Рассмотрев Отчет о реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2018 году (прилагается), Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Отметить, что по итогам 2018 года в Кыргызской Республике выполнен основной объем рекультивационных работ на хвостохранилище "Каджи-Сай", начаты мероприятия по инженерному обеспечению работ на хвостохранилищах "Туюк-Суу" и "Дальнее" и по устройству технологических дорог к хвостохранилищам.
По результатам разработки проектной документации на объекты рекультивации в Республике Таджикистан утверждена новая редакция Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" Советом глав правительств СНГ 2 ноября 2018 года.
2. Констатировать, что неисполнение обязательств по перечислению долевых взносов государствами - участниками данной Межгосударственной целевой программы по ее финансированию за период 2013 - 2018 годов составило 202,45 млн российских рублей, в том числе:
Республикой Казахстан - 164,49 млн российских рублей;
Республикой Таджикистан - 37,96 млн российских рублей.
Российская Федерация выполнила свои обязательства в полном объеме.
Отметить, что Кыргызская Республика в июле 2019 года погасила кредиторскую задолженность за период 2013 - 2018 годов в размере 17,76 млн российских рублей.
3. Предложить правительствам Республики Казахстан и Республики Таджикистан принять необходимые меры по перечислению долевых взносов в полном объеме за период 2013 - 2018 годов и предусмотреть в национальных бюджетах своих государств ассигнования в объемах, указанных в пункте 2 настоящего Решения.
4. Утвердить долевые взносы государств, участвующих в финансировании указанной Межгосударственной целевой программы, на ее реализацию в 2020 году в общей сумме 402 996,24 тыс. российских рублей, в том числе долевые взносы Республики Казахстан - 60 449,44 тыс. российских рублей, Кыргызской Республики - 20 149,81 тыс. российских рублей, Российской Федерации - 302 247,18 тыс. российских рублей и Республики Таджикистан - 20 149,81 тыс. российских рублей.
5. Дополнить главу 10 "Механизм финансирования Программы" Межгосударственной целевой программы после таблицы "Сводные финансовые затраты государств - участников Программы на период 2013 - 2023 годов" абзацами в следующей редакции:
"Остатки денежных средств, образовавшиеся на счетах заказчика - координатора программы Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" после завершения выполнения Программы, перечисляются им на отдельный счет Исполнительного комитета СНГ, открытый для аккумулирования долевых взносов государств - участников Программы.
Указанные средства подлежат возврату государствам, выполнившим в полном объеме свои обязательства, пропорционально долевому участию в финансировании Программы в порядке, определяемом решением Совета глав правительств СНГ".
6. В приложении 3 "Бизнес-план к Программе производственного характера. Бизнес-план на 2013 - 2016 годы" Межгосударственной целевой программы в графе "2016 год" пункт 1.4 изложить в следующей редакции: "Разработка рабочей документации".
От Азербайджанской Республики
---
От Республики Армения
---
От Республики Беларусь
---
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
М. Абылгазиев
От Республики Молдова
---
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
с оговоркой
От Туркменистана
---
От Республики Узбекистан
---
От Украины
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ
Отчет
о реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2018 году
1. Общие сведения
Обеспечение радиационной безопасности на территориях бывших уранодобывающих и перерабатывающих предприятий в странах Центральной Азии является важной задачей с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья населения. За время деятельности уранодобывающих и перерабатывающих предприятий на территориях государств Центральной Азии накопилось значительное количество отходов, содержащих повышенные концентрации естественных радионуклидов, обращение с которыми, включая вопросы длительного хранения и рекультивации мест их размещения, является сложной и ресурсоемкой задачей.
Для решения проблем, связанных с урановыми хвостохранилищами, на территориях государств - участников СНГ Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") разработана межгосударственная целевая программа "Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" и утверждена Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) от 5 апреля 2012 года N 602. Ее реализация началась с 1 января 2013 года.
