Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медкон" (далее - Заявитель) на действия Федерального медико-биологическое агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексу взаимосвязанных мер по вводу в эксплуатации гибридной и интегрированных операционных и отделения реанимации ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства" (в рамках капитального строительства) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009119000196) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован объект закупки;
2. Заказчиком не исполнено предписание от 25.10.2019 по делу N 19/44/105/2824 (далее - Предписание), выданное по итогам рассмотрения жалобы ООО "Тендерное агентство "Концепт";
3. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к товару "Операционный светильник двухкупольный";
4. Заказчиком не предоставлен ответ на запрос разъяснений о предоставлении разъяснений документации об Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 986 587 898 рублей;
4) источник финансирования - средства Федерального бюджета; КБК - 388090801Б0494009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.11.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован объект закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по комплексу взаимосвязанных мер по вводу в эксплуатации гибридной и интегрированных операционных и отделения реанимации ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства" (в рамках капитального строительства).
При этом, Заказчиком выбран код КТРУ 26.60.11.119-00000004 "Система рентгеновская терапевтическая интраоперационная/ постоперационная (является медицинским изделием)".
Приложением N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлено техническое задание на комплекс взаимосвязанных мер по вводу в эксплуатацию гибридной и интегрированных операционных и отделения реанимации ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства" (в рамках капитального строительства), которым установлены, в том числе, следующие требования:
"Необходимо создание и оснащение следующих функциональных медицинских модулей:
a) Модуль гибридной операционной со вспомогательными помещениями;
b) Модуль эндоскопической интегрированной операционной со вспомогательными помещениями;
c) Модуль общехирургической интегрированной операционной с палатой пробуждения и вспомогательными помещениями;
d) Модуль реанимационный со вспомогательными помещениями.
Модули должны быть введены в эксплуатацию как единый комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих непрерывный лечебный процесс. Функционирование модулей должно быть обеспечено набором соответствующих компонентов:
- ограждающие конструкции чистых помещений с встроенными оконечными устройствами инженерных систем (далее Модуль климатический);
- системы медицинские модульные для установки параметров оборудования и осуществления телекоммуникации в режиме реального времени;
- интегрированные операционные столы, один из них совместимый с ангиографической системой;
- операционные светильники, интегрируемые с ламинарными распределителями Модуля климатического;
- консоли хирургические и анестезиологические, реанимационные, для размещения наркозно-дыхательных и иных аппаратов;
- торакоскопические стойки, в том числе с возможностью размещения на хирургической консоли;
- анестезиологическое монтируемое оборудование и оборудование искусственного кровообращения;
- коммуникации, в пределах Модуля климатического, для обеспечения присоединения к инженерным системам и источникам медицинских сред.
Оборудование должно иметь функцию визуального контроля в режиме реального времени, направленную на устранение препятствий для выполнения безопасных, эффективных и воспроизводимых лечебных процедур. Интеллектуальная и интуитивно понятная интеграция визуализации в режиме реального времени, данных пациентов и приложений для выполнения соответствующих процедур должна способствовать оптимизации контроля процедуры в режиме реального времени на различных стадиях лечебного процесса.
В гибридной операционной должно быть реализовано интегрированное решение по централизованному управлению всеми компонентами, медицинского и технологического оборудования при помощи единого интерфейса.
Должна осуществляться цифровая обработка, запись, хранение и передача видеосигналов, как в локальную сеть, так и по определённым IP адресам от всех источников таких сигналов в формате высокого разрешения".
Таким образом, техническим заданием документации об Аукционе устанавливаются требования к различному оборудованию для создания операционных и реабилитационных блоков.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно выбран код КТРУ.
Кроме того, согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что, в том числе, по товарам "Системный операционный стол с принадлежностями", "Операционный светильник" Заказчиком не применены позиции каталога товаров, работ, услуг.
Кроме того, установленный в техническом задании документации об Аукционе, в том числе, "Аппарат искусственного кровообращения" не входит в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Документацией об Аукционе установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 102.
При этом пунктом 2(2) Постановления N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Указанный Перечень содержит код ОКПД 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", который включает в себя, том числе "Мониторы".
