Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов за 2018 год согласно приложению к настоящему приказу.
2. Отделу государственной службы и мобилизационной работы Управления делами Министерства экологии и природопользования Московской области разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства в интернет-портале Правительства Московской области.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экологии и природопользования Московской области Воронцова В.В.
Заместитель Председателя Правительства |
Д.А. Куракин |
Утвержден
приказом Министерства
экологии и природопользования
Московской области
от 10.10.2019 N 106-ПМ
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов за 2018 год
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) по результатам осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов за 2018 год (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
1. Общие положения
Целями проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерства при осуществлении государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (далее - обобщение правоприменительной практики) являются:
1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Министерство экологии и природопользования Московской области в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
При реализации функций по осуществлению государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Министерство руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
3) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
4) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
5) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
6) Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
7) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
8) Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
9) Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
10) постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 "Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации";
11) постановление Правительства Российской Федерации" от 19.02.2015 N 138 "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон";
12) Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП Московской области);
13) Закон Московской области от 22.12.2006 N 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области";
14) Закон Московской области от 05.06.2007 N 78/2007-ОЗ "Об экологической экспертизе в Московской области";
15) Закон Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
16) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
17) приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.04.2015 N 174 "Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха";
18) постановление Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области".
Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств и т.д.
2. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
Реализация мероприятий государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2018 года N 763/37 "Об утверждении порядков организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Московской области", распоряжением Министерства от 19.10.2018 N 635-РМ "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов".
Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется в соответствии с действующим законодательством посредством организации и проведения:
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным с органами прокуратуры (далее - План проверок);
- внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Закон N 294-ФЗ;
- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
2.1. Организация плановых проверок
Проверка проводится на основании распоряжения Министерства о проведении проверки.
При проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя должностное лицо, ответственное за организацию плановой проверки, в срок не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты проведения плановой проверки подготавливает проект распоряжения Министерства о проведении проверки по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, в 2 экземплярах и передает его должностному лицу, ответственному за делопроизводство.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении Министерства о проведении проверки.
В распоряжении Министерства о проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя указываются:
1) наименование Министерства, а также вид (виды) государственного контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц Министерства, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (в случае их привлечении);
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) реквизиты административного регламента;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки.
При проведении проверки в отношении гражданина должностное лицо, ответственное за организацию плановой проверки, в срок не позднее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты проведения плановой проверки подготавливает проект распоряжения Министерства о проведении проверки по форме, утвержденной приказом Министерства, и передает его должностному лицу, ответственному за делопроизводство.
Должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день получения проекта распоряжения Министерства о проведении плановой проверки передает его на подпись заместителю министра.
Заместитель министра в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения от должностного лица, ответственного за делопроизводство, проекта распоряжения Министерства о проведении проверки рассматривает его, подписывает, заверяет печатью и передает должностному лицу, ответственному за делопроизводство.
Должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день получения подписанного распоряжения Министерства о проведении проверки регистрирует его в системе межведомственного электронного документооборота, оформляет на бумажном носителе и передает один экземпляр зарегистрированного распоряжения Министерства о проведении проверки должностному лицу, уполномоченному на проведение проверки, второй передается на хранение в Управление.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения зарегистрированного распоряжения Министерства о проведении проверки от должностного лица, ответственного за делопроизводство, изготавливает копию распоряжения, заверяет ее печатью и вносит информацию о проведении проверки, указанную в распоряжении, в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" и государственную информационную систему "Единая государственная информационная система обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области" (далее - ЕГИС ОКНД).
По требованию лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, должностные лица Управления обязаны представить информацию о Министерстве, а также об аккредитованных экспертах и экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий (в случае их привлечения).
По просьбе лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, должностные лица Управления обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с соответствующим административным регламентом Министерства и порядком проведения проверки, используемыми лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору при осуществлении деятельности.
Оплата услуг аккредитованных экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по осуществлению государственного надзора расходов производится в порядке и в размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Должностными лицами Министерства, ответственными за выполнение административной процедуры, являются уполномоченные должностные лица Министерства, указанные в административных регламентах Министерства.
