Решение Приморского краевого суда
от 11 сентября 2019 г. по делу N 3а-72/19
Приморский краевой суд в составе:
судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,
при секретаре Гулай А.В.,
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Татьяны Ивановны, Перовой Нины Антоновны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" к департаменту по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" о признании недействующим со дня принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края",
установил:
департаментом по тарифам Приморского края 7 октября 2015 года принято постановление N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3), которое официально опубликовано в издании "Приморская газета" 13 октября 2015 года N 117 (1135).
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трёх и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения.
28 марта 2018 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года, "Приморская газета" спецвыпуск от 4 апреля 2018 года N 40(1534).
Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и "Приморская газета" спецвыпуск от 1 января 2019 года N 1(1631), внесены изменения в приложение "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, слова "0,038550" заменены словами "0,038750", слова "0,030289" словами "0,031050" и слова "0,025654" словами "0,026298".
Иванова Т.И., Перова Н.А., Нешенкова Т.Г. и Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" (далее - ООО "УК "Жилкомхоз") обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлениям о признании недействующим со дня его принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1. В обоснование заявленных требований указали, что данный нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а так же Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила от 23 мая 2006 года N 306). При установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с применением расчётного метода, ответчиком был нарушен порядок, а именно: не были запрошены сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха и средней продолжительности отопительного периода за пять предшествующих отопительных периодов подряд, использована некорректная информация о площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов и о количестве многоквартирных домов, оборудованных приборами учёта тепловой энергии.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго"),
Административные истцы Иванова Т.И., Перова Н.А. и представитель административных истцов Ивановой Т.И., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г., ООО "УК "Жилкомхоз" Ефимов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему. По существу пояснили, что на момент утверждения оспариваемого постановления закончился отопительный период 2017-2018 года, несмотря на это при расчёте нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению административный ответчик использовал данные, приведённые в решении Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по делу N За-167/18, а именно средняя продолжительность отопительного периода 2012-2017 годов в количестве 197 суток и среднесуточная температура наружного воздуха - 5,8°С. Сведения о продолжительности отопительного периода и среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период 2017-2018 годы не запрашивались. Вместе с тем согласно справке от 22 июля 2019 года N ЦСО-1695 Федерального государственного бюджетного учреждения "Приморское УГМС" (далее - ФГБУ "Приморское УГМС"), продолжительность отопительного периода 2017-2018 годов составила 192 дня, а средняя продолжительность отопительного периода за предыдущие пять отопительных периодов подряд равна 194,6 суткам. Среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, согласно указанным данным гидрометеорологической службы, составляет - 5,76°С. При использовании корректных величин продолжительности отопительного периода и среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период норматив потребления коммунальной услуги по отоплению существенно ниже. Кроме того, департамент по тарифам Приморского края при утверждении оспариваемого постановления не использовал предоставленные ему полномочия и не предпринял всех необходимых мер для формирования необходимого объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению методом аналогов. Норматив установлен до получения полной и необходимой информации, без учёта площади всех жилых и нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, без запроса сведений о наличии (отсутствии) приборов учёта отопления в многоквартирных домах. Названные нарушения привели к необоснованному отказу от применения метода аналогов.
Представитель департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В. в судебном заседании доводы, указанные в ранее представленном отзыве и дополнениях к нему поддержала, по существу пояснила, что постановление от 27 декабря 2018 года N 73/1 принято во исполнение решения Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по административному делу N 3а-167/18 и в соответствии с требованиями Правил от 23 мая 2006 года N 306. При этом, департамент по тарифам Приморского края не рассчитывал новый норматив, а исправил ошибку, на которую указал суд. Поскольку нормативы были приняты постановлением от 28 марта 2018 года N 14/4, а в соответствии с пунктом 14 Правил от 23 мая 2006 года N 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет, департамент имел возможность только внести изменения. Невозможность применения метода аналогов и применение расчётного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Представитель заинтересованного лица КГУП "Примтеплоэнерго" Иванов Е.Ю. в судебном заседании доводы в представленных ранее возражениях поддержал, по существу пояснил, что постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 принято во исполнение решения Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года, которым признано не действующим в части постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4. Правомерность использования расчётного метода и сведений о площадях многоквартирных домов предоставленных в письме администрации Ярославского городского поселения от 12 февраля 2018 года N 189 установлена указанным решением Приморского краевого суда. Отопительные периоды 2012-2017 годов это предыдущие пять отопительных периодов подряд по отношению к оспариваемому постановлению. Требований о том, что это должны быть последние пять отопительных периодов подряд Правила от 23 мая 2006 года N 306 не содержат.