Основными целями программы являются:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями на территориях государств - участников программы, подвергшихся воздействию уранодобывающих и перерабатывающих производств;
отработка средств и технологий рекультивационных работ;
обеспечение безопасных условий проживания и социальной реабилитации населения в этих регионах.
В качестве пилотных проектов по рекультивации выбраны наиболее опасные хвостохранилища в Кыргызской Республике в районе пгт. Мин-Куш и Каджи-Сай, в Республике Таджикистан в районе г. Табошар (с 2012 года г. Истиклол).
В связи с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2014 года N 653 "О мероприятиях, связанных с прекращением деятельности органов Евразийского экономического сообщества" Совет глав правительств СНГ решил дальнейшую реализацию программы осуществлять в рамках Содружества Независимых Государств (Решение от 21 ноября 2014 года о реализации программы рекультивации территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств).
Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 года внесены изменения в программу, в том числе уточнено ее наименование в новой редакции: "Межгосударственная целевая программа "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" (далее - Программа), и дана рекомендация правительствам государств - участников Программы продолжить ее реализацию.
Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 года в Программу внесены изменения в части, касающейся ее общей стоимости, продолжительности и распределения лимитов финансирования по годам реализации Программы. Внесенными изменениями увеличена продолжительность реализации Программы на 5 лет и общая ее стоимость на 1 734 584,43 тыс. российских рублей.
После завершения проектно-изыскательских работ Программой предусматривалось внесение изменений, так как стоимость строительно-монтажных работ носила оценочный характер и была выполнена в ценах 2011 года. Существенное увеличение сроков реализации Программы и ее общей стоимости обусловлено решением Кыргызской Республики по изменению технического решения по реабилитации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, предполагающим полное извлечение материала из хранилищ двух объектов, его перемещение и окончательную изоляцию на безопасном расстоянии от населенных пунктов.
Решением Совета глав правительств СНГ от 2 ноября 2018 года в Программу внесены изменения в части, касающейся изменения ее общей стоимости и распределения лимитов финансирования по годам реализации. Внесенными изменениями увеличены стоимость рекультивационных работ по объектам Республики Таджикистан на 264 536,33 тыс. российских рублей и общая стоимость Программы до 3 155 092,40 тыс. российских рублей.
Внесение изменений в Программу является уточнением стоимости ее мероприятий по объектам в районе г. Истиклол Республики Таджикистан на основе получившей в 2017 году положительные заключения государственных экспертиз Российской Федерации и Республики Таджикистан по технической и сметной частям проектной документации, в процессе разработки которой уточнены строительные площадки, их размеры для выполнения работ, разработана технология производства работ, а также виды и объемы рекультивации.
Реализация Программы осуществляется в два этапа:
на первом этапе (2013-2016 годы) выполнена разработка структуры и основных элементов системы обеспечения радиационной безопасности территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, проведены исследовательские и проектно-изыскательские работы, экспертизы проектов строительно-монтажных работ в государственных органах;
на втором этапе (2017-2023 годы) предусмотрено проведение строительно-монтажных работ по рекультивации выбранных объектов, находящихся в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы, создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения, также планируется подготовка кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами, программами реабилитации бывших урановых производственных объектов.
2. Управление Программой
Комплекс мероприятий по реализации Программы осуществляется заказчиком - координатором Программы - Госкорпорацией "Росатом". Заказчиками от государств - участников Программы (национальными государственными заказчиками) являются: от Республики Казахстан - Министерство энергетики; Кыргызской Республики - Министерство чрезвычайных ситуаций; Российской Федерации - Федеральное медико-биологическое агентство; Республики Таджикистан - Министерство промышленности и новых технологий.
Заказчик - координатор Программы определяет формы и методы организации управления реализацией Программы.
