Приказ Департамента науки и образования Администрации Самарской области и Департамента здравоохранения Администрации Самарской области от 23 мая 2002 г. N 5/188
"Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям"
В целях реализации конституционных прав граждан на получение доступного образования, в соответствии с решением регионального межведомственного координационного Совета по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии от 24.04.2001 приказываем:
1. Утвердить Порядок организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием, управлений образовательных округов:
2.1. Довести указанный Порядок до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.
2.2. При организации индивидуального обучения руководствоваться настоящим Порядком.
3. Руководителям муниципальных органов управления здравоохранением:
3.1. Довести указанный Порядок до сведения руководителей подведомственных лечебно-профилактических учреждений.
3.2. При организации индивидуального обучения руководствоваться указанным Порядком.
4. Считать утратившим силу приказ Главного управления образования Администрации области от 05.08.98 N 357-од.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента науки образования Администрации области В.А. Прудникову, руководителя управления организации родовспоможения и медицинской помощи детям департамента здравоохранения Администрации области М.Ю. Антимонову, руководителя Главного управления по вопросам семьи, материнства и детства департамента здравоохранения Администрации области Е.Б. Шашарину.
Руководитель |
Е.Я. Коган |
Руководитель департамента |
Г.И. Гусарова |
Утвержден
приказом департамента науки
и образования Администрации области
департамента здравоохранения
Администрации области
от 23 мая 2002 г. N 5/188
Порядок
организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям
1. В целях реализации гарантированных прав граждан на получение общего образования, профилактики безнадзорности, сокращения детей, оказавшихся вне системы образования, создания соответствующих условий для получения образования муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения организуют индивидуальное обучение детей с 1 по 11 класс в возрасте до 18 лет по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
1.1. Для детей (в том числе детей-инвалидов), которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, организуется индивидуальное обучение по медицинским показаниям.
Комиссионное заключение лечебно-профилактического учреждения является основанием:
- для определения на индивидуальное обучение - в случае временного (сроком до 1 года) направления на индивидуальное обучение ребенка, ранее обучавшегося в образовательном учреждении и успешно осваивавшего общеобразовательную программу;
- для направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью определения его специальных образовательных потребностей и рекомендаций по организации психолого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка в отношении детей:
- длительно находящихся на индивидуальном обучении;
- впервые приступающих к индивидуальной форме обучения;
- не осваивающих общеобразовательную программу.
Комиссионное заключение лечебно-профилактического учреждения должно содержать ссылку на пункты и подпункты "Перечня заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы", утвержденного Министерствами просвещения и здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. 281-М1713-186, определять сроки, варианты индивидуального обучения детей (в соответствии с п. 2.2. настоящего Порядка).
1.2. Для детей следующих категорий:
- не приступивших к обучению в общеобразовательной школе до 9-11-летнего возраста;
- имеющих перерыв в обучении 2 и более лет;
- беженцев и вынужденных переселенцев ближнего и дальнего зарубежья, проживающих первые три года на территории Самарской области, при несовпадении их фактических знаний с общеобразовательными программами Российской Федерации и/или наличии языкового барьера, - организуется индивидуальное обучение по социально-педагогическим показаниям в условиях поэтапного перехода на обучение в обычном режиме в массовом классе.
Основанием для организации индивидуального обучения по социально-педагогическим показаниям является заключение ПМПК.
Направление ребенка на ПМПК с целью определения его специальных образовательных потребностей и рекомендаций по организации психолого-медико-педагогического сопровождения осуществляется:
- психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения, муниципального центра психологической службы в системе образования или специализированного учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- органами опеки и попечительства;
- социально-психологической службой территориального центра социальной помощи семье и детям.
Индивидуальное обучение по социально-педагогическим показаниям осуществляется в течение 1 года, по истечении которого проводится повторное освидетельствование на ПМПК.
2. Индивидуальное обучение по медицинским или социально-педагогическим показаниям (далее - обучение) в Самарской области осуществляется в следующем порядке:
2.1. Обучение детей организует образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы.
2.2. Возможны следующие варианты обучения:
- на дому;
- смешанное (обучение как на дому, так и в образовательном учреждении);
- в образовательном учреждении;
по количеству одновременно занимающихся детей:
- индивидуальное;
- индивидуально-групповое (расписание занятий в образовательном учреждении предусматривает организацию обучения по отдельным дисциплинам индивидуально, по другим - в составе класса или группы из двух и более человек);
- групповое (при наличии двух и более обучающихся по одной и той же образовательной программе одной параллели).
Выбор варианта обучения осуществляется образовательным учреждением на основании рекомендаций лечебно-профилактического учреждения и (или) ПМПК с согласия родителей (законных представителей).