Административный истец Нешенкова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения административного дела была извещена надлежащем образом.
Выслушав объяснения административных истцов Ивановой Т.И., Перовой Н.А., представителя административных истцов Ивановой Т.И., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и ООО "УК "Жилкомхоз" Ефимова Д.А., возражения представителя административного ответчика департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В. и представителя заинтересованного лица КГУП "Примтеплоэнерго" Иванова Е.Ю., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил от 23 мая 2006 года N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Департамент по тарифам Приморского края согласно пункту 2 раздела 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 214-па, которое действовало на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, пункту 1.2 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 14 февраля 2019 года N 85-па является органом; исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3, которое официально опубликовано в издании "Приморская газета" 13 октября 2015 года N 117 (1135) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского. муниципального района Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года по делу N За-109/2017 вышеуказанное постановление признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трёх и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения),
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения.
28 марта 2018 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление N 14/4, которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года, "Приморская газета" спецвыпуск от 4 апреля 2018 года N 40(1534).
Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по делу N 3а-176/2018 постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух- , трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1, которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и "Приморская газета" спецвыпуск от 1 января 2019 года N 1(1631), внесены изменения в приложение "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, слова "0,038550" заменены словами "0,038750", слова "0,030289" словами "0,031050" и слова "0,025654" словами "0,026298".
Таким образом, постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 декабря 2018 года N 73/1 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "27 декабря 2018 года"
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил от 23 мая 2006 года N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Как установлено пунктами 10, 11 Правил от 23 мая 2006 года N 306 нормативы потребления в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, устанавливаются по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее трёх лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (пункты 14, 16 Правил от 23 мая 2006 года N 306).
Исходя из содержания пунктов 13, 19 Правил от 23 мая 2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно Приложению N 1 к данным правилам.
В случае невозможности применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, применяется расчётный метод, при котором нормативы определяются по формулам, предусмотренным разделом II Приложения N 1 (пункты 22, 43 Правил от 23 мая 2006 гола N 306).
Порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений с применением расчётного метода установлен пунктами 13, 19, 22, 26, 43, 44 Правил от 23 мая 2006 года N 306, а также формулами 18 - 20 Приложения N 1 к Правилам.
Из материалов дела следует, что решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по делу N 3а-167/2018 постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в : жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края).
На основании указанного решения департаментом по тарифам Приморского края принято постановление от 27 декабря 2018 года N 73/1, которым внесены изменения в установленные постановлением департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 нормативы, заменены слова "0,038550" словами "0,038750", слова "0,030289" словами "0,031050" и слова "0,025654" словами "0,026298".
Фактически постановлением от 27 декабря 2018 года N 73/1 регулятор утвердил новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
Давая оценку доводам административных истцов о несоответствии постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 требованиям законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9 Правил от 23 мая 2006 года N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных или иных специализированных потребительских кооперативов, либо их объединений.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации обоснованием запроса.
Из оспариваемого постановления следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края были определены расчётным методом по формулам, предусмотренным разделом II Приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 , года N 306. В качестве исходных, были использованы данные, приведённые в решении Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по административному делу N 3а-167/18 по административному исковому заявлению Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и ООО "УК "Жилкомхоз" об оспаривании в части постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, а именно средняя продолжительность отопительного периода с осени 2012 года по весну 2017 года в количестве 197 суток и среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период - 5,8°С.