Текущее управление и оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляет Дирекция Программы, в состав которой входят представители Госкорпорации "Росатом", национальных государственных заказчиков Программы и Исполнительного комитета СНГ. Одной из функций Дирекции является обеспечение оперативного контроля за ходом реализации программных мероприятий, своевременным представлением всеми заказчиками Программы отчетной информации о выполнении мероприятий, а также представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы. В 2018 году состоялось 4 заседания Дирекции Программы: 12-е - 26 февраля, 13-е (заочное заседание) - 9 июля, 14-е - 18 июля, 15-е - 16 октября (г. Бишкек, Кыргызская Республика).
Реализация Программы осуществляется на основе соответствующих контрактов (договоров), заключаемых заказчиками Программы с исполнителями программных мероприятий.
Результаты реализации Программы ежегодно докладываются на заседаниях Совета по сотрудничеству государств - членов ЕврАзЭС по использованию атомной энергии в мирных целях, а с момента прекращения деятельности в 2014 году указанного Совета - на заседаниях Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.
Отчетная документация о реализации Программы направлялась Госкорпорацией "Росатом" в 2013 - 2014 годах в Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, в 2015 - 2018 годах - в Исполнительный комитет СНГ. Отчет о реализации Программы за 2013 - 2015 годы принят к сведению Решением Экономического совета СНГ от 9 сентября 2016 года. Отчет о реализации Программы в 2016 году рассмотрен на заседании Экономического совета СНГ 15 декабря 2017 года, в 2017 году - на заседании Экономического совета СНГ 14 сентября 2018 года.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет взносов государств - участников Программы. Долевое участие государств - участников Программы составляет: Российская Федерация - 75%, Республика Казахстан - 15%, Кыргызская Республика - 5%, Республика Таджикистан - 5%.
Общая стоимость реализации всей Программы составляет 3 155 092,4 тыс. российских рублей (2013-2023 годы).
Плановые взносы государств - участников Программы на период 2013 - 2018 годов, тыс. российских рублей
(в редакции Программы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 2 ноября 2018 года)
Годы |
Объемы взносов |
в том числе по государствам - участникам Программы |
|||
Российская Федерация (75%) |
Республика Казахстан (15%) |
Кыргызская Республика (5%) |
Республика Таджикистан (5%) |
||
2013 |
33 526,53 |
25 144,898 |
5 028,98 |
1 676,327 |
1 676,327 |
2014 |
33 526,53 |
25 144,898 |
5 028,98 |
1 676,327 |
1 676,327 |
2015 |
40 473,83 |
30 355,373 |
6 071,075 |
2 023,692 |
2 023,692 |
2016 |
252 668,44 |
189 501,33 |
37 900,266 |
12 633,422 |
12 633,422 |
2017 |
403 322,33 |
302 491,75 |
60 498,35 |
20 166,11 |
20 166,11 |
2018 |
400 158,77 |
300 119,08 |
60 023,81 |
20 007,94 |
20 007,94 |
Итого |
1 163 676,43 |
872 757,33 |
174 551,46 |
58 183,82 |
58 183,82 |
Поступление средств от государств - участников Программы за период реализации мероприятий Программы
в 2013 - 2018 годах, тыс. российских рублей
Государства - участники Программы |
Доля государства, % |
Поступление средств от государств - участников Программы |
Переплата (+)/ задолженность (-) за 2013 - 2018 годы |
|||||||||||
2013 - 2016 годы |
2017 год |
2018 год |
||||||||||||
Предусмотрено в Программе |
Фактически поступило |
% исполнения обязательств |
Отклонение ("+", "-") |
Предусмотрено в Программе |
Фактически поступило |
% исполнения обязательств |
Отклонение ("+", "-") |
Предусмотрено в Программе |
Фактически поступило |
% исполнения обязательств |
Отклонение ("+", "-") |
|||
Российская Федерация |
75 |
270 146,499 |
270 146,600 |
100 |
+0,101 |
302 491,750 |
302 491,800 |
100 |