Основанием для начала административной процедуры является:
1) утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок;
2) распоряжение Министерства о проведении проверки, подписанное заместителем министра.
Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, уведомляются Министерством о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Министерства о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен лицом, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору, в Министерство, или иным доступным способом, в том числе в электронном виде с использованием ЕГИС ОКНД.
Плановая проверка проводится с применением проверочного листа.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
2.2. Организация внеплановых проверок
Должностные лица Министерства, ответственные за выполнение административной процедуры, определены административными регламентами Министерства.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) мотивированное представление должностного лица Управления по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора, указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, параметров деятельности лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным Министерством индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
4) ходатайство должностного лица Управления о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
5) распоряжение Министерства о проведении проверки, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с частью "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Управления при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах, указанных в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства, уполномоченными должностными лицами Управления может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор имеющихся в распоряжении Министерства, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Министерства. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах, указанных в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства, уполномоченное должностное лицо Управления подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
По решению министра, заместителя министра предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Заявление о согласовании Министерством с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя подается в орган прокуратуры по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Порядок согласования Министерством с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждения органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
В день подписания распоряжения Министерства о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения Министерство представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения Министерства о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Министерство вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных пунктом 116 административных регламентов Министерства, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части "б" подпункта 2 пункта 110 административных регламентов Министерства, лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, уведомляются Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - далее ЕГРИП) либо ранее был представлен лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, в Министерство.
В случае если в результате деятельности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации Министерство обязано уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований должностные лица Управления при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.
В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Министерством предписания.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
2.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
Основанием для начала административной процедуры является издание распоряжения Министерства об утверждении задания на проведение соответствующих мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Должностными лицами, ответственными за выполнение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являются уполномоченные должностные лица Министерства в пределах своей компетенции на основании задания.
Срок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями определяется заданием на проведение таких мероприятий.
К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся:
плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ;
исследование и измерение параметров компонентов природной среды и горных выработок на земной поверхности аккредитованными экспертами и экспертными организациями с привлечением должностных лиц Министерства.
Организация и проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов осуществляются в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования с применением критериев приоритизации маршрутов проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утверждаемых приказом Министерства.
Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) проводятся с применением проверочного листа.
Основаниями для начала осуществления административной процедуры проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований являются:
1) поступление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
2) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
3) отчет по результатам систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Целью проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений отдельных обязательных требований в рамках оснований проведения планового (рейдового) осмотра (обследования), указанных в административных регламентах Министерства.
В ходе планового (рейдового) осмотра (обследования) проводятся следующие мероприятия:
1) визуальный осмотр особо охраняемой природной территории, земельного участка, акваторий водоема;
2) отбор проб компонентов природной среды (при необходимости);
3) фото-, видеофиксация.
Результаты планового (рейдового) осмотра, обследования оформляются актом планового (рейдового) осмотра, обследования с приложением к нему плана-схемы обследуемой территории (по необходимости) по форме, приведенной в приложениях 11, 12 к административным регламентам Министерства, протоколов отбора проб сточных вод и воды водных объектов, компонентов окружающей среды, фото-, видеоматериалов и иных документов, подготовленных в ходе планового (рейдового) осмотра (обследования).
Акт планового (рейдового) осмотра, обследования составляется в течение 3 рабочих дней с даты завершения планового (рейдового) осмотра, обследования.
Акт планового (рейдового) осмотра, обследования подписывается всеми лицами, участвующими в проведении осмотра, обследования.
В случае выявления при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования нарушений обязательных требований должностные лица Министерства:
1) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме министру или первому заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанной в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
2) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с выявленными нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений;
3) в случае получения в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований должностные лица Управления направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ.
Административная процедура в форме организации и проведения исследования и измерения компонентов природной среды проводится аккредитованными экспертами и экспертными организациями с привлечением должностных лиц Министерства.
