтипа А/Н5. Сложная эпизоотическая ситуация по гриппу птиц сложилась на территории Российской Федерации в 2016 - 2018 годах. После первого случая обнаружения нового вируса H5N8 (клада 2.3.4.4, группа В) в мае 2016 года в Республике Тыва возбудитель в ноябре - декабре 2016 года стал причиной эпизоотий ВГП в ряде государств, включая Россию. С ноября 2016 года по декабрь 2017 года в Российской Федерации были карантинированы 7 птицефабрик, пало и уничтожено более 3,26 млн птиц промышленного поголовья. В 2018 году на территории России зарегистрированы 79 случаев гриппа Н5N8, большинство из которых выявлены в личных подворных хозяйствах граждан. В двух субъектах пострадали 4 промышленных предприятия, работающие в режиме закрытого типа. В 2018 году (по состоянию на 08.08.2018) пало и уничтожено более 1,4 млн голов домашней птицы.
Быстрое распространение вспышек болезни и увеличение количества штаммов вируса, в настоящее время циркулирующих одновременно, дают основание прогнозировать дальнейшее ухудшение эпизоотической ситуации.
Наиболее уязвимыми сегментами сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйства граждан и фермы открытого типа. Вероятность вторичного распространения вируса из очагов с перемещаемыми домашней птицей, продуктами птицеводства и другими факторами передачи возбудителя очень велика ввиду запоздалого реагирования на ситуацию на стадии подозрения на ВГП. Отсутствие раннего оповещения со стороны населения и бесконтрольная утилизация трупов птиц, которые становятся добычей хищников и всеядных птиц, могут усугублять ситуацию.
Для промышленного птицеводства основным фактором риска остается недостаточное обеспечение биобезопасности предприятий, допускающее проникновение вируса в хозяйства с кормами, водой, подстилкой, дикой и синантропной птицей, грызунами, транспортом и персоналом.
Ньюкаслская болезнь определяется как инфекция домашней птицы. Она зарегистрирована практически на всех континентах, наносит громадный ущерб и подлежит обязательной нотификации МЭБ. Болезнь очень опасна как для коммерческих стад домашней птицы, так и для стад кур в сельских населенных пунктах, где она может вызывать вспышки со 100%-ной смертностью. Ньюкаслская болезнь осложняется тем, что разнообразные изоляты и штаммы вируса могут индуцировать огромное количество вариантов заболевания, различных по остроте. Клинические признаки варьируют, что затрудняет постановку диагноза, зависят от многих факторов, в первую очередь от вирулентности возбудителя, вида птицы, иммунологического состояния организма.
По официальным данным системы МЭБ, вспышки ньюкаслской болезни (с 2005 года) были зарегистрированы на территориях Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины.
Проблема борьбы с ньюкаслской болезнью остается крайне актуальной как в индустриальных, так и развивающихся странах, несмотря на наличие и широкое применение средств специфической профилактики и проведение жестких карантинных и ограничительных мероприятий. Для профилактики применяют как живые, так и инактивированные вакцины. Цель применения вакцины - достижение напряженного и максимально длительного гуморального иммунитета, препятствующего размножению и распространению вирулентных вирусов в стадах птиц. Привитые клинически здоровые птицы, выделяющие вирулентный вирус, представляют потенциальную угрозу для невакцинированных птиц. Поэтому необходимо неукоснительно выполнять программу вакцинопрофилактики, проверяя ее эффективность контролем поствакцинального иммунитета. Срок проведения первой вакцинации и последующих ревакцинаций определяют по показателям напряженности трансовариального и поствакцинального иммунитета.
2. Основные цели и задачи Комплекса совместных действий
Комплекс совместных действий рассчитан на расширение и углубление сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ, прежде всего на осуществление совместных действий по профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни; минимизацию экономического ущерба при возникновении вспышек этих инфекций; поддержание эпизоотического благополучия государств - участников СНГ.
Основными целями реализации Комплекса совместных действий являются:
обеспечение благополучия по гриппу птиц и ньюкаслской болезни каждого государства и Содружества в целом;
минимизация экономического ущерба при возникновении вспышек гриппа птиц и ньюкаслской болезни;
координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с особо опасными заболеваниями птиц;
развитие совместных научно-исследовательских работ в отношении экономически значимых инфекционных болезней птиц.
