Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Диалог Металлстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (аэродромов)(далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Конкурсная комиссия), ООО "Электронная торговая площадка ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" (г. Новосибирск)" (номер извещения 0373100090919000053) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена проектно-сметная документация;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещен график выполнения работ по контракту;
3. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 1).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 30.10.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 606 991 682,98 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.11.2019;
5) дата подачи окончательных предложений на участие в Конкурсе - 26.11.2019;
6) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 28.11.2019;
7) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 1070408243V724100414.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом в ЕИС размещена проектно-сметная документация, а именно ряд томов проектно-сметной документации содержат файлы, которые представлены в виде, не позволяющем определить объем работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является выполнение строительно - монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что Заказчиком в ЕИС размещена проектно-сметная документация в полном объеме, а также, что указанная проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением ФАУ "Главгосэкспертизы" от 02.04.2015 N 498-15/ГГЭ-9894/04.
На основании изложенного, и изучив представленные материалы, а также учитывая, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС ненадлежащим образом размещена проектно-сметная документация, что, в свою очередь, влечет ограничение количества участников закупки и не позволяет участникам закупки сформировать предложение в отношении объекта закупки, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещен график выполнения работ по контракту.
В соответствии с частью 5 статьи 110. 2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Согласно части 6 статьи 110. 2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
На заседании установлено, что в ЕИС в составе Конкурсной документации размещен файл "Приложение N 2" к проекту государственного контракта Конкурсной документации - "График выполнения работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" (г. Новосибирск)".
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на Заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
При этом, в соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(1) Правил.
Пунктом 27(1) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
В соответствии с пунктом 27(3) Правил Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, вправе предусмотреть оценку опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим группам объектов:
а) объекты капитального строительства;
б) особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
в) особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства, или искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки;
г) объекты капитального строительства, включающие особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки.
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%.
В рамках Критерия N 1 установлен Показатель N 1. По Показателю N 1 Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно: "Единая комиссия оценивает государственный и/или муниципальный контракт, контракт и/или гражданско - правовой договор, заключенный с 1 января 2016 года, указанный в форме "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В подтверждение вышеуказанных сведений для присуждения баллов в составе заявки участника закупки должна быть приложена копия исполненного контракта (договора) с актом(ми) о приемке выполненных работ.
Под контрактами (договорами) сопоставимого характера предмету настоящей закупки понимаются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим группам объектов:
- особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства выполнение работ по реконструкции которых является объектом закупки.
Подтверждением наличия опыта будет считаться предоставление документов вместе (копия контракта (договора) + копии акта(ов) о приемке выполненных работ). Оценке не подлежат контракты (договоры), выполнение работ по которым продолжается (являются не завершенными).
Копии вышеуказанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (за исключением проектной документации).
В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, участнику по данному критерию (показателю) присваивается 0 (ноль) баллов.
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта (договора).
При определении лучшего условия исполнения контракта по данному показателю лучшим будет считаться предложение, содержащее исполненный контракт (договор) с наибольшей ценой с актом(ми) о приемке выполненных работ, подтвержденные требуемыми документами".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что указанный порядок оценки установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а также способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на Заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России от 27.11.2019 по делу N 19/44/105/3138 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в установления в Конкурсной документации требования о соответствии выполненных работ недействующим ГОСТам и СНиПам.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии выдано предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе на стадии рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, а также на стадии заключения государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Диалог Металлстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению Закона о контрактной системе выдано на основании решения от 27.11.2019 по делу N 19/44/105/3138 предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы выявленному нарушению переданы на основании решения от 27.11.2019 по делу N 19/44/105/3138 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2019 г. N 19/44/105/3139 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был