+0,050 |
300 119,080 |
300 119,100 |
100 |
0,02 |
+0,171 |
Республика Казахстан |
15 |
54 029,301 |
10 058,200 |
19 |
-43 971,101 |
60 498,350 |
- |
0 |
-60 498,350 |
60 023,810 |
0,000 |
0 |
-60 023,810 |
-164 493,261 |
Кыргызская Республика |
5 |
18 009,768 |
10 700,323 |
59 |
-7 309,445 |
20 166,120 |
14 369,213 |
71 |
-5 796,907 |
20 007,940 |
15 352,234 |
77 |
-4 655,706 |
-17 762,058 1 |
Республика Таджикистан |
5 |
18 009,768 |
6 225,947 |
35 |
-11 783,821 |
20 166,120 |
6 000,000 |
30 |
-14 166,120 |
20 007,940 |
8 000,000 |
40 |
-12 007,94 |
-37 957,881 |
ИТОГО |
100 |
360 195,336 |
297 131,070 |
82 |
-63 064,266 |
403 322,340 |
322 861,013 |
80 |
-80 461,327 |
400 158,770 |
323 471,334 |
81 |
-76 687,436 |
-220 213,029 |
------------------------------
1 Кыргызская Республика в июле 2019 года погасила кредиторскую задолженность за период 2013 - 2018 годов в размере 17,76 млн российских рублей.
------------------------------
Долевое участие государств - участников Программы
за 2013 - 2018 годы
Государства - участники Программы |
Долевое участие государства, предусмотренное Программой, % |
Фактическое долевое участие государства, % |
Российская Федерация |
75 |
92,5 |
Республика Казахстан |
15 |
1,1 |
Кыргызская Республика |
5 |
4,3 |
Республика Таджикистан |
5 |
2,1 |
ИТОГО |
100 |
100 |
В соответствии с приведенными данными только Российская Федерация выполнила финансовые обязательства в полном объеме.
В 2018 году государствами - участниками Программы не выполнено финансовых обязательств на сумму 76 687,436 тыс. российских рублей. Задолженность Республики Казахстан составляет 60 023,810 тыс. российских рублей, Кыргызской Республики - 4 655,706 тыс. российских рублей, Республики Таджикистан - 12 007,940 тыс. российских рублей.
За период 2013 - 2018 годов объем невыполненных финансовых обязательств по состоянию на 31 декабря 2018 года составляет 220 213,029 тыс. российских рублей, в том числе:
Республики Казахстан - 164 493,261 тыс. российских рублей;
Кыргызской Республики - 17 762,058 тыс. российских рублей (задолженность погашена в июле 2019 года, письмо заместителя Министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики Алимбекова Д.К. в Министерство финансов Кыргызской Республики от 23.07.2019 N 02-5/5225);
Республики Таджикистан - 37 957,881 тыс. российских рублей.
Невыполнение финансовых обязательств государствами - участниками Программы по перечислению денежных средств в установленные сроки не позволит обеспечить своевременную контрактацию и финансирование выполнения мероприятий, что может привести к срыву сроков реализации практических работ по рекультивации территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств.
Кроме того, неисполнение государствами - участниками Программы своих обязательств приводит к нарушению установленных Программой пропорций долевых взносов.
На заседаниях Дирекции Программы в 2018 году по вопросу финансирования Программы членами Дирекции отмечалось, что государствами - участниками Программы (кроме Российской Федерации, выполнившей свои обязательства в полном объеме) за период 2013 - 2017 годов допущены неисполнения бюджетных обязательств и приняты решения - национальным государственным заказчикам Программы от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан ходатайствовать перед правительствами государств о необходимости погашения задолженности по долевым взносам в целях обеспечения финансирования Программы во исполнение пункта 3 Решения Экономического совета СНГ от 15 декабря 2017 года о реализации Программы в 2016 году: "Национальным заказчикам Межгосударственной целевой программы принять меры по ликвидации финансовой задолженности, образовавшейся за период 2013 - 2016 годов, и обеспечить финансирование второго этапа Программы в полном объеме".