Согласно формуле N 19 приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 года N 306 значение показателя (количество тепловой энергии потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учёта тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными. индивидуальными приборами учёта тепловой энергии (Гкал)) зависит от значений показателя tcp0 (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (град. С)) и показателя
(продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8°С и ниже), которые являются климатическими условиями (пункт 2 Правил от 23 мая 2006 года N 306) и подлежат определению в соответствии с пунктом 44 Правил от 23 мая 2006 года N 306, предусматривающим, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период; при отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется, исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления; при отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населённого пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Несмотря на то, что на момент вынесения оспариваемого постановления закончился отопительный период 2017-2018 годов, в нарушение пункта 44 Правил от 23 мая 2006 года N 306, сведения по среднесуточной температуре и продолжительности отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха +8°С и ниже департаментом по тарифам Приморского края из ФГБУ "Приморское УГМС" не запрашивались.
Изменение исходных данных подтверждается представленной представителем административных истцов справкой ФГБУ "Приморское УГМС" от 22 июля 2019 года N ЦСО-1695, согласно которой продолжительность отопительного периода 2017-2018 годов составила 192 дня, а средняя продолжительность за предыдущие пять отопительных; периодов подряд равна 194,6 суткам. Среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, согласно указанным данным гидрометеорологической службы, составляет - 5,76°С.
Довод представителя административного ответчика о том, что., департамент по тарифам Приморского края не рассчитывал новый норматив, а исправил ошибку, допущенную при расчёте норматива, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определённом для их установления (пункт 15 Правил от 23 мая 2006 года N 306).
Установленный пунктом 16 Правил от 23 мая 2006 года N 306 перечень оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по инициативе установившего их органа, является исчерпывающим.
Кроме того, согласно "Заключению по расчёту нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Ярославского городского поселения Хорольского. муниципального района Приморского края" представленному административным ответчиком, в посёлке Ярославский оборудованы общедомовыми приборами учёта: два двухэтажных, два трёхэтажных и двадцать шесть пятиэтажных домов.
Вместе с тем, из сведений о количестве домов, оснащённых приборами учёта тепловой энергии Ярославского городского поселения по состоянию на 11 сентября 2019 года, представленных по запросу суда ресурсоснабжающей организацией, в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края оборудованы общедомовыми приборами учёта: десять двухэтажных, восемь трёхэтажных, семь из которых допущены и тридцать три, двадцать три из которых допущены пятиэтажных домов.
Также одним из показателей формулы N 20 Приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 года N 306 является S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м).
При расчёте норматива, утвёржденного оспариваемым нормативным правовым актом, регулятором использованы данные об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме содержащиеся в таблице "Данных для определения коммунальных услуг по отоплению жилых помещений с применением расчётного метода", приложенной к письму администрации Ярославского городского поселения от 12 февраля 2018 года N 189 и с интернет-сайта "Реформа ЖКХ" (reformagkh.ru).
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30 декабря 2014 года "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Анализируя сведения, содержащиеся в таблице "Данных для определения коммунальных услуг по отоплению жилых помещений с применением расчётного метода", суд приходит к выводу, что таблица содержит только информацию о площадях лестничных клеток, лестниц (маршей), подвалов, чердаков и служебных помещений (колясочные, бытовки, электрощитовые, техэтажи), суммируемых в последней колонке таблицы как "общая площадь общего имущества", приведённые в ней данные касаются не только домов, управляемых управляющими компаниями, но и домов, управляемых ТСН и ТСЖ,
При этом информация содержащиеся на интернет-сайте "Реформа ЖКХ" (reformagkh.ru) не является официальной.
Таким образом, при принятии оспариваемого постановления регулирующий орган не в полной мере использовал предоставленные ему пунктом 9.1 Правил от 23 мая 2006 года N 306 полномочия по запросу необходимой информации у ресурсоснабжающих организаций для подтверждения невозможности применения метода аналогов в целях установления оспариваемых нормативов.
Кроме того, при расчёте нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчётным методом департамент использовал неполную и недостоверную информацию относительно сведений по среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, средней продолжительности отопительного периода и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома.
При таких обстоятельствах, оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги на отопление в жилых помещениях на территорий Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края не могут расцениваться как рассчитанные с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Исходя из изложенного, требования административных истцов в части оспаривания нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оно ранее применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление Ивановой Татьяны Ивановны, Перовой Нины Антоновны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края".
Обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.
Судья |
Я.А. Римский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 г. по делу N 3а-72/19
Текст решения опубликован не был