Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя А.К. Тлехатука, судей З.Р. Биржева, А.Г. Петрусенко,
рассмотрев в заседании вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданина Р.А. Хачмахова на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно",
заслушав заключение судьи З.Р. Биржева, проводившего на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение обращения, установил:
1. В Конституционный Суд Республики Адыгея поступило обращение в форме жалобы гражданина Р.А. Хачмахова на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно".
Оспариваемая норма устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно, в первоочередном порядке предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки) в границах муниципального района, городского округа, на территории которых не менее пяти лет проживает гражданин, подавший заявление.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, в ходе рассмотрения заявления Р.А. Хачмахова о предоставлении ему земельного участка в соответствии с положениями Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года N 59 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно", Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Майкоп" было установлено, что в представленных заявителем документах отсутствуют сведения о его регистрации в границах муниципального образования "Город Майкоп" в период с 5 октября 2012 года по 10 декабря 2012 года включительно, в связи с чем он не достигал установленного оспариваемой нормой закона ценза пятилетнего проживания. Уполномоченным органом заявителю было указано на необходимость предоставления актуальной адресной справки либо решения суда об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования "Город Майкоп" для подтверждения достижения ценза пятилетнего проживания в границах города Майкопа. В противном случае он подлежал снятию с учета по нормам, установленным законом, в связи с чем ему было бы отказано в предоставлении земельного участка.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16 января 2019 года был установлен факт проживания Р.А Хачмахова в период с 4 октября 2012 года по 10 декабря 2012 года включительно на территории города Майкопа. При этом суд установил, что Р.А. Хачмахов постоянно проживал на территории города Майкопа в течение пяти лет, однако, в связи с оформлением приобретенной по федеральной программе "Молодая семья" с использованием средств материнского капитала квартиры N 118, расположенной по ул. Пролетарской, дом 449 в г. Майкопе, в указанный период проживал с семьей без регистрации в домовладении родителей, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Ветеранов, 246, кв.1.
Несоответствие части 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года N 59 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно" статьям 3, 19, 20, 36 Конституции Республики Адыгея заявитель усматривает в том, что данное нормативное положение в силу своей неопределенности по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет уполномоченному органу исчислять срок, необходимый для получения гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка в качестве одной из мер социальной поддержки, требуя соблюдения непрерывности срока проживания в границах конкретного муниципального района, городского округа, а также искусственно ограничивает граждан в выборе места жительства на территории республики и свободы передвижения ввиду того, что получение земельного участка прямо обусловлено обязанностью гражданина проживать не менее пяти лет в границах определенного муниципального района, нарушая тем самым его конституционные права на социальное обеспечение, а также свободу передвижения и выбор места жительства.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, частью 3 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона Республики Адыгея, иного нормативного правового акта Республики Адыгея, муниципального правового акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В силу этого оспариваемый заявителем нормативный правовой акт соответствует категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному Суду Республики Адыгея, и может быть рассмотрен на предмет его соответствия Конституции Республики Адыгея.
3. В соответствии с частью 1 статьи 90 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" правом на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом Республики Адыгея, иным нормативным правовым актом Республики Адыгея, муниципальным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в законе Республики Адыгея.
Согласно статье 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", жалоба на нарушение законом Республики Адыгея, иным нормативным правовым актом Республики Адыгея, муниципальным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если:
1) закон Республики Адыгея, иной нормативный правовой акт Республики Адыгея, муниципальный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон Республики Адыгея, иной нормативный правовой акт Республики Адыгея, муниципальный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон Республики Адыгея, иной нормативный правовой акт Республики Адыгея.
Как указывает в своей жалобе заявитель, обжалуемое законоположение, устанавливающее для граждан, имеющих трех и более детей, в качестве одного из обязательных условий однократного бесплатного получения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимость постоянного проживания в границах муниципального района, городского округа не менее пяти лет, нарушает его конституционные права на социальное обеспечение, а также свободу передвижения и выбор места жительства.
Факт применения обжалуемой нормы закона в конкретном деле заявителя подтверждается приложенными к жалобе копией письма заместителя Главы Администрации - руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации МО "Город Майкоп" (исх. N 12788 от 08.11.2018 года) в адрес заявителя о необходимости подтверждения заявителем факта постоянного проживания в границах города Майкопа в период с 5 октября 2012 года по 10 декабря 2012 года включительно, а также вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 16 января 2019 года по делу N 2-464/2019 об установлении факта проживания гр. Хачмахова Р.А. в период с 4 октября 2012 года по 10 декабря 2012 года включительно на территории города Майкопа.
В этой связи представленные заявителем документы согласно части 2 статьи 90 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" могут рассматриваться как подтверждающие применение обжалуемого положения закона при разрешении конкретного дела заявителя. Тем самым жалоба исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям допустимости, установленным статьей 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея"
Заявителем выполнены общие требования, предъявляемые Законом Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" к обращениям в Конституционный Суд: форма и содержание обращения соответствуют требованиям статей 37 и 38 Закона, обращение оплачено государственной пошлиной.
Согласно статье 36 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Адыгея. Основанием для рассмотрения дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли закон, иной нормативный акт, принятый органами государственной власти Республики Адыгея, Конституции Республики Адыгея.
Следовательно, для принятия данного обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Конституции Республики Адыгея нормы Закона Республики Адыгея.
Таким образом, жалоба гражданина Р.А. Хачмахова на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года N 59 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно" подведомственна Конституционному Суду Республики Адыгея, исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям допустимости, установленным статьей 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", и не содержит каких-либо оснований для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным Судом Республики Адыгея.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, статьями 3, 42, 47, 90, 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея, определил:
1. Принять к рассмотрению жалобу гражданина Р.А. Хачмахова на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2011 года N 59 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно".
2. Назначить дело к слушанию в заседании Конституционного Суда Республики Адыгея на 10 часов 30 минут 19 февраля 2020 года.
3. Назначить судьей-докладчиком по делу судью Конституционного Суда Республики Адыгея З.Р. Биржева.
4. Определить сторонами по делу - гражданина Хачмахова Рамазана Азаматовича, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. Уведомить стороны о принятом решении.
5. Пригласить в судебное заседание по делу стороны, а также представителей: Главы Республики Адыгея, Прокуратуры Республики Адыгея, Администрации муниципального образования "Город Майкоп", Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея.
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 19 декабря 2019 г. "О принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.А. Хачмахова на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно"
Текст определения размещен на сайте Конституционного суда Республики Адыгея (http://www.ksra.ru)