Пунктом 3 Решения Экономического совета СНГ от 14 сентября 2018 года о реализации Программы в 2017 году определено: "Заказчикам Межгосударственной целевой программы от Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан принять меры по ликвидации финансовой задолженности, образовавшейся за период 2013 - 2017 годов, и финансированию второго этапа Программы в полном объеме".
Денежные средства на реализацию мероприятий Программы поступают по заключенному договору между Госкорпорацией "Росатом" и Исполнительным комитетом СНГ от 11 февраля 2015 года N 1/7108-Д "О передаче денежных средств на финансирование мероприятий по реализации Программы и представлении отчетности об их использовании" и дополнительному соглашению к нему от 14 декабря 2018 года. Указанный договор с дополнительным соглашением действует до 31 декабря 2023 года включительно.
4. Результаты реализации Программы в 2018 году
Мероприятия Программы, выполненные в 2018 году, приведены ниже.
Перечень работ бизнес-плана Программы, законтрактованных за отчетный период, тыс. российских рублей
Годы |
Наименование мероприятий |
Стоимость работ по Программе |
Законтрактовано |
Срок окончания работ |
2018 |
1. Реализация Программы: |
|
|
|
|
1.1. Проведение строительно-монтажных работ: |
|
|
|
|
1.1.1. пгт. Мин-Куш (Кыргызская Республика). |
367 273,97 |
367 273,97 1 |
30.12.2019 |
|
1.1.2. пгт. Каджи-Сай (Кыргызская Республика). |
3 132,97 |
3 132,973 1 |
11.11.2019 |
|
1.1.3. г. Истиклол (Республика Таджикистан). |
- |
- |
- |
|
1.2. Совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы; совершенствование и создание новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения |
12 000,00 |
12 000 2 |
25.03.2019 |
|
1.3. Подготовка национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов |
8 606,2 |
8 606,20 3 |
20.12.2018 |
|
2. Управление Программой |
9 145,63 |
- |
- |
|
ИТОГО |
400 158,77 |
391 013,143 |
|
Примечание: 1. Государственный контракт от 25.09.2017 N 1/13441-Д.
2. Трехсторонний контракт от 17.12.2018 N 1/15983-Д.
3. Государственный контракт от 02.10.2017 N 1/13437-Д.
Выполнение и оплата работ по заключенным контрактам, тыс. российских рублей
Исполнители |
Государственные контракты |
Цена контракта |
|
|
Оплата работ |
|
|
Итого выполнено |
Оплачено |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||||
Акционерное общество "Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности" (АО ФЦЯРБ) |
От 14.02.2013 N 1/3650-Д на выполнение работ "Управление и реализация межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" |
170 000,00 |
33 526,50 |
74 000,30 |
0,00 |
0,00 |
62 473,20 |
- |
170 000,00 |
170 000,00 |
|
Закрытое акционерное общество "Совасатом" (ЗАО "Совасатом") |
От 24.11.2016 N 1/11587-Д на выполнение проектных работ "Реабилитация территорий бывших урановых производств Кыргызской Республики. Разработка проектной документации. Стадия "РД" |
19 034,04 |
- |
- |
- |
1 332,39 |
17 701,65 |
- |
19 034,04 |
19 034,04 |
|
Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (ФГУП "РосРАО") |
От 25.09.2017 N 1/13441-Д с дополнительным соглашением от 04.10.2018 на выполнение работы "Вывод из эксплуатации (ликвидация) хвостохранилища "Туюк-Суу", консервация хвостохранилища "Дальнее" и рекультивация хвостохранилища "Каджи-Сай" (Кыргызская Республика) |
686 209,29 |
- |
- |
- |
- |
12 667,7 |
128 942,0 1 |
141 609,7 |
141 609,7 |
|
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Техническая академия Росатома" (АНО ДПО "Техническая академия Росатома") |