Отбор проб для проведения исследования и измерения компонентов природной среды осуществляется на основании заявок, оформляемых по форме, приведенной в приложении 13, в рамках проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
В ходе проведения исследования и измерения компонентов природной среды составляется соответствующий протокол отбора проб, который подписывается лицами, присутствовавшими при их проведении.
По результатам проведения исследования и измерения компонентов природной среды аккредитованные эксперты и экспертные организации выдают должностным лицам Министерства протокол результатов исследования (анализа) и экспертное заключение.
В случае выявления при исследовании и измерении компонентов природной среды нарушений обязательных требований должностные лица Министерства, проводившие указанные исследования и измерения, принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме министру или первому заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки пользователя недр по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
2.4. Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами
Мероприятия по контролю в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору в области охраны окружающей среды, проводятся на основании Реестра.
Состав административных действий при проведении систематического наблюдения и анализа:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору в виде отчетов, обязанность по представлению которых возложена на такие лица;
2) сбор документов и материалов, относящихся к предмету государственного надзора;
3) обработка и анализ документов и (или) информации, относящихся к предмету государственного надзора;
4) подготовка отчета по результатам проведения систематического наблюдения и анализа;
5) прогнозирование состояния исполнения обязательных требований на основании отчета.
Систематическое наблюдение и анализ проводятся должностными лицами Управления государственного экологического надзора Министерства (далее - Управление).
Систематическое наблюдение осуществляется посредством сбора должностными лицами Управления документов и (или) информации в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По результату анализа отчетов должностные лица Министерства:
1) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению нарушений обязательных требований;
2) возбуждают административное производство, дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя Министерства, министру или заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
4) в случае получения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований должностные лица Министерства направляют лицу, в отношении которого проводятся мероприятия по государственному надзору, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Сбор документов и материалов, относящихся к предмету государственного надзора (далее - сбор), осуществляется путем истребования и получения достоверных и в достаточном объеме документов и (или) информации, фото- и видеоматериалов, фото-, видеофиксации, относящихся к предмету государственного надзора, посредством электронной почты, почты России, Московского областного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и ЕГИС ОКНД у лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по результатам экологического мониторинга.
Сбор осуществляется также посредством поиска информации, относящейся к предмету государственного надзора, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в официальных печатных изданиях.
В целях сбора информации должностным лицом Управления готовится проект запроса, содержащий четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию в рамках систематического наблюдения и анализа документов и материалов, а также срок предоставления ответа и подготовки пакета запрашиваемых документов и материалов.
Выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации по результатам систематического наблюдения и анализа является основанием для принятия мер, предусмотренных федеральным законодательством в отношении лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору.
Результаты систематического наблюдения и анализа за соблюдением обязательных требований в рамках осуществления государственного надзора обобщаются начальником Управления в отчет по форме, утвержденной приказом Министерства.
Отчет подготавливается дважды в год: по итогам первого и второго полугодия не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.
Подготовленный и завизированный начальником Управления отчет со служебной запиской направляется министру и (или) заместителю министра.
По результатам настоящей административной процедуры согласованный с министром и (или) заместителем министра отчет размещается на официальном сайте Министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", а также в ЕГИС ОКНД.
В связи с отсутствием на территории Московской области природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов не осуществляется.
3. Предложения по совершенствованию административного законодательства для включения в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Предусмотреть увеличение размера штрафов за непредставление сведений (действующая статья 19.7 КоАП РФ): на граждан - в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Предусмотренное в настоящее время наказание является несоразмерным, так как в итоге может повлиять на ход дела об административном правонарушении, в рамках которого сведения запрашиваются, помогает виновным лицам избежать наказания.
Ввести определение существенных и несущественных недостатков протокола об административном правонарушении (согласно пункту 4 постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 10 октября 2019 г. N 106-ПМ "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства экологии и природопользования московской области по результатам осуществления государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов за 2018 год"
Настоящий приказ вступает в силу с 10 октября 2019 г.
Текст приказа опубликован на сайте Министерства экологии и природопользования Московской области (http://mep.mosreg.ru) 11 октября 2019 г.