При этом, согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта необходимо поставить, в том числе "Монитор жидкокристаллический с клавиатурой и интегрированным персональным компьютером с полностью стеклянной передней стенкой, для монтажа в стену операционной".
Документацией об Аукционе условия допуска радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства N 878 установлены.
Кроме того, согласно пункту 7 Постановления Правительства N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него, а также включенных в Постановление N 102 и не включенных в него.
Вместе с тем, на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении объекта закупки, а также ненадлежащим образом сформирован лот, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и невозможности применения ограничений, установленных в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не исполнено Предписание, выданное по итогам рассмотрения жалобы ООО "Тендерное агентство "Концепт" 25.10.2019.
Статья 105 Закона о контрактной системе устанавливает порядок подачи жалобы для рассмотрения ее по существу.
При этом пунктом 3 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
На заседании Комиссии установлено, что Предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Тендерное агентство "Концепт" по закупке с номером извещения в ЕИС 0173100009119000194.
Таким образом, довод Заявителя о том, что не исполнено Предписание по иной закупке, Комиссией не рассматривается.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования к товару "Операционный светильник двухкупольный".
Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Операционный светильник": "Полная облученность Ее (для каждого купола). не более 500 Вт/м2.", "Центральная освещенность должна быть не менее 160 клк.", "Отношение значения облученности Ee к Центральной освещенности EC (Расчетная энергия излучения для каждого купола), мВт/(м2*люкс), не более 3,6".
При этом, согласно доводу Заявителя, отношение значения Ее к Ес - 500/160=3,125 - это максимально возможное значение параметра при установленных Заказчиком требованиях. При этом Заказчиком предусмотрена возможность указать любые значения в диапазоне 3,125 - 3,6, что вводит участников в заблуждение.
Кроме того, согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Операционный светильник двухкупольный": "Стандарт видео... не менее 1920*1080 пикселей", что, согласно доводу Заявителя, подразумевает 2 073 600 пикселей. При этом Заказчиком предусмотрена также возможность указания количества пикселей "не менее 2000000", что вводит участников в заблуждение, позволяя указать значение 2000000.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не предоставлен ответ на запрос разъяснений о предоставлении разъяснений документации об Аукционе.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 21.11.2019.
Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлено, что датой окончания срока предоставления разъяснений является 20.11.2019.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем подан запрос на разъяснение положений документации об Аукционе 14.11.2019.
При этом Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 15.11.2019 N РД1, содержащее следующую информацию: "В настоящий момент данная закупка приостановлена по результатам вынесенным предписанием Федеральной антимонопольной службы. Будет принято решение о дальнейших действиях заказчика".
Таким образом, действия Заказчика, не давшего ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением комиссии ФАС России от 15.11.2019 N 19/44/105/3012 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом условия допуска отдельных видов изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем описании объекта закупки;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки.
В целях устранения выявленных нарушений, Комиссией выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в нарушение требований Предписания Заказчиком на момент рассмотрения жалобы Заявителя, а именно 26.11.2019, изменения в документацию об Аукционе не внесены.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют сведения и документы, подтверждающие принятие арбитражным судом обеспечительных мер о приостановлении действия вышеуказанного предписания.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не исполнивших предписание, выданного комиссией ФАС России 15.11.2019 по делу N 19/44/105/3012, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
Согласно сведениям ЕИС датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 21.11.2019 в 11:00.
При этом Заказчиком, позже возможного срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно 21.11.2019 в 17:42 опубликовано в ЕИС извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2019 N ИО1.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, отменившего определение поставщика (подрядчика, исполнителя) позже регламентированного срока, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Медкон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1 статьи 36, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя в отношении иной закупки, оставить без рассмотрения.
4. В связи с тем, что закупка отменена, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанным в пунктах 1, 3 мотивировочной части, переданы на основании решения от 15.11.2019 N 19/44/105/3012 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
6. Передать материалы дела от 26.11.2019 по делу N 19/44/105/3034 по нарушениям, указанным в пунктах 4, 5, 6 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2019 г. N 19/44/105/3034 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был