От 02.10.2017 N 1/13437-Д на оказание информационно-консультационных услуг по проведению учебно-практических курсов по подготовке национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов в обеспечение реализации межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" совместно с МАГАТЭ в рамках регионального проекта Программы технического сотрудничества МАГАТЭ RER/9/145 "Помощь в создании кадрового потенциала для разработки и осуществления комплексных программ реабилитации районов добычи урана" |
17 212,40 |
- |
- |
- |
- |
4 780,00 |
12 432,4 |
17 212,40 |
17 212,40 |
|
Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА России), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" ФМБА России (ФГБУ "ГНЦ РФ - ФМБЦ им. А.И. Бурназяна" ФМБА России) |
Трехсторонний контракт от 17.12.2018 N 1/15983-Д на оказание услуг по совершенствованию системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы; совершенствованию и созданию новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; созданию медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения |
84 000,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 600,00 2 |
0 |
3 600,00 2 |
|
ВСЕГО |
|
976 455,73 |
33 526,50 |
74 000,30 |
0,00 |
1 332,39 |
97 622,55 |
144 974,4 |
347 856,14 |
351 456,14 3 |
Примечание: 1. В том числе авансовый платеж по государственному контракту от 25.09.2017 N 1/13441-Д за 2018 год.
2. Авансовый платеж по трехстороннему контракту от 17.12.2018 N 1/15983-Д за 2018 год.
3. В том числе авансовый платеж по государственному контракту от 25.09.2017 N 1/13441-Д за 2017 и 2018 годы и по трехстороннему контракту от 17.12.2018 N 1/15983-Д за 2018 год.
4.1. Работы, проведенные в Кыргызской Республике
Госкорпорацией "Росатом" 25 сентября 2017 года был заключен государственный контракт N 1/13441-Д с федеральным государственным унитарным предприятием "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (ФГУП "РосРАО") на выполнение работы: "Вывод из эксплуатации (ликвидация) хвостохранилища "Туюк-Суу", консервация хвостохранилища "Дальнее" и рекультивация хвостохранилища "Каджи-Сай" в обеспечение реализации Программы (далее - государственный контракт).
Государственным контрактом предусмотрено выполнение работ на объектах рекультивации Кыргызской Республики:
в пгт. Мин-Куш:
инженерная подготовка хвостохранилища "Туюк-Суу" к выводу из эксплуатации (ликвидации);
реконструкция хвостохранилища "Дальнее" для приема хвостового материала с хвостохранилищ "Туюк-Суу" и "Талды-Булак";
в пгт. Каджи-Сай:
вывод из эксплуатации (консервация) хвостохранилища "Каджи-Сай", рекультивация территории хвостохранилища и прилегающих земельных участков.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 19 октября 2013 года N 195 "О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике" ФГУП "РосРАО" открыт филиал на территории Кыргызской Республики, получены лицензия Государственного агентства по архитектуре и строительству Кыргызской Республики на право выполнения строительных работ, разрешения на строительство на хвостохранилищах "Туюк-Суу", "Дальнее" и "Каджи-Сай". Земельные участки под строительные работы по данным хвостохранилищам переданы ФГУП "РосРАО".
Работы по государственному контракту выполняются с привлечением подрядной организации Кыргызской Республики со значительным отклонением от утвержденных графиков. Отклонение по срокам исполнения государственного контракта вызвано тем, что в пгт. Мин-Куш в ходе выполнения работ выявлены геологические особенности на отдельных участках технологических дорог в горной местности, в связи с чем появилась необходимость внесения изменений в проектную документацию и технологию проведения работ по устройству технологических дорог к хвостохранилищам "Туюк-Суу", "Дальнее", "Талды-Булак". Кроме того, подвижка оползня, активизировавшегося в середине 2018 года рядом с хвостохранилищем "Туюк-Суу", привела к запрету на взрывные работы для устройства дороги к хвостохранилищу.
