Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение Страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее - СПАО "Ингосстрах") от 04.12.2018 N ИГС-376 (далее - Обращение), по вопросу нарушения порядка расчета страховой премии при осуществлении закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В связи с чем, заказчик в документации о закупке устанавливает соответствующее условие, что предложенная участником закупки цена контракта должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об ОСАГО.
В соответствии со статьями 53, 54.5, 67, 78, 82.4, 83, 83.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурентных процедурах не рассматривается и отклоняется в случае, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в извещении о проведении конкурентных закупок или документации о закупках.
Таким образом, при выявлении несоответствия заявки требованиям, указанным в извещении о проведении конкурентных закупок или документации о закупках, такая заявка подлежит отклонению.
Вместе с тем, ФАС России сообщает, что наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.
Правовые, экономические и организационные основы ОСАГО регулируются положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Исходя из норм пункта 1 статьи 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание N 3384-У).
При этом, частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые организации не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Указанием N 3384-У.
Следовательно, использовать значения базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов ниже установленных Указанием N 3384-У запрещено и является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Информация о размерах базовых ставок страховых тарифов страховой организации размещается на официальных сайтах страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом необходимо учитывать, что все коэффициенты страховых тарифов, установленные Указанием N 3384-У, за исключением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), одинаковы для транспортных средств с равнозначным набором соответствующих характеристик.
Таким образом, основные нарушения порядка расчета страховой премии в в рамках конкурентных процедур по закупке услуг по ОСАГО связаны с применением коэффициента КБМ.
ФАС России обращает внимание, что в настоящее время Банком России разработан проект Указания Банка России "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Проект Указания), который предусматривает:
- КБМ устанавливается на календарный год с 1 января и действует до 31 декабря, является неизменным в течении этого времени и применяется ко всем договорам, заключенным в текущем году;
- учет при расчете КБМ не количества страховых возмещений текущего периода (периода, в который происходит обращение за заключением следующего договора), а количества страховых возмещений в течении предыдущего года после даты определения КБМ в предыдущем году;
- присвоение единого для всех машин в автопарке КБМ для юридических лиц.
Вступление в силу положений, предусмотренных Проектом Указания, позволит исключить нарушения порядка расчета страховой премии при проведении конкурентных закупок на право заключения договоров на оказание услуг по ОСАГО.
|
Д.В. Фесюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2019 г. N ДФ/499/19 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был