2.3. Образовательный процесс осуществляется в строгом соответствии с рекомендациями ПМПК об образовательной программе. Обучение ведется по индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам, разработанным педагогами образовательного учреждения в соответствии с данными комплексного динамического обследования и рекомендациями специалистов образовательного учреждения или муниципальной психологической службы (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога и других) с учетом уровня развития, состояния здоровья, структуры дефекта и возможностей ребенка.
Образовательный процесс должен способствовать максимальному повышению адаптационных возможностей ребенка, предупреждению и коррекции возможных отклонений в развитии, школьных трудностей.
2.4. С целью обеспечения возможностей для профессионального самоопределения детей, длительно находящихся на индивидуальном обучении по медицинским показаниям, при переходе на ступень основного общего образования (в 5 класс) образовательное учреждение рекомендует родителям обратиться в лечебно-профилактическое учреждение или (в отношении детей-инвалидов) в бюро медикосоциальной экспертизы по месту жительства для профессионального отбора. Данные профессионального отбора являются основанием для построения образовательным учреждением работы по профессиональной ориентации в отношении каждого воспитанника.
2.5. Для учащихся, желающих продолжить образование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с данными профессионального отбора, на ступени среднего (полного) общего образования обучение организуется с учетом требований для поступающих в соответствующие средние и высшие учебные заведения.
2.6. Образовательное учреждение:
- обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ;
- на основе примерного учебного плана (приложения 1, 2) разрабатывает и утверждает индивидуальный учебный план и рабочие программы курсов и дисциплин в соответствии с требованиями, изложенными в п.п. 2.3-2.5 настоящего Порядка, осуществляет контроль за их реализацией в процессе обучения;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;
- выдает соответствующий документ об образовании.
2.7. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для индивидуального обучения, производится в пределах общего фонда заработной платы, рассчитанного по нормативам.
3. Лечебно-профилактическое учреждение:
- выдает заключение о необходимости определения на индивидуальное обучение и (или) освидетельствования на ПМПК;
- дает рекомендации по выбору оптимального варианта (в соответствии с п. 2.2 настоящего Порядка) и срока обучения;
- осуществляет профессиональный отбор.
4. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК):
проводит психолого-медико-педагогическое освидетельствование ребенка, по результатам которого выдает заключение и рекомендации, определяющие форму, вариант и программу обучения.
Приложение N 1
к Порядку организации
индивидуального обучения
детей школьного возраста по медицинским
и социально-педагогическим показаниям
Примерный учебный план
для индивидуального обучения по программам массовой общеобразовательной школы и для детей с задержкой психического развития
N п/п |
Наименование предметов |
Количество часов* в неделю в классах |
||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
||
1. |
Русский язык и литература |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3,5 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2. |
Иностранный язык |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Математика |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4. |
История и обществоведение |
- |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2,5 |
5. |
Природоведение |
- |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
География |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
7. |
Биология |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
8. |
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
9. |
Физика и астрономия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
10. |
Черчение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
- |
- |
Итого: |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
* академических
Примечание: образовательное учреждение в соответствии с индивидуальными особенностями, психофизическими возможностями обучающихся имеет право самостоятельно в пределах выделенных часов по классам определять перечень изучаемых предметов, распределять часы по предметам, включать в учебный план дополнительные предметы, выделять часы на коррекционно-развивающие занятия с психологом, дефектологом, логопедом, специалистом ЛФК.
При наличии необходимых средств муниципальные органы управления образованием (учредитель) могут дополнительно выделять часы на вышеуказанные коррекционно-развивающие занятия.
Приложение N 2
к Порядку организации
индивидуального обучения
детей школьного возраста по медицинским
и социально-педагогическим показаниям
Примерный учебный план
для индивидуального обучения по программам для умственно отсталых детей
N п/п |
Наименование предметов |
Количество часов* в неделю в классах |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
1. |
Русский язык, чтение и развитие речи |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
2. |
Математика |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3. |
Естествознание |
- |
- |
- |
- |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
4. |
География |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
5. |
История |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Итого: |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
* академических
Примечание: в первые четыре года осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки оптимальных содержания образования, форм и методов обучения, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности, проводится работа по общему, речевому развитию, коррекции нарушений моторики, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, поведения. На следующем этапе обучения обучающиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям.
Исходя из этого, образовательное учреждение имеет право самостоятельно в пределах выделенных часов по классам определять перечень изучаемых предметов, распределять часы по предметам, включать в учебный план дополнительные предметы, выделять часы на коррекционно-развивающие занятия с психологом, дефектологом, логопедом, специалистом ЛФК.
При наличии необходимых средств муниципальные органы управления образованием (учредитель) могут дополнительно выделять часы на вышеуказанные коррекционно-развивающие занятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента науки и образования Администрации Самарской области и Департамента здравоохранения Администрации Самарской области от 23 мая 2002 г. N 5/188 "Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25 августа 2016 г. N 272-од/410 настоящий документ признан утратившим силу