Во исполнение пункта 1.4 паспорта регионального проекта Самарской области "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", утвержденного протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 27.02.2019 N ДА-9:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство здравоохранения Самарской области.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Самарской области
от 31.12.2019 N 1156-р
Стратегия
развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года
1. Общие положения
Стратегия развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области. Стратегия разработана в соответствии с паспортом регионального проекта Самарской области "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", утвержденным протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 27.02.2019 N ДА-9, и типовой стратегией развития санитарной авиации в субъекте Российской Федерации до 2024 года, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
2. Оценка текущего состояния службы скорой медицинской помощи и санитарной авиации в Самарской области
2.1. Сведения о Самарской области
Площадь территории Самарской области - 53,6 тыс. кв. километров. Протяженность с севера на юг - 335 километров, с запада на восток - 315 километров (рисунок 1). Самарская область граничит на западе с Саратовской и Ульяновской областями, на юго-востоке - с Оренбургской областью, на севере - с Татарстаном, на юге - с Казахстаном. Население Самарской области по состоянию на 01.01.2019 составляет 3 183 038 человек. Плотность населения составляет 60,4 человека на 1 кв. километр.
Рис. 1. Протяженность территории Самарской области
2.1.1. Анализ демографической ситуации на территории Самарской области
За последние годы демографическая ситуация на территории Самарской области характеризуется ростом естественной убыли населения. Численность постоянного населения Самарской области по состоянию на 1 января 2019 года составила 3 183 038 человек, в том числе сельское население 641 616 человек (20,1%), или 2,2% населения России и 10,8% населения Приволжского федерального округа. По численности населения Самарская область занимает 12-е место среди регионов России и 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Областной центр - городской округ Самара с численностью населения 1169,4 тыс. человек.
Самарская область является высокоурбанизированным регионом, большинство граждан в Самарской области проживает в городской местности (79,9% от численности населения области). На территории Самарской области находится уникальная двухъядерная Самарско-Тольяттинская агломерация, в которой проживает более 84,4% населения области.
В 2018 году в регионе сложились разнонаправленные тенденции основных демографических процессов. Количество родившихся снизилось на 4,4% относительно 2017 года (до 33 тыс. человек), количество умерших - на 1,7% (до 43,1 тыс. человек). Снижение смертности населения произошло по следующим основным причинам смертности: от инфекционных и паразитарных болезней (на 17,1%), от внешних причин (на 14,8%), от болезней органов дыхания (на 6,4%), от прочих причин (на 5,8%), от новообразований (на 5,0%). Вместе с тем рост смертности населения отмечен от болезней системы кровообращения (на 6,5% к 2017 году), от дорожно-транспортных происшествий (на 2,5%), от болезней органов пищеварения (на 1,1%). Уровень младенческой смертности в области сохраняется относительно низким, в 2018 году он составил 4,5 умерших в возрасте до года на тысячу родившихся.
В результате естественная убыль населения увеличилась в 1,1 раза, или на 8,4% по сравнению с 2017 годом, и составила 10,0 тыс. человек. При этом в двух муниципальных образованиях Самарской области отмечен естественный прирост населения (в муниципальных районах Большечерниговский, Волжский).
По итогам 2018 года в Самарской области сложилась незначительная миграционная убыль населения, которая составила 407 человек, в 2017 году - 881 человек. Отрицательное сальдо миграции в области сформировалось преимущественно в результате миграционной убыли в обмене населением с другими регионами России (4 тыс. человек в 2018 году). В то же время сохраняется положительный обмен населением со странами СНГ в количестве 3,7 тыс. человек. В обмене населением со странами дальнего зарубежья отмечен небольшой отток граждан, который составил 52 человека. По прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, естественная убыль населения в 2019 году составит 1,8 на 1000 человек населения, 2020 году - 2,5 на 1000 населения, 2021 году - 3,2 на 1000 населения, 2022 году - 3,5 на 1000 населения, 2023 году - 3,7 на 1000 населения, 2024 году - 3,9 на 1000 населения. Показатель рождаемости в 2018 году снизился по сравнению с 2016 годом. В 2016 году коэффициент рождаемости составлял 12,5 на 1000 населения, в 2017 году - 10,8 на 1000 населения, а в 2018 году коэффициент рождаемости составил 10,4 на 1000 населения. В среднем по Российской Федерации коэффициент рождаемости за 2018 год составил 10,9 на 1000 населения, средний показатель по Приволжскому федеральному округу составил 10,6 на 1000 населения. В сравнении с регионами Приволжского федерального округа Самарская область занимает 5-е место. По прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, коэффициент рождаемости составит в 2019 году 10,6 на 1000 населения, 2020 году - 10,0 на 1000 населения, 2021 году - 9,4 на 1000 населения, 2022 году - 9,2 на 1000 населения, 2023 году - 9,1 на 1000 населения, 2024 году - 9,0 на 1000 населения.
2.1.2. Анализ смертности населения в Самарской области в 2018 году
Смертность населения в Самарской области в 2018 году составила 13,5 на 1000 населения, что ниже на 0,24%, чем в 2016 году (13,9 на 1000 населения), и на 0,12%, чем в 2017 году (13,7 на 1000 населения). Коэффициент смертности по-прежнему остается выше средних показателей по Российской Федерации (2018 год - 12,5 на 1000 населения, 2017 год - 12,4 на 1000 населения, 2016 год - 12,9 на 1000 населения) и Приволжского федерального округа (2018 год - 13,3 на 1000 населения, 2017 год - 13,1 на 1000 населения, 2016 год - 13,6 на 1000 населения). Среди регионов Приволжского федерального округа в 2018 году Самарская область занимала 9-е место по значению данного показателя, в 2017 году - 10-е место. Основными причинами смертности населения области по-прежнему остаются на первом месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (44,6%), на втором месте - новообразования (14,4%), на третьем месте - внешние причины (9,3%).
