Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Коралл плюс" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ООО "Коралл плюс" оспаривает конституционность положений пунктов 1 и 3 статьи 61.1, а также пункта 1 статьи 61.9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", примененных арбитражными судами в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Коралл и Ко" при признании недействительными сделок по реорганизации должника в форме выделения из него ООО "Коралл плюс", по передаче образовавшемуся в результате такой реорганизации данному обществу в собственность имущества должника и применении последствий недействительности сделки. При этом суды исходили, в частности, из того, что реорганизация ООО "Коралл и Ко" и передача ООО "Коралл плюс" объектов недвижимости и дебиторской задолженности проведены в целях вывода ликвидного имущества должника, недопущения включения указанного имущества в конкурсную массу должника в случае банкротства ООО "Коралл и Ко" и, соответственно, причинения вреда имущественным правам кредиторов последнего, что позволяет признать их недействительными в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в силу неопределенности своего содержания они допускают возможность отнесения реорганизации общества к числу сделок, оспаривание которых возможно в соответствии с нормами данного Федерального закона, а также не позволяют однозначно определить, с какого момента начинает течь срок исковой давности при оспаривании сделки должника.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 61.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в данном Федеральном законе (пункт 1); правила главы III.1 "Оспаривание сделок должника" данного Федерального закона могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, в том числе к оспариванию соглашений или приказов об увеличении размера заработной платы, о выплате премий или об осуществлении иных выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и к оспариванию самих таких выплат; к действиям, совершенным во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти, применяются правила, предусмотренные данной главой (пункт 3).
Данные законоположения, рассматриваемые, в частности, во взаимосвязи с нормами пункта 2 статьи 61.2 названного Федерального закона, направлены на недопущение совершения сделок в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов и, соответственно, защиту их имущественных интересов и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе. Что касается пункта 1 статьи 61.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающего в числе прочего, что заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов и при этом срок исковой давности исчисляется с момента, когда арбитражный управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки, предусмотренных данным Федеральным законом, то это положение сформулировано таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела и само по себе также не нарушает конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, а также проверка правильности применения оспариваемых норм с учетом данных обстоятельств к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Коралл плюс", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3413-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Коралл плюс" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 3 статьи 61.1, а также пунктом 1 статьи 61.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)