Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "ЛЕВАНТ" (далее - Заявитель) на действия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на передачу неисключительных прав на офисное программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100007519000153) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения заявки, размер обеспечения исполнения контракта;
2. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе излишние требования к программному обеспечению;
3. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к программному обеспечению, права на которое подлежат передачи в рамках исполнения контракта, свидетельствующие о соответствии совокупности указанных требований характеристикам программного обеспечения "МойОфис" единственного производителя ООО "Новые Облачные Технологии".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 02.12.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 03.12.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 757 095 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 0710410234D622500242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.12.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые допущены к участию в Аукционе;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, снижение составило 2%.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения заявки, размер обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается, в том числе размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 44 размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Пунктом 12 информационной карты документации об Аукционе, установлено следующее: "Обеспечение заявки на участие в аукционе установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 37 854 750 рублей".
Пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 227 128 500 рублей".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что размер обеспечения заявки, а также размер обеспечения исполнения государственного контракта установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе излишние требования к программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности" (далее - Постановление N 658), во исполнение которого проводится Аукцион, офисное программное обеспечение должно соответствовать дополнительным требованиям к программам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 г. N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Постановление N 325).
При этом Постановлением N 325 установлены требования к составу, функциональным характеристикам и среде функционирования офисного программного обеспечения, в том числе к офисному пакету.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является передача неисключительных прав на офисное программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти.
На заседании Комиссии установлено, что в технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к офисному программному обеспечению:
- Требования к текстовому редактору;
- Требования табличному редактору;
- Требования к редактору презентаций;
- Требования к почтовому приложению и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в техническом задании документации об Аукционе детализированы дополнительные требования к офисному программному обеспечению установленные Постановлением N 325. При этом требования, установленные Заказчиком, являются конкретизирующими функциональные характеристики предмета закупки и общими для офисных программных продуктов. Кроме того, установление вышеуказанных требований в техническом задании документации об Аукционе обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к программному обеспечению, права на которое подлежат передачи в рамках исполнения контракта, свидетельствующие о соответствии совокупности указанных требований характеристикам программного обеспечения "МойОфис" единственного производителя ООО "Новые Облачные Технологии".
Пунктом 18 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, исполнитель должен, в том числе, обеспечить наличие офисных пакетов не менее чем двух производителей (вендоров) отечественного офисного ПО (при этом один вендор - на один офисный пакет), включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр) и соответствующих требованиям технического задания документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с требованиями технического задания документации об Аукционе в рамках исполнения контракта предусмотрена передача прав на офисное программное обеспечение не менее двух производителей.
При этом согласно сведениям Реестра на момент рассмотрения жалобы совокупности установленных техническим заданием документации об Аукционе требований соответствует два офисных ПО, а именно "МойОфис", "Р7", правообладателями которых являются ООО "Новые Облачные Технологии" и АО "Новые коммуникационные технологии".
На основании изложенного, и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России от 03.12.2019 по делу N 19/44/105/3240 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении описания объекта закупки ненадлежащим образом.
На основании Решения Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛЕВАНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 03.12.2019 по делу N 19/44/105/3240, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.12.2019 по делу N 19/44/105/3240 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 декабря 2019 г. N 19/44/105/3239 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был