По итогам 2018 года смертность населения от болезней системы кровообращения (рисунок 2) составила 603,5 на 100 тыс. населения, что выше уровня 2016 года на 6,43% (589,2 на 100 тыс. населения), выше уровня 2017 года на 2,37% (564,7 на 100 тыс. населения), а также выше среднего показателя по Российской Федерации (в 2018 году - 573,6 на 100 тыс. населения) и ниже среднего показателя по Приволжскому федеральному округу (в 2018 году - 613,3 на 100 тыс. населения). Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область занимает 6-е место по значению данного показателя.
Рис. 2. Смертность населения от болезней системы кровообращения в 2018 году на 100 тыс. населения в Самарской области
Коэффициент смертности населения от злокачественных новообразований (далее - ЗНО) в 2018 году составил 192,1 на 100 тыс. населения, что ниже уровня 2016 года на 8,02% (207,5 на 100 тыс. населения), ниже уровня 2017 года на 4,79% (201,3 на 100 тыс. населения) и ниже среднего показателя по Российской Федерации (в 2018 году - 200,0 на 100 тыс. населения) и по Приволжскому федеральному округу (в 2018 году - 192,3 на 100 тыс. населения). Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область занимает 7-е место по смертности населения от злокачественных новообразований по состоянию на 2018 год (в 2017 году - 4-е место, в 2016 году - 4-е место).
Коэффициент смертности населения от дорожно-транспортных происшествий составил в 2018 году 7,2 на 100 тыс. населения, что ниже уровня 2016 года на 12,5% (8,1 на 100 тыс. населения), ниже среднего показателя по Российской Федерации (в 2018 году - 9,7 на 100 тыс. населения) и среднего показателя по Приволжскому федеральному округу (в 2018 году - 10,4 на 100 тыс. населения). Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область занимает 14-е место по смертности населения от дорожно-транспортных происшествий по состоянию на 2018 год.
2.1.3. Сведения о сети медицинских организаций и состоянии ее инфраструктуры
Медицинская помощь населению Самарской области оказывается сетью государственных учреждений здравоохранения. В ее структуру входят 106 медицинских организаций.
В Самарской области выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи. Расчетная мощность сети медицинских организаций, необходимая для удовлетворения потребности населения муниципального образования, распределяется в соответствии с уровнями оказания медицинской помощи:
1) I уровень - первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в 23 центральных районных больницах, 22 городских больницах, 490 фельдшерских пунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, 4 станциях скорой медицинской помощи, 16 поликлиниках, 18 самостоятельных стоматологических поликлиниках, 28 организациях иных форм собственности:
ГБУЗ СО "Богатовская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Большеглушицкая центральная районная больница", ГБУЗ СО "Большечерниговская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Борская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Волжская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Елховская районная больница", ГБУЗ СО "Исаклинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Камышлинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Кошкинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Красноармейская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Клявлинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Пестравская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Приволжская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Ставропольская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Сызранская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Хворостянская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Челно-Вершинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Шенталинская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Шигонская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Октябрьская центральная городская больница", ГБУЗ СО "Сызранская городская больница N 3", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника N 1", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника N 2", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая поликлиника N 3", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника N 4", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 1 Промышленного района", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 3", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 4 Кировского района", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 6 Промышленного района", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 9 Октябрьского района", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 10 Советского района", ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района", ГБУЗ СО "Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника N 14", ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая поликлиника N 15 Промышленного района", ГБУЗ СО "Сызранская городская поликлиника", ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница N 2", ГБУЗ СО "Самарская медико-санитарная часть N 2 Промышленного района", ГБУЗ СО "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника", ГБУЗ СО "Сызранская стоматологическая поликлиника", ГБУЗ СО "Чапаевская стоматологическая поликлиника", ГБУЗ СО "Тольяттинская стоматологическая поликлиника N 1", ГБУЗ СО "Тольяттинская стоматологическая поликлиника N 3", ГБУЗ "Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника", ГБУЗ СО "Самарская городская стоматологическая поликлиника N 1", ГБУЗ СО "Самарская стоматологическая поликлиника N 2 Промышленного района", ГБУЗ СО "Самарская стоматологическая поликлиника N 3", ГБУЗ СО "Самарская стоматологическая поликлиника N 5 Куйбышевского района", ГБУЗ СО "Самарская стоматологическая поликлиника N 6", ГБУЗ СО "Самарская детская стоматологическая поликлиника N 4 Промышленного района", ГБУЗ "Самарская областная станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ СО "Сызранская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ СО "Тольяттинская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ "Самарский областной центр медицинской профилактики "Центр общественного здоровья", в частных и ведомственных медицинских организациях;
2) II уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной формах. Специализированная медицинская помощь II уровня оказывается в 22 городских больницах, 13 диспансерах (1 врачебно-физкультурном, 3 кожно-венерологических, 3 противотуберкулезных, 3 наркологических, 3 психоневрологических), 19 межмуниципальных медицинских центрах, 7 межмуниципальных перинатальных центрах: ГБУЗ СО "Безенчукская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Красноярская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Нефтегорская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Сергиевская центральная районная больница", ГБУЗ СО "Кинельская центральная больница города и района", ГБУЗ СО "Похвистневская центральная больница города и района", ГБУЗ СО "Жигулевская центральная городская больница", ГБУЗ СО "Новокуйбышевская центральная городская больница", ГБУЗ СО "Отрадненская городская больница", ГБУЗ СО "Сызранская городская больница N 2", ГБУЗ СО "Чапаевская центральная городская больница", ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 4", ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 6", ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 7", ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая больница N 8", ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 10", ГБУЗ СО "Самарская медико-санитарная часть N 5 Кировского района", ГБУЗ СО "Самарская городская детская больница N 2", ГБУЗ "Самарская областная детская инфекционная больница", ГБУЗ "Самарская областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ "Самарская областная клиническая гериатрическая больница", ГБУЗ "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ СО "Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер", ГБУЗ СО "Сызранский кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ СО "Тольяттинский кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер", ГБУЗ СО "Сызранский наркологический диспансер", ГБУЗ СО "Тольяттинский наркологический диспансер", ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.В. Постникова", ГБУЗ СО "Сызранский противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ СО "Тольяттинский противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ СО "Сызранский психоневрологический диспансер", ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер", ГБУЗ "Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД", ГБУЗ СО "Тольяттинский лечебно-реабилитационный центр "Ариадна";
3) III уровень (региональный) - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь III уровня, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, оказывается в 11 учреждениях:
ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая больница N 1 им. Н.И. Пирогова", ГБУЗ СО "Самарская городская клиническая больница N 2 им. Н.А. Семашко", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 1", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская больница N 2 им. В.В. Баныкина", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская больница N 4", ГБУЗ СО "Тольяттинская городская детская больница N 1", ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина", ГБУЗ "Самарская областная детская клиническая больница им. Н.Н. Ивановой", ГБУЗ "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница им. Т.И. Ерошевского", ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова", ГБУЗ "Самарский областной клинический онкологический диспансер", ГБУЗ "Самарский областной кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ "Самарский областной медицинский центр "Династия".