Основными задачами Комплекса совместных действий являются:
создание нормативно-правового обеспечения для реализации ветеринарно-санитарных мероприятий в государствах - участниках СНГ с учетом последних положений МЭБ;
совершенствование диагностических средств и методов по детекции, идентификации и выделению вирусов, в том числе при активном участии Референтной лаборатории МЭБ (ФГБУ "ВНИИЗЖ");
организация мониторинга популяций птиц и оперативного обмена информацией о выявлении неблагополучных очагов;
создание и поддержание резерва вакцины, диагностикумов, дезинфицирующих средств для оперативной ликвидации очагов болезней;
организация учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств - участников СНГ для повышения их квалификации, проведение межлабораторных сличительных испытаний;
координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО);
внедрение единых подходов к неблагополучным странам - поставщикам птицеводческой продукции с использованием принципов регионализации и компартментализации.
3. Сроки реализации Комплекса совместных действий
3.1. Основные направления реализации Комплекса совместных действий
Успех реализации Комплекса совместных действий базируется на общей заинтересованности в искоренении гриппа птиц и профилактике ньюкаслской болезни, высоком приоритете при выполнении задач, согласованности действий всех его участников, высоком уровне квалификации ветеринарных служб государств - участников СНГ и других исполнителей.
Реализация Комплекса совместных действий охватывает следующие направления:
оценка эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни;
совершенствование нормативно-правовой базы в свете гармонизации с рекомендациями Кодекса здоровья наземных животных МЭБ;
организация выполнения положений нормативных правовых документов и взаимное информационное обеспечение в части эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах - участниках СНГ;
осуществление совместных мероприятий по мониторингу, профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни в государствах - участниках СНГ;
поддержание достигнутых результатов по улучшению эпизоотической ситуации по особо опасным болезням птиц.
3.2. Сроки реализации Комплекса совместных действий
Мероприятия Комплекса совместных действий состоят из блока первоочередных мероприятий на период до 2020 года и последующих шагов, которые будут определяться и уточняться по мере реализации ранее намеченных мероприятий после рассмотрения на заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии.
4. Перечень мероприятий по профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни в государствах - участниках СНГ
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. |
Оценка состояния ветеринарных служб (объем выполняемых работ по контролю распространения гриппа птиц и ньюкаслской болезни, используемые ресурсы, нормативно-правовая база по болезням) (по мере необходимости) |
2019 - 2020 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
2. |
Анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни (наличие случаев инфицирования птиц сельскохозяйственного назначения, птиц-компаньонов, дикой и синантропной птицы; оценка распространения особо опасных инфекций; причины возникновения болезней в промышленном птицеводстве) (по мере необходимости) |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
3. |
Подготовка национальных прогнозов на основе анализа риска распространения гриппа птиц и ньюкаслской болезни (по мере необходимости) |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
4. |
Оценка объемов проводимых превентивных мероприятий по контролю гриппа птиц и ньюкаслской болезни на территориях государств и определение их эффективности (по мере необходимости) |
2019 - 2025 гг. |
Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии, заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
5. |
Проведение научно-исследовательских работ по изучению эпидемиологии гриппа птиц и ньюкаслской болезни |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
6. |
Создание и пополнение национальных коллекций полевых изолятов вирусов гриппа птиц и ньюкаслской болезни, циркулирующих на территориях государств - участников СНГ |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
7. |
Организация совместного обучения (тренингов) ветеринарных специалистов государств - участников СНГ (вирусологи, серологи, эпизоотологи) по вопросам диагностики гриппа птиц и ньюкаслской болезни, современным методам профилактики и борьбы с заболеваниями |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
8. |
Проведение совместных совещаний и семинаров по вопросам диагностики и профилактики гриппа птиц и ньюкаслской болезни |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
9. |
Оперативное проведение совместных работ сторон по ликвидации очагов гриппа птиц и ньюкаслской болезни на приграничных территориях |
В случае необходимости |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
10. |