Затруднено строительство дороги на хвостохранилище "Дальнее" без проведения дополнительного объема взрывных работ и увеличения вывоза горной породы, так как при вскрытии скальных пород были выявлены неустойчивые участки.
Также необходимо принятие технологических решений по укреплению двух участков дороги к хвостохранилищу "Дальнее" в местах сыпучей и обваливающейся горной породы.
На внеочередном заседании Дирекции Программы 16 октября 2018 года (г. Бишкек, Кыргызская Республика) были определены подходы по организации и выполнению работ на хвостохранилищах "Туюк-Суу" и "Дальнее".
На хвостохранилище "Каджи-Сай" рекультивационные работы завершены - обустроена площадка инженерно-технического обеспечения, построены временные дороги, сооружены подпорная дамба и дополнительные секции хвостохранилища под приемку загрязненного грунта, выполнены послойное извлечение загрязненного грунта и перемещение в дополнительную секцию хвостохранилища и рекультивация места извлечения. Радиационная обстановка в норме.
Не завершены работы по сооружению противофильтрационного, дренажного, защитного эрозионно-стойкого слоя поверхности хвостохранилища, укреплению откосов, засыпке старого русла реки Джибулак-Сая и восстановлению ограждения. Прогнозный срок завершения работ 11 ноября 2019 года.
Разработаны и утверждены актуализированные графики завершения работ, в соответствии с которыми приняты компенсирующие меры для устранения разрыва по срокам завершения работ по государственному контракту до 30 декабря 2019 года.
Общая стоимость выполняемых строительно-монтажных работ с учетом принятых компенсационных мер соответствует сводным сметным расчетам, утвержденным в Программе.
4.2. Работы, проведенные в Республике Таджикистан
В 2018 году на основе положительных заключений государственной экспертизы на проектную документацию на объекты рекультивации в Республике Таджикистан Госкорпорацией "Росатом" внесены изменения в Программу, касающиеся финансирования объектов рекультивации в Республике Таджикистан и корректировки работ с учетом работ, не выполненных в рамках первого этапа Программы. Межведомственное согласование этих изменений проведено в марте - июне 2018 года; они рассмотрены на заседаниях Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 25 июля 2018 года; Экономического совета СНГ - 14 сентября 2018 года; Совета глав правительств СНГ - 2 ноября 2018 года.
4.3. Подготовка национальных кадров
Государственный контракт от 2 октября 2017 года N 1/13437-Д с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Техническая академия Росатома" на оказание информационно-консультационных услуг по проведению учебно-практических курсов по подготовке национальных кадров для Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по управлению проектами и программами реабилитации бывших урановых производственных объектов в обеспечение реализации Программы совместно с МАГАТЭ в рамках регионального проекта Программы технического сотрудничества МАГАТЭ RER/9/145 "Помощь в создании кадрового потенциала для разработки и осуществления комплексных программ реабилитации районов добычи урана" 5 декабря 2018 года полностью исполнен.
В 2018 году в рамках государственного контракта разработаны учебно-методические материалы по теме: "Технологии ремедиации: стабилизация форм рельефа", а также организованы и проведены для руководителей среднего звена и специалистов три учебно-практических курса:
1) в период с 16 по 27 апреля 2018 года первый учебно-практический курс "Технологии ремедиации: стабилизация форм рельефа". Обучение прошли 11 слушателей из Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан;
2) в период с 24 сентября по 5 октября 2018 года второй учебно-практический курс "Планирование и управление проектами экологической ремедиации территорий с урановым наследием". Обучение прошли 15 слушателей из Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан;
3) в период с 5 по 16 ноября 2018 года третий учебно-практический курс "Технологии ремедиации: стабилизация форм рельефа". Обучение прошли 14 слушателей из Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Всего по мероприятию Программы обучение прошли 53 слушателя из Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.