Сеть учреждений здравоохранения Самарской области в 2018 году насчитывала 21 206 коек круглосуточного пребывания, в том числе 1929 коек ГБУЗ "Самарская областная клиническая психиатрическая больница", ГБУЗ СО "Сызранский психоневрологический диспансер", ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер".
Работа койки в 2018 году составила 321 день, средняя длительность пребывания больного на койке составила 10,5 дня.
2.1.4. Показатели финансового обеспечения системы здравоохранения Самарской области
На оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования направлено 61 255 497,76878 тыс. рублей, в том числе в 2017 году - 27 600 359,64368 тыс. рублей, в 2018 году - 33 655 138,12510 тыс. рублей, за счет бюджетных средств - 16 118 536 300 рублей, в том числе в 2017 году - 7 249 464 900 рублей, в 2018 году - 8 869 071 400 рублей.
2.1.5. Показатели кадрового обеспечения системы здравоохранения Самарской области
В учреждениях здравоохранения Самарской области работает 42 797 медицинских и фармацевтических работников, из них 11 816 врачей, 25 559 средних медицинских работников. По сравнению с 2017 годом численность врачей в целом по области уменьшилась на 154 человека, или на 1,3%, численность среднего медицинского персонала увеличилась на 940 человек, или на 3,8%. Обеспеченность населения области врачами ниже, чем по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу, и составляет 37,0 на 10 тыс. населения. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом ниже, чем по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу, и составляет 80,0 на 10 тыс. населения. Показатель соотношения врачей и среднего медицинского персонала составил: в 2016 году-0,48, в 2017 году - 0,42, в 2018 году - 0,46.
Анализ возрастного состава медицинских кадров в 2018 году показал, что врачи в возрасте до 36 лет составляют 28,9%, врачи в возрасте от 36 до 45 лет - 17,7%, врачи от 46 до 50 лет - 10,5%, врачи от 51 года до 55 лет - 11,3%, врачи от 56 до 60 лет - 12%, врачи от 61 года и выше - 19,6%. Укомплектованность врачами и средним медперсоналом учреждений здравоохранения области в 2018 году составила 78,9% и 85,7% соответственно. При этом остается высоким коэффициент совместительства среди врачебных и сестринских кадров - 1,33 у врачей и 1,23 у среднего медицинского персонала.
2.1.6. Сведения о численности населения, проживающего в удаленных и труднодоступных районах Самарской области
Численность населения в Самарской области в настоящее время составляет 3 183 038 человек, плотность населения - 60,4. Территория области характеризуется развитой дорожной инфраструктурой. Вместе с тем имеются труднодоступные районы, не имеющие транспортного сообщения в осенне-весенний период (отсутствие навигации и автомобильная недоступность), расположенные на правом берегу реки Волги (населенные пункты Рождествено, Выползово, Подгоры, Гаврилова Поляна, Торновое, Новинки, Шелехметь, Усинское). Численность населения в указанных населенных пунктах более 7,5 тыс. человек. В летний период с учетом имеющихся туристических баз и дачных массивов численность населения увеличивается до 70 тыс. человек. Потенциальное число лиц, нуждающихся в эвакуации при возникновении острых состояний (острые нарушения мозгового кровообращения, острый инфаркт миокарда), составляет в среднем 20 пациентов в год.
2.1.7. Сведения об основных автомобильных магистралях и дорогах, включая федеральные трассы и региональные и межрегиональные автодороги, имеющие очаги повышенной аварийности
Протяженность дорог в Самарской области составляет 33,29 тыс. км, из них протяженность дорог федерального значения - 693,5 км, регионального - 7 096 км, местного - 23 331 км, ведомственных автодорог - 2168,9 км; 98% автомобильных дорог федерального значения и 99,9% автодорог регионального значения имеют твердое покрытие.