Создание и поддержание национальных резервов диагностикумов и вакцин для оперативной диагностики и профилактики заболеваний |
2019 - 2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ |
11. |
Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по проблеме гриппа птиц и ньюкаслской болезни |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
12. |
Проведение мониторинговых исследований популяций птиц промышленного назначения, частных подворий, дикой и синантропной птицы |
2019 - 2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
13. |
Проведение вакцинации против гриппа птиц (при необходимости) и ньюкаслской болезни на неблагополучных территориях. Разработка и утверждение национальных программ/правил (инструкций) по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью в соответствии с рекомендуемой дорожной картой и/или требованиями МЭБ |
2019 - 2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
14. |
Гармонизация законодательной базы государств - участников СНГ по вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на основе требований Кодекса здоровья наземных животных МЭБ |
2022 - 2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
15. |
Проведение межлабораторных сличительных испытаний по диагностике гриппа птиц и ньюкаслской болезни с участием национальных референтных лабораторий для усовершенствования средств и методов диагностики |
2019 - 2025 гг. |
ФГБУ "ВНИИЗЖ", ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, уполномоченные органы заинтересованных государств - участников СНГ |
16. |
Расширение информационно-коммуникационного взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ (разработать порядок обязательного взаимного информирования о случаях возникновения особо опасных болезней птиц, предоставлять соответствующую информацию в штаб-квартиру МЭБ) |
2019 - 2020 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
17. |
Проведение необходимых мероприятий для получения зоосанитарного статуса свободных территорий от гриппа птиц и ньюкаслской болезни в соответствии с критериями Кодекса здоровья наземных животных МЭБ |
2019 - 2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
18. |
Проведение мероприятий по сохранению достигнутых результатов в улучшении эпизоотической ситуации по особо опасным болезням птиц |
Постоянно |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
5. Ресурсное обеспечение Комплекса совместных действий
Ресурсное обеспечение Комплекса совместных действий будет осуществляться в рамках ассигнований, предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам на обеспечение их функций.
При взаимодействии государств, требующем финансовых вложений, используется принятая в международных отношениях система двусторонних договорных отношений.
6. Ожидаемые результаты
Реализация Комплекса совместных действий позволит:
гармонизировать/актуализировать нормативно-техническую документацию в соответствии с требованиями МЭБ;
выяснить эпизоотическую ситуацию по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах - участниках СНГ;
создать эффективную систему раннего выявления инфицированных птиц для недопущения дальнейшего распространения особо опасных болезней;
обеспечить эффективный мониторинг за гриппом птиц и ньюкаслской болезнью в популяциях домашней и дикой птицы;
реализовать DIVA-стратегию (дифференциация зараженных и вакцинированных животных) в целях дифференциации поствакцинальных антител от постинфекционных;
оснастить диагностические лаборатории необходимым оборудованием для осуществления мониторинга и диагностики гриппа птиц и ньюкаслской болезни в полном объеме;
усовершенствовать средства и методы диагностики и профилактики гриппа птиц и ньюкаслской болезни;
расширить сотрудничество государств - участников СНГ в области борьбы и профилактики с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью.
Реализация запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий гриппа птиц и ньюкаслской болезни, поддерживать ветеринарное благополучие по особо опасным болезням птиц на территориях государств - участников СНГ, повысить рентабельность агропромышленного комплекса.
7. Контроль за ходом реализации Комплекса совместных действий
Контроль за ходом реализации Комплекса совместных действий и координация мероприятий ветеринарных служб государств - участников СНГ осуществляются Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дорожная карта
по разработке и реализации национальной программы по борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года
Введение
Дорожная карта разработана в целях унификации подготовки и реализации национальных программ, направленных на профилактику и борьбу с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью.
В процессе подготовки национальной программы по борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года выделяются пять основных стадий, затрагивающих следующие направления:
1) законодательство;
2) сбор и анализ данных;
3) диагностика;
4) профилактика и контроль;
5) информационно-разъяснительная работа.
