Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ДорАльянс" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - Организатор совместной закупки) при проведении Заказчиками, Организатором совместной закупки, аукционной комиссией Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) совместного электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети на территории районов города Ростов-на-Дону в 2020 - 2022 годах (номер извещения - 0358300392919000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Организатора совместной закупки при проведении Заказчиками, Организатором совместной закупки, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Организатора совместной закупки:
1. В один объект закупки неправомерно объединено выполнение не связанных между собой работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Ростова-на-Дону, а также не связанных единым технологическим процессом, что ограничивает количество участников закупки;
2. Даны разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть;
3. В объект закупки неправомерно включены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
4. Неправомерно не проводилось обязательное общественное обсуждение;
5. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция);
6. В документации об Аукционе неправомерно установлено условие о заключении государственного контракта сроком на 3 года.
Представители Организатора совместной закупки на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчики, Организатор совместной закупки действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчиков, Организатора совместной закупки 26.11.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.11.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 714 515 149,44 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.12.2018;
5) источник финансирования - средства бюджета города Ростова-на-Дону.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиками, Организатором совместной закупки неправомерно объединено в один объект закупки выполнение не связанных между собой работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Ростова-на-Дону, а также не связанных единым технологическим процессом, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети.
Вместе с тем, согласно техническому заданию документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта выполнению подлежат, в том числе, следующие виды работ: уборка снега, распределение противогололедных реагентов и песко-соляной смеси, механизированное подметание, уборка остановочных комплексов (подметание, патрульная уборка, очистка урн), очистка и мойка стен остановочных комплексов, выкашивание газонов партерных и обыкновенных, выкашивание территорий с естественным травяным покровом, очистка газонов от опавших листьев при средней засоренности, посадка цветников, деревьев и многолетников и другие работы на территории всех районов г. Ростова-на-Дону, что в совокупности приводит к увеличению объема оказываемых услуг, начальной (максимальной) цены контракта и влечет к ограничению количества участников закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Организатора совместной закупки доказательств обратного не представлено.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчиков, Организатора совместной закупки, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что 15.11.2019 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений документации об Аукционе N РД1, содержащий следующий сведения:
Вопрос: "Согласно документации об Аукционе установлено требования о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20% (двадцать процентов) начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. От какой суммы необходимо отсчитывать стоимость исполненного контракта? От НМЦК всех 8 контрактов, либо любого из контрактов, либо самого большого из 8 контрактов?"
Ответ: "... необходимо рассчитывать от наибольшей начальной (максимальной) цены контракта - 997 068 043, 47 рубля".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя), поскольку нарушение самостоятельно устранено Организатором совместной закупки, путем размещения в ЕИС повторного разъяснения положений документации об Аукционе от 27.11.2019 N РД2, согласно которому подтверждением опыта будет являться контракт (договор), стоимость которого должна составлять не менее 20% (двадцать процентов) начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
3. Согласно доводу Заявителя, в объект закупки неправомерно включены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На заседании Комиссии представители Организатора совместной закупки пояснили, что согласно обоснованию начальной "максимальной" цены контракта в рамках исполнения контракта предусмотрено выполнение работ по организации и обеспечению сбора, погрузки, перевозки, и передачи специализированной организации отходов, образованных (полученных) в результате выполнения комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети к улично-дорожной сети, при этом оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках исполнения государственного контракта не предусмотрено.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Организатором совместной закупки неправомерно не проводилось обязательное общественное обсуждение.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок).
Согласно пункту 2 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе без изменения объекта закупки, запроса предложений;
г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по итогам проведения совместной закупки, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, а также пояснениям представителей Организатора совместной закупки, будут заключены отдельные государственные контракты, начальная (максимальная) цена которых не превышает 1 млрд. рублей.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит в том числе следующее: "Битум нефтяной дорожный. Марки БНД 90/130 и БНД 60/90", при этом, согласно доводу Заявителя, Инструкция не содержит правил указания в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся знаком "/".
Кроме того, согласно доводу Заявителя, техническое задание документации об Аукционе содержит в том числе следующее: "Противогололедный материал. Зерновой состав: частицы размером свыше 10 мм не допускаются", при этом из положений Инструкции, а также с учетом требований ГОСТ 33387-2015 не представляется возможным определить порядок указания в составе заявки указанных характеристик.
Представители Организатора совместной закупки на заседании Комиссии пояснили, что согласно Инструкции к вышеуказанным позициям подлежит применению следующее положение Инструкции: "В случаях, если показатели товаров сопровождаются словами (символами) прямо не описанными в настоящей инструкции, считать, что значения показателей являются неизменными".
Кроме того, представители Организатора совместной закупки на заседании Комиссии пояснили, что "БНД 90/130 и БНД 60/90" не являются характеристикой товара и не предполагают выбор между значением 60 и 90, а также 90 и 130, а также, что требование о соответствии товара "Противогололедный материал" требованиям ГОСТ в документации не установлено.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
6. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено условие о трехлетнем лимите финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 стати 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит, в том числе следующие положения: 4.2. Общий срок выполнения работ: Начало - с момента заключения настоящего Контракта, но не ранее 01.01.2020 года. Окончание - 31.12.2022 года (включительно).
На заседании Комиссии представители Заказчика представили Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 31.10.2019 N 1002 "О принятии решения о заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных бюджетных обязательств", приложением N 4 которого утверждена предельная стоимость выполнения комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети на территории районов города Ростов-на-Дону в 2020 - 2022 годах.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ДорАльянс" обоснованной в части неправомерного объединения в один объект закупки выполнения не связанных между собой работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Ростова-на-Дону, а также предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих ее суть.
2. Признать в действиях Заказчиков, Организатора совместной закупки нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Аукционной комиссии, Организатору совместной закупки, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.11.2019 N 19/44/105/3164 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2019 г. N 19/44/105/3164 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был