По территории Самарской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-5 "Урал". По ней осуществляется перевозка грузов из Европы на Урал и в Сибирь. Самарская область связана автомобильными дорогами федерального значения с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии и южными регионами Российской Федерации. Наиболее значимыми автодорогами регионального значения Самарской области являются: "Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград" (протяженность в пределах области - 96,75 км); "Самара - Бугуруслан" (протяженность в пределах области - 155,32 км); "Ульяновск - Димитровград - Самара" (протяженность - 73,664 км); Обводная дорога г. Самары от автомобильной дороги "Урал" до автомобильной дороги "Самара - Волгоград" (протяженность - 79,51 км). Вследствие наличия значимых федеральных и региональных дорог Самарской области имеются очаги аварийности со смертельными исходами. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Очаги
аварийности со смертельными исходами на автомобильных дорогах Самарской области
N п/п |
Участок дороги |
Протяженность, км |
Привязка к местности |
Число погибших за 2016-2018 годы |
Федеральная автомобильная дорога М-5 "Урал" | ||||
1. |
862 км - 882 км |
20 |
Западная граница области - поворот с М-5 на г. Ульяновск |
25 человек |
2. |
905 км - 939 км |
34 |
Поворот с М-5 на г. Октябрьск - граница Сызранского и Ставропольского муниципальных районов |
38 человек |
3. |
962 км - 977 км |
15 |
Западная граница г. Жигулевска - поворот с М-5 в Центральный район г. Тольятти (ст. Жигулевское море) |
17 человек |
4. |
1089 км - 1100 км |
11 |
За 4 км до поворота на с. Орлянка - поворот на пос. Сургут |
18 человек |
5. |
1104 км- 1160 км |
56 |
Поворот на пос. Серноводск - поворот на с. Новое Ганькино |
41 человек |
Федеральная автомобильная дорога М-5 "Оренбург" | ||||
6. |
38 км - 71 км |
33 |
пос. Рощинский - южная окраина с. Бариновка |
22 человека |
Федеральная автомобильная дорога А-300 "Казахстан" | ||||
7. |
59 км - 75 км |
16 |
Южная окраина с. Подъем-Михайловка - поворот на с. Мокша |
11 человек |
Информация о количестве пострадавших вследствие дорожно-транспортного происшествия, доставленных выездными бригадами скорой медицинской помощи в стационары, где сформированы травматологические центры 1-го и 2-го уровня, в общем числе пострадавших вследствие дорожно-транспортного происшествия, доставленных выездными бригадами скорой медицинской помощи в стационары, где сформированы травматологические центры и где не сформированы травматологические центры, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Год |
Количество пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, поступивших в стационар, чел. |
Количество доставленных пациентов в травматологические центры 1-го и 2-го уровней, чел. |
Доля пострадавших, % |
2017 |
3216 |
2900 |
90,1 |
2018 |
3333 |
3001 |
90,0 |
Информация о вызовах скорой медицинской помощи со временем доезда выездной бригады скорой медицинской помощи до места дорожно-транспортного происшествия менее 20 минут в общем количестве вызовов скорой медицинской помощи на место дорожно-транспортного происшествия, выполненных выездными бригадами скорой медицинской помощи, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Год |
Количество вызовов на дорожно-транспортное происшествие |
Доезд до 20 минут на дорожно-транспортное происшествие |
Доля пострадавших, % |
2017 |
3347 |
3008 |
89,9 |
2018 |
3359 |
2973 |
88,5 |
Показатель смертности населения вследствие дорожно-транспортного происшествия (на 100 тыс. населения): 2017 год - 7,4 на 100 000 человек; 2018 год - 7,2 на 100 000 человек. Общее число погибших вследствие дорожно-транспортного происшествия: 2017 год - 236 человек; 2018 год - 231 человек.
Аварийные участки дорог Самарской области представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Аварийные участки дорог Самарской области
2.1.8. Анализ оснащенности медицинских организаций телекоммуникационными системами, программным обеспечением
Техническая и телекоммуникационная инфраструктура здравоохранения Самарской области состоит из 22 917 единиц вычислительной техники. На начало 2019 года в регионе на одно автоматизированное рабочее место (АРМ) приходилось около 4 медицинских служащих. К региональной информационной медицинской сети подключено более 250 абонентов - медицинских организаций.
В настоящее время 118 медицинских организаций области подключены к защищенной ViPNet сети, в среднем 1-2 подключения на медицинскую организацию. Налажено межсетевое взаимодействие с 76 учреждениями сети, куда входят как медицинские организации, так и страховые компании. Медицинские организации осуществляют обмен информацией, содержащей персональные данные, по защищенным каналам с функцией шифрования. Имеющиеся локальные вычислительные сети в медицинских организациях созданы в минимальной конфигурации, отдельно стоящие здания, как правило, не соединены между собой внешними каналами связи. Подавляющее большинство рабочих мест врачей не имеют выхода в сеть Интернет.
В большинстве учреждений скорой медицинской помощи автоматизирован статистический медицинский учет на основе карты вызова, в некоторых учреждениях автоматизированы функции диспетчера.
Во всех учреждениях, оказывающих фтизиатрическую помощь, автоматизирована деятельность врачей на основе контрольной карты диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезных учреждений.
Во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь беременным женщинам, ведется накопление и анализ сведений о взятых на учет беременных; обследованиях, проводимых беременным; заболеваниях, выявленных во время беременности; исходе родов; данных о мероприятиях послеродовой реабилитации на основе разработанной карты "Мониторинг репродуктивного здоровья населения".
Все учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, предоставляют возможность автоматизированной записи на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов).
В области с 1999 года на основе автоматизации ведения вышеперечисленных первичных медицинских документов и стандартов информационного взаимодействия ведется ежеквартальный сбор персонифицированных сведений об оказанных медицинских услугах от государственных медицинских организаций, а также от медицинских организаций негосударственной формы собственности, включенных в систему обязательного медицинского страхования, и формирование областных баз данных.
На территории региона используется программное обеспечение разных производителей. В преобладающем большинстве медицинских организаций внедрены и используются информационные системы, разработанные ГБУЗ "Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр". Программное обеспечение разработки ООО "ИМЦ" внедрено в 54 ЛПУ области, в том числе комплексные медицинские информационные системы "ИМЦ: Поликлиника" и "ИМЦ: Стационар" внедрены в 44 ЛПУ (около 2500 автоматизированных рабочих мест). Эти системы обладают функциональностью для полной автоматизации лечебно-диагностического процесса, позволяют вести электронную медицинскую карту, персонифицированный учет лекарственных средств, имеют интерфейсы взаимодействия с системами автоматизации административно-хозяйственной деятельности.