1. Структура и содержание национальной программы
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главный распорядитель средств государственного бюджета) |
|
Наименование программы |
|
Разработчики программы |
|
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цели и задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
|
Объемы и источники финансирования |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
|
Конкурсная часть |
|
2. Цель и задачи
В качестве цели реализации программы могут быть указаны обеспечение благополучия по гриппу птиц и ньюкаслской болезни каждого государства и СНГ в целом, минимизация экономического ущерба при возникновении вспышек особо опасных заболеваний птиц, координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ в этих направлениях.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, должны быть четко сформулированы в зависимости от конкретных условий, сложившихся в каждом конкретном государстве. Рамочные задачи реализации программы следующие:
оценить состояние ветеринарной службы (объем выполняемых работ по контролю распространения гриппа птиц и ньюкаслской болезни, используемые ресурсы, нормативно-правовая база по болезням);
провести анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни на территориях государств - участников СНГ;
оценить объемы проводимых превентивных мероприятий по контролю гриппа птиц и ньюкаслской болезни на территориях государств - участников СНГ и определить их эффективность;
гармонизировать законодательную базу государства по вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью в соответствии с международными требованиями;
оценить эффективность системы активного и пассивного мониторинга за гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на территориях государств - участников СНГ;
реализовать совместное обучение (тренинги) ветеринарных специалистов государств - участников СНГ по вопросам диагностики гриппа птиц и ньюкаслской болезни, современным методам профилактики и борьбы с заболеваниями в целях активного обмена опытом борьбы с данными заболеваниями;
поддерживать национальный резерв диагностикумов и вакцин для оперативной диагностики и профилактики особо опасных заболеваний птиц;
проводить информационно-разъяснительную работу с населением по проблеме гриппа птиц и ньюкаслской болезни;
расширить информационно-коммуникационное взаимодействие ветеринарных служб государств - участников СНГ с оказанием взаимной помощи при проведении противоэпизоотических мероприятий;
обеспечить подтверждение получения зоосанитарного статуса свободных территорий от гриппа птиц и ньюкаслской болезни в соответствии с критериями Кодекса здоровья наземных животных МЭБ, руководствуясь принципами регионализации и компартментализации.
3. Программные мероприятия
Подробное описание программных мероприятий в соответствии с поставленными задачами по направлениям.
4. Стратегия надзора за гриппом птиц и ньюкаслской болезнью
Надзор - комплекс систематических и долгосрочно проводимых операций по сбору, обобщению и анализу ветеринарно-санитарной информации для оперативного принятия надлежащих мер. Результаты надзора могут быть использованы для отслеживания эволюции возбудителей инфекций, борьбы с ними, сбора сведений при анализе риска, обоснования принимаемых ветеринарно-санитарных мер. Надзор за распространением инфекций в популяции диких животных может иметь отличные цели от надзора за болезнями домашних животных.
Система надзора за гриппом птиц и ньюкаслской болезнью должна включать стратегию раннего выявления и предупреждения на протяжении всего производственного процесса от выращивания до переработки. При этом каждый подозрительный случай должен незамедлительно расследоваться. Диагноз на нотифицируемый грипп птиц и ньюкаслскую болезнь должен быть подтвержден в компетентной лаборатории. Любой случай гриппа птиц должен быть дифференцирован от ньюкаслской болезни.
Система надзора за особо опасными заболеваниями должна включать клинический, серологический и вирусологический надзор. При проведении надзора должны быть выделены целевые популяции птиц. Надзор в популяциях вакцинированных птиц должен предусматривать стратегию дифференциации поствакцинальных антител от постинфекционных. Выборка при проведении надзора должна обеспечить достоверность результатов.
Комплекс мероприятий по мониторингу гриппа птиц и ньюкаслской болезни должен включать организацию сбора, хранения и транспортирования биологических и патологических материалов, проведение лабораторно-диагностических исследований, обеспечение биологической безопасности проводимых работ.
Программа надзора предусматривает проведение активного и пассивного мониторинга. Пассивный мониторинг базируется на сборе и анализе повседневной информации, поступающей из регионов о статусе здоровья соответствующей популяции. Активный мониторинг - целевое исследование популяции, направленное на оценку конкретного показателя (заболеваемость, циркуляция вируса и т. д.). Определение мест мониторинга должно осуществляться с учетом плотности промышленного поголовья домашней птицы, районов массового скопления дикой птицы, коридоров миграции дикой перелетной птицы, эпизоотической обстановки, зон профилактической вакцинации и потенциальных факторов риска.