4.4. Экологический и социально-гигиенический мониторинг
Во исполнение положений Порядка разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года, Программы и в целях выполнения на территориях и объектах Кыргызской Республики и Республики Таджикистан мероприятия Программы "Совершенствование системы экологического и социально-гигиенического мониторинга действующих и закрытых уранодобывающих и перерабатывающих предприятий государств - участников Программы; совершенствование и создание новых элементов системы организационных и медико-санитарных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения; создание медико-демографического регистра населения, проживающего в зонах наблюдения" (далее - Мероприятие) 17 декабря 2018 года заказчиком - координатором Программы - Госкорпорацией "Росатом" заключен трехсторонний контракт с национальным государственным заказчиком от Российской Федерации - Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) и Исполнителем - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" ФМБА России.
Согласно данному контракту ФМБА России осуществляет планирование, контроль и приемку выполненных Исполнителем работ и услуг по Мероприятию, а заказчик - координатор Программы - Госкорпорация "Росатом" осуществляет контроль своевременного исполнения Мероприятия и оплату Исполнителю работ и услуг, принятых ФМБА России.
4.5. Управление Программой
Действие ранее заключенного заказчиком - координатором Программы с акционерным обществом "Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности" (АО ФЦЯРБ, Российская Федерация) государственного контракта от 14 февраля 2013 года N 1/3650-Д на управление и реализацию Программы завершилось в 2016 году.
В этой связи Госкорпорацией "Росатом" в 2019 году планируются организация и укрепление органов управления проектами у национальных государственных заказчиков в Республике Таджикистан и Кыргызской Республике с привлечением необходимых специалистов на местах.
Выводы и предложения
1. Государства - участники Программы приступили к выполнению второго этапа Программы - проведению строительно-монтажных работ по рекультивации выбранных объектов, находящихся в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан.
2. Национальным государственным заказчикам и участникам Программы необходимо принять во внимание, что, если в ходе выполнения мероприятий Программы возникнет необходимость выполнения работ, не предусмотренных проектной документацией, или проведение работ, предусмотренных в Программе, неактуально, и предлагается их замена на новые виды работ, то такое предложение потребует внесения соответствующих изменений в Программу в установленном порядке с последующим утверждением на заседании Совета глав правительств СНГ.
3. По финансированию Программы наблюдается неисполнение бюджетных обязательств государствами - участниками Программы (кроме Российской Федерации, выполнившей свои обязательства в полном объеме) за период 2013 - 2018 годов на общую сумму 220 213,029 тыс. российских рублей (2013 год - 336,535 тыс. российских рублей, 2014 год - 837,982 тыс. российских рублей, 2015 год - 6 070,732 тыс. российских рублей, 2016 год - 55 819,017 тыс. российских рублей, 2017 год - 80 461,327 тыс. российских рублей, 2018 год - 76 687,436 тыс. российских рублей).
Правительствам государств - участников Программы необходимо принять меры по ликвидации имеющейся задолженности по финансированию Программы за период 2013 - 2018 годов, а также обеспечить ее финансирование в 2019 году в соответствии с долевыми взносами государств, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 2 ноября 2018 года.
Неисполнение бюджетных обязательств государствами - участниками Программы приводит к рискам недостаточности средств на оплату законтрактованных работ начиная с 2019 года и невозможности дальнейшей контрактации полного объема работ, предусмотренного Программой.
Оговорка
Республики Таджикистан
Республика Таджикистан подписала Решение Совета глав правительств СНГ о внесении изменений в межгосударственной целевой программы (МЦП) "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" с оговоркой, что будет участвовать в финансировании данной Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете.
В связи с этим необходимо в отчете и решении СГП СНГ по данному вопросу исключить информацию о задолженности Республики Таджикистан по финансированию МЦП.
Премьер-министр |
К. Расулзода |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 25 октября 2019 г. "О реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств" в 2018 году"
Текст решения опубликован не был