Внедрение комплексных медицинских систем на территории региона сдерживается слабой технической инфраструктурой учреждений здравоохранения.
2.1.9. Анализ соответствия мощности медицинских организаций уровню и структуре заболеваемости населения по соответствующим профилям
Заболеваемость болезнями системы кровообращения на территории Самарской области за 2018 год составила 32067,88 на 100 тыс. населения. Наиболее высокие показатели общей заболеваемости болезнями системы кровообращения в 2018 году зарегистрированы в Сызранском районе - 39554,55 на 100 тыс. населения, Шигонском районе - 37853,84 на 100 тыс. населения, Исаклинском районе - 37280,60 на 100 тыс. населения, г. Жигулевске - 37091,55 на 100 тыс. населения.
В региональный сосудистый центр в 2018 году из всех районов области с диагнозом острое нарушение мозгового кровообращения доставлено 1376 пациентов (из районов Самарской области - 54,1%), в том числе жителей отдаленных районов области: Кошкинского района - 38 пациентов, Алексеевского района - 29 пациентов, Борского района - 10 пациентов, Шенталинского района - 6 пациентов, Сергиевского района - 5 пациентов. Все они были доставлены санитарным транспортом, в том числе отделением экстренной и планово-консультативной помощи ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина". Переведено из первичных сосудистых отделений в региональные сосудистые центры г. Самары и г. Тольятти 957 пациентов с острым коронарным синдромом, в том числе из первичных сосудистых отделений ГБУЗ СО "Сызранская центральная городская больница" - 271 пациент, ГБУЗ СО "Сергиевская центральная районная больница" - 41 пациент, ГБУЗ СО "Похвистневская центральная больница города и района" - 35 пациентов.
Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии: ур - уровни
Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи с острым коронарным синдромом представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи с острым коронарным синдромом: ПСО - первичные сосудистые отделения, СОКБ - ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина", СОККД - ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова", ТГКБ N 2 - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 2 им. В.В. Баныкина"
Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи с острым нарушением мозгового кровообращения представлена на рисунке 6.
Рис. 6. Схема маршрутизации при оказании медицинской помощи с острым нарушением мозгового кровообращения: ПСО - первичные сосудистые отделения, СОКБ - ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина", ГБУЗ "Самарская областная детская клиническая больница им. Н.Н. Ивановой", 11 КБ N 2 - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 2 им. В.В. Баныкина", ТГКБ N 5 - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5"
2.1.10. Сведения о медицинских организациях Самарской области всех уровней
Распределение медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи утверждено приказом министерства здравоохранения Самарской области от 23.03.2015 N 437 "О распределении государственных учреждений здравоохранения Самарской области, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, по уровням в зависимости от видов оказываемой медицинской помощи".
2.2. Сведения о службе скорой медицинской помощи Самарской области
2.2.1. Основные показатели деятельности службы скорой медицинской помощи Самарской области
По состоянию на 01.12.2019 в Самарской области осуществляют деятельность 4 станции скорой медицинской помощи и 19 отделений скорой медицинской помощи. На ежедневное дежурство заступает 181 бригада, из них 32 врачебные, 149 фельдшерских, общее количество бригад скорой медицинской помощи по области - 724, из них 128 врачебных и 596 фельдшерских. Численность населения области по состоянию на 01.01.2019 - 3 183 038 человек, из них городского - 2 541 422 человека, сельского - 641 616 человек.
Служба скорой медицинской помощи Самарской области представлена следующими станциями и отделениями: ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи"; ГБУЗ СО "Тольяттинская станция скорой медицинской помощи"; ГБУЗ СО "Сызранская станция скорой медицинской помощи"; ГБУЗ СО "Самарская областная станция скорой медицинской помощи"; ГБУЗ СО "Отрадненская городская больница" (отделение); ГБУЗ СО "Нефтегорская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Богатовская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Большеглушицкая центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Борская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Большечерниговская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Елховская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Исаклинская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Камышлинская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Клявлинская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Кошкинская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Пестравская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Похвистневская центральная больница города и района" (отделение); ГБУЗ СО "Приволжская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Сергиевская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Хворостянская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Челно-Вершинская центральная районная больница" (отделение); ГБУЗ СО "Шенталинская центральная районная больница" (отделение).
Общее количество вызовов скорой медицинской помощи, выполненных выездными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме и вызовов скорой медицинской помощи в неотложной форме, представлено в таблице 4.
Таблица 4
Год |
Общее количество вызовов |
Экстренные вызовы |
Неотложные вызовы |
2017 |
722 414 |
487 630 (67%) |
234 784 (32,5%) |
2018 |
760 990 |
517 473 (68,0%) |
243 517 (32,0%). |
Информация о количестве и доле вызовов скорой медицинской помощи со временем доезда выездной бригады скорой медицинской помощи до пациента менее 20 минут в общем количестве вызовов скорой медицинской помощи, выполненных выездными бригадами скорой медицинской помощи, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Год |
Количество вызовов до 20 минут |
Доля вызовов, % |
2017 |
488036 |
67,6 |
2018 |
525926 |
69,1 |
Станции и отделения скорой медицинской помощи оснащены 367 автомобилями скорой медицинской помощи, из них класса "В" - 309 единиц, класса "С" - 32 единицы, из них 126 единиц автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет (36,9%).
Информация о количестве и доле пациентов с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST, получивших тромболитическую терапию при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, в общем числе пациентов с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST, нуждавшихся в проведении тромболитической терапии при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, представлена в таблице 6.