Программа надзора должна включать:
непрерывно действующую организованную систему выявления очагов болезни и проведения в них обследования;
оперативный отбор проб у подозрительных на грипп птиц и ньюкаслскую болезнь случаев и их экспресс-доставку в лабораторию, проведение исследований, подтверждение;
систему регистрации, обработки и анализа данных диагностики и надзора.
Система мониторинга должна обеспечить надлежащий уровень раннего выявления циркуляции вируса в целевых популяциях. В целях реализации задачи в программе следует предусмотреть:
определение географических точек для мониторинга с учетом миграционных путей птиц, мест гнездования и кормежек;
установление видового состава, численности, особенностей размещения потенциальных носителей вируса гриппа птиц в биотопах;
организацию сбора полевого материала для лабораторного мониторинга и анализа данных;
контроль и наблюдение за дикой и синантропной птицей (элементы пассивного и активного мониторинга);
оценку степени риска возможного проникновения вируса гриппа в промышленные птицеводческие хозяйства;
прогнозирование развития эпизоотического процесса;
обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности при проведении эпизоотологического мониторинга между государствами - участниками СНГ.
Во время сезонных совместных экспедиций ветеринарных специалистов, орнитологов и специалистов охотоуправлений в регионах государств - участников СНГ пробы рекомендуется отбирать в местах массового гнездования птиц, зимовок, а также на пути основных миграционных маршрутов. Видовой состав птицы, подлежащей мониторингу, определяется в соответствии с особенностями каждого региона с привлечением специалистов охотоуправлений и орнитологов. Исследованиям подвергаются синантропные, а также дикие мигрирующие виды водоплавающих и околоводных птиц.
Серологический мониторинг полезен для понимания того, где вирусы подтипов H5 и Н7 превалируют/превалировали или являются эндемичными: либо у оседлых, либо у перелетных птиц. Вместе с тем серологические методы не могут установить различия между низкопатогенными и высокопатогенными штаммами, и обнаружение антител не позволяет сделать вывод в отношении вероятного места заражения диких птиц.
Пассивный надзор за больными и погибшими птицами должен быть сосредоточен на территориях, где ранее были обнаружены погибшие птицы, особенно когда такие территории находятся вблизи хозяйств, где разводят домашнюю птицу.
При выявлении в дикой природе случаев внезапного падежа птиц или клинических признаков болезни проводится отбор проб патматериала для исследований с использованием молекулярно-биологических методов и вирусовыделения.
Первоочередные места проведения мониторинговых исследований включают:
миграционные коридоры, включающие зоны высокого риска заражения людей и сельскохозяйственных животных (далее - зоны риска);
зоны риска, в том числе:
природные объекты естественного происхождения, являющиеся местами размножения с высокой плотностью гнездования птиц - носителей вируса гриппа серотипов Н5 и Н7;
места предотлетных скоплений и концентраций этих видов;
объекты сельскохозяйственного назначения, птицефабрики и населенные пункты;
искусственные водоемы-накопители;
пруды - отстойники очистительных систем;
места свалок мусора и бытовых отходов, являющиеся местами сосредоточения синантропных птиц.
Порядок отбора и транспортировки биологического материала должен быть строго регламентирован.
Для реализации мероприятий программы предусматривается проведение в установленном порядке прикладных исследований и разработок, в ходе которых планируется усовершенствовать существующие и создать новые эффективные средства и методы мониторинга, диагностики и профилактики гриппа птиц и ньюкаслской болезни.
Надзор при экспортно-импортных операциях
Согласно рекомендациям Кодекса здоровья наземных животных МЭБ (статья 10.4.3) страна, зона или компартмент могут быть признаны благополучными по гриппу птиц, если на основе санитарного надзора доказано отсутствие инфекции вирусами гриппа птиц среди домашней птицы в течение последних 12 месяцев.