Таблица 6
Год |
Нуждалось в тромболитической терапии, чел. |
Проведено тромболитической терапии, чел. |
Проведено тромболитической терапии, % |
2017 |
2964 |
217 |
6,4 |
2018 |
520 |
299 |
57,5 |
Информация о количестве и доле пациентов с острым коронарным синдромом и с острым нарушением мозгового кровообращения, доставленных выездными бригадами скорой медицинской помощи в первичные сосудистые отделения и региональные сосудистые центры, в общем числе пациентов с острым коронарным синдромом и с острым нарушением мозгового кровообращения, которым была оказана скорая медицинская помощь вне медицинской организации выездными бригадами скорой медицинской помощи, представлена в таблице 7.
Таблица 7
Год |
Общее число пациентов с ОНМК, чел. |
Доставлено в РСЦ и ПСО, чел. |
Доставлено в РСЦ и ПСО, % |
2017 |
17018 |
9919 |
58,3 |
2018 |
17832 |
16140 |
90,5 |
Год |
Общее число пациентов с ОКС, чел. |
Доставлено в РСЦ и ПСО, чел |
Доставлено в РСЦ и ПСО, % |
2017 |
14807 |
12437 |
84 |
2018 |
14345 |
14331 |
99,4 |
Информация о доле вызовов (обращений) для оказания медицинской помощи в неотложной форме, переданных из станций (отделений) скорой медицинской помощи для исполнения в отделения неотложной медицинской помощи, в общем числе вызовов (обращений) для оказания медицинской помощи в неотложной форме, поступивших на станции (отделения) скорой медицинской помощи, представлена в таблице 8.
Таблица 8
Год |
Количество неотложных вызовов |
Передано в кабинеты неотложной помощи |
Доля вызовов, переданных в кабинеты неотложной помощи, % |
2017 |
61655 |
5926 |
9,6 |
2018 |
147689 |
37894 |
25,6 |
Все станции (отделения) скорой медицинской помощи оснащены медицинскими информационными системами, обеспечивающими автоматизацию работы станции (отделения) скорой медицинской помощи.
Информация об экстренных и неотложных вызовах в будни и выходные дни с 16:00 до 23:00 в 2018 году представлена в таблице 9.
Таблица 9
Месяц |
Будни |
Выходные |
||||
Экстренно |
Неотложно |
Всего |
Экстренно |
Неотложно |
Всего |
|
Январь |
771 |
4272 |
5043 |
244 |
1497 |
1741 |
Февраль |
818 |
4069 |
4887 |
314 |
1842 |
2156 |
Март |
912 |
4397 |
5309 |
399 |
1914 |
2313 |
Апрель |
1103 |
3988 |
5091 |
478 |
1845 |
2323 |
Май |
1259 |
4134 |
5393 |
449 |
1615 |
2064 |
Июнь |
1508 |
3954 |
5462 |
607 |
1774 |
2381 |
Июль |
1611 |
3990 |
5601 |
679 |
1611 |
2290 |
Август |
1742 |
4321 |
6063 |
570 |
1580 |
2150 |
Сентябрь |
1420 |
3629 |
5049 |
776 |
1965 |
2741 |
Октябрь |
1633 |
4221 |
5854 |
546 |
1602 |
2148 |
Ноябрь |
1585 |
4297 |
5882 |
566 |
1715 |
2281 |
Декабрь |
1652 |
4663 |
6315 |
849 |
2322 |
3171 |
Общее количество |
16014 |
49935 |
65949 |
6477 |
21282 |
27759 |
Доля |
24,28% |
75,72% |
|
23,33% |
76,67% |
|
Информация об экстренных вызовах и неотложных вызовах по месяцам в 2018 году представлена в таблице 10.
Таблица 10
Месяц |
Общее количество вызовов |
Количество экстренных вызовов |
Количество неотложных вызовов |
Январь |
23470 |
3917 |
19553 |
Февраль |
24510 |
4396 |
20114 |
Март |
26268 |
5082 |
21186 |
Апрель |
24462 |
5682 |
18780 |
Май |
25281 |
6364 |
18917 |
Июнь |
26004 |
8020 |
17984 |
Июль |
26156 |
8247 |
17909 |
Август |
26432 |
8327 |
18105 |
Сентябрь |
25602 |
8026 |
17576 |
Октябрь |
26552 |
8099 |
18453 |
Ноябрь |
26466 |
7836 |
18630 |
Декабрь |
31720 |
9163 |
22557 |
Всего |
312923 |
83159 |
229764 |
Доля |
100,00% |
26,57% |
73,43% |
В сутки в среднем |
857,3 |
227,8 |
629,5 |
Информация о количестве бригад, работающих в круглосуточном режиме, по станциям и отделениям скорой медицинской помощи представлена в таблице 11.
Таблица 11
Наименование учреждения |
Количество бригад, работающих в круглосуточном режиме |
||
врачебные |
фельдшерские |
специализированные |
|
ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" |
8 |
64 |
7 |
ГБУЗ СО "Тольяттинская станция скорой медицинской помощи" |
5 |
24 |
4 |
ГБУЗ СО "Сызранская станция скорой медицинской помощи" |
2 |
18 |
0 |
ГБУЗ "Самарская областная станция скорой медицинской помощи" |
3 |
13 |
0 |
ГБУЗ СО "Отрадненская городская больница" (отделение) |
0 |
3 |
0 |
ГБУЗ СО "Нефтегорская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
4 |
0 |
ГБУЗ СО "Богатовская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Большеглушицкая центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Большечерниговская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Борская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
2 |
0 |
ГБУЗ СО "Елховская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Исаклинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Камышлинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
4 |
0 |
ГБУЗ СО "Клявлинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Кошкинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Пестравская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Похвистневская центральная больница города и района" (отделение) |
1 |
3 |
0 |
ГБУЗ СО "Приволжская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
2 |
0 |
ГБУЗ СО "Сергиевская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
4 |
0 |
ГБУЗ СО "Хворостянская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
ГБУЗ СО "Челно-Вершинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
2 |
0 |
ГБУЗ СО "Шенталинская центральная районная больница" (отделение) |
0 |
1 |
0 |
2.2.2. Организация деятельности отделений неотложной медицинской помощи
В Самарской области в 66 государственных бюджетных учреждениях функционируют 93 отделения и 27 кабинетов неотложной медицинской помощи, ими на конец 2018 года обслужено 474 383 вызова. Работа отделений и кабинетов неотложной медицинской помощи регламентирована приказами министерства здравоохранения Самарской области от 11.10.2012 N 331 "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме на дому взрослому населению учреждениями здравоохранения Самарской области" и от 24.06.2015 N 22-н "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме детям на дому", в соответствии с которыми в часы работы отделений и кабинетов (с 08:00 до 20:00) часть вызовов в неотложной форме со скорой медицинской помощи передается в вышеуказанные отделения. Часть вызовов по установленным номерам телефонов поступает в эти подразделения непосредственно от жителей Самарской области. Доля вызовов (обращений) для оказания медицинской помощи в неотложной форме, переданных из станций (отделений) скорой медицинской помощи для исполнения в отделения неотложной медицинской помощи в Самарской области, составляет от 5% до 15%.
В настоящее время все станции скорой медицинской помощи Самарской области 100% вызовов в неотложной форме передают в отделения неотложной медицинской помощи поликлиник в их рабочие часы, при этом необслуженными остаются всего от 12% до 19% вызовов, которые возвращаются на обслуживание на станции (отделения) скорой медицинской помощи.
2.2.3. Характеристика информатизации службы скорой медицинской помощи
Информатизация и диспетчеризация службы скорой медицинской помощи (далее - СМП) Самарской области в настоящее время представлена программным комплексом "АДИС", в котором интегрированы компоненты диспетчеризации (диспетчер 03 и диспетчер назначения, старший диспетчер, старший врач), компоненты навигации и мониторинга, обеспечивающие позиционирование спецавтосредств СМП на электронной карте Самарской области, маршруты их передвижения, статусы бригад, контроль расхода горюче-смазочных материалов и т.д. Передача телематической информации для обработки модулем навигации мониторинга осуществляется за счет передачи координат от крекеров ГЛОНАСС, установленных на спецавтосредствах СМП и передающих информацию на телематический сервер данных ВИАЛОН, осуществляющий обработку и передачу консолидированной информации областного масштаба в модуль навигации мониторинга. В 2019-2020 годах в рамках реализации федерального проекта единого цифрового контура здравоохранения планируется развитие информационной системы СМП Самарской области для обеспечения функционирования диспетчерского центра СМП, функционально состоящего из 4 территориальных диспетчерских центров (4 станций СМП - ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ "Самарская областная станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ СО "Тольяттинская станция скорой медицинской помощи", ГБУЗ СО "Сызранская станция скорой медицинской помощи"), объединенных в единую схему управления диспетчерского центра 2-го уровня на базе ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи". Взаимодействие с медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП) в неотложной форме, информационно осуществляется посредством передачи карты вызова со статусом "неотложный" из станции, подстанции СМП в медицинскую информационную систему медицинских организаций, оказывающих ПМСП, в электронном виде. По факту оказания неотложной медицинской помощи информация из медицинских организаций, оказывающих ПМСП, передается электронной картой вызова на станцию СМП.
2.2.4. Сведения о работе санитарной авиации в Самарской области
В настоящее время санитарная авиация как структурное подразделение в Самарской области отсутствует. Санитарная эвакуация больных осуществляется наземным транспортом отделения экстренной и планово-консультативной помощи (далее - отделение) ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина". Отделение организует свою работу в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций при необходимости. Экстренная консультативная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами медицинских организаций Самарской области в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи по профилям (специальностям), в том числе с применением телемедицинских технологий. В режиме повседневной деятельности отделение круглосуточно обеспечивает работу диспетчерской службы по приёму и регистрации вызовов из медицинских организаций Самарской области, своевременное оказание экстренной специализированной медицинской помощи населению Самарской области автомобильным транспортом и контроль за тяжелыми больными, находящимися на лечении в медицинских организациях Самарской области до выхода их из кризисной ситуации. Также силами отделения обеспечивается доставка специалистов различных профилей к месту оказания медицинской помощи.
Медицинская эвакуация проводится в сопровождении специально подготовленного медицинского персонала санитарным автомобильным транспортом, оснащенным специальным медицинским оборудованием. Для обеспечения выездной работы в режиме постоянной готовности находятся 8 медицинских бригад в составе 24 врачей различных специальностей. Кроме того, в рамках подготовки к проведению в г. Самаре чемпионата мира по футболу в 2018 году подготовлено 2 медицинские бригады для работы на санитарной авиации.
Информация об оснащении отделения экстренной и планово-консультативной помощи автомобилями класса "С" представлена в таблице 12.
Таблица 12
N п/п |
Наименование автомобиля |
Класс автомобиля |
Год ввода автомобиля в эксплуатацию |
Количество автомобилей, шт. |
1. |
Ford |
"С" |
2019 |
1 |
2. |
Mercedes |
"С" |
2018 |
7 |
3. |
Ford |
"С" |
2017 |
3 |
4. |
Ford |
"с" |
2010 |
3 |
5. |
Fiat |
"С" (неонатология) |
2013 |
2 |
6. |
Ford |
"С" (неонатология) |
2010 |
1 |
Информация об основных профилях медицинских бригад отделения экстренной и планово-консультативной помощи представлена в таблице 13.