В случае если инфекция возникает в благополучной стране, зоне или компартменте, статус благополучия по гриппу птиц может быть восстановлен после выдержки следующих сроков и выполнения следующих условий:
в случае инфекции вирусами гриппа птиц высокой патогенности - через три месяца после санитарного убоя, в том числе дезинфекции всех зараженных хозяйств, при условии, что в течение этого срока в них проводился санитарный надзор;
в случае инфекции вирусами гриппа птиц низкой патогенности - через три месяца после убоя домашней птицы с последующей дезинфекцией зараженных хозяйств и проведением в них санитарного надзора.
Согласно рекомендациям Кодекса здоровья наземных животных МЭБ (статья 10.9.3) страна, зона или компартмент могут быть признаны благополучными по ньюкаслской болезни, если на основе санитарного надзора доказано отсутствие инфекции среди домашней птицы в течение последних 12 месяцев.
В случае если инфекция возникает в благополучной стране, зоне или компартменте, статус благополучия по ньюкаслской болезни может быть восстановлен по истечении 3-месячного срока после проведения стемпинг-аута и заключительной дезинфекции при условии, что в этот период проводился санитарный надзор за распространением заболевания.
При осуществлении международных торговых отношений должны применяться требования, регламентированные следующими актами:
Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317);
Кодекс здоровья наземных животных МЭБ, том II, главы 10.4; 10.9.
Основные принципы зонирования/регионализации территории при гриппе птиц и ньюкаслской болезни
Регионализация территории направлена на установление статуса субпопуляции животных, обитающих (содержащихся) на определенной территории (определенной части страны), в отношении распространения в ней заразной болезни, причем этот статус отличается от такового на остальной территории страны, а также установление статуса безопасности продукции животного происхождения, полученной от данной субпопуляции животных, в отношении распространения при посредстве этой продукции заразной болезни.
При регионализации территории представляется оптимальным применение административно-территориального подхода, т.е. регион является территориальной единицей регионализации. Вместе с тем, учитывая, что зонирование и регионализация направлены на поддержание международной торговли, а в экспортных операциях могут участвовать только промышленные птицеводческие предприятия закрытого типа после инспекций со стороны ветеринарных служб государств - торговых партнеров, наряду с регионализацией следует применять принцип компартментализации. Компартмент в соответствии с определением МЭБ - это "субпопуляция животных одного или нескольких хозяйств с единой системой управления биологической безопасностью, обладающая отдельным ветеринарно-санитарным статусом по одной или нескольким болезням, в отношении которых принимают меры надзора, профилактики и биологической безопасности в целях международной торговли".
Таким образом, если на территории региона зарегистрированы случаи гриппа или ньюкаслской болезни у домашних птиц, а хозяйство (группа хозяйств, холдинг) расположено на территории региона, свободно от гриппа птиц и (или) ньюкаслской болезни и способно продемонстрировать эту свободу торговому партнеру, то это хозяйство (холдинг) может поставлять продукцию за рубеж, так как соответствует требованиям для компартмента.
5. Ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности программных мероприятий
Целевыми индикаторами эффективности программы являются:
создание нормативно-правового обеспечения для реализации ветеринарно-санитарных мероприятий в государствах - участниках СНГ с учетом последних положений МЭБ;
совершенствование диагностических средств и методов по детекции, идентификации и выделению вирусов, в том числе при активном участии Референтной лаборатории МЭБ (ФГБУ "ВНИИЗЖ");
организация мониторинга популяций птиц и оперативного обмена информацией о выявлении неблагополучных очагов;
создание и поддержание резерва вакцины, диагностикумов, дезсредств для оперативной ликвидации очагов болезней;
организация учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств - участников СНГ для повышения их квалификации, проведение межлабораторных сравнительных испытаний;
координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО);
создание единой информационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ;
внедрение единых требований к неблагополучным странам - поставщикам птицеводческой продукции с использованием принципов регионализации и компартментализации.
Оговорка Республики Казахстан
Республика Казахстан будет принимать участие в реализации только тех направлений Комплекса совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года, которые представляют для нее практический интерес и корреспондируются с ежегодно обновляемым Кодексом здоровья наземных животных МЭБ.
Премьер-министр |
А. Мамин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 25 октября 2019 г. "О Комплексе совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года"
Текст решения опубликован не был