Таблица 13
N п\п |
Профиль |
Зона обслуживания бригады |
Место базирования бригады |
1. |
Кардиология, анестезиология и реаниматология |
Медицинские организации Самарской области |
ГБУЗ "СОКБ им. В.Д. Середавина" |
2. |
Неонатология, анестезиология и реаниматология |
||
3. |
Педиатрия, Анестезиология и реаниматология |
||
4. |
Хирургия, анестезиология и реаниматология |
||
5. |
Нейрохирургия, анестезиология и реаниматология |
||
6. |
Травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология |
||
7. |
Детская хирургия, анестезиология и реаниматология |
||
8. |
Акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология |
Показатели работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи за III квартал 2019 года представлены в таблице 14.
Таблица 14
Период |
Количество выездов |
Эвакуировано, чел. |
Телемедицинские консультации, чел. |
Консультации по телефону, чел. |
I квартал 2019 года |
456 |
280 |
346 |
1000 |
II квартал 2019 года |
474 |
263 |
234 |
1110 |
III квартал 2019 года |
577 |
330 |
208 |
1213 |
Итого |
1051 |
593 |
442 |
2323 |
Показатели работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи в 2016-2018 годах представлены в таблице 15.
Таблица 15
Показатели работы |
Значение показателя по годам |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Количество выездов |
1979 |
2012 |
2105 |
Эвакуировано в медицинские организации Самарской области, чел. |
1193 |
1125 |
1154 |
Эвакуировано за пределы Самарской области, чел. |
16 |
14 |
11 |
Целью реализации Стратегии является развитие системы оказания скорой медицинской помощи с использованием санитарной авиации в Самарской области в формате "24/7" на основе единой службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф в трехуровневой системе оказания медицинской помощи в экстренной форме. В настоящее время сформированы заявки на объем финансовых средств, необходимых бюджету Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", посредством реализации мероприятий по закупке авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (таблица 16).
Таблица 16
Год |
Статья расходов |
Стоимость одного летного часа, руб. |
Количество часов на расчетный период |
Итоговая стоимость на расчетный период, руб. |
2020 |
Закупка авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) |
170 000,00 |
265 |
45 000 000,00 |
2021 |
Закупка авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) |
170 000,00 |
294 |
49 980 000,00 |
2022 |
Закупка авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) |
170 000,00 |
294 |
49 980 000,00 |
Схема строительства и развертывания вертолетных площадок представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Схема строительства и развертывания вертолетных площадок: ПП - посадочные площадки
Таким образом, несмотря на то, что территория Самарской области характеризуется развитой дорожной инфраструктурой, имеются труднодоступные районы, не имеющие транспортного сообщения в осенне-весенний период, расположенные на правом берегу реки Волги, где численность населения в летний период с учетом имеющихся туристических баз и дачных массивов увеличивается до 70 тыс. человек.
Кроме того, в Самарской области имеются такие территории, например г. Сызрань и прилегающие к нему районы, где в настоящее время отсутствуют кардиологические и региональные сосудистые центры, а отдаленность от областного центра составляет более 180 км, где существует проблема эвакуации больных с острым коронарным синдром и острым нарушением мозгового кровообращения.
В целях централизованного управления бригадами скорой медицинской помощи требуется создание на функциональной основе диспетчерского центра.
Учитывая недостаточное количество медицинских работников, подготовленных для работы на санитарной авиации, необходимо организовать профессиональную подготовку дополнительных бригад.
Применение в Самарской области санитарной авиации позволит снизить уровень смертности населения от заболеваний, требующих оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
2.2.5. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии предусматривает достижение следующих результатов:
построена (реконструирована) на территории медицинской организации 1 вертолетная площадка;
развернуто (оборудовано) 5 вертолетных площадок;
организована работа санитарной авиации в Самарской области с возможностью эвакуации пациентов из всех районов Самарской области в круглосуточном режиме;
дополнительно эвакуировано с использованием санитарной авиации до конца 2024 года не менее 433 пациентов.
3. Перечень мероприятий, планируемых к реализации в рамках Стратегии развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Характеристика результата |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
Строительство (реконструкция) на территории медицинских организаций вертолетных площадок |
Средства областного бюджета |
Министерство здравоохранения Самарской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области |
|
1 |
|
|
|
Ввод в эксплуатацию |
Развертывание (оборудование) имеющихся вертолетных площадок со временем доезда до медицинской организации не более 15 минут |
Средства областного бюджета |
Министерство здравоохранения Самарской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области |
1 |
|
2 |
1 |
1 |
Начало функционирования |
Создание на функциональной основе диспетчерского центра централизованного управления бригадами скорой медицинской помощи |
Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области |
Министерство здравоохранения Самарской области |
+ |
|
|
|
|
Начало функционирования |
Профессиональная подготовка медицинского персонала (врач-анестезиолог, врач-неонатолог) и создание дополнительных авиамедицинских бригад |
Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина" |
+ |
|
|
|
|
Подготовка двух авиамедицинских бригад |
4. Основные целевые показатели реализации Стратегии развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Число лиц (пациентов), дополнительно эвакуированных с использованием санитарной авиации (ежегодно, человек не менее) |
|
70 |
78 |
87 |
95 |
103 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Стратегии является развитие в регионе системы оказания скорой медицинской помощи с использованием санитарной авиации в формате "24/7" на основе единой службы скорой медицинской помощи и медицины катастроф. Реализация Стратегии предусматривает строительство (реконструкцию) на территории медицинской организации вертолетной площадки, развертывание (оборудование) 5 вертолетных площадок, организацию работы санитарной авиации в круглосуточном режиме, эвакуацию с использованием санитарной авиации до конца 2024 г. не менее 433 пациентов. Срок реализации стратегии - с 2020 по 2024 гг.
Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Распоряжение Правительства Самарской области от 31 декабря 2019 г. N 1156-р "Об утверждении Стратегии развития санитарной авиации в Самарской области на период до 2024 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 13 января 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 13 января 2020 г., в газете "Волжская коммуна" от 17 января